Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / метапредметные образовательные результаты / компетентностный подход / функциональная грамотность / региональные диагностические работы / контрольно-измерительные материалы / quality of education / metasubject educational results / competencebased approach / functional literacy / regional diagnostic work / control and measuring materials

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексашина Ирина Юрьевна, Муштавинская Ирина Валентиновна

В статье анализируются феномены метапредметности и функциональной грамотности и представлены результаты региональных диагностических работ по выявлению уровня сформированности метапредметных умений и компетенций функциональной грамотности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексашина Ирина Юрьевна, Муштавинская Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the system of assessing the quality of education: from metasubject results of educational performance to functional literacy of schoolchildren

The article analyzes the phenomena of metasubject and functional literacy and presents the results of regional diagnostic work to identify the level of formation of metasubject skills and competencies of schoolchildren’s functional literacу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

s

<

я о

оо

ZS

W О

нн

А

и и я

я

о р^

с

я

нн

м

х х

о к

X

<

я

0

1 I S

УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Макалада пэнаралылык пен функцио-налдык сауаттылык феномендерiне тал-дау жасалып, метапэндж ептiлiктер мен мектеп окушыларыныц функционалдык сауаттылыгы к^зыреттершщ калыптасуы турасындагы децгейiне талдау жасалган.

Аннотация

В статье анализируются феномены метапредметности и функциональной грамотности и представлены результаты региональных диагностических работ по выявлению уровня сформированности метапредметных умений и компетенций функциональной грамотности школьников.

Annotation

The article analyzes the phenomena of metasubject and functional literacy and presents the results of regional diagnostic work to identify the level of formation of metasubject skills and competencies of schoolchildren's functional literacy

В Российской системе оценки качества образования - единой системе оценки качества образования (ЕСОКО) наряду с известными российскими оценочными процедурами: государственная итоговая

Алексашина И.Ю.,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основного и среднего общего образования,

Муштавинская И.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой основного и среднего общего образования,

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г.Санкт-Петербург, Россия

Нег1зг1 сездер: бшм беру сапасы, пэна-ралыц бжм нэтижелерг, щзыреттЫк жол, функционалдыц сауаттылыц, ещр-лж диагностикалыц жумыстар, бацылау-елшеу материалдар.

Ключевые слова: качество образования, метапредметные образовательные результаты, компетентностный подход, функциональная грамотность, региональные диагностические работы, контрольно-измерительные материалы.

Keywords: quality of education, metasubject educational results, competence-based approach, functional literacy, regional diagnostic work, control and measuring materials.

Ü

аттестация (ГИА), Всероссийские проверочные работы (ВПР), Национальные исследования качества образования (НИКО) - важнейшее место уделяется международным сравнительным исследованиям качества общего образования. Международные исследования качества образования разрабатывались как инструменты для сравнения эффективности образовательных систем разных стран с целью принятия решений о проведении изменений на основе полученных результатов. Повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) является одним из ключевых показателей качества российского образования, характеризующего его глобальную конкурентоспособность и качество реализации национального проекта «Образование».

В связи с этим одной из задач для профессионального сообщества Санкт-Петербурга становится разработка региональной модели оценки функциональной грамотности обучающихся - подготовка инструментария и определение круга технологий, которые позволят не только оценивать способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач, но и оказывать адресную помощь в разработке системы мер, способствующих формированию функциональной грамотности на уровне образовательных организаций.

Какие изменения в российской системе образования в последние годы дают шанс на изменение показателей качества образования в международном контексте? В первую очередь - это новые Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), в основе которых - деятель-ностный подход, ориентация на достижение образовательных результатов. Можно говорить о прямой взаимосвязи между внедрением Федерального государственного образовательного стандарта и позитивными

сдвигами в результатах россииских школьников в международных сравнительных исследованиях качества образования. При этом метапредметным результатам отводится особое внимание.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпред-метности», то есть объема знаний и умений, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметный подход к образовательному процессу дополняет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам современными подходами, методами и технологиями, направленными на изучение целостной картины мира, овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Научная школа А.В. Хуторского и Ю.В. Громыко рассматривает метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который обеспечивает формирование целостной картины мира[1]. По А.Г. Асмолову метапредметностные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, успешно решать учебные и учебно-практические задачи как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни. Именно последний подход стал основой для формулировки метапред-метных результатов школьного образования, сформулированных ФГОС. При всех особенностях обозначенных теоретических подходов относительно метапредметности, большинство ученых считают несомненным прорывом стандартов именно заявление значимости метапредметных результа-

s

X

<с m о

го

W О

¡3

о о

W

о

о. С

ш ¡3

X X

о S

<с m О X

X

s

*

К х

<С т о

го

£ РЧ

О

л

о о м

я о

о. С

ш л

X X

о к я <с т О X

X X

тов образовательной деятельности.

В Санкт-Петербурге с 2013 года успешно реализованы масштабные проекты по опережающему внедрению ФГОС. В каждом районе города были выбраны школы-лидеры, которые внедряли ФГОС с опережением на один-два года, создавались сетевые инновационные продукты: программы, рекомендации, конструкторы учебных планов и системы оценки, проводились региональные диагностические метапредметные работы и т.п., эти продукты могли быть использованы школами, вводящими ФГОС в штатном режиме. Особенно важной в ходе ОЭР стала работа по формированию у учащихся метапредметных умений - универсальных учебных действий, а учителей - умений их формировать и оценивать. В Санкт-Петербурге создана уникальная система входных диагностических работ метапредметного характера. С 2017 по 2019 г.г. метапредмет-ные работы вошли в систему региональной оценки качества образования. В основе работы - текст, представляющий интерес для читающего, и 8 до 10 заданий, связанных с текстом, которые направлены на диагностику сформированности УУД. Сами задания построены по определенным правилам, определены цели каждого задания, направленность на диагностику определенного вида УУД - познавательных, регулятивных или коммуникативных, предложена системе критериев оценки каждого задания. Сознается кодификатор для оценки работы, в основе которого все виды универсальных учебных действий, заявленных во ФГОС. Именно этот тип работ подготовил нас к новому формату региональных диагностических работ, направленных на оценку функциональной грамотности.

Формирование и развитие функциональной грамотности - показателя общеучебной компетентности школьника обозначено в ФГОС и как процесс формирования мета-умений, и как результат достижения пред-

метных, метапредметных и личностных и результатов. Однако сам феномен функциональной грамотности непосредственно связан с развитием компетентностного подхода в обучении, который требует реальных изменений в стратегиях педагогического целеполагания, отбора и конструирования содержания учебного материала, организации образовательной деятельности учащихся, планирования и оценивания результатов обучения, что системно представлено в проблемном поле формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Понятие компетентности в образовательном ракурсе характеризуется разными исследователями как способность к осуществлению реального жизненного действия; совокупность универсальных умений, которые выращиваются в деятельности; мера включения человека в деятельность; способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, дающая возможность установить связь между знанием и ситуацией и др.

В проблемном поле данной статьи важно подчеркнуть, что каждая из компетенций функциональной грамотности характеризуется соответствующим набором метапред-метных умений, что позволяет осуществлять оценку ее сформированности. Так, например, одна из компетенций естественнонаучной грамотности - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов - оценивается как умение учащегося:

• преобразовывать одну форму представления данных в другую;

• анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

• распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;

• отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях;

• оценивать научные аргументы и до- Санкт-Петербурга приняли участие в регио-

казательства из различных источников (на- нальной диагностической работе для про-

пример, газета, интернет, журналы). ведения оценки уровня функциональной

Принципиальные отличия в критериаль- грамотности учащихся 5 и 7 классов, в ис-

ной базе оценки образовательных достиже- следовании приняли участие 13154 обуча-

ний учащихся в рамках компетентностного ющихся 5 классов из 558 образовательных

подхода определяют необходимость осмыс- организаций и 12480 обучающихся 7 клас-

ления и освоения учителями диагности- сов из 557 образовательных организаций.

ческого инструментария для определения В качестве контрольной группы были вы-

уровня развития функциональной грамот- браны школы города, внедряющие ФГОС в

ности учащихся. опережающем режиме, - 61 общеобразова-

В 2020 году в феврале все школы тельная организация.

Кол-во участников классов Максимальны} эалл Процент забравших менее 1 >аллов 1роценг набравши юлее 40 баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная группа 1479 5$ 12=5

Санкт-Петербург 13154 >з 9,7 3=2

Таблица 1. Сведения распределения низких и высоких результатов в работе для 5 класса по функциональной грамотности в 2019-2020 учебном году.

Кол-ва участии шов Максимальный балл Процент набраЕ^их менее 19 балл ов Процент набраеших более 37 баллов

Контрольная группа 1430 50 3,5% £3,8%

Санкт-Петербург 124Б0 52 7,4% 10.4%

Таблица 2. Сведения распределения низких и высоких результатов в работе для 7 класса по функциональной грамотности по районам в 2019-2020 учебном году.

Результаты школ контрольной группы примерно в 1,5 раза выше по сравнению с основными показателями и по % набравших менее 17 баллов (низкий уровень) по Санкт-Петербургу. Более высокие результаты контрольной группы могут свидетельствовать о большем опыте выстраивания целенаправленной работы по формированию и развитию функциональной грамотности как показателя общеучебной компетентности школьника,

* X

<с т о

го РЧ

О

О О

м

я о

о. С

ш

X X

о к я <с т О X

X X

*

S х

<С m о

го

£ W О

¡3

о о

W

о

о. X

ш 3

X X

о S

<с m О X

X X

заложенного в ФГОС ОО и результативности процесса формирования метаумений, выражающегося в достижении учащимися достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результа-тов[2].

Это направление стало ведущим в деятельности кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО. Основными направления учебной и методической работы кафедры связаны с повышением квалификации педагогов в данном направлении, подготовкой контрольно-измерительных материалов для проведения региональных диагностических работ в формате PISA, тиражированием информационно-методических материалов и аналитических материалов по результатам проведенных работ. Основой для разработки заданий является текст, описывающий ситуацию из реальной жизни, близкой и понятной учащемуся, и требующий от учащегося осознанного выбора модели поведения. Особенность этих заданий - их многофакторность и комплексный характер. Задание включает в себя описание ситуации, представленной, в проблемном ключе и содержит текст, графики, таблицы, а также совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, описывающих определенное событие. Контекст проблемной ситуации мотивирует учащихся на выполнение нескольких взаимосвязанных вопросов-задач, объединённых общей содержательной идеей. Текст подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, релевантности для жизни, интереса учащихся и направленности на развитие познавательной активности учащихся.

В отличие от материалов исследования PISA разработчиками диагностических материалов было принято решение разрабатывать комплексные задания по отдельным видам грамотности на основе единого базового текста.

Для оценивания результатов выполне-

ния работы обучающимися использовался общий балл. Проверка выполнения задач осуществлялась на основании критериев, разработанных для каждой задачи.

Диагностический инструментарий включал задачи с единичным выбором правильного ответа из числа предложенных, задачи с множественным выбором правильного ответа из числа предложенных, задачи с кратким ответом и задачи с развернутым ответом.

Максимальное количество баллов для заданий с единичным и множественным выбором правильных ответов из числа предложенных - 1 балл, для заданий с кратким и развернутым ответом - 2 балла. Максимальное количество баллов за диагностическую работу - 20 баллов.

Для каждого варианта на основе единого текста разработаны 12 заданий различного уровня сложности: 3 задания - на читательскую грамотность, 3 задания - на математическую грамотность, 3 задания - на естественно-научную грамотность и 3 задания - на финансовую грамотность.

Для задач по всем видам грамотности определены уровни сложности познавательных действий, которые должен выполнить ученик при решении данной задачи. Выделены следующие познавательные уровни:

• Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

• Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

• Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или

оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Для проведения РДР по оценке уровня функциональной грамотности учащихся образовательных организаций Санкт-Петербурга был создан сбалансированный банк задач, который отражает специфику основных видов функциональной грамотности, заявленных в РДР.

Региональный опыт формирования и оценки функциональной грамотности представлен в научных и учебно-методических публикациях [3].

Особое место среди публикаций отводится материалам для внедрения вопросов формирования и оценки функциональной грамотности в практику школы: серия «Естественно-научная грамотность»: Биологические системы; Земля и Космические системы; Физические системы. Тренажеры, 7-9 классы [4], серия «Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту» - методические рекомендации и рабочие тетради для организации занятий по метапредметному курсу в 5-9 классах [3] и др.

Темы, связанные с достижением новых образовательных результатов, представлены и в исследованиях аспирантов кафедры «Развитие естественно-научной грамотности учащихся средствами дистанционных образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» (специальность 13.00.02), «Методика использования компе-тентностно-ориентированных заданий при изучении курса «Естествознание» в системе СПО» (специальность 13.00.02), «Методика формирования профессиональных компетенций по развитию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации педагогов» (13.00.08), «ИКТ-компетентность обучающихся основной школы как условие развития их

функциональной грамотности» (13.00.01).

Выводы:

Система региональных диагностических исследований качества образования осуществляется во взаимосвязи трех направлений: предметные знания - метапредметные умения - компетенции функциональной грамотности.

Исследования оценки образовательных результатов школьников осуществляются во взаимосвязи деятельностного и компе-тентностного подходов в обучении, что отражается в содержании и критериальной базе оценивания региональных диагностических работ.

Региональный опыт внедрения ФГОС позволяет фиксировать взаимосвязь работы образовательных организаций по развитию метапредметных умений учащихся и прогресса в результатах исследований по оценке уровня функциональной грамотности школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 406 с.

2.Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA». t* СПб АППО, 2021 г. Адрес доступа: й https://docs.google.com/document/ g d/1OATlkowY3qKTDxPvCt942DZ25Q4Jd- ^ kP/edit (дата обращения:21.05.2021г.) g

3.«Интеллектуальный конструктор: сту- 3 пени к проекту». УМК 5, 6, 7, 8, 9 класс. ^ Русское слово, 2021. Муштавинская И.В., ^ Загашев И.О. и др. с

4.Естественно-научная грамотность. §

Биологические системы. Тренажер. 7-9 £ классы. Учебное пособие для общеобра- § зовательных организаций // О.А. Абдулае- <: ва, Ю.П.Киселев, Д.С. Ямщикова; под ред. о

нч

И.Ю. Алексашиной. - М.: Просвещение, Щ 2020. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.