ЭКОНОМИКА И СЕРВИС
УДК 379.85; 338.48 DOI: 10.22412/1993-7768-11-1-1
ПРОГРАММЫ АДАПТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО
Кривошеева Татьяна Михайловна*, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, [email protected],
Кунцевич Евгения Анатольевна*, помощник проректора, магистрант 2 курса, [email protected],
*ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются сущность и основное назначение адаптивного туризма, его роль в социализации, интеграции, реабилитации и адаптации детей с ограничением жизнедеятельности, перечисляются основные барьеры на пути создания благоприятных адаптивных туристских услуг. Поднимается вопрос необходимости разработки адап-туров для детей с инвалидностью, их позитивное влияние на психологическое состояние ребенка и его взаимоотношения в обществе. Авторами статьи разработана «карта» доступности туристского маршрута, составлена классификация адаптивных маршрутов по назначению, где выделены основные виды туристско-экскурсионных программ, являющиеся наиболее интересными, комфортными, полезными для ребенка с ограничением жизнедеятельности, и применяемым техникам, помогающим создать для ребенка комфортную и позитивную социальную среду во время поездки. Предложены рекомендации по организации адап-туров для детей с инвалидностью, представлена технологическая карта примерного туристского маршрута для детей с особыми потребностями в Калужской области. При организации туров подобные рекомендации очень важны. Они помогут успешно обеспечить все условия для полноценного и комфортного путешествия детей с инвалидностью. Разработанные авторами предложения и рекомендации подтверждают тот факт, что организация адап-туров для туристов с особыми потребностями — достаточно ответственный и сложный процесс, требующий взаимодействия семьи, туроператоров, руководителей туристской дестинации и туробъектов. Адаптивный туризм вносит огромный вклад в процесс развития, социальную реабилитацию ребенка, а потом уже взрослого человека, помогает полноценно сосуществовать в окружающем мире, реализовать себя в этой жизни, удовлетворить свои основные потребности, побывать в интересных местах, посмотреть различные культурные и туристские объекты, получить полезную информацию.
Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, социализация, интеграция, адаптация, адаптивный туризм, туристская дестинация, адап-тур, «карта» доступности
Вопрос социализации детей с ограничением жизнедеятельности средствами туризма в последнее время является достаточно актуальным. По официальным статистическим данным, в 2016 г. в России насчитывается свыше 600 тыс. детей-инвалидов в возрасте до
18 лет1. Адаптивный туризм является новым направлением в туристской индустрии и предназначен для более эффективной социализа-
1 Федеральная служба государственной статистики http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/ (дата обращения: 02.12.2016).
ции, интеграции, реабилитации, адаптации людей с ограничением жизнедеятельности к окружающей среде.
В современном обществе туризм стал играть важную социальную роль в формировании общественного сознания, изменении образа жизни населения, в том числе детей и молодежи. Туризм перестает быть сферой получения только прибыли. Туризм — массовое социальное явление, в котором реализуются различные социально-культурные функции.
Туризм — это путешествия, в том числе для отдыха с лечением, оздоровлением и реабилитацией. Поток туристов с каждым годом увеличивается, спектр целевых групп потребителей расширяется, следовательно, растет необходимость в разработке и развитии туристских услуг для всех, то есть растет спрос на отдых в рамках инклюзивного, доступного для всех туризма.
Туристы, имеющие моторные, психосоматические, психологические нарушения, являются маломобильной и довольно изолированной группой туристов, они не могут полноценно пользоваться услугами туристской индустрии и реализовывать свои социально-культурные потребности. При предоставлении туристских услуг людям с инвалидностью для их комфортного взаимодействия с окружающим миром необходимо учитывать множество специфических особенностей им миром. Часто дискомфорт и трудности людей с ограничением жизнедеятельности связаны не только с их физическими отклонениями, но и с негативным отношением, с которым они сталкиваются в окружающей их среде [1].
Рост численности инвалидов повысил необходимость в разработке адаптивных туристских услуг для лиц с особыми потребностями. Интеграция в жизнь общества лиц с ограничением жизнедеятельности должна быть в первую очередь мотивирована самим обществом по отношению к людям с инвалидностью, обеспечением доступности среды, медицинского обслуживания, созданием для них благоприятных психологических условий, а также техническим и профессиональным сопровождением туристской деятельности. Основное назначение адаптивного туризма — «способствовать решению задач предоставления равных возможностей для лиц с особыми потребностями в туристских услугах с целью полноценной их интеграции в общество, реализации потребностей, не реализуемых в сложившейся жизненной ситуации» [1].
При оказании туристских услуг лицам с особыми потребностями необходимо руководствоваться принципом социальной ответственности перед обществом, стремиться создать благоприятные условия для всех категорий людей, создать доступную среду для всех. Важно, чтобы туристская деятельность была направлена на устранение барьеров жизнедеятельности человека с особыми потребностями.
Использование средств туризма в последнее время играет огромную роль в сфере социальной работы и социальной реабилитации [4]. Благодаря им человек с инвалидностью восстанавливает утраченный контакт с окружающим миром, средствами туристской деятельности создаются необходимые условия для взаимодействия с обществом, участия в общественной деятельности, самосовершенствования, что способствует социальной интеграции, сохранению здоровья и физической реабилитации [8].
Туристско-оздоровительная активность является средством профилактики и регенерации нормальной жизнедеятельности человека.
Следовательно, можно прийти к выводу, что общество заинтересовано в интеграции людей с инвалидностью в туристскую деятельность, в создании доступной среды. Однако существует множество барьеров на пути развития адаптивного туризма: помимо инфраструктурных барьеров, достаточно остро стоят проблемы недостаточной информированности по спектру представленных на рынке туристских услуг, ориентированных на потребителей с особыми запросами.
При организации туристических поездок для лиц с особыми потребностями очень важна разработка социально ориентированной туристской дестинации, где обеспечивались бы такие аспекты, как доступность, безопасность и «комфортная среда» [9].
Однако пока туристские продукты, созданные туристскими агентствами, не всегда могут удовлетворить потребности лица с инвалидностью. Это связано в первую очередь с отсутствием доступной инфраструктуры, а также нехваткой знаний и навыков работы с туристами с особыми потребностями у работников индустрии туризма и гостеприимства [5]. Следует отметить такое понятие в разделе адаптивного туризма, как «адап-тур инклюзив», подразумевающее включение комплекса взаимоотношений медико-физиологического и социально-психологического характера, которые составляют основу туристской равноправной деятельности при сопровождении процесса по-
требления туристских услуг лицами с ограничением жизнедеятельности. Основной целью «адап-тур инклюзив» является потребность в создании равных возможностей, условий и оказание равных услуг лицам с особыми потребностями.
Разработкой туров для лиц с особыми потребностями сейчас занимаются лишь немногие российские туристские агентства. Вследствие этого приходит понимание того, что необходима тщательная работа по изучению и организации адап-туров, адаптации инфраструктуры и подготовка квалифицированных специалистов по работе с туристами с особыми потребностями.
При разработке турпродукта необходимо в первую очередь составить «карту» доступности туристского маршрута, где должна быть отражена следующая информация [3]:
1) доступность экскурсионных маршрутов, дороги (покрытий, переходов, светофоров и т.п.);
2) доступность гостиниц и иных средств размещения, а также подготовленность (профессиональная компетентность) обслуживающего персонала к работе с туристами с особыми потребностями [6];
3) доступность транспорта (его видов и адап-тированность для людей с инвалидностью);
4) доступность инфраструктуры парковок, заправочных станций по пути к точке назначения («турточке»);
5) доступность пунктов питания, мест отдыха, санитарных зон.
Далее необходимо обратиться к классификации. Нужно понять, что хочет от туроператора заказчик. Примером наглядной классификации может стать следующая классификация адап-ту-ров для детей с инвалидностью (см. рис 1), где представлено следующее разделение:
1) по назначению:
• лечебно-оздоровительный адап-тур — тур в лечебно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения (санатории, лагеря) для реабилитации (физической, социально-бытовой, психологической), поддержания здоровья;
• экологический адап-тур — тур с целью ознакомления с уникальными природными территориями страны. Для организации таких туров необходимо обозначить перечень мест, доступных для посещения инвалидами и другими маломобильными группами населения, разработать маршруты движения с учетом длительности пребывания в пути, возможных остановок, организовать специальный транспорт и др.;
• культурно-познавательный адап-тур — тур с целью ознакомления с культурно-историческими ресурсами страны или региона, музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения. При разработке данного тура также очень важным является доступность инфраструктуры туристской дестинации;
• гастрономический адап-тур — путешествие с целью изучения национальной кухни, ее особенностей и традиций. Этот вид туризма приобретает все большую популярность среди обычных туристов и туристов с особыми потребностями;
• спортивный адап-тур предполагает занятие лечебной физкультурой, плаванием, баскетболом, настольным, большим теннисом и т.д. Для этого спортзалы и другие места проведения спортивных мероприятий должны быть оснащены специальным оборудованием. Спортивный туризм заключается в выездах людей с особыми потребностями на особые турниры, различные спортивные мероприятия, параолимпиады, сурдоолимпиады и т.п. Этот вид туризма играет очень важную роль в процессе социализации, интеграции, адаптации, коммуникации людей с ограничением жизнедеятельности с детства;
2) по применяемым техникам:
• индивидуальный адап-тур. В этом туре очень важным является дополнительное индивидуальное сопровождение ребенка: психолог, медицинский работник, социальный работник, волонтер, что обусловлено наличием ограничений у ребенка в движении, либо психологических или медицинских проблем;
• групповой адап-тур. В рамках такого тура необходимо обеспечить ребенку разнообразное социальное окружение: это могут быть дети с иными различными отклонениями, дети разной национальности и интересов. Групповой адап-тур дает ребенку возможность преодолеть барьеры в общении, позволяет узнать что-то новое, интересное из социального окружения и самому проявить себя как личность;
• семейный адап-тур. Главной его целью является улучшение атмосферы внутри семьи, позволяет наладить контакт ребенка с родителями и, наоборот, родителей с ребенком. Помогает понять друг друга, сблизить членов семьи, избавиться от непонимания и проблем, сделать одной командой.
При реализации адап-туров необходимо придерживаться определенных указаний. Важно убедиться, что обеспечены все условия для пол-
ноценного и комфортного путешествия детей с инвалидностью. Были разработаны и предложены следующие общие рекомендации:
• необходимо тщательно проанализировать степень тяжести инвалидизирующей патологии, возраст, степень мобильности и предоставить информацию главному экскурсоводу и обслуживающему персоналу в течение путешествия для более безопасной и доступной поездки [7];
• экскурсовод должен быть квалифицированным специалистом в своей сфере, а именно, в области проведения адаптивных туристских поездок. Должен уметь корректно общаться с детьми с инвалидностью, доступно объяснять экскурсионную информацию;
• обязательное социально-психологическое сопровождение, т.е. участие социального работника или психолога (имеющих специализацию в общении и консультации детей с инвалидно-
стью) для оказания в нужный момент социальной и психологической помощи;
• должно быть предоставлено комфортабельное специализированное транспортное средство, оснащенное подъемниками, удобными поручнями и т.д.;
• водитель транспорта должен иметь также полную информацию о пассажирах с особыми потребностями;
• должен быть проведен тщательный инструктаж по технике безопасности;
• должен быть обеспечен специальный медицинский контроль на протяжении всей поездки;
• необходимо убедиться в том, что все объекты тура, средства размещения, места питания, зоны отдыха максимально доступны, удобны, безопасны для беспрепятственного передвижения детей с инвалидностью.
Рис. 1. Классификация адап-туров для детей с инвалидностью Fig. 1. Classification of adaptive tours for disabled children
Из всего вышесказанного ясно, что организация адап-туров для туристов с особыми потребностями — ответственный и сложный процесс, требующий взаимодействия семьи, туроператора, управления туристской дестинации (муниципальная и государственная власть) и руководителей туробъектов.
Авторы статьи разработали адап-тур для детей с ограничением жизнедеятельности в Калужскую область. Выбор обоснуется близким месторасположением к Москве, природным и культурным разнообразием данного региона, информативным туристским интернет-порталом — Турист-ско-информационный центр «Калужский край»2, а также отсутствием туроператоров по данному направлению, специализирующихся на целевой аудитории «с особыми потребностями». Были проанализированы и проверены основные объекты турпоказа, культурно-исторические учреждения, средства размещения и зоны питания на наличие доступной инфраструктуры.
В целях совершенствования механизмов организации адап-туров и повышения эффективности работ по адаптации инфраструктуры, обучения компетентных специалистов по работе с туристами с особыми потребностями в рамках данной статьи предлагается выдержка из технологической
карты туристского маршрута для детей с ограничением жизнедеятельности. Технологическая карта составлялась в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50681—94 в интересах «Инватур» — некоммерческой организации Благотворительный фонд «Социальная адаптация инвалидов и молодежи». В обобщенном виде материалы технологической карты туристского путешествия по маршруту «Мир глазами детей» представлены в таблице 1 и 2.
Туристический маршрут «Мир глазами детей» начнется с отъезда из Москвы (111674, Москва, 1-я Вольская ул., д. 24, корп. 1) в Калужскую область.
Калужская область известна красивыми пейзажами, лесами, богатым животным и растительным миром. Калужский край прославлен культурно-историческим наследием (дом-музей А.Л. Чижевского, дом-музей К.Э. Циолковского, Государственный музей Истории космонавтики), новыми объектами туризма (культурно-образовательный центр «Этномир», Парк птиц «Воробьи», горнолыжный центр европейского уровня «Квань»).
Экскурсионный маршрут включает в себя путешествие на комфортабельном автобусе из Москвы до Жуковского района Калужской области, в ходе которого можно будет ознакомиться с природными особенностями Московской и Калужской областей и Жуковского района.
Таблица 1
Технологическая характеристика туристского путешествия по маршруту «Мир глазами детей»
Table 1
Technological characteristics of tourist travel on the route «World through the children's eyes»
Основные показатели маршрута Характеристика
1 Сезон — период действия маршрута 2016-2017 гг.
2 Вид маршрута культурно-познавательный
3 Категория сложности простой
4 Протяженность маршрута 402 км
5 Продолжительность путешествия 2 дня / 1 ночь
6 Число туристских групп 1
7 Число туристов в группе 15
8 Всего туристов по маршруту 15
9 Начало обслуживания на маршруте первой группы 9:00
10 Начало обслуживания на маршруте последней группы 9:00
11 Конец обслуживания последней группы 20:00
12 Стоимость путевки По смете за счет членских взносов / на безвозмездной основе по программам благотворительности
2 Туристско-информационный центр «Калужский край» http://visit-kaluga.ru/regions/zhukovskiy_rayon / (дата обращения: 12.12.2016).
Район граничит с городом Обнинском, Боровским, Малоярославецким, Тарусским районами Калужской области, а также Московской областью. Районным центром является город Жуков — в прошлом село Угодский Завод. Как населенный пункт Угодский Завод известен с 1656 г., когда на реке Угодка предпринимателями Марселисом и Акема был основан железоделательный завод. 24 сентября 1974 г. село было переименовано в село Жуково в честь уроженца этих мест Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Так что Жуковский район представляет собой уникальную историческую территорию России. Брендом Жуковского района остается уникальнейший Парк птиц «Воробьи», именно здесь пройдет первая экскурсия нашего маршрута. В коллекции парка собраны экзотические и дикие птицы. Парк имеет всю современную инфраструктуру для обеспечения экологического отдыха3. Здесь дети смогут насладиться удивительным разнообразием птиц, живописной территорией парка, поучаствовать в различных мастер-классах по мыловарению, технике печати на футболках, росписи фигурок из пластика. Парк прекрасно адаптирован для организации экскурсий для людей с ограничением жизнедеятельности. На территории расположено кафе «Пеликан», инфраструктура которого обеспечивает удобное и безопасное посещение данного заведения.
Далее автобус направляется в город Калугу, в гостиницу «Амбассадор», которая оснащена всеми необходимыми удобствами для людей с ограничением жизнедеятельности. Оплата номеров происходит с учетом социальных льгот, которые предоставляются в ответ на официальный запрос «Инватура» в администрацию музея.
Вторая часть туристского маршрута будет включать обзорную экскурсию по г. Калуге. Далее экскурсионная группа едет в Калужский музей изобразительных искусств — одно из ведущих государственных учреждений культуры в этом регионе. Музей является правопреемником Калужского областного художественного музея, созданного в 1917 г. на основе завещанной городу коллекции врача Н.И. Васильева (1832—1917), и Областной картинной галереи «Образ». В музее представлены различные коллекции и экспозиции древнерусского искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Инфраструктура музея полностью адаптирована для приема людей с инвалидностью, в помещении основной экспозиции установлен специальный подъемник, в выставочном зале есть пандус. Музей полностью приспособлен для комфортного безбарьерного передвижения экскурсионной группы с особыми потребностями.
Таблица 2
Программа путешествия по маршруту «Мир глазами детей»
Table 2
The program of the tour "World through the children's eyes"
Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него Наименование туристских предприятий и условия размещения (категории средств размещения) Запланированные туристские услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа), туристских прогулок и походов Внутримаршрут-ные перевозки
1 день: 9:00 Москва - 12:30 Жуковский район, Село Совхоз «Победа» (120 км) Парк птиц «Воробьи» - обед в кафе «Пеликан» (на территории Парка птиц); - экскурсия по Парку птиц «Воробьи»; - мастер-классы по мыловарению, технике печати на футболках, росписи фигурок из пластики ГУП «Мос-гортранс»
17:00. Жуковский район, Село Совхоз «Победа» — 18:30. г. Калуга (92 км) Гостиница «Амбас-садор» (г. Калуга) - размещение в гостинице; - ужин в ресторане БгГкоешё» ГУП «Мос-гортранс»
2 день: г. Калуга г. Калуга — Калужский музей изобразительных искусств - обзорная экскурсия по г. Калуге; - экскурсия по музею ГУП «Мос-гортранс»
17:00. Калуга — 20:00. Москва (190 км) ГУП «Мос-гортранс»
3 Туристско-информационный центр «Калужский край». http://visit-kaluga.ru/regions/zhukovskiy_rayon/ (дата обращения: 12.12.2016).
Предлагаемая автобусная экскурсия для детей с ДЦП в Калужскую область — «Мир глазами детей».
Финансирование экскурсии предполагается за счет членских взносов некоммерческой организации Благотворительный фонд «Социальная адаптация инвалидов и молодежи», а также на безвозмездном оказании услуг Парка птиц «Воробьи». Стоимость услуг экскурсоводов также определяется с учетом социальных льгот, поэтому материальные затраты по данному туристскому маршруту будут небольшими.
Продолжительность экскурсии 2 дня/1 ночь.
Экскурсионная программа:
1 день
9:00 — отправление из Москвы, район Некрасовка, Центр адаптации инвалидов и молодежи;
12:30 — прибытие в Жуковский район, Село Совхоз «Победа» — Парк птиц «Воробьи»;
13:00—14:00 — обед в кафе «Пеликан» (на территории Парка птиц);
14:00 — экскурсия по парку птиц «Воробьи», участие в мастер-классах;
17:00 — отъезд из Парка птиц в г. Калугу;
18:30 — размещение в гостинице;
19:00 — ужин в ресторане «Ег1кое^».
2 день
8:00—9:00 — завтрак в ресторане «Ег1кое^»;
9:00 — освобождение номеров;
9:30 — отъезд, обзорная экскурсия по г. Калуге;
11:00 — прибытие в Калужский музей изобразительных искусств, начало экскурсии по музею;
14:00—15:45 — обед в ресторане «Ег1кое^»;
16:00 — отъезд в Москву;
20:00 — прибытие в Москву.
Итак, при составлении туристских поездок для детей с инвалидностью необходимо очень тщательно продумывать маршрут и постараться обеспечить полноценную, благоприятную и безопасную поездку. Необходимо учитывать индивидуальные психологические и физиологические особенности каждого ребенка. Подобный маршрут будет, безусловно, увлекательным для детей, подарит им множество новых положительных впечатлений и эмоций, много знаний, поможет преодолеть барьеры в общении и поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптивный туризм оказывает существенное влияние на человека с ограничением жизнедеятельности с детства, помогает ему ускорить процесс социализации, оказывает благотворное влияние на интеграцию ребенка в общество, полноценное взаимодействие его с внешней средой, усвоение норм, правил общения и поведения в обществе, формирование собственных ценностей, приобретение опыта, преобразование его и использование на протяжении всей своей жизни. Адаптивный туризм также «вносит свой вклад» в социальную реабилитацию ребенка, а потом уже взрослого человека. Этот вид туризма помогает полноценно сосуществовать в окружающем мире, реализовать себя в этой жизни, удовлетворить свои основные потребности, помогает почувствовать себя такими же, как все.
Список литературы:
1. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 106 с.
2. Кузнецов С.А. Социально-психологическая подготовка специалистов сферы социального туризма кработес инвалидам //Мир психологии. 2013. № 2. С. 177—182.
3. Кунцевич Е.А., Морозов В.В. Кемпинги как основа развития караванинга в России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 3. С. 83—88.
4. Бавельский А.Д. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма // Социальное партнерство учреждений социального обслуживания населения с общественными организациями по работе с детьми-инвалидами: сб. материалов международной научно-практической конференции. М.: ИПК ДСЗН, 2014. 103 с.
5. Педосюк Ю.Ф. Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 29—34.
6. Радыгина Е.Г. Обслуживание гостей с ограниченными возможностями в гостиницах // Социокультурная среда и её развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. С. 213—218.
7. Кунцевич Е.А., Морозов В.В. К вопросу о формировании караван-туров в рамках адаптивного туриз-ма//Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. № 1 (62). DOI: 10.12737/19176.
8. Смирнов А.В. Безбарьерный туризм как актуальное направление развития индустрии сервиса в Санкт-Петербурге // Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. СПб., 2015. С. 357—359.
9. Трескова С.Г. Универсальный городской дизайн и доступная среда жизнедеятельности для инвалидов/вопросы социально-гуманитарного знания. 2015. С. 161—166.
10. Федулин А.А. Профессионализм — требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 2-13.
11. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Мифы о сервисе // Сервис plus. 2010. № 1. С. 3-13.
12. Федулин А.А. Инвестиции в человеческий капитал — путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 79—82.
13. Kortunov V., Fedulin A. A critical analysis of the impact of telecommunications on the worldview of Russian society // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т 15. № 10. С. 1389—1395.
14. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис в историческом и философском осмыслении. М.: ФБГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.
15. Nature-based tourism in Russia. Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., Vetitnev A., Apukhtin A., Kruzhkov D., Kurbanov E., Pecheritsa E., Sakharchuk E., Sharafanova E., Romanova G., Alexanyanc G., Tatarskikh Iu., Belosluttseva L., Smit N., Kryukova O., Vapnyarskaya O., Ilkevich S., Kharitonova T. eta TEMPUS Project «NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia» / Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.
16. Федулин А.А., Сахарчук Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 49—55.
PROGRAMS OF ADAPTIVE TOURISM AS A TECHNOLOGY OF INCLUSION OF DISABLED CHILDREN INTO SOCIETY
Tat'yana M. Krivosheeva, PhD (Candidate of Sciences) in Economics Russian state University of tourism and service, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Evgeniya A. Kuntsevich, the 2nd year master student Russian state University of tourism and service, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract.
The article examines the essence and main purpose of the adaptive tourism, its role in socialization, integration, rehabilitation and adaptation of disabled children and there are the main barriers to the creation of favorable adaptive tourist services. It notes the necessity of developing adaptive tours for disabled children, their positive impact on the psychological state of the child and his relationships in society. The authors of the article developed a «map» of the accessibility of tourist routes, the classification of adaptive routes to destination, where there are showed the main types of tourist programs, which are the most interesting, comfortable, useful for a disabled child, and apply techniques that help for a child to create a comfortable and positive social environment during the trip. The authors propose recommendations for organizations to adaptive tours for disabled children, present the technological map of the approximate trail for children with special needs in the Kaluga region. In the organization of tours such advice is very important. They will successfully provide all conditions for a complete and comfortable journey for disabled children. The authors develop suggestions and recommendations and confirm the fact that the organization of adaptive tours for tourists with special needs is quite an important and complex process that requires the interaction of the family, tour operators, managers of tourist destinations and resorts. Adaptive tourism makes a huge contribution to the process of development, social rehabilitation of the child and
then the adult helps to fully co-exist in the world, to realize themselves in this life, to meet their basic needs, to visit interesting places, to see the various cultural and tourist sites, to get useful information.
Keywords: disabled, disabilities, socialization, integration, adaptation, adaptive tourism, tourist destination, adaptive tours, map of accessibility
References:
1. Sigida E.A., Luk'yanova I.E., Disability and tourism: requirement and availability. Moscow: INFRA-M, 2015, 106p. (In Russ).
2. Kuznetsov S.A., Social tourism experts' socio-psychological training in the work with disabled persons. Mir psikhologii, no. 2, 2013, pp. 177—182. (In Russ).
3. Kuntsevich E.A., Morozov V. V., Camping as the basis for the development of caravanning in Russia. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol.10, no. 3, 2016, pp. 83—88. (In Russ).
4. Bavel'skii A.D., Accessible environment as a factor of development and security of barrier-free tourism. Social partnership of establishments of social service of the population, public organizations that work with children with disabilities: proceedings of international scientific-practical conference. Moscow: IPK DSZN, 2014, 103 p. (In Russ).
5. Pedosyuk Yu.F., Problems of creating barrier-free environment and accessible tourism development. Vestnik RMAT, no. 3, 2014, pp. 29-34. (In Russ).
6. Radygina E.G., Service of disabled guests. Social and cultural environment and its development in conditions of globalization of modern society: proceedings of the V International social and pedagogical readings of B.I. Livshits. Ural state pedagogical University. Ekaterinburg, 2013, pp. 213-218. (In Russ).
7. Kuntsevich E.A., Morozov V. V., On the formation of caravan tours within the framework of adaptive tourism. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 1 (62), 2016. DOI: 10.12737/19176. (In Russ).
8. Smirnov A.V., Disability tourism as actual direction developments of the industry of service in Saint-Petersburg. Rossiya v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh i politicheskikh realiyakh: problemy i perspektivy razvitiya, St. Petersburg, 2015, pp. 357-359. (In Russ).
9. Treskova S.G., Universal city design and accessible living environment for disabled people. Voprosy sotsial'no-gumanitarnogo znaniya, 2015, pp. 161-166. (In Russ). 10. Fedulin A. A., Professionalism is the demand of time. Turizm: pravo i ekonomika, no. 1, 2013, pp. 12-13. (In Russ).
11. Fedulin A.A., Bagdasaryan V.E., Myths about service. Servis plus, no. 1, 2010, pp. 3-13. (In Russ).
12. Fedulin A.A., Investments into Human Capital Assets - Way to Developing Professional Education in Service and Tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 4, 2008, pp. 79-82. (In Russ).
13. Kortunov V., Fedulin A., A critical analysis of the impact of telecommunications on the worldview of Russian society. Middle East Journal of Scientific Research, vol. 15, no. 10, 2013, pp. 1389—1395.
14. Fedulin A.A., Bagdasaryan V.E., Service in historical and philosophical comprehension. Moscow: Russian State University of Tourism and Service, 2010.
15. Nature-based tourism in Russia / Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., Vetitnev A., Apukhtin A., Kruzhkov D., Kurbanov E., Pecheritsa E., Sakharchuk E., Sharafanova E., Romanova G., Alexanyanc G., Tatarskikh Iu., Belosluttseva L., Smit N., Kryukova O., Vapnyarskaya O., Ilkevich S., Kharitonova T. etc. TEMPUS Project «NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia» / Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.
16. Fedulin A.A., SakharchukE.S., Moscow regional education cluster in tourism and service. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, vol. 8, no. 2, 2014, pp. 49-55. (In Russ).
Кривошеева Т.А., Кунцевич Е.А. Адаптивный туризм как технология включения детей с инвалидностью в общество // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 1. С. 4-12. DOI. 10.22412/1993-7768-11-1-1. Дата поступления: 23.12.2016.
Krivosheeva T.A., Kuntsevich E.A., Programs of adaptive tourism as a technology of inclusion of disabled children into society. Servis plus, Vol. 11, no.1, 2017, pp. 4—12 (In Russ). DOI: 10.22412/1993-7768-11-1-1. Received on 23 December 2016.