Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 342-348. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 342-348.
Научная статья УДК 377.6
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.54
Векторная модель практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО
Юлия Викторовна Августова
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается специфика практико-ориентированного обучения будущих юристов в системе СПО, реализуемого в рамках векторной модели - открытой, нелинейной и неравновесной системы. Суть его определяется в ориентации обучающихся на типичные модели практического поведения в профессиональной деятельности. Векторность моделирования позволяет задать нужное направление развития профессиональных навыков будущих юристов. Цель исследования состояла в обосновании использования указанной модели практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе среднего профессионального образования. Научная новизна исследования заключается в разработке векторной модели практико-ориентированного обучения для подготовки будущих юристов в системе СПО, реализуемой через триаду векторов: теоретико-профессиональную и практико-профессиональную направленность, технологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Векторизация характеризует сформированность алгоритма обучения студентов в системе среднего профессионального образования с позиции «интенсивности» и «ориентированности» проявления в конкретном поле.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, подготовка будущих юристов, система СПО, векторное моделирование
Для цитирования: Августова Ю.В. Векторная модель практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 342-348. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.54.
Original article
Vector Model of Practice-Oriented Learning in the Training of Future Lawyers in the System of Secondary Vocational Education
Julia V. Augustova
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the specifics of practice-oriented education of future lawyers in the Secondary Vocational Education (SVE) system, implemented within the framework of the vector model - an open, nonlinear and non-equilibrium system. Its essence is defined by guiding learners towards typical patterns of practical behavior in professional life. Vector modelling allows to set the right direction for the development of future lawyers' professional skills. The aim of the study is to substantiate the use of the above model of practice-oriented education in the training of future lawyers in the system of secondary vocational education. The scientific novelty of the study lies in the development of a vector model of practice-oriented learning for training future lawyers in the system of Secondary Vocational Education (SVE), implemented through a triad of vectors: theoretical-professional and practical-professional orientation, technological readiness to carry out professional activities. Vectorization characterizes the formation of an algorithm for teaching students in the system of secondary vocational education from the position of "intensity" and "orientation" of manifestation in a particular field.
Keywords: practice-oriented learning, training of future lawyers, the secondary vocational education system (SVE), vector modelling
For citation: Avgustova, Yu.V. (2022) Vector Model of Practice-Oriented Learning in the Training of Future Lawyers in the System of Secondary Vocational Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 342348. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.54 (In Russian).
Подготовка квалифицированных специалистов среднего звена независимо от профиля в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного среднего профессионального образования. Его основу составляет система знаний и понимания основ профессии, а также действия, направленные на их практическое воплощение, что напрямую связано с состоянием среднего профессионального образования в обществе.
© Августова Ю.В., 2022
Практика реализации ФГОС СПО в отношении подготовки студентов колледжей и техникумов показывает, что для овладения профессиональными компетенциями необходима тщательная работа, направленная на формирование профессионально-адаптированной личности, ее способности к практической реализации в специальной деятельности. При реализации образовательных программ СПО практическая подготовка направлена на совершенствование модели практико-ори-ентированного обучения, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций студентов. Векторное моделирование позволяет проводить качественную и количественную оценку образовательного процесса и прогнозировать коррекцию его проблемных зон.
Актуальность настоящего исследования объясняется потребностью в разработке научно обоснованной модели практико-ориентированного обучения для подготовки будущих юристов в системе СПО.
Анализ опубликованных работ позволяет констатировать, что проблема совершенствования процесса подготовки студентов - будущих юристов к профессиональной деятельности в современных условиях в аспекте моделирования практико-ориентированного обучения находится пока еще на начальной стадии осмысления (Березюк, 2013; Дорофеев, Ларионова, 2011; Канаева, 2012; Су-хинин, Горшенина, 2014; Ясвин, 2012). Публикации также касаются вопросов развития профессиональной компетенции у студентов СПО (Дороничева, 2016; Дорофеев, Латыпова, 2014).
Исследование эффективности практико-ориентированного обучения студентов СПО возможно проводить средствами векторного моделирования, теоретические основы которого разработаны в исследованиях В.А. Ясвина (2012), А.В. Дорофеева (Дорофеев, Латыпова, 2014; Дорофеев, Ларионова, 2011) и др.
Цель исследования - обосновать использование векторной модели практико-ориентиро-ванного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что векторная модель практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО позволяет сформировать высокий уровень профессиональных компетенций в рамках изучения специальных дисциплин и личностной готовности к реализации профессиональной деятельности.
Методы исследования, используемые в данном исследовании: анализ и систематизация научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование.
Еще в XIX веке академическим сообществом был сформулирован тезис о том, что юридическое образование не подразумевает обязательного знания правовых норм и законов, но есть понимание необходимости осознания будущими специалистами (юристами) принципов и концепций юридического права, потому что только такая направленность обучения может обеспечить подготовку настоящего юриста. Между тем с течением времени концепция в корне изменилась, поскольку сегодня знаний только теории юриспруденции абсолютно недостаточно, поэтому образовательным учреждениям СПО необходимо уделять внимание практической подготовке будущих юристов. Следовательно, нужно внедрять специальные технологии и так выстраивать образовательный процесс, чтобы он был направлен на формирование практических профессиональных навыков будущего юриста.
Практико-ориентированные технологии позволяют студентам действовать в условиях, которые максимально приближены к профессиональным, чтобы выработать навыки, которые будут активно востребованы в специальной самостоятельной деятельности.
В основе практико-ориентированного обучения лежит преобразование теоретических положений, поиск и конструирование новых, реализация умений и навыков на практике, наработка жизненного опыта, получение знаний в ходе осуществления исследовательской деятельности.
Как отмечал В.Н. Кругликов, под организацией практико-ориентированного обучения понимается такая система ведения учебного процесса СПО, при которой его содержание и формы организации служат цели максимальной активизации учебно-познавательной деятельности студентов через комплексное и обширное использование дидактических и организационных средств. При этом активизация обучения может быть достигнута как за счет совершенствования существующих форм и методов работы, так и через изменение всего учебного процесса СПО (Кругликов, 1998).
Использование практико-ориентированных методов обучения в образовательной деятельности кардинально меняет ситуацию, содержание и принципы обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО. В такой ситуации студенты априори заинтересованы в получении информации, которую они сразу же используют и применяют на практике.
Обучение с использованием практико-ориентированных методов не представляет собой исключительную обязанность преподавателя, напротив, в такой системе оно представляется в качестве результата обоюдной активности группы студентов. При этом именно в коллективе возникает эффект соревнования и поддержки в результате сопереживания успехам и неудачам сверстников (Канаева, 2012). Студенты могут также проанализировать и оценить действия других студентов.
Использование практико-ориентированных технологий не имеет своей целью имитирование реальности, а как бы погружает в профессиональную деятельность, что заставляет студентов решать проблемы нетрадиционными способами. Так, например, если при изучении теории и при моделировании профессиональных ситуаций могут оставаться так называемые «белые пятна», то при использовании практико-ориентированных технологий студенты сталкиваются с конкретными обстоятельствами того или иного дела, изучение ситуации становится более реальным и детализированным; снижается шаблонность мышления студентов (Дороничева, 2016).
В подготовке будущих юристов в системе СПО используются следующие практико-ориен-тированные методики - ролевые игры по участию в учебных судебных, переговорных процессах, работа в малых группах, тренинг «Займи позицию», «Живое право» и т.д. Как показывает практика, даже при объяснении содержания основных юридических терминов можно активно использовать практико-ориентированных технологии.
Эффективность практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО обусловливается правильностью выбора модели, в которой будут обозначены системообразующие виды деятельности и организационных форм.
В данной работе мы будем использовать в качестве рабочего определение Ю.В. Березюка, согласно которому «моделирование - это процесс разработки целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения» (Березюк, 2013: 12-14). Именно эта дефиниция, на наш взгляд, наиболее точно передает суть предмета нашего исследования.
Результаты анализа показывают, что сегодня имеется несколько типов моделей, которые могут быть реализованы в практико-ориентированном обучении студентов в системе СПО.
Все модели обучения можно разделить на две основных группы. В первую из них входят модели, которые своей целью имеют формирование тех или иных знаний, умений и навыков. Это группа традиционных моделей обучения. Вторая группа - инновационная, в нее входят модели обучения, направленные на развитие личностных сторон студента (Knowles et а1., 2005).
В традиционных моделях обучения взаимоотношения между студентом и преподавателем носят субъект-объектный характер. В то же время инновационные модели обучения выстраиваются на основе субъект-субъектных взаимоотношений с обязательным использованием инновационных технологий обучения.
Основные типы моделей обучения, описанные ниже, могут быть использованы для диагностики образовательной среды, ее конструирования, для подробного анализа образовательной системы конкретного учреждения СПО. Значение имеют такие компоненты, как характер взаимодействия между студентами и преподавателями, педагогические технологии, подход к процессу обучения, активность или пассивность участия студента.
Первая модель - линейно-функциональная. Для того чтобы так или иначе оказывать воздействие на образовательную среду, следует акцентировать внимание на специфических особенностях данной модели:
• сохранение позиции преподавателей учреждения СПО;
• поддержка иерархической системы управления;
• консультативная помощь преподавателей.
Данная модель имеет свою отличительную структуру, а также признаки, которые свойственны только ей:
• преподаватели учреждения СПО в процессе обучения студентов должны оказывать консультативную помощь студентам;
• педагоги, помимо своих основных профессиональных обязанностей, могут быть и классными руководителями, которые закреплены за группой студентов, а также реализовывать внеучебную деятельность.
Вторая модель - коллегиальная. Название модели уже указывает на характер партнерских отношений между преподавателем и студентом, которые объединяются между собой, чтобы достигнуть определенной цели. Консультационная структура является одним из принципиальных механизмов рассматриваемой модели.
Главное отличие коллегиальной модели обучения состоит в том, что в процессе обучения исключается традиционное предметное преподавание, реализуемое внутренними ресурсами учреждения СПО. При использовании данной модели обучения учреждение СПО привлекает силы сторонних организаций, методических служб и т. д. Следовательно, возможности его в реализации процесса обучения студентов зависят не только от преподавательского состава колледжа, но и от того, в какой мере организация СПО способна привлекать сторонние силы.
При коллегиальной модели обучения внимание акцентируется на результатах предметного обучения студентов и предметном же преподавании, а не на индивидуальных предпочтениях студентов.
Третья модель - матричная. В рамках нее предполагается интеграция в процесс обучения студентов практики, которая реализуется через дифференциацию двух важнейших аспектов современного образования - процесса обучения и практики посредством интегрированного подхода к обучению студентов в системе СПО. Модель ориентирована на личностный рост будущих специалистов - студентов колледжей. Наглядно матричная модель обучения обнаруживает себя в процессе пересечения «вертикальной» и «горизонтальной» прямых, то есть при совмещении предметного преподавания и организации практической работы студентов.
Четвертая модель - модульная. Характерные ее черты:
• независимость от других организационных единиц;
• направленность на процесс обучения студентов с позиции учета их индивидуально-личностных потребностей;
• высокий педагогический профессионализм кадрового состава учреждения СПО;
• наличие стратегии образовательного процесса.
Успешное функционирование модульной модели обучения подразумевает ее реализацию в рамках структурированных блоков. Такая организация модульной модели обучения сближает ее с программированной. Модульная «команда» в учреждении СПО работает на принципе согласия в воспроизводстве единого подхода к процессу профессиональной подготовки студентов.
Еще одна модель - векторная. Это система, отражающая тот или иной подход к образовательной деятельности. Основной «продукт» образовательной среды в рамках реализации векторной модели - это профессионально-активные студенты со сформированными умениями самостоятельно и эффективно принимать решение в профессиональной деятельности, применять теоретические знания в решении практических задач.
Моделирование диагностики компетенций с помощью многомерных векторов было исследовано в ряде работ (Дорофеев, Ларионова, 2011; Латыпова, Дорофеев, 2016; Дорофеев, Латы-пова, 2014). Применение трехмерных векторов для описания анализа результатов математической подготовки позволяет исследователям четко охарактеризовать образовательный процесс по трем основаниям:
1) потенциальные возможности учебной дисциплины в профессионализации личности;
2) степень мотивационно-эмоционального, когнитивного и операционально-деятельност-ного компонентов учебной дисциплины в развитии профессиональных компетенций студента;
3) достижение студентом результатов обучения (Дорофеев, Латыпова, 2014).
Используя в качестве основы векторную модель диагностики профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей, предложенную А.В. Дорофеевым (Дорофеев, Ларионова, 2011), мы разработали собственную модель практико-ориен-тированного обучения для подготовки будущих юристов в системе СПО.
При этом учитывался определенный набор управленческих действий:
- отбор конкретных отношений между преподавателем и студентами, перенос в этих отношениях центра тяжести с образовательной среды на личность субъекта;
- подчинение отобранных отношений целям подготовки будущих юристов в системе СПО;
- формирование объективных связей и зависимостей между педагогическими (между преподавателем и студентами) и личными отношениями участников образовательного процесса;
- создание педагогических условий для подготовки будущих юристов в системе СПО;
- изучение и учёт педагогических результатов построения системы подготовки будущих юристов в системе СПО, корректировка процессов её функционирования и развития1.
Векторная модель практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО представлена нами как открытая, нелинейная и неравновесная система (рис. 1). Векторизация характеризует сформированность профессиональных компетенций студентов в системе среднего профессионального образования с позиции «интенсивности» и «ориентированности» проявления в конкретном поле. Таким образом, показатель уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов СПО будет тем выше, чем больше значение показателя, который характеризует рассматриваемый вектор.
1 Байдало Е.Н., Герасимова М.А., Шлыкова Е.В. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области : методические рекомендации. Екатеринбург, 2020. 70 с.
Рисунок 1 - Векторная модель практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе среднего профессионального образования
Вектор k (k1 k2 k3) характеризует сформированность теоретических знаний, необходимых для профессиональной деятельности юриста при помощи практико-ориентированных технологий студентов СПО. Компоненты вектора выражают мотивационный, ценностный и содержательный аспекты профессиональной компетентности.
Вектор p (p1 p2 p3) отражает степень выраженности профессиональных навыков и умений будущих юристов колледжа. Компонентами вектора выступают коммуникативная, деятельност-ная и рефлексивная составляющие профессиональной компетентности.
Вектор d (d1 d2 d3) характеризует личностную готовность к осуществлению профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса СПО. Компонентами вектора выступают: коэффициент личностной готовности студентов к учебной деятельности по программе обучения; коэффициент овладения профессиональными навыками в рамках изучения специальных дисциплин; коэффициент соответствия личностной и профессиональной готовности для реализации профессиональной деятельности (технологическая готовность студентов).
«Интенсивность» сформированность профессиональной компетентности студентов СПО характеризуется модулем векторов:
\к\ = vk?+ k| + k|, |р| = vpÎ+pI+pÎ, |d| = vdftdftdl (1)
Таким образом, векторная модель практико-ориентированного обучения будущих юристов в системе СПО рассматривается нами через триаду векторов: теоретико-профессиональную и прак-тико-профессиональную направленность, технологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса СПО. Результатом же практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО становится высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в рамках изучения специальных дисциплин и личностной готовности студента к реализации профессиональной деятельности.
Принципиальным отличием данной модели практико-ориентированного обучения в системе СПО является выделение критериев профессиональной подготовки юристов в трех направлениях:
1) теоретико-профессиональном;
2) практико-профессиональном;
3) технологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса СПО.
Разработанная нами модель практико-ориентированного обучения показывает, что векторный модуль характеризует «интенсивность», а направленные косинусы - «ориентацию» по отношению к координатным осям - к, р, б. Эффективность векторного моделирования практико-ори-ентированного обучения в подготовке будущих юристов определяется с точки зрения диагностики результатов профессиональной подготовки студентов.
Апробация модели проводилась на базе колледжа профессионального образования ПГНИУ при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГПУ). Выборкой послужили 200 студентов 2 курса, обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», составившие контрольную и экспериментальную группы.
Результаты проведенной диагностики показали, что значения модулей векторов профессиональной подготовки в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
кконт (6,4; 4,2; 5,2), |к| = 9,3 кэксп (7,2; 6,5; 6,8), |к| = 11.8
Рконт (2.7; 3,1; 2,8); |р| = 4,8 Рэксп (6.5; 6,9; 6,4); |р| = 12.8
dконт (3,4; 3,2; 4,3); Ш = 6,3 dэксп(6,2; 6,5; 7,8); Ш = 12.2
Следовательно, интенсивность проявления теоретико-профессиональных, практико-про-фессиональных составляющих подготовки и готовности к осуществлению трудовой деятельности более выражена у студентов экспериментальной группы.
Таким образом, результаты диагностики подтвердили первоначальное предположение о том, что использование векторной модели практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО позволяет сформировать высокий уровень профессиональных компетенций в рамках изучения специальных дисциплин и формирования личностной готовности к реализации профессиональной деятельности.
В заключение можем сделать следующие выводы:
1. Внедрение практико-ориентированных технологий в подготовку будущих юристов в системе СПО является одним из эффективных методических средств профессионального обучения студентов. Основной целью их реализации является развитие у будущих специалистов таких профессиональных навыков и компетенций, которые повышают их конкурентоспособность и профессионализм на современном рынке труда. Особенностью практико-ориентированных технологий, используемых в подготовке юристов в системе СПО, является то, что они основаны на побуждении студентов к практической деятельности, без которой процесс овладения знаниями невозможен.
2. Векторизация характеризует профессиональную подготовку будущих юристов в системе СПО через триаду векторов: теоретико-профессиональную, практико-профессиональную направленность, технологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса СПО. Показатель эффективности профессиональной подготовки будущих юристов в системе среднего профессионального образования будет тем выше, чем больше значение показателя, который характеризует рассматриваемый вектор.
3. Представленная векторная модель профессиональной подготовки будущих юристов в системе СПО направлена на формирование у студентов устойчивой профессиональной ориентации на получение образования, повышение уровня специальной компетентности при освоении образовательной программы, формировании такого уровня квалификации, который будет максимально приближен к требованию современного рынка труда.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в практической реализации векторной модели практико-ориентированного обучения в подготовке будущих юристов в системе СПО с целью формирования у них профессиональных знаний, умений и навыков, а также при разработке комплекса практико-ориентированных заданий, направленных на развитие профессиональных компетенций для студентов юридических специальностей.
Список источников:
Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 12-14.
Дороничева Р.М., Иващенко Г.А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО // Аспекты и тенденции педагогической науки. СПб., 2016. С. 167-170.
Дорофеев А.В., Ларионова О.Г. Векторное моделирование профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущего педагога // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 2 (4). С. 99-109.
Дорофеев А.В., Латыпова А.Ф. Многомерная диагностика компетентностно-ориентированной математической подготовки в вузе // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19, № 1. С. 253-258.
Канаева Т.А. Профессиональное составление студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12 (20). С. 1-13.
Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб., 1998. 308 с.
Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Балльно-рейтинговая система как средство реализации векторной модели многомерной диагностики результатов обучения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24937 (дата обращения: 24.12.2022).
Сухинин В.П., Горшенина М.В. Диагностика образовательной среды вуза с помощью векторного моделирования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 1 (21). С. 186-192.
Ясвин В.А. Оценка студентами университетской среды на основе метода векторного моделирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, № 2. С. 33-37.
Knowles M.S., Holton E.F., Swanson P.A. The Adult Learner. Definitive Classic in Adult Education and Human Recourse Development. San Diego, 2005. 391 р.
References:
Berezyuk, Yu. V. (2013) Preparation of Future Teacher for Application of Modeling Pedagogical Situations in the Studying Process. Karelian Scientific Journal. (1 (2)), 12-14. (In Russian).
Dorofeev, A. V. & Larionova, O. G. (2011) Vector Modeling of Professionally-oriented Mathematical Training of a Future Teacher. Issues of Social-Economic Development of Siberia. (2 (4)), 99-109. (In Russian).
Dorofeev, A. V. & Latypova, A. F. (2014) Multidimensional Diagnostics of the Competence-Oriented Mathematical Education at University. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 19 (1), 253-258. (In Russian).
Doronicheva, R. M., Ivashchenko, G. A. (2016) Praktiko-orientirovanny'j podxod v podgotovke konkurentosposobny'x spe-cialistov v sisteme SPO [The Practice-Oriented Approach to Training Competitive Specialists in the Secondary Vocational Education and Training System]. In: Aspekty i tendentsiipedagogicheskoi nauki. St. Petersburg, рр. 167-170. (In Russian).
Kanaeva, T. A. (2012) Professional Growth of Studetns in Secondary Vocational Education in the Context of Practice-Oriented Technology. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. (12 (20)), 1-13. (In Russian).
Knowles, M. S., Holton, E. F. & Swanson, P. A. (2005) The Adult Learner. Definitive Classic in Adult Education and Human Recourse Development. San Diego. 391 р.
Kruglikov, V. N. (1998) Aktivnoe obuchenie v texnicheskom vuze: teoriya, texnologiya, praktika [Active Learning in Technical Higher Education: Theory, Technology, Practice]. St. Petersburg. 308 р. (In Russian).
Latypova, A. F. & Dorofeev, A. V. (2016) Point-Rating System as a Means of Implementing the Vector Model of Multidimensional Diagnostic Results of Learning. Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya, № 4. Available from: https://science-edu-cation.ru/ru/article/view?id=24937 (viewed 24 December 2022). (In Russian).
Sykhinin, V. P. & Gorshenina M. V. (2014) Diagnostics of the Educational University Environment by Means of Vector Modeling. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. (1 (21)), 186-192. (In Russian).
Yasvin, V. A. (2012) Otsenka studentami universitetskoi sredy na osnove metoda vektornogo modelirovaniya [Students' Assessment of the University Environment Based on the Vector Modeling Method]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 1 (2), 33-37. (In Russian).
Информация об авторе Ю.В. Августова - аспирант Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, Уфа, Россия.
Information about the author Yu.V. Avgustova - PhD student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.