Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ УЧЕНИКА В СООТНОШЕНИИ С КОМПОНЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА'

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ УЧЕНИКА В СООТНОШЕНИИ С КОМПОНЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николенко Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы включения понятия «функциональная грамотность» в российское образовательное поле, выявляются взаимосвязи базовых представлений о формировании функциональной грамотности школьника в международном мониторинге PISA и требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николенко Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF SCHOOLCHILDREN'S COMPETENCE MODEL IN RELATION TO THE COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY: CONTENT ANALYSIS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

The article examines the problems of including the concept of "functional literacy in the Russian educational field, reveals the interrelationships of basic ideas about the formation of functional literacy of a school graduate in the international PISA monitoring and the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education for subject, meta-subject and personal education results.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ УЧЕНИКА В СООТНОШЕНИИ С КОМПОНЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

УДК 371.3 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-33-138-144

Науч. спец. 13.00.01

Ольга Юрьевна Николенко

Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

и лингводидактики, Омск, Россия e-mail: nikolenkoolga@mail.ru

Элементы компетентностной модели ученика в соотношении с компонентами функциональной грамотности: контент-анализ Федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы включения понятия «функциональная грамотность» в российское образовательное поле, выявляются взаимосвязи базовых представлений о формировании функциональной грамотности школьника в международном мониторинге PISA и требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт образования, ФГОС, функциональная грамотность, компе-тентностная модель выпускника школы, оценка качества образования.

Благодарности: статья подготовлена в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2021-027/2).

Olga Yu. Nikolenko

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian

Language and Linguodidactics, Omsk, Russia e-mail: nikolenkoolga@mail.ru

Elements of Schoolchildren's Competence Model in Relation to the Components of Functional Literacy: Content Analysis of the Federal State Educational Standard

Abstract. The article examines the problems of including the concept of "functional literacy in the Russian educational field, reveals the interrelationships of basic ideas about the formation of functional literacy of a school graduate in the international PISA monitoring and the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education for subject, meta-subject and personal education results.

Keywords: Federal State Educational Standard, functional literacy, school graduate's competence model, assessment of education quality.

Acknowledgments: the article was prepared in the framework of the State assignment for the implementation of fundamental research on the topic "Methodological and Linguodidactic Foundations for the Formation of Functional Literacy of Schoolchildren As a Condition for Improving the Quality of General Education" (Supplementary Agreement of the Ministry of Education of Russia and the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education OSPU No. 073-03-2021-027/2).

Введение (Introduction)

Важнейшим текстом педагогического дискурса является национальный стандарт образования, определяющий перспективный вектор профессиональных усилий педагогического сообщества в соответствии с государственной политикой. В Российской Федерации таковыми являются федеральные государственные образовательные стандарты, которые обеспечивают единство образовательного пространства государства, преемственность во всех ступенях

образования и общность духовно-нравственных ориентиров развития и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) постулирует требования к учебным программам, условиям их реализации и главное — к результатам освоения этих программ. Таким образом, это документ, представляющий собой фундамент образовательного процесса, все части которого должны быть соотнесены между собой в подходах, в содержании и в требованиях к резуль-

© Николенко О. Ю., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 4 (33), с. 138-144. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 4 (33), pp. 138-144.

татам. На основании ФГОС разрабатываются учебные программы (учебники и учебные пособия, учебные планы, содержание отдельных занятий и т. д.), результаты освоения контролируются и оцениваются в ходе аттестаций.

Текст ФГОС — руководство и основа для дальнейших разработок учебных материалов, в том числе на него ориентируется составитель учебника и отдельный учитель, создавая тексты учебного содержания.

Должны быть соотнесены между собой и образовательные достижения разных уровней, в частности функциональная грамотность и владение компетентностями, как совокупностью знаний, умений и навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности.

Поворот международного образовательного сообщества к оценке функциональной грамотности (ФГ) как одному из индикаторов жизнеспособности социума определил и появление в национальных стандартах образования новых компонентов.

Методы (Methods)

В исследовании использовался метод контент-анализа содержания компонентов функциональной грамотности в международном исследовании качества образования и компонентов ФГОС в аспекте требований к достижению образовательных результатов; сопоставительный анализ контента в нормативных документах российского образования и программ мониторинга PISA.

Литературный обзор (Literature Review)

Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 6, ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

В совокупной структуре ФГОС стандарты основного общего (5-9-е классы) [1] и среднего (полного) общего образования (10-11-е классы) [2] играют особую роль: они являются источником объединения российского народа, формирования общей ментальной основы, это база для развития дальнейших дифференцирующих профессиональных компетенций. Именно поэтому основной документ среднего образования (и шире — образовательный процесс в средней школе) вызывает постоянные общественные дискуссии: каждый гражданин государства имеет отношение именно к этой ступени образования.

Собственно, качество образования, полученного после обязательного школьного обучения (в Российской Федерации (РФ) это основное общее образование в школе, согласно ст. 43 Конституции РФ — 9 классов), определяет самый общий образовательный профиль социума. Поэтому и Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) ориентирована на этот возрастной срез: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие

обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [3]

Предполагается, что по окончании начального общего образования ученик должен достичь уровня элементарной грамотности, основного общего образования — функциональной грамотности, среднего общего образования — компетентности в разных областях человеческого знания, необходимой для дальнейшего профессионального образования.

Изменения во ФГОС РФ, последовательно вносимые на протяжении 2004-2021 гг., призваны направить образовательный процесс на достижение обучающимися интегра-тивных результатов (личностных, предметных и метапред-метных), которые позволят выпускнику не только обладать суммой «академических» знаний, но и дадут возможность применять их в практической деятельности, действовать не только в стандартной, но и в нестандартной ситуации, реа-лизовывать свои творческие интенции в индивидуальной и командной работе, развиваться и самообучаться, соотносить знания и жизненный опыт. Другими словами, выпускник образовательного учреждения предстает как самостоятельная, динамичная, творческая, ответственная, конкурентоспособная личность.

Такой образ выпускника прямо связан с проблемой функциональной грамотности: ФГ — это средство успешно действовать в меняющемся мире. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4, с. 35].

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Функциональная грамотность как умение действовать в жизненных обстоятельствах — основа формирования дальнейших компетенций, предполагающих решение выпускником нестандартных задач или осуществление действий в нестандартной ситуации.

В международной системе оценки образовательных достижений объекты оценки постепенно расширяют диапазон от академической грамотности (PIRLS, TIMSS) к функциональной (PISA). В международных исследованиях делается основной упор на проверку сформированности именно функциональной грамотности. Это соотносится с мировой моделью образования: на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016) в числе главных компетенций будущего были названы 4К (4C): Кооперация — Критическое мышление — Коммуникация — Креативность / Collaboration — Critical Thinking — Communication — Creativity. Именно развитие этих надпредметных компетенций (в категории soft skills) становится важным в образовательном процессе.

Во ФГОС основного образования (ОО) и среднего образования (СО) предусмотрена комплексная оценка образовательных достижений обучающегося (предметные, метапредмет-ные и личностные результаты), однако последние редакции ФГОС свидетельствуют о том, что формированию и проверке

функциональной грамотности стали уделять большое внимание в соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг., принятой 26 декабря 2017 г.

Отметим, что формирование ФГ продолжается и на остальных ступенях образования в соответствии с концепцией непрерывности и преемственности. Поэтому базово сформированная ФГ является основой для дальнейшего обучения, и при этом продолжается ее собственное углубленное формирование. Однако в первую очередь следует рассматривать стандарты контрольного уровня — основного общего образования (9-е классы).

Так, в стандартах 3-го поколения (с 2021 г.) акцент сделан на развитии soft skills, т. е. междисциплинарных и коммуникационных навыков, задан их перечень в рамках каждой дисциплины и поясняется, какой формат работы позволит достичь удовлетворительных результатов по освоению навыков (урочная и внеурочная деятельность, проекты, практикумы, лабораторные работы), определяются контрольные точки мониторинга результатов.

Всё это позволяет говорить, что на уровне стандартов образования зафиксирована необходимость развития у обучающихся именно функциональной грамотности как основы всех образовательных достижений. Поэтому современная система образования претерпевает за последние годы серьезные изменения через внедрение системно-деятель-ностного и компетентностного подхода, усиление практи-коориентированности и межпредметности в содержании, активизацию творческой, исследовательской, проектной и коллаборационной деятельности. Происходит актуализация не только знания содержательного (научного знания определенной предметной сферы), но и знания процедурного (знание методов, позволяющих получить и интерпретировать научное знание, провести исследование).

Основная редакция ФГОС, кардинально изменившая само понимание результата образовательного процесса, — это внедрение компетентностного подхода, современного коррелята множества традиционных подходов к обучению. «При проектировании стандартов в логике компетентностной парадигмы произошла переориентация оценки результатов образования с понятий "подготовленность", "образованность", "общая культура", "воспитанность" и других на понятия "компетенция" и "компетентность" обучающегося» [5, с. 36].

Закрепление в стандарте нового подхода диктует и появление новой, компетентностной, модели выпускника, предстающего в совокупности сформированных в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций, а также связанных с ними знаний, умений и владений. Общая модель заявлена во ФГОС ОО в общих положениях в качестве «портрета выпускника школы» и в разделе «II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы». Основным результатом должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций: учебно-познавательная, предметная, ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, позволяющих выпускнику успешно адаптироваться в меняющемся мире (о понятии и составе ключевых компетенций см.: [6]). Отметим, что это

меняет и компетентностную модель педагога как участника образовательного процесса, способного реализовать подходы, заложенные во ФГОС.

Закономерно возникает вопрос о соотнесении понятий овладения функциональной грамотностью и достижением образовательных результатов, закрепленных во ФГОС.

Основные компоненты функциональной грамотности — математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность — обладают несомненным предметным содержанием, связанным со знаниями в определенной научной области. При этом читательская грамотность является основой для остальных. Относительно новые компоненты ФГ — финансовая грамотность (Р^Д-2012), глобальные компетенции (Р^Д-2018), креативное мышление (Р^Д-2021) — изначально обладают интегративными свойствами.

Все виды ФГ можно представить на трех уровнях: информационная грамотность (умение получать из разных источников и интерпретировать информацию) — коммуникативная грамотность (умение эффективно обмениваться информацией) — социальная грамотность (умение применять информацию в социальной практике).

Оценка ФГ проводится через решение нетипичных заданий, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. «Нетипичные задания» следует понимать как задания, перенесенные из области предметной деятельности в область обычной ситуативной жизнедеятельности (кейс/case). Это задания, выходящие за пределы учебных ситуаций и не похожие на те, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения предметной области. Решение таких задач, как правило, требует творческой активности (индивидуально или в сотрудничестве), которая может оцениваться отдельно (введено в Р^Д-2021 в аспекте креативного мышления).

Таким образом, задача педагога — не только обучить решению учебно-познавательных и учебно-практических задач непосредственно в поле предмета, но и, главное, увидеть возможности и пути решения ситуативных жизненных задач предметными средствами (например, не только решить в классе задачу на вычисление процентов, но и рассчитать процентную ставку по кредиту в реальной жизни). Поскольку выходу за пределы предметного поля тоже нужно учить, становится очевидным, что такие «нетипичные» задачи должны стать частью учебного процесса, хотя это частично противоречит самой концепции «неучебной задачи». Но в первую очередь нужно учить самому принципу применения теоретических знаний в жизнедеятельности, т. е. метапредметным умениям. Следовательно, во ФГОС должна быть закреплена и модель, например, математической составляющей функциональной грамотности — «умение формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты в жизни» [7].

Однако несмотря на определение необходимости формирования функциональной грамотности у обучающегося школы, в стандартах основного общего и среднего общего образования понятие «функциональная грамотность» не вводится. Но в разделе ФГОС ОО 111.18.2.1 сказано, что программа (по предмету) должна «...обеспечивать...

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся...» [1].

Анализ текстов ФГОС ОО и СО показал, что основные компоненты ФГ представлены в них в виде отдельных компетенций.

ФГОС ОО и СО говорит о том, что выпускник должен обладать определенным набором характеристик, связанных с образовательными результатами трех типов, в раскрывающих формулировках которых есть указание на отдельные результаты, связанные с ФГ. Отметим их. Требования к достижению образовательных результатов:

1) «личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» — связаны с глобальными компетенциями;

2) «предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» — связаны с читательской, математической и естественно-научной, а также финансовой грамотностью;

3) «метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» — пронизывают все сферы ФГ.

Система компетенций, входящих в основные составляющие функциональной грамотности, в основном охватывает метапредметные результаты ФГОС. Их можно соотнести с понятием «ключевые компетенции» (key competencies), которые, имея метапредметный характер, определяют готовность обучающихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. «.Ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека

в современном обществе» [6, с. 19]. Организация учебного процесса должна способствовать «овладению обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [1, IV.21].

Именно поэтому в новой редакции ФГОС ОО отдельно отмечена необходимость программного раздела «развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков), включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» [1, III.14, III.18.2.1], а также необходимость программ интегрированного типа. Каждая программа должна содержать также типовые задачи применения универсальных учебных действий (УУД). УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы и реализуются в том числе как проявление функциональной грамотности.

Обратимся к соотношению компонентов функциональной грамотности по определению PISA [7] и компонентов компетентностной модели выпускника («портрета выпускника») в области метапредметных результатов по ФГОС ОО [1, I.6, II.10] и ФГОС СО [2, I.5, II.8].

Сравнение ФГОС ОО (9-е классы) и ФГОС СО (11-е классы) продиктовано необходимостью проследить особенности сформированности ФГ на контрольном уровне (9-е классы), который и оценивается международными системами, и уровне углубленного формирования (11-е классы).

Выдержки из определений компонентов ФГ:

Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, ...чтобы достигать своих целей, ...участвовать в социальной жизни._

Математическая грамотность — это способность <...> применять, интерпретировать математику для решения проблем, <...> принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину._

Естественно-научная грамотность — это способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, <...> научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий... для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальные компетенции — способность критически рассматривать с разных точек зрения проблемы глобального характера и ...вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству._

Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе, ...получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения._

Во всех компонентах ФГ есть указание на результатив-но-деятельностную сторону: «достигать целей», «применять

для решения проблем», «для принятия эффективных решений», «вступать во взаимодействие». Это прямо соотносится с практико-ориентированным (системно-деятельностным) подходом к обучению, имеющим цель формирования выпускника, «способного применять полученные знания на практике», по портрету [1, I.6], обладающего «умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией» [1, II.10], заявленным в описании образовательных результатов.

Также есть указание на социальную значимость знаний и действий: «участвовать в социальной жизни», «активному и размышляющему гражданину», «занимать активную гражданскую позицию», «улучшению финансового благополучия личности и общества», «рассматривать проблемы глобального характера». Во ФГОС ОО и СО выпускник предстает как «социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством».

В идеале каждый компонент ФГ должен находить свое отражение в «портретах выпускников». Так, новые компоненты ФГ — глобальные компетенции и креативное мышление — уже находят отражение во ФГОС СО (11-е классы): «уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать», «мотивированный на творчество и инновационную деятельность» и «креативный и критически мыслящий» (портрет), однако во ФГОС ОО (9-е классы) понятие «креативности» (также и «творчества» как личной характеристики) в портрете отсутствует. Однако формирование аналитического и критического мышления, которое подробно характеризуется в новых материалах PISA [3, с. 172-174], «...имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования.» [8, с. 120].

Отмечена экологическая составляющая естественно-научной грамотности, которую иногда выделяют как отдельный компонент ФГ: «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике» (компетенция) необходимо для человека, «осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» (портрет).

Особый интерес представляют компетенции научно-исследовательского характера, лежащие в основе формирования конкретно-предметных компонентов ФГ — читательской, математической и естественно-научной грамотности. Во ФГОС ОО планируется выпускник, «активно и заинтересованно познающий мир», а во ФГОС СО — с дополнением «владеющий основами научных методов познания окружающего мира». Общими результатами являются умение планировать и организовывать деятельность, выбирать методы, корректировать результаты, контролировать себя, взаимодействовать с другими, использовать информационно-коммуникационные технологии и проч., что в целом — уметь

практически реализовывать познавательную активность. Во ФГОС СО эти результаты определены более подробно.

Только во ФГОС ОО точно названы метапредметные результаты, достижение которых и означает успешное овладение функциональной грамотностью. Предполагается, что к 10-му классу эти результаты уже закрепятся, и потому нет необходимости отдельно отмечать их в стандарте.

Общие способы познания мира названы в метапредметных результатах, а способы и объем овладения конкретными предметными знаниями — в предметных по областям.

Метапредметные результаты по ФГОС ОО в аспекте ФГ:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты по ФГОС СО в аспекте ФГ:

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Как видно, основные образовательные результаты метапредметного характера, соотносящиеся с формированием ФГ, связаны с языковыми, коммуникативными и логико-языковыми компетенциями. Это обосновано интегра-тивным характером читательской грамотности.

Важнейшим компонентом функциональной грамотности является грамотность читательская — не просто владение техникой чтения и декодирования, но и способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения и передачи информации из текста. Именно читательская грамотность была первой в расширяющемся перечне компонентов ФГ. Это базовая грамотность, которая лежит в основе освоения других компонентов.

Таким образом, читательская грамотность выступает одновременно как конкретно-предметная, связанная с освоением предметной области «Русский язык» (и «Литература», «Родной язык и литература», «Иностранный язык») — «совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)», и как интегративная, сопровождающая любой компонент ФГ — «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования».

Насколько ФГОС ОО содержит указание на необходимость и возможности формирования ФГ для каждой предметной области? Обратимся к предметным областям естественно-научной (в том числе общественно-научной,

в частности «География») и математической направленности для выявления предметных результатов, связанных со ФГ. Во ФГОС определены конечные результаты образовательного процесса. Целостность и непрерывность процесса должны сопровождаться перечнем контрольных результатов программ для каждого класса основной школы.

1. Информационная составляющая. Во всех предметных областях предусмотрено и определенно прописано «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию», «развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках», причем обучающиеся получают «представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях» и т. д.

2. Практико-ориентированная составляющая. Также представлена во всех предметных областях: «формирование умений применения исторических знаний для жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире», «для решения современных практических задач человечества», «осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека», «формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни», «развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний», «способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией» и т. д.

3. Социально-адаптационная составляющая. Во всех предметных областях представлены результаты, направленные на осознание обучающимся себя в мире и формирование у него способности к адаптации в меняющихся условиях: «осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире», «приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём», «умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях», «реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности», «для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём», «для адаптации к условиям» и т. д.

В некоторых случаях можно отметить, что определения содержания компонентов ФГ имеют в тексте ФГОС прямые соответствия. Например:

Математическая грамотность [7] Предметные результаты области «Математика» [1, N.11.5]

- Проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для - Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои

Окончание таблицы

Математическая грамотность [7] Предметные результаты области «Математика» [1, N.11.5]

решения проблем в разнообразных контекстах реального мира; - использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты, чтобы1 описать, объяснить и предсказать явления; - понять роль математики в мире, чтобы высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; - развитие умений применять изученные понятия, результаты1, методы1 для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин; - формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы1 и явления, осознание роли математики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение (Conclusion)

Анализ основного документа образования — ФГОС в сопоставлении со структурой компонентов функциональной грамотности показал следующее.

1. Во ФГОС ОО и ФГОС СО понятие функциональной грамотности не вводится.

2. Общая ориентация ФГОС на системно-деятельностный подход в обучении и компетентностные результаты позволяет говорить о формировании именно ФГ—умения применять полученные знания в реальной жизнедеятельности.

3. ФГ уже должна быть сформирована как результат образовательной деятельности у выпускника общей школы (9-е классы), однако ее углубленное формирование продолжается и на следующей образовательной ступени.

4. Основные компетентности, лежащие в основе ФГ, во многом соотносятся с понятиями «ключевые компетентности», а также «универсальные учебные действия».

5. Образовательные результаты (личностные, метапред-метные и предметные), заявленные во ФГОС, содержат все необходимые указания на направленность образовательного процесса не только на академические результаты, но и на формирование базовых компонентов функциональной грамотности.

6. Глобальные компетенции и креативное мышление как интегративные компоненты ФГ представлены во ФГОС в виде специфических компетенций, формирование которых происходит только в межпредметном взаимодействии, что отражено в портрете выпускника. Однако креативность как качество личности в портрете выпускника общей школы, в отличие от портрета выпускника средней школы, не отмечена.

7. Текст ФГОС ОО и СО — руководство к деятельности образовательной организации и отдельного учителя в том числе и по формированию ФГ.

Библиографический список

1. ФГОС. Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 11 декабря 2020 г.). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 01.10.2021).

2. ФГОС. Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 11 декабря 2020 г.). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 01.10.2021).

3. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris : OECD Publishing, 2019. 306 p. URL: https://www.oecd.org/educa-tion/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm (дата обращения: 01.10.2021).

4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс : Изд. дом РАО, 2003. 368 с.

5. Крузе Б. А. Компетентностный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Пермский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 35-40.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

7. Проведение исследования PISA-2018 в России // Центр оценки качества образования ИСРО РАО : сайт. URL: http:// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html (дата обращения: 01.10.2021).

8. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.

References

FGOS. Osnovnoe obshchee obrazovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897 (redaktsiya ot 11 dekabrya 2020 goda) [Federal State Educational Standard. Basic General Education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia Dated December 17, 2010 No. 1897 (As Amended on December 11, 2020)]*. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (accessed: 01.10.2021). (in Russian)

FGOS. Srednee obshchee obrazovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 goda № 413 (redaktsiya ot 11 dekabrya 2020 goda) [Federal State Educational Standard. Secondary General Education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia Dated May 17, 2012 No. 413 (As Amended on December 11, 2020)]*. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (accessed: 01.10.2021). (in Russian)

Koval' T. V., Dyukova S. E. (2019) Global'nye kompetentsii — novyi komponent funktsional'noi gramotnosti [Global Competence Is a New Component of Functional Literacy], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [National and Foreign Pedagogy]*, vol. 1, no. 4 (61), pp. 112-123. (in Russian)

Kruze B. A. (2011) Kompetentnostnyi podkhod v logike trebovanii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Competence Approach in the Logic of the Requirements of the Federal State Educational Standard]*, Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]*, no. 2, pp. 35-40. (in Russian)

Leont'ev A. A. (ed). (2003) Obrazovatel'naya sistema "Shkola 2100". Pedagogika zdravogo smysla [Educational System "School 2100". Common Sense Pedagogy]*. Moscow, Balass Publ., RAO Publ., 368 p. (in Russian)

PISA 2018 Assessment and Analytical Framework (2019) Paris, OECD Publishing, 306 p. Available at: https://www.oecd.org/ education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm (accessed: 01.10.2021). (in English)

Provedenie issledovaniya PISA-2018 v Rossii [Conducting the PISA 2018 Study in Russia]*, Tsentr otsenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO [Center for Assessing the Quality of Education IEDS RAE]*. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa18/ pisa2018.html (accessed: 01.10.2021). (in Russian)

Zimnyaya I. A. (2004) Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key Competencies As the Effective-Target Basis of the Competence Approach in Education]*. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 42 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.