Научная статья на тему 'ВЕКТОР НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЙ БАЗИС'

ВЕКТОР НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЙ БАЗИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PISA / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажук О.В., Берестовская Л.П., Мерецкая Т.В.

Актуальность статьи обусловлена изменяющимися требованиями к качеству образования современных школьников, предъявляемых на мировом уровне. Функциональная грамотность предстает как интегрирующий феномен, способствующий развитию способности и готовности школьников использовать знания для решения различного рода практических задач. Цель статьи заключается в том, чтобы определить нормативное поле сферы формирования и оценки функциональной грамотности школьников для развития образовательных систем согласно современным мировым требованиям к качеству образования. Авторами статьи проведен аналитический обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих повышение уровня качества образования в мире, а также воспитание функционально грамотной личности, способной не только получать и воспроизводить готовые знания, но и применять их в ситуациях практической действительности. Статья предназначена для педагогов, студентов педагогических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемой развития функционально грамотной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бажук О.В., Берестовская Л.П., Мерецкая Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN: A NORMATIVE BASIS

The relevance of the article is due to the changing requirements for the quality of education of modern schoolchildren, presented at the world level. Functional literacy appears as an integrating phenomenon that contributes to the development of the ability and readiness of schoolchildren to use knowledge to solve various practical problems. The purpose of the article is to determine the normative field of the sphere of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren for the development of educational systems in accordance with modern world requirements for the quality of education. The authors of the article conducted an analytical review of the regulatory documents regulating the improvement of the quality of education in the world, as well as the education of a functionally literate person who is able not only to receive and reproduce ready-made knowledge, but also to apply it in situations ofpractical reality. The article is intended for teachers, students ofpedagogical universities, as well as for a wide range of readers interested in the problem of developing a functionally literate personality.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: НОРМАТИВНЫЙ БАЗИС»

Общее образование

УДК 37.01

Вектор на развитие функциональной грамотности школьников: нормативный базис

Vector for the development of functional literacy of schoolchildren: a normative basis

Бажук О.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, kaf_pro@omgpu.ru

Берестовская Л.П., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, director_tf@omgpu.ru

Мерецкая Т.В., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, mtv@omgpu.ru

Bazhuk O., Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara, kaf_pro@omgpu.ru Berestovskaya L., Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara, director_tf@omgpu.ru Meretskaya T., Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara, mtv@omgpu.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.019

Статья подготовлена в рамках реализации ГЗ на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2021027/2).

Ключевые слова: нормативные основы, функциональная грамотность, международные сравнительные исследования, PISA, международные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Keywords: normative foundations, functional literacy, international comparative studies, PISA, international standards, federal state educational standards of general education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена изменяющимися требованиями к качеству образования современных школьников, предъявляемых на мировом уровне. Функциональная грамотность предстает как интегрирующий феномен, способствующий развитию способности и готовности школьников использовать знания для решения различного рода практических задач. Цель статьи заключается в том, чтобы определить нормативное поле сферы формирования и оценки функциональной грамотности школьников для развития образовательных систем согласно современным мировым требованиям к качеству образования. Авторами статьи проведен аналитический обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих повышение уровня качества образования в мире, а также воспитание функционально грамотной личности, способной не только получать и воспроизводить готовые знания, но и применять их в ситуациях практической действительности. Статья предназначена для педагогов, студентов педагогических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемой развития функционально грамотной личности.

Abstract. The relevance of the article is due to the changing requirements for the quality of education of modern schoolchildren, presented at the world level. Functional literacy appears as an integrating phenomenon that contributes to the development of the ability and readiness of schoolchildren to use knowledge to solve various practical problems. The purpose of the article is to determine the normative field of the sphere of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren for the development of educational systems in accordance with

modern world requirements for the quality of education. The authors of the article conducted an analytical review of the regulatory documents regulating the improvement of the quality of education in the world, as well as the education of a functionally literate person who is able not only to receive and reproduce ready-made knowledge, but also to apply it in situations ofpractical reality. The article is intended for teachers, students ofpedagogical universities, as well as for a wide range of readers interested in the problem of developing a functionally literate personality.

Введение. Происходящие на современном этапе развития общества социально-экономические перемены задают новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, требуют

кардинального пересмотра целевых ориентиров и результатов образования, использования инновационных методов преподавания, а также систем оценки достигнутых результатов. Сегодня, определяющим уровнем представления результатов образования, является

функциональная грамотность, которая определяется как способность личности при минимальных затратах времени и сил максимально быстро адаптироваться в конкретной социальной ситуации, и как следствие этого полноценно функционировать в системе общественных отношений.

Данные личностные качества формируются на всех ступенях школьного образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Россия, как и многие страны, в условиях глобальных информационных перемен, столкнулась с проблемой формирования функциональной грамотности. Впервые данный термин был предложен ЮНЕСКО в 1965 году в Тегеране, а в дальнейшем решение данной проблемы привело к переосмыслению и расширению содержания данного понятия в международной образовательной практике.

В педагогике понятие «функциональная грамотность» (неграмотность) появилось в конце 60-х годов ХХ века.

В.А. Ермоленко [1] выделяет 4 этапа становления данного понятия:

На первом этапе (1960-1970 гг.) функциональная грамотность рассматривается как составляющая традиционной грамотности и сводится к обеспечению связи процессов чтения и письма, а также к повышению эффективности трудовой деятельности и как следствие -улучшению жизни человека.

На втором этапе (1970-1980 гг.) за счёт расширения содержания функционального знания, включения в его состав различных сторон общественной жизни (политической,

экономической, культурной и др.) происходит обособление функциональной грамотности от традиционной. Также на данном этапе ЮНЕСКО

вводит понятие «функционально неграмотный человек» - человек, который из-за отсутствия грамотности не стремится качественно выполнять различные виды деятельности, не может пользоваться элементарными навыками (чтением, письмом и счетом) для своего личностного роста и развития общества в целом, и, как следствие этого, эффективно функционировать в группе.

Третий этап (1980-1990 гг.) характеризуется расширением структуры функциональной грамотности, представленной глобальными и локальными составляющими, а также включением традиционной грамотности в состав функциональной.

На четвертом этапе (XXI в.) продолжают происходить изменения в содержательных компонентах функциональной грамотности, где ведущая роль принадлежит функциональному чтению как средству ее развития.

В 1978 году организацией ЮНЕСКО был осуществлен пересмотр текста ранее предложенных рекомендаций и в новой редакции этого документа определено, что «функционально грамотный человек» - тот, который, продолжая пользоваться чтением, письмом и счётом, не только развивает свои индивидуальные способности, но и способствует дальнейшему развитию социального окружения, что приводит к осознанию двух составляющих функциональной грамотности: культурно-образовательной и социально-экономической [2].

На протяжении нескольких десятилетий понятие «функциональная грамотность» изучалось международными организациями ООН, ОЭСР и др. 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности. В 2003 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций объявила о проведении Десятилетия грамотности и приняла резолюцию 56/116 - «Десятилетие грамотности ООН: образование для всех» для достижения цели всеобщего образования. В данной резолюции функциональная грамотность понимается как нечто большее, чем получение основных навыков (чтения, письма и счёта), необходимых для развития. Функционально грамотный человек -это полноценно и эффективно

функционирующий родитель, гражданин, член общества [3].

Материалы и методы исследования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), являясь международной организацией, реализует ряд крупномасштабных проектов в области образования - PISA, PIAAC, TALIS, ESP. Содержание данных проектов ориентировано на разные уровни образования и обучение в течение жизни.

Рассмотрим некоторые из них.

Международный проект PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) оценивает уровень сформированное™ читательской грамотности у обучающихся начальной школы (4 класс) при их переходе в основную.

Международное мониторинговое

исследование TIMSS, направлено на изучение и анализ качества образования по двум направлениям: математическому и

естественнонаучному (Trends in Mathematics and Science Study). Данный мониторинг позволяет оценить итоговый уровень освоения основ математики и естественнонаучных предметов, а также итоговый уровень освоения математики и физики. В исследовании принимают участие обучающиеся 4 и 8 классов, и обучающихся 11 классов соответственно.

Международная программа по оценке образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment) оценивает уровень сформированности функциональной грамотности (знаний, умений и навыков, необходимых подросткам для полноценного функционирования в современном обществе) у 15-летних обучающихся, получивших обязательное общее образование.

Анализ международных проектов позволяет выделить среди них ряд отличительных особенностей:

1) подходы к оцениванию образовательных результатов. В исследованиях PIRLS и TIMSS оценивают уровень академической грамотности, то есть владение основами чтения, письма, математическими и естественнонаучными знаниями является. Исследования PISA делают акцент на оценке уровня сформированности функциональной грамотности - математической, читательской, естественнонаучной и финансовой;

2) сроки проведения исследований. Международные исследования функциональной грамотности (PISA) проводятся один раз в 3 года с 2000 года, а академической грамотности (TIMSS и PIRLS) - один раз в 4 года с 1995 года и один раз в 5 лет с 2001 года соответственно;

3) направления исследований. В международной программе по оценке

образовательных достижений PISA, включающей в себя шесть основных составляющих (математическая, читательская,

естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление), ежегодно вводятся новые направления исследования: финансовая грамотность (2012 год), решение проблем (2015 год), глобальные компетенции (2018 год), креативное мышление (2022 год).

В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) запустила проект «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030) с целью найти ответы на два опережающих время вопроса:

1) какими знаниями, умениями и навыками, системой ценностных ориентаций должен владеть обучающийся на современном этапе развития образования для создания процветающего мира?

2) Каким образом в образовательных организациях можно достичь этих целей?

Данный проект построен на методологии проектов PISA и TIMMS, и направлен как на школьное образование, так и на профессиональное [4]. Отличительной особенностью данного проекта является попытка прогнозировать будущее образования тех детей, кто в настоящий момент обучается в начальной и средней школе, а к 2030 году будет представлять основную часть населения, выполняющую профессиональную деятельность. Однако, можно отметить и слабые стороны данного проекта, которые заключаются в невозможность абсолютно точно на данный момент определить, какие именно профессии будут существовать в будущем и какие из них окажутся востребованными.

Понятие «функциональная грамотность» очень тесно связано с понятием «навыки XXI века». Если в индустриальную эпоху ключевыми навыками, определявшими грамотность человека, считались письмо, чтение и арифметика, то в XXI веке ведущими становятся коммуникативные умения (передавать информацию, воспринимать партнёра по общению и взаимодействовать с ним), умения критически мыслить и творчески подходить к осуществлению любого вида деятельности.

Международный научный проект по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века реализуется с 2010 года под руководством профессора Мельбурнского университета Патрика Гриффина [5]. В рамках проекта участники занимаются разработкой перечня

навыков XXI века и проектированием методов и приемов, позволяющих развивать эти навыки у обучающихся.

В 2016 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с помощью стандартизированных диагностических методик был изучен навык совместного решения сложных задач, выявленный в качестве необходимого навыка века, в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Анализируя результаты исследования PISA-2018, можно заметить, что среди стран, занимающих лидирующие позиции по различным компонентам функциональной грамотности, выступают следующие - Китай, Сингапур, Эстония, Финляндия, Япония, Корея. Отсюда следует вывод, что в данных странах внесены определенные изменения в оценку образовательных достижений учащихся на национальном уровне, позволяющие проводить своевременный мониторинг и коррекцию качества школьного образования.

В Российской Федерации указом Президента от 07.05.2018 г. определены национальные цели и стратегические задачи развития страны [6]. На основании этого документа Россия к 2024 году должна войти в пятёрку наиболее крупных мировых экономик. Для этого необходим рост научно-технического, социально-экономического направлений. Кроме того, планируется обеспечить вхождение страны в десятку в мировом рейтинге по качеству общего образования, тем самым конкурентоспособность российского образования. Закрепляет национальные целевые приоритеты в области качества образования до 2025 года и Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства от 26.12.2017 г. № 1642. Согласно основным идеям программы необходимо обеспечить положительную динамику результатов российских школьников, а также сохранить лидирующие рейтинговые показатели Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях.

В 2022 году планируется очередное международное исследование в рамках Программы оценки образовательных достижений учащихся PISA, поэтому задача всех обучающихся и педагогов страны войти в перечень двадцати стран мира в данном рейтинге. В настоящий момент по отдельным направлениям данного исследования Россия занимает места в третьем десятке. Однако, в мировых исследованиях качества

естественнонаучного и математического образования наши школьники показывают высокие результаты: из шестидесяти стран Российская Федерация входит в десятку. Объясним этот факт может быть тем, что задания TIMSS похожи на задания из российских учебников, и алгоритм их решения уже известен учащимся. Задания Международной программы по оценке образовательных достижений PISA нестандартные, их нельзя выполнить, воспользовавшись готовым сценарием.

Центральными ориентирами для изменения и улучшения общего образования должны служить планируемые результаты образовательных достижений учащихся, которые определены в международных стандартах, например, таких, как «Навыки XXI века», концепция образовательных результатов ОЭСР 2030, а также национальных стандартах каждой страны. В Российской Федерации таковыми являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [7]. В них определены требования к оценке образовательных результатов

обучающихся:

- механизм и процедура оценивания необходимо ориентировать на более широкие образовательные результаты;

- в основе оценивания результатов образования должна находиться положительная динамика изменений образовательных достижений обучающегося, а не заранее прописанная норма;

- анализ результатов оценки достижений учащихся, как учебных, так и внеучебных, должен проводиться с учетом факторов, которые влияют на достижение данных результатов;

- для построения более эффективной и действенной системы оценки качества образования необходимо расширять спектр процедур оценивания и умело сочетать их;

- необходимо сочетание внутренней и внешней процедур оценивания деятельности образовательной организации.

Таким образом, в системе оценки образовательных достижений происходят изменения и расширяются объекты оценки: в международных исследованиях делается основный упор на проверку сформированности функциональной грамотности и навыков XXI века, во ФГОС ОО [8] проводится комплексная оценка образовательных достижений

обучающегося (предметные, метапредметные и личностные результаты).

В целях повышения качества общего образования и эффективности его управления, а также более действенной реализации

национального проекта «Образование» и федеральных проектов, входящих в его состав, Приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590/219 от 06.05.2019 г. была утверждена «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [9].

В Методологии оценки качества общего образования показан сравнительный анализ требований международных сравнительных исследований, международных стандартов, определяющих основные показатели качества образования, и требований ФГОС ОО. По результатам проведенного анализа сопоставления можно говорить о существовании в обновленных проектах ФГОС ОО почти всех необходимых компонентов, которые оцениваются в международных исследованиях и программах оценки качества общего образования. В документе указано, что использование инструментария международных сравнительных исследований будет способствовать реализации ФГОС ОО и, в целом, развитию российской системы образования.

В школах Российской Федерации для оценки качества образовательных результатов учащихся готовят к сдаче Единого государственного экзамена за курс среднего общего образования (ЕГЭ), Основного государственного экзамена за курс основного общего образования (ОГЭ), Всероссийской проверочной работы (ВПР) и прочего рода тестовых заданий. Главное же отличие программы программы PISA от российских исследований оценки качества образования (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и др.) состоит в оценивании способности учащихся осуществлять решение нестандартных и нетипичных задач. Данная способность является важнейшим принципом в концепциях формирования навыков 21 века и функциональной грамотности. То есть задания, предлагаемые PISA, проверяют, в первую очередь, владение компетенциями в рамках школьных предметов (биологии, географии, обществознанию, физике и др.) и междисциплинарной связи (человеческое здоровье, экология, окружающая среда, открытия в научной среде). При анализе выполненных заданий Международного исследования PISA устанавливается уровень сформированности логического, критического, креативного мышления в решении нетипичных задач. В программе присутствуют интерактивные задания, которые предполагают целенаправленное

наблюдение за объектом и его действиями. В таких заданиях важно сформулировать верный вывод о функционировании предложенного объекта. Кроме того, в PISA предусмотрен ряд заданий, предполагающих прогнозирование дальнейшего хода развития событий или действия предметов, то есть аналитические задания. В 2015 году в задания исследования PISA были добавлены коллаборативные задания, то есть предполагающие коллективное, совместное решение проблемных ситуаций с помощью виртуальных помощников. Задания подобного рода позволяют понять, как учащийся умеет взаимодействовать с другими членами команды, коллектива, как он умеет делегировать полномочия и распределять обязанности, как умеет договариваться, а, значит, проверяют сформированность коммуникативных умений.

Поэтому важной задачей для профессионального сообщества в повышении качества общего образования в РФ становится разработка национального инструментария и методик, способствующих формированию функциональной грамотности, то есть развитию способности и готовности школьников использовать знания для решения различного рода практических задач. Это направление работы стало реализовываться в рамках инновационного проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности», запланированного на 2018-2024 годы, осуществление которого поручено сотрудникам Института стратегии развития образования Российской академии образования [10]. Основные положения проекта содержат тенденцию к формированию умений обучающихся 5 - 9 классов использовать получаемые знания в ситуациях окружающей действительности, то есть формированию функциональной грамотности. Главной задачей данного мониторинга является разработка различного рода заданий для обучающихся основной школы как базы для разработки инновационных технологий и методик развития функциональной грамотности. Отдельное внимание направлено на повышение квалификации и оказание методической поддержки педагогам образовательных организаций. К 2024 году по планам проекта -увеличение доли участников проекта (учеников, педагогов) до максимального.

Результаты исследования. Выполненный структурный анализ текстов данных нормативно-правовых актов дает возможность сделать вывод о существенных общих чертах, а именно:

потенциальных возможностях развития общего образования и особенностях выявления образовательных результатов учащихся. Среди характерных особенностей выделяется интегративный подход к формированию результатов: личностных, предметных и метапредметных; способность применять полученные в процессе учебной деятельности знаний, умений, навыков в ситуациях, близких к происходящим в действительности; дополнение процедур оценивания методиками рефлексивной деятельности и оценки своей активности (готовности и возможности самостоятельно находить выход в проблемных ситуациях, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность индивидуально и в команде).

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, утвержденных образовательной системой РФ, направленность на развитие функциональной грамотности обучающихся школ определена на содержательном уровне в следующих аспектах:

- трансформация образовательной парадигмы (внедрение компетентностного подхода);

- изменение содержания обучения (акцент при исследовании и решении проблемных ситуаций на междисциплинарности и связи с реальной действительностью);

- особенность учебной деятельности -системно-деятельностный подход;

- особенности взаимодействия участников образовательного процесса - коллаборация, сотрудничество);

- преобладающие составляющие организации образовательного процесса -практико-ориентированная, проектная и учебно-исследовательская деятельность, характеризующаяся большей самостоятельностью учащихся, их творческой активностью);

- особенности контроля (интегративная оценка образовательных результатов:

личностных, предметных, метапредметных).

К сожалению, многое из перечисленного еще не нашло повсеместного использования в школьной практике, так как предполагает совершенно иной подход к организации образовательного процесса, его содержанию и оценке качества образования.

На основании проведенного исследования в рамках проекта, а также, ориентируясь на Методологию и критерии оценки качества общего образования, в регионах утверждаются свои концепции системы оценки качества образования, направленные, в первую очередь, на повышение качества подготовки школьников и уровня сформированности у них функциональной грамотности. Кроме того, утверждаются рекомендации для образовательных организаций по использованию инструментария

международного исследования качества подготовки обучающихся (PISA) в образовательной деятельности.

Заключение. Авторами обоснована действительная значимость формирования у учащихся функциональной грамотности как важнейшего направления в улучшении качества общего образования, которая закреплена на уровне мировых и российских стандартов образования.

Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о том, что особое внимание в современном российском обществе целенаправленно уделяется развитию направленности на потребности самих обучающихся, ориентации на Федеральные государственные образовательные стандарты и совершенствованию национального

инструментария оценки качества образования.

Дальнейшее исследование рассматриваемого вопроса предполагается в рамках работы над проектом государственного задания

Минпросвещения России на выполнение фундаментального научного исследования.

Литература:

1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] / В.А. Ермоленко // Электронное научное издание альманах Пространство и время. -2015. - № 1. - Том 8. - Режим доступа: http://www.jspacetime.com/actual%20content/t8v1/t8v1_P DF/2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12-%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0% B 5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%92%D0%90 .pdf

2. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.unesco.org/en/ev.php-

ть_го=1з 13б&ть_во=во_тоР1С&ть_8ЕСТ1

3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций [по докладу Третьего комитета (А/56/572)] 56/116. Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций: образование для всех [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://undocs.Org/ru/A/RES/56/116

4. О проекте «Образование 2030». ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iioco.ru/Contents/Item/Display/22G1455

5. Griffin P., Care E., Wilson M. Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Melbourne, Springer, 2G17. - 276 p.

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/GGG12G18G 5G7GG38

7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fgos.ru/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

1. Ermolenko V.A. Development of a student's functional literacy: theoretical aspect [Electronic resource] / V.A. Ermolenko // Electronic scientific publication almanac Space and time. - 2015. - № 1. - Volume 8. - Access mode: http://www.jspacetime.com/actual%20content/t8v1/t8v1_P DF/2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12-%D0%95% D1% 80% D0% BC% D0% BE% D0% BB% D0% B5% D0% BD% D0% BA% D0% BE% D0% 92% D0% 90.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics [Electronic resource]. - Access mode: http://portal.unesco.org/en/ev.php-

URL_ID=1313 6&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTI 0N=201.html

3. Resolution adopted by the United Nations General Assembly [on the report of the Third Committee (A / 56/572)] 56/116. United Nations Decade of Literacy: Education for All [Electronic resource]. - Access mode: https://undocs.org/ru/A/RES/56/116

4. On the project "Education 2030". FGBU Federal Institute for Assessing the Quality of Education [Electronic resource]. - Access mode: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455

5. Griffin P., Care E., Wilson M. Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Melbourne, Springer, 2017. - 276 p.

образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/

9. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (утв. приказами Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019) (ред. от 24.12.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325G 95/

1G. Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2G19. - Т. 1. - № 4(61). - С. 13-33.

ces:

6. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2G18 No. 2G4 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2G24" [Electronic resource]. - Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/GGG12G18G 5G7GG38

7. Federal state educational standards [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/

8. Federal state educational standard of basic general education (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2G1G N 1897 [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/

9. Methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education organizations based on the practice of international research on the quality of training students (approved by orders of Rosobrnadzor N 59G, Ministry of Education of Russia N 219 of G5/G6/2G19) (as amended on 12/24/2G19) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_325G95/

1G. Basyuk V.S. Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results / V.S. Basyuk, G.S. Kovaleva // Domestic and foreign pedagogy. - 2G19. -T. 1. - № 4(61). - S. 13-33.

13.GG.G1 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Бажук Оксана Владимировна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и развития образования Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail: kaf_pro@omgpu.ru

Берестовская Людмила Петровна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail: director_tf@omgpu.ru

Мерецкая Татьяна Владимировна (г. Тара, Россия), старший преподаватель кафедры педагогики и развития образования Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре, e-mail: mtv@omgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.