Человеческий капитал и проблемы образования
Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности
работников
А.Г. Шатохин, И.Г. Шатохин
Показано, что под понятием «качество рабочей силы» нужно понимать совокупность свойств человека, которые проявляются в процессе труда и включают в себя квалификацию и личностные характеристики работника - его физиологические и социально-психологические особенности, а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость. Доказано, что содержание понятия «качество рабочей силы» является важнейшим фактором конкурентоспособности работника.
Ключевые слова: рабочая сила, качество рабочей силы, конкурентоспособность работника
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 1. С. 68-72.
Конкурентоспособность рабочей силы как товара в широком смысле -это степень притягательности качеств данного работника на рынке труда для совершающего найм работодателя. В данном определении конкурентоспособность связывается не с отличными качествами или характеристиками рабочей силы, не с возможностью найти спрос на рабочую силу, а с ее привлекательностью для осуществляющих найм работодателей. Как известно, решающее слово за ними.
Конкурентоспособность рабочей силы как товара в узком смысле - это обладание такой профессией (специальностью) и такими качествами рабочей силы, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место. Конкурентоспособность работника на рынке труда определяет качество рабочей силы - важный фактор конкурентоспособности рабочей силы как товара.
Проведенный анализ выявил наличие двух различающихся подходов в трактовке понятий «качество рабочей силы» и «человеческий капитал». Так, в западной экономической литературе эти два понятия отождествляются, и считается, что «человеческий капитал включает в себя знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональней подготовке, включая сноровку, приобретаемую с опытом работы» [1, с. 181].
Шатохин Александр Григоревич - кандидат экономических наук, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Адрес для корреспонденции: nihotash@rambler.ru
Шатохин Игорь Григорьевич - кандидат экономических наук, доцент Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (Ярославский филиал). Адрес для корреспонденции: shato5@yandex.ru
Политэкономический подход различает эти два понятия, понимая под качеством рабочей силы способности к труду, уровень его физического и интеллектуального развития, общеобразовательной и профессиональной подготовки, приобретенных им практических навыков, умений, опыта для выполнения конкретных трудовых функций [2, 3].
Понятие «человеческий капитал» соотносят с понятием «квалификация работника», которая является основным компонентом понятия «качество рабочей силы». При этом экономисты определяют квалификацию работника как совокупность общего и профессионального специального образования, необходимых знаний, умений, навыков и производственного опыта для выполнения определенных видов работ определенной сложности [3, с. 91].
Авторы поддерживают вторую точку зрения, считая, что под качеством рабочей силы понимается совокупность свойств человека, которые проявляются в процессе труда и включают в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, моти-вируемость.
Человеческий капитал - это совокупность способностей человека, которые развиваются путем общего и специального образования, а также практического приобретения профессиональных навыков и умений, позволяющих выполнять работу различного качества.
Каждый человек обладает в большей степени каким-то одним определенным качеством, которое является составным элементом, определяющим конкурентоспособность работника на рынке труда. В соответствии с принципом компенсации (он состоит в том, что, обладая наилучшей характеристикой в одном отношении, человек проигрывает в какой-то мере другими достоинствами) все качества, как правило, не могут быть гармонично объединены в одном работнике. Поэтому каждый человек в соответствии со своими сильными сторонами должен выбирать свой стиль поведения на рынке труда.
Как показывает анализ спроса на региональном рынке труда Ярославской области, предпочтение отдается тем работникам, кто имеет высокую профессиональную квалификацию или владеет смежными профессиями и имеет знания в различных областях.
Понятие «квалификация работника» с внедрением компьютерных систем пополнилось следующими характеристиками: расширение и усложнение необходимых ему знаний, повышение его способностей к выполнению новых функций, требующих от него более высоких интеллектуальных, психологических и морально-волевых качеств; от работника в большей мере, чем прежде, потребовались способности к собственным суждениям, самостоятельность в труде, понимание доверенной ему системы и готовность к ответст-
венности за бесперебойность ее функционирования, а также умение овладевать новой техникой и новыми методами работы. В таких условиях узкая специализация теряет смысл, а квалификация в ее новом понимании становится символом целостного типа человека-работника.
Конкурентоспособность в разных сферах имеет свою степень, различный уровень. Конкуренция между работниками неоднородна в различных отраслях, профессиях, возрастах, по полу (между мужчинами и женщинами). Так, например, в 2013 г. в общей численности безработных доля женщин (51,4%) превышала долю мужчин (48,6%) [4].
По данным ярославской службы занятости, в 2013 г. в области наибольшим спросом у работодателей пользовались профессии квалифицированных рабочих: газоэлектросварщики, слесари, станочники, водители авто- и электротранспорта, строители (каменщики, маляры, штукатуры, облицовщики, плотники, столяры), машинисты транспортных средств, машин и установок, электрики, санитары, механизаторы, животноводы. Кроме того, устойчивым спросом пользуются такие профессии сферы обслуживания, как закройщики, портные, продавцы, повара, кондитеры.
Среди специалистов и служащих большой спрос имели преподаватели, учителя, инженеры, мастера по различным видам деятельности, менеджеры, медицинские работники среднего звена, воспитатели. По профессиям, не требующим профессиональной подготовки, наибольшим спросом пользуются дворники, уборщики, грузчики, кондукторы, вахтеры [4].
Но в силу того, что работодатели предъявляют к носителям престижных профессий целый ряд требований (наличие высокой квалификации, соответствующее образование, пол и возраст), молодым людям рассчитывать на трудоустройство по этим профессиям не приходится. Начинающему специалисту трудно конкурировать с профессионалом в получении места и тем более претендовать на высокую зарплату.
Так, опрос работодателей предприятий Ярославля показывает, что в сфере материального производства предпочтение отдается в основном таким категориям, как профессионал и универсал. Но при равных возможностях работников немаловажную роль играют также и другие факторы. Например, умение преподнести себя работодателю, быть настойчивым, целеустремленным. И даже такие качества, как напористость, лихость, даже наглость, которые работодатели хотели бы видеть в своих подчиненных.
В сфере обслуживания работодатели, как правило, на неквалифицированные работы особых требований к претендентам (образование, опыт) не предъявляют. В качестве своих сотрудников они хотели бы видеть людей трудолюбивых, общительных. Этими качествами вполне могут обладать менее конкурентоспособные группы - молодежь. И даже в отдельных случаях молодежь может быть более конкурентоспособна по сравнению со старшими по возрасту работниками. Например, с теми, кто имеет высокую квалификацию, опыт работы, много лет проработали на одном предприятии или по ка-
ким-либо причинам вынуждены его покинуть, но приспособиться к новым условиям не смогли, поскольку государством в советский период поощрялась (морально и материально) привязанность к одному предприятию на всю трудовую жизнь. Работников же, которые часто меняли место работы, независимо от причин иначе, как летунами, не называли.
Содержание понятия «качество рабочей силы», которое является важнейшим фактором конкурентоспособности работника, многогранно, и в зависимости от непосредственного объекта исследования и его задач в нем могут рассматриваться то одни, то другие свойства.
Чаще всего качество рабочей силы определяют через такие ее личностные элементы, как знание, опыт, навыки и другие, являющиеся историческим результатом развития общества и составляющие ее квалификацию. Последняя, как нам представляется, - далеко не единственное свойство качества рабочей силы. Она определяется и такими свойствами рабочей силы, как творческая способность работника (например, скорость освоения новых видов работ), затраты времени на переключение с одной операции на другую), инициативность, изобретательность и др.
На понятие «качество рабочей силы» обращали внимание и социологи. Правда, они характеризовали его на более общем уровне - как производственный потенциал рабочей силы, но практически речь вели об уровне развитости совокупности человеческой способности к труду и ее компонентах, т. е. говорили о наличии их такого соотношения, которое отвечает материальным производительным силам и составу трудовых ресурсов, а также обеспечению непротиворечивого и сбалансированного развития квалификации, образования, общей культуры, личных качеств работников и ценностных ориентаций.
Общим в приведенных определениях является то, что характеристика качества рабочей силы включает уровень образования и квалификации, степень накопленного опыта и сформированных ценностных ориентаций.
Литература
1. О деятельности органов службы занятости населения Ярославской области в 2013 году: аналитический сборник. - Ярославль, 2014.
2. Смирнова И.Л. Профессиональная мобильность и образование: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Кострома: КГПУ, 1998. - С. 10.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Ме-ликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 272.
4. Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 317.
Human capital as a factor of competitiveness of workers
Shatokhin Aleksander, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University
Shatokhin Igor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Pushkin Leningrad State University (Yaroslavl Branch)
The authors believe that the quality of the labour force refers to the totality of man's properties, which manifest themselves in the labor process and include the qualifications and personal characteristics of the worker: his or her physiological and socio-psychological characteristics and adaptation, including flexibility, mobility, motivation. The concept of "quality of labor" is the most important factor in the competitiveness of the employee.
Key words: labor force, labor force quality, competitive employee
Addresses for correspondence: nihotash@rambler.ru, shato5@yandex.ru
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 1(14). P. 68-72.