36
ЗНиСО ДеКЛБРЬ №12 (213)
ВЕГЕТАТИВНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАРА
О.В. Киек, Г.А. Лещева
VEGETATIVE STABILITY AND SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS STUDYING AT PRIMARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
IN THE CITY OF KRASNODAR
O.V. Kiyok, G.A. Leshcheva ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет»
Изучены вегетативная устойчивость и социальная адаптированность 450 учащихся учреждений начального профессионального образования г. Краснодара. Получены различия ВУ И СА в зависимости от пола и профессий, которым обучаются учащиеся профессиональных училищ. Наибольшее количество учащихся социально дезадаптироованных и имеющих низкую вегетативную устойчивость наблюдается среди девушек, обучающихся на секретаря — референта, у будущих портных и закройщиц.
Ключевые слова: подростковый период, адаптация, вегетативная устойчивость, физиологические механизмы.
Studying of vegetative stability and social adaptation of 450 students of primary vocational educational institutions in the city of Krasnodar showed the differences of VS and SA depending on sex and future profession of students. The majority of socially no adapted students having low vegetative stability are female teenagers, training to be secretaries, tailors and cutters.
Keywords: adolescence, adaptation, autonomic stability, physiological mechanisms.
Обучение в учреждениях начального профессионального образования приходится на подростковый период, когда формируются не только физиологические механизмы адаптации, но и происходит утверждение личности подростка в социальной среде, что предъявляет большие требования к его психологическим и физиологическим возможностям. Вместе с тем за последнее десятилетие значительно изменилась ситуация профессионального выбора, подростку крайне трудно строить профессиональные перспективы на фоне ухудшения показателей здоровья [2].
Цель исследования: изучить вегетативную устойчивость и социальную адаптирован-ность учащихся профессиональных училищ г.Краснодара.
Материалы и методы: Оценка вегетативной устойчивости (ВУ) и социальной адаптированности (СА) проводилась с использованием адаптированного личностного двухфакторного опросника М. Гавлиновой, утвержденного Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины и рекомендованного НИИ гигиены и охраны детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН [1]. Проведено анкетирование 450, учащихся 1, 2 и 3 курсов профессиональных лицеев № 1 и 2 г. Краснодара, обучающихся по специально-
стям: повар- кондитер, газоэлектросварщик, слесарь по ремонту автомобилей, секретарь-референт, закройщик, портной. Необходимо отметить, что группа портных, закройщиц, секретарей-референтов поваров, кондитеров представлена девушками, автослесарей и га-зоэлектросарщиков — мальчиками, возраст анкетируемых 16—18 лет.
Результаты исследования: О вегетативной устойчивости судили по лабильности системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимости неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличие непроизвольных движений. Опросник для оценки социальной адаптированности включал вопросы позволяющие определить коммуникабельность, самооценку, лидерство. Уровень социальной адаптированности и вегетативной устойчивости оценивали в баллах и соотносили с нормативами, предложенными академиком РАМН А.А.Барановым. Выполненный анализ по вегетативной устойчивости выявил низкий уровень вегетативной устойчивости у 30,5% учащихся, при этом более высокий процент вегетативной неустойчивости у девушек, объясняется психоэмоциональными и физиологическими особенностями женского организма. Кроме того, имеются различия вегетативной устойчивости девушек и юношей
4ШШ, №12 (213) ЗНиСО
37
Таблица 1. Показатели вегетативной устойчивости учащихся УНПО (в %).
№ п/п Профессия (специальность) учащихся Вегетативная устойчивость
Выраженная вегетативная неустойчивость Нормальная вегетативная устойчивость Хорошая вегетативная устойчивость
1. Повар, кондитер 35,7 45,2 19,1
2. Газоэлектросварщик 22,9 54,2 22,9
3. Слесарь по ремонту автомобилей 21,2 48,5 30,3
4. Секретарь-референт 42,9 38,1 19
5. Закройщик 27,3 63,6 9,1
6. Портной 44,4 55,6 -
Всего 14,6% 55,6% 29,8%
разных специальностей (табл. 1), так низкая вегетативная устойчивость, отмечаемая у девушек встречается у 44,4 % портных; у 42,9 % секретарей-референтов, у 35,7 %; поваров-кондитеров, у 27,3 % закройщиц; у юношей, обучающихся на газоэлектросварщиков и автослесарей 22,9 и 21,2 % соответственно.
Подростки с низкой вегетативной устойчивостью имеют большое число жалоб различного характера, считают себя больными, среди них выше число часто болеющих. По своим индивидуальным особенностям и состоянию здоровья они плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, имеют сниженные адаптационные возможности, нуждаются в пристальном внимании врачей, дополнительном обследовании и оздоровлении.
Показатели социальной адаптированно-сти учащихся выглядят следующим образом: хорошая социальная адаптированность — отмечена у 55,6 %, нормальная — у 29,8 %, низкая — у 14,6 %. Анализ данных, полученных при анкетировании учащихся для оценки социальной адаптированности в зависимости от профессий, представлен в табл. 2.
Как видно из представленных данных наибольшее количество социально дезадаптированных подростков встречается среди учащихся следующих профессий: секретарь-референт — 28,6 %; закройщик — 27,3 %; портной — 22,2 %.
Подростки с низкими показателями социальной адаптированности испытывают затруднение в общении со сверстниками, преподава-
№ п/п Профессия (специальность) учащихся Социальная адаптированность
Социальная дезадаптация Нормальная социальная адаптированность Высокая социальная адаптированность
1. Повар, кондитер 14,0 61,9 23,8
2. Газоэлектросварщик 5,7 51,4 42,9
3. Слесарь по ремонту автомобилей 9,1 51,5 39,4
4. Секретарь-референт 28,6 52,4 19,0
5. Закройщик 27,3 54,5 18,2
6. Портной 22,2 66,7 11,1
Всего 14,6 55,6 29,8
Таблица 2. Показатели социальной адаптированности учащихся УНПО (в %)
38
ЗНиСО pm №12 (213)
телями и родителями. Среди таких подростков встречаются очень застенчивые, тихие, или наоборот, развязные и хулиганистые; могут быть способные, но «одиночки» в классе; есть плохо успевающие. Они являются группой риска и нуждаются, как правило, в консультации и поддержке психолога и педагога, а также врача, особенно при проведении профессионального консультирования, программы психологической коррекции или тренинга. Наиболее неблагоприятную группу составляют подростки, имеющие плохие показатели по обеим шкалам опросника - с плохой социальной адаптацией и высокой вегетативной лабильностью. В нашем случае наибольшее количество учащихся социально дезадапти-роованных и имеющих низкую вегетативную устойчивость наблюдается у обучающихся на секретаря — референта ( 42,9 % имеют низкую СА, 28,6% — низкую ВУ); у будущих портных ( 44,4% социально дезадаптированны, 22,2% имеют низкую ВУ), у закройщиков( 27,3% и 27,3% соответственно).
Выводы.
1. Экспресс — метод определения ВУ и СА у подростков с помощью двухфакторного опросника, является высокоинформативным
и должен быть неотъемлемой частью комплексной оценки состояния здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования.
2. Получены различия ВУ И СА в зависимости от пола и профессий, которым обучаются учащиеся профессиональных училищ.
3. Подростки с низкими показателями ВУ и СА должны наблюдаться у педиатров и психологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. \\Оценка состояния здоровья детей: Руководство для врачей. М.: Изд-во «ГОЭТАР-Медиа», 2008. 424 с. 2.. Ильиных Л.М., Сотникова Е.Н., Рапопорт И.К. Особенности профессионального самоопределения учащихся, имеющих хронические заболевания //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков». Москва, 2007. 24—25 октября. С. 105—107.
Контактная информация. Киек Ольга Васильевна, тел.: 8-918-14-14-321.
Contact information.
Kiek Olga Vasil'evna, phone: 8-918-14-14-321.