Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ'

ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПРОДУКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедев К.А.

Установлены основные подходы к систематизации туристических продуктов. Доказано, что по видам туризма туристический продукт можно разделить на деловой, рекреационный, приключенческий, спортивный и смешанный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ»

доцент

Российский государственный университет туризма и сервиса

Россия, Московская обл., п. Черкизово ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Установлены основные подходы к систематизации туристических продуктов. Доказано, что по видам туризма туристический продукт можно разделить на деловой, рекреационный, приключенческий, спортивный и смешанный.

Ключевые слова: туризм, предложение, продукт, классификация, потребности.

Каждая дестинация может принять для обслуживания определенное максимальное количество туристов, ограниченное количеством мест в средствах размещения, предприятиях питания, разветвленностью транспортной сети, другими материальными, физическими и социально-экономическими факторами в соответствии с определенными границами нагрузки.

Комплексность предложения обеспечивает достижение целевой функции экономической деятельности туристического предприятия. С этой целью необходимо удовлетворить большинство нужд потребителя - как в основных, так и в дополнительных услугах, связанных и несвязанных направлений с туристическим путешествием.

К основным туристическим услугам можно отнести размещение, питание, транспортное обслуживание и страхование. Дополнительные услуги включают бытовые, медицинские, валютно-кредитные, торговые, услуги специальных видов связи и др. Предприятия-посредники предоставляют специфические услуги: заказ билетов на транспорт и бронирование мест на предприятиях размещения; экскурсионные, информационные, культурно-зрелищные, игровые, спортивные, оздоровительные услуги и др.

Особенностью предложения туристических услуг является невозможность сравнения предложения разных предприятий, поскольку туристический продукт создается только в процессе предоставления услуги. В отличие от продукции, которая имеет материальную форму, услуги не могут накапливаться на складах для дальнейшей продажи. Продавец услуги может лишь описать преимущества, которые получит потребитель после предоставления услуги, сравнить ожидаемые выгоды.

Нематериальный характер услуг нуждается в широком использовании информационных средств и разных коммуникационных мерах по эффективному продвижению и реализации туристического продукта, что обуславливает высокий уровень информационного насыщения туристического предложения.

По полноте предоставления можно выделить комплексный туристический продукт (серийный) и частичный. При этом серийный

выступает в виде тура. Тур является первичной коммерческой единицей, которая реализуется потребителю как единое целое по определенному маршруту и в указанные сроки.

В структурном плане тур состоит из туристического пакета и комплекса услуг на маршруте. Туристический пакет предлагает туроператор. В него могут входить обязательные услуги на маршруте: транспортировка туриста к месту отдыха и в обратном направлении, трансфер, размещение в отеле и питание (размещение с завтраком, размещение с полупансионом, размещение с полным пансионом), обязательная экскурсионная и культурная программа.

По видам туризма туристический продукт можно разделить согласно существующим видам туризма (турпродукт для делового туризма, рекреационного, приключенческого, спортивного и т.д.) и смешанного вида (туристический продукт дестинации, который представлен несколькими видами туризма).

Как правило, узкоспециализированные дестинации существуют довольно редко. К ним условно можно отнести те, в которых максимально преобладает реализация туристического продукта определенного вида. Например, экстримальные виды туризма

М.В. Монгуш под экстримальным туризмом понимает определенный вид отдыха, который включает активные действия с элементом реального риска. Это может быть дайвинг, скалолазание, альпинизм, охота [6, с. 8].

В зависимости от стадии технологии производства и реализации существует туристический продукт: средства размещения, предприятия ресторанного хозяйства, учреждение досуга и др.; туристические бюро, туроператоры, турагенты. Туристический продукт в зависимости от категории потребителей, которым он предоставляется, можно разделить на: продукт для туристов, экскурсантов, посетителей и других путешествующих.

По источникам происхождения можно выделить: продукт природы, готовый к использованию в первоначальном виде (вода, воздух, реки и моря, горы и др.) и продукт человеческого труда, израсходованного в прошлом (например: архитектурные комплексы, сооружения, памятки и т.п.).

По месту реализации и видам туризма туристический продукт можно классифицировать как: национальный; иностранный; международный. Под национальным туристическим продуктом можно понимать совокупность природных, климатических, культурных и историко-архитектурных ресурсов, которые используют в туристической деятельности, туристической и сопутствующей инфраструктуре, а также деятельность туристических предприятий, которая выражена в создании, продвижении и реализации конкретных туристических продуктов, направленных на привлечение туристов из других стран и мировых регионов.

Г.Н. Кутепова справедливо пишет, что международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия

было отмечено не только поступательным подъемом международного туристского движения, но и постоянными качественными изменениями в его развитии [2, с. 22].

Следует отметить, что наличие уникальных природных объектов и туристических ресурсов повышает конкурентоспособность национального туристического продукта на мировом рынке. Понятие валового туристического продукта отображает его экономическую количественную характеристику и означает суммарный объем товаров и услуг, произведенных (потребленных) в сфере туризма.

Предложенная структура туристического продукта - продукта труда и товара может рассматриваться как базовый объект управления на разных иерархических уровнях. Классификация туристического продукта будет оказывать содействие обеспечению системного подхода к разработке мероприятий по оптимизации таким управлением.

Использованные источники:

1. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8. - № 2. - С. 4-17.

2. Кутепова, Г.Н. Хобби-туризм как вид специального туризма // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 6. - С. 22-27.

3. Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. -2015. - № 1. - Т. 14. - С. 50-66.

4. Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. -Махачкала, 2014. - С. 25-26.

5. Лебедев К.А. Совершенствование государственного регулирования в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. -№ 24. - С. 139-141.

6. Монгуш, М.В. В поисках экстрима: первые иностранцы, покорившие центр Азии // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 4. - С. 8-15.

7. Федулин А.А., Сахарчук Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8. - № 2. - С. 49-55.

8. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальш проблеми економжи. - 2015. - Т. 166. - № 4. - С. 327-330.

Феоктистова А.А. студент 3го курса НИ ТПУ Россия, г. Томск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.