УДК 372. 879. 6
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-95-102
АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОПЕДЕВТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Ю. В. Августова
Колледж профессионального образования Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь
Представлены результаты исследования, затронувшего актуальную проблему системы профессионального юридического образования, - степень соответствия специалиста требованиям рынка труда, а также повышение качества их практической подготовки. Научно обоснована эффективность применения практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа с целью успешной адаптации будущих юристов в профессиональной деятельности. В качестве основного метода исследования выступил педагогический эксперимент, целью которого стала апробация практико-ориентированных технологий в процессе обучения. В исследовании использованы методы анализа и обобщения, опрос, тестирование, педагогическое наблюдение и методы математической статистики. Представленные практико-ориентированные технологии направлены на овладение обучающимися профессиональных компетенций и предусматривают поэтапное прохождение студентом трех модулей: целеполагание дидактических циклов, отбор оптимальных средств с учетом особенностей этапа обучения, реализация образовательной деятельности, характеризуемой интеграцией проектной и проблемной технологий при соблюдении условия дифференцированного обучения. Введение в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения студентов колледжа - будущих юристов, предусматривающих поэтапное освоение знаний и умений, позволяет на достоверном уровне сформировать основные профессиональные компетенции у обучающихся с целью их успешной адаптации в будущей профессии юриста. Применение в процессе обучения деятельностных и интерактивных методов, введение имитационного моделирования и проектирования, а также технологии решения ситуационных задач можно рассматривать в качестве эффективного инструмента формирования у студентов профессионально-ориентированных умений и навыков.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, качество образования, студенты колледжа, образовательный процесс, практико-ориентированные технологии.
На сегодняшний день особенно актуальной проблемой системы профессионального юридического образования является степень соответствия специалиста к требованиям рынка труда, а причиной сложившейся ситуации - снижение качества их практической подготовки. Предпринятый ряд государственных мер, направленных на решение названной проблемы, в частности реализация основных положений компетентностного подхода, выступающих в качестве основания для образовательных стандартов, изменение объема и места профессионально-ориентированной практики в общей системе подготовки, не позволили достичь заданных требованиями рынка труда параметров [1]. В связи с вышеизложенным противоречие, существующее между требованиями современного рынка труда и уровнем подготовки специалистов, определяет необходимость поиска наиболее оптимальных путей его разрешения.
Цель настоящего исследования заключается в научном обосновании эффективности применения практико-ориентированных технологий в образовательном процессе коллед-
жа с целью успешной адаптации будущих юристов в будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время в практике организации образовательного процесса, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда, отмечается тенденция открытости к использованию практико-ориентированных технологий, наряду с включением в учебный процесс онлайн-курсов, тренажеров, симуляторов, игровых технологий и с углублением индивидуализации обучения [2]. Качественные изменения на этапе профессионального образования у будущих юристов актуализируют новую совокупность требований, реализуемых ими в деятельности, что определяет необходимость формирования компетенций, позволяющих достигать результатов в специфической профессионально-предметной сфере. Значимость достижения метапредметных практико-ориентированных результатов обучения подчеркивается введением с 1.07.2020 г. соответствующих поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
Рост интереса к применению в образовательном процессе практико-ориентированных технологий подготовки будущих специалистов обусловлен необходимостью преодоления разрыва, существующего в настоящее время между их теоретической и практической подготовкой, что находит отражение в возникающих у них проблемах в ходе профессиональной деятельности. Данные проблемы свидетельствуют о недостатках образовательных программ и учебного материала. В ходе теоретического анализа материала, представленного в существующих в настоящее время исследованиях, был выявлен относительно большой накопленный опыт в данном направлении [3].
Исследованием педагогических условий реализации практико-ориентированного обучения, моделей его внедрения, обоснованием практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке занимались С. Алферьев, С. Берлина, М. Бокарев, Ю. Ветров, Е. Герасимов, Т. Дмитриенко, Н. Клушина, Д. Корнеев, Е. Мычко, И. Петрова, И. Руднева, А. Рыблова, В. Северов, Е. Стахиева и другие ученые [4]. Д. О. Гаспарян представил авторскую модель практико-ориентированной подготовки обучающихся, которая содержала в себе совокупность этапов (теоретико-методический, актуализации взаимодействий, результативно-компетентный) [5]; О. А. Трубниковой выстроена система профессионально-ориентированных заданий, направленных на эффективное овладение студентами технологической компетентностью [6]. Н. Л. Бондаренко и Ю. А. Хватик предложили перенести акцент в образовательном процессе на организацию непрерывной практики [7], Н. А. Паршина -выстроить систему профессионально-ориентированных заданий, направленных на эффективное овладение студентами технологической компетентностью [8]. По мнению И. В. Юр-ковской, для достижения заданных образовательных целей и разрешения выделенного нами противоречия особое внимание следует уделить интеграции общих и специальных образовательных методик [9], а согласно Е. И. Бесхлебному, требуется расширение опыта практической деятельности обучающихся с обязательным использованием активных методов обучения в малых группах [10].
Осуществленный нами анализ позволил сделать вывод о наличии схожих подходов, применяемых к формированию профессиональных компетенций будущих специалистов, и выраженной тенденции усиления практико-ориентированного образования в целом. Однако наравне со вышеизложенным следует подчеркнуть недостаточность представленных в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов эмпирических данных, свидетельствующих о содержании и способах подготовки будущих специалистов.
Таким образом, опираясь на представленный материал, следует сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в установлении механизмов подго-
товки студентов колледжа к реализации выдвинутых стандартом требований к результатам обучения, а задачей опытно-экспериментальной части настоящего исследования выступает экспериментальная апробация практико-ориентированных технологий, формирующих у студентов-юристов колледжа профессиональные компетенции. Применение практико-ори-ентированных технологий обосновано поэтапным введением заданий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности студентов, с соблюдением адаптационных принципов и с отбором применяемых методов и средств.
В качестве основы для применения практико-ориентированных технологий выступили этапы овладеншебудущимиспециалистами спецификой профессиональнойдеятельнос-тью, среди которых нами выделены следующие:
Л)нсапваноеоПщихзнаной в оаоках пунгбьммногофатеппалы;
2) освоение студентами знаний, обладающих профессиональной направленностью;
3) непосредственно профессиональная деятельность, реализуемая посредством приме-ненили внедренол добр азлаат^еалпый пр оц ес ссмреепае пр а1е^™^^с^л^пиитир 01^а^еа^п; тех -нологий, позволяющих в ходе их реализации сформировать умения и навыки, лежащие в еьмкаостлбьо профйссфофгльоокдеапалнносби, ^ны:^1^^иыбв^воо^1^т^Сби(^1^1^ыКодаце(^с и повысив уровень конкурентоспособности будущих специалистов.
Таким образом, адаптация в контексте реализации практико-ориентированных техно-ллгимырепставлена е воде инйвгрсцнмннпавпйюоссса нхджоенфйвеодбщвююрофесеию путем постепенного приспособления обучающихся к ее требованиям, осуществляемого в oблезoмaле.сьойм прдмносе, включающегдеядмодулей (рис. 1).
Рис.1. /Гаптация будущих юристовкпрофессиональн ой деят^е^ь^н^с^ти
Пpедcтсвлеццыeмепдпpомeнeниeмдaктыко-ориентированных технологий направлено на овладение обучающимися профессиональных компетенций и предусматривает поэтапное прохождение студентом трех модулей: 1-й модуль - целеполагание дидактиче-ьдихцыолоь; 2-о модуле - ол6одоплмюьпьныфсулдстм сочепйм осоДлнностсм оолма обучения; 3-й модуль - реализация образовательной деятельности, характеризуемой интегра-циеймроеотный и юлаблeвиoо ывошло^^й покcдЛлкк]ЮФйиycальыя дифферемцноованного
— 9У —
обучения. Разработка вышеназванных модулей с отбором оптимально приближенных к будущей профессиональной деятельности студентов средств, носящих практико-ориентиро-ванный характер, определяет новизну исследования.
Реализация учебного плана дисциплины «Право социального обеспечения» осуществлялось в ходе организации лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, направленной на освоение дополнительного информационного материала. В ходе организации практических занятий студенты выполняли учебные задания, решение которых предусматривало демонстрацию обучающимися степени овладения навыками целеполагания и постановки профессионально-ориентированных задач. Также в процессе обучения студентами выполнялись задания, требующие реализацию элементов проектной и проблемной технологии. На систематической основе проводился мониторинг достижений обучающихся с последующим коллективным анализом и обсуждением. Такая организация позволяла обращаться к ранее накопленному студентами опыту, выявлять допущенные ошибки и анализировать произведенные студентами действия в ходе освоения учебно-информационного материала.
С целью овладения обучающимися профессиональных навыков в содержание образовательной деятельности были введены задания по решению кейсов, позволяющие моделировать самые разнообразные ситуации, характерные для будущей профессиональной деятельности. Занятия, выстроенные на основе деятельностных и интерактивных форм и методов обучения, а также имитационного проектирования, позволяли активизировать степень вовлеченности студентов в поиск наиболее эффективных решений, что, в свою очередь, содействовало развитию у них критического мышления и формированию компонентов профессиональных компетенций.
Выявление степени освоенности студентами учебного материала осуществлялось посредством контрольных заданий, выполняемых ими на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента. В качестве критериев оценки выступали следующие параметры: точность формулировок, умение прогнозировать результат деятельности, оригинальность используемых в ходе их решения средств, последовательность выполнения. Оценка полученных и зафиксированных результатов осуществлялась на основании балльной шкалы: 2 балла - правильный ответ (либо действие); 1 балл - неполный ответ (имеются некоторые неточности в решении задачи); 0 баллов - задание не выполнено. Итоговая оценка дифференцировалась следующим образом: менее 50 % - неудовлетворительно; 50-70 % -удовлетворительно; 71-85 % - хорошо; 86-100 % - отлично.
В качестве основных методологических подходов в методики, внедренный в образовательный процесс экспериментальной группы (ЭГ), выступили компетентностный (ориентированный на формирование компетенций), деятельностный (позволяющий осуществить переход от учебной к квазипрофессиональной и профессиональной деятельности) и ситуационный (позволяющий сформировать механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание) посредством решения и анализа комплекса ситуационных задач). Перечисленные подходы составили содержание технологии формирования профессиональных компетенций, внедренной в образовательный процесс колледжа по дисциплине «Право социального обеспечения».
В группах студентов, входящих в состав контрольной группы (КГ), все учебные занятия реализовывались в соответствии с традиционно признанной методикой. В качестве основного метода исследования выступил педагогический эксперимент, целью которого стала апробация разработанной авторской методики. Кроме названного в исследовании были использованы методы анализа и обобщения, опрос, тестирование, педагогическое на-
блюдение и методы математической статистики (Х-критерий Ван дер Вардена). В опытно-экспериментальной части исследования (педагогический эксперимент) приняли участие 23 (ЭГ, п = 11; КГ, п = 12) студента второго курса.
Уровни сформированности профессиональных знаний и умений студентов по результатам освоения учебных модулей на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента отражены на рис. 2.
Констатирующий этап, 1-й модуль
Контрольный этап, 1-й модуль
Неуд.
Удов. ЭГ ИКГ
Хор
Неуд. Удов. Хор Отл
ЭГ ИКГ
Констатирующий этап, 2-й модуль
Контрольный этап, 2-й модуль
Неуд.
Удов. ЭГ ИКГ
Хор
55 ,1
43,5 40,4
30,5
26
4,5 /,5 0
Неуд. Удов. Хор
ЭГ ИКГ
Констатирующий этап, 3-й модуль
Контрольный этап, 3-й модуль
Удов.
Хор
Удов.
Хор ЭГ ИКГ
Рис.2.Уровни сфороированности профессиональныхзнанийи уменийстудентов вхедепедагогическего эксперимента, рО0,05, %:Ф1-с модуль - 2,87; Ф 2-й модуль - 2,61; Ф 3-й модуль - 4,84
60
60
52,2
52,3
50
50
50
40
40
30
30
20
10
0
0
60
60
54,5
50
50
40
40
30
30
20
20
10
10
0
0
Отл
70
70
61
59,1
59,1
60
0
Отл
ЭГ ИКГ
Опираясь на данные, представленные на рис. 2, можно констатировать, что зафиксированные рейтинговые оценки в целом коррелируют с результатами осуществленного исследования. В качестве положительного эффекта следует выделить значимое увеличение количества правильно выполненных заданий от общего объема у студентов: 1-й модуль -+21,7 (КГ +8,6); 2-й модуль - +26 (КГ - 0); 3-й модуль - +30,5 (КГ - 0). Согласно результатам, зафиксированным в ходе реализации педагогического эксперимента, можно констатировать, что введение в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения студентов колледжа - будущих юристов, предусматривающих поэтапное освоение знаний и умений, позволяет на достоверном уровне сформировать у них основные профессиональные компетенции.
Таким образом, применение в процессе обучения деятельностных и интерактивных методов, введение имитационного моделирования и проектирования, а также технологии решения ситуационных задач выступают в качестве эффективного инструмента формирования у студентов профессионально-ориентированных умений и навыков, что позволяет нам заключить о достижении заданной перед исследованием цели.
Список литературы
1. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А., Трофименко М. П. Компетентностный подход - методологическая основа современного образования // Вестн. Нижневартовского гос. гуманит. ун-та. 2010. № 1. С. 57-66.
2. Багреева Е. Г., Бланков А. С. О соотношении общекультурных и профессиональных компетенций в подготовке юриста уголовно-правовой сферы // Образование и право. 2019. № 9. С. 248-250.
3. Косолапова Л. А. Обучение и воспитание в открытом образовательном пространстве: концептуальные основы и исследовательская программа. // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 6-18.
4. Мамыченко С. А. Практико-ориентированная модель обучения студентов в учебном процессе современного вуза // Бизнес-образование в экономике знания. 2017. № 2. С. 92-98.
5. Гаспарян Д. О. Проблемы профессиональной подготовки юристов // Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 126-128.
6. Трубникова О. А. О соотношении компетентностного и заданного подходов к профессиональной подготовке юристов // Гражданское общество и правовое государство. 2011. Т. 1. С. 165-167.
7. Бондаренко Н. Л., Хватик Ю. А. Юридическая клиника и ее роль в процессе профессиональной подготовки юриста в высшей школе // Инновационные образовательные технологии. 2011. № 4 (28). С. 29-33.
8. Паршина Н. А., Горшенина С. Н., Кудряшова С. К. Педагогическая практика как фактор формирования технологической компетентности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 19-21.
9. Юрковская И. В. Внутренние противоречия в системе профессиональной подготовки юристов в Германии XIX века // Наука и образование сегодня. 2017. № 9 (20). С. 29-31.
10. Бесхлебный Е. И. Логика как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки юристов // Общество. 2018. № 2 (10). С. 14-17.
Августова Юлия Викторовна, преподаватель, Колледж профессионального образования, Пермский государственый национальный исследовательский университет (ул. Генкеля, 7а, Пермь, Россия, 614068). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.08.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-95-102
ADAPTATION OF FUTURE LAWYERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY: PROPAEDEUTICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN COLLEGE
Y. V Avgustova
College of Professional Education, Perm State National Research University, Perm, Russian Federation
The article presents the results of the study that touched upon the actual problem of the system of professional legal education - the degree of specialist's compliance with the requirements of the labor market as well as the improvement of the quality of their practical training. The aim of the study is to scientifically substantiate the effectiveness of practice-oriented technologies in the educational process of the college in order to successfully adapt future lawyers in professional activities. The main method of research is a pedagogical experiment, the purpose of which is approbation of the developed author's methodology. Also, the study used methods of analysis and generalization, questioning, testing, pedagogical observation and methods of mathematical statistics. The presented practice-oriented technologies are aimed at mastering students' professional competencies and provide for the gradual passage of three modules by the student: goal-setting of didactic cycles, selection of optimal means taking into account peculiarities of the training stage, implementation of educational activity characterized by integration of project and problem-based technologies while observing conditions of differentiated training. According to the results obtained during the implementation of the pedagogical experiment, the introduction of practice-oriented technologies in the educational process of training college students of future lawyers, providing for the gradual development of knowledge and skills, allowed to form the basic professional competencies of students at a reliable level. Thus, the use of activity and interactive methods in the learning process, the introduction of simulation modeling and design, as well as technology for solving situational tasks can be considered as an effective tool for shaping students' professional-oriented skills and abilities.
Keywords: professional activity, quality of education, college students, educational process, practice-oriented technology.
References
1. Ibragimova L. A., Petrova G. A., Trofimenko M. P. Kompetentnyy podkhod - metodologicheskaya osnova sovre-menogo obrazovaniya [Competence approach - the methodological basis of modern education]. Vestnik Nizhnev-artovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Bulletin of the Nizhnevartovsk State Humanitarian University, 2010, no. 1, pp. 57-66 (in Russian).
2. Bagreyeva E. G., Blankov A. S. O sootnoshenii obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy v podgotov-ke yurista ugolovno-pravovoy sfery [On the correlation of general cultural and professional competencies in the training of a criminal law lawyer]. Obrazovaniye ipravo, 2019, no. 9, pp. 248-250 (in Russian).
3. Kosolapova L. A. Obucheniye i vospitaniye v otkiytom obrazovatel'nom prostranstve: kontseptual'nye osnovy i issledovatel'skaya programma [Teaching and education in an open educational space: conceptual foundations and research program]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye nauki, 2018, no. 2, pp. 6-18 (in Russian).
4. Mamychenko S. A. Praktiko-oriyentirovanya model' obucheniya studentov v uchebnom protsese sovremenogo universiteta [Practice-oriented model of teaching students in the educational process of a modern university]. Biz-ness-obrazovaniye v ekonomike znaniya - Business education in the economy of knowledge, 2017, no. 2, pp. 92-98 (in Russian).
5. Gasparyan D. O. Problemy professional'noy podgotovki yuristov [Problems of professional training of lawyers].
Problemy vysshego obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 1, pp. 126-128 (in Russian).
6. Trubnikova O. A. O sootnoshenii kompetentnostnogo i zadannogo podkhodov k professional'noy podgotovke yuristov [On the correlation of competence-based and preset approaches to the professional training of lawyers]. Grazhdanskoye obshchestvo i pravovoye gosudarstvo. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. T. 1 [Civil society and the rule of law. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Vol. 1]. Barnaul, 2011. Pp. 165-167 (in Russian).
7. Bondarenko N. L., Khvatik Yu. A. Yuridicheskaya klinika i eye rol' v protsesse professional'noy podgotovki yuris-ta v vysshey shkole [Legal clinic and its role in the process of professional training of a lawyer in higher education]. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii, 2011, no. 4 (28), pp. 29-33 (in Russian).
8. Parshina N. A., Gorshenina S. N., Kudryashova S. K. Pedagogicheskaya praktika kak faktor formirovaniya tekh-nologicheskoy kompetentnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury [Pedagogical practice as a factor in the formation of technological competence of future physical culture teachers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'rtury - Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 6, pp. 19-21 (in Russian).
9. Yurkovskaya I. V. Vnutrenniye protivorechiya v sisteme professional'noy podgotovki yuristov v germanii XIX veka [Internal contradictions in the system of professional training of lawyers in nineteenth-century Germany]. Nauka i obrazovaniye segodnya - Science and Education Today, 2017, no. 9 (20), pp. 29-31 (in Russian).
10. Beskhlebnyy E. I. Logika kak neot"emlemyy komponent professional'noy podgotovki yuristov [Logic as an integral component of professional training of lawyers]. Obshchestvo, 2018, no. 2 (10), pp. 14-17 (in Russian).
Avgustova Y. V., Lecturer, College of Professional Education, Perm State National Research
University (ul. Genkelya, 7a, Perm, Russian Federation, 614068).
E-mail: [email protected]