Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшее условие развития инновационной экономики'

Подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшее условие развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / LABOR / INNOVATIVE ECONOMY / THE INNOVATIVE ENVIRONMENT / NEGATIVE FACTORS / LABOR IMPROVEMENT OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кязимов К. Г.

В статье рассматривается подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшего условия развития инновационной экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article preparation of the qualified labor as major condition of development of innovative economy is considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшее условие развития инновационной экономики»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ

КЯЗИМОВ К.Г.

В статье рассматривается подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшего условия развития инновационной экономики.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 заложена инновационная стратегия развития страны, это диверсификация экономики и технологическое обновление промышленности, формирование эффективно функционирующего рынка труда, повышение качества человеческого потенциала как важнейшие составляющие инновационной экономики (1).

В инновационной экономике перестают действовать некоторые экономические законы индустриального общества. В основе такой экономики лежат нелинейные явления, связанные с необратимостью обмена знаниями и компетенциями, их не сложением, а умножением и синергетическим эффектом при их получении и использовании (2).

Сложностями перехода на инновационную экономику являются необходимость значительного количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их воспроизводства и эффективного использования.

Необходимым условием создания инновационной среды являются:

- наличие фундаментальных исследований и соответствующей инфраструктуры;

- наличие прикладных исследований, в том числе и в учреждениях профессионального образования, обеспечивающих трансформацию фундаментальных исследований в новые материалы и технологии; модернизация и диверсификация экономики.

Важнейшим условием развития инновационной экономики является подготовка квалифицированной рабочей силы, ее распределение по отраслям и сферам деятельности, рациональное использование, прежде всего, его молодежной составляющей.

In article preparation of the qualified labor as major condition of development of innovative economy is considered.

На начало 2010 г. численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляла около 38 млн. чел, или 26 % в общей численности населения РФ (3).

В народном хозяйстве и на учебе с отрывом от производства занято примерно 26 млн. молодых людей. Положение молодежи на многих региональных рынках труда до начала мирового финансового кризиса было сравнительно благополучным, так как в экономике страны наметились положительные тенденции устойчивого социально-экономического роста.

После 10 лет экономического роста и повышения благосостояния населения РФ столкнулась с серьезным экономическим вызовом, глобальный экономический кризис, как и во всем мире, приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

В период экономического кризиса РФ потеряла 9 % ВВП, в реальном секторе экономики произошло резкое снижение производственной и инновационной активности. Снизился спрос на рабочую силу, увеличился уровень безработицы, значительно увеличилась численность граждан, обратившихся в службы занятости за содействием в трудоустройстве.

Наряду с общими проблемами особенно четко обозначились проблемы молодежи. К ним относятся: ухудшение возможности для получения профессионального образования, сложности трудоустройства, высокий уровень безработицы, сокращение возможностей для создания семьи, ухудшение здоровья. В условиях упадка промышленности, а порой и остановки предприятий, утраты ими социальных функций многие молодые люди обратили своё внимание на более престижные сферы деятельности. В начале 90-х годов 80 % работающей молодежи было занято в материальном произ-

Профессиональное образование. Столица | № 6 2010

1

водстве, теперь - 45 %. Незначительна доля занятости молодежи в малом и среднем бизнесе.

На начало 2010 г. общее количество безработных стало около 7 млн. человек, уровень общей безработицы достиг 10 % экономически активного населения. Средний возраст безработных - 35 лет, более трети безработных - лица в возрасте до 30 лет, среди них - каждый четвертый - выпускник профессионального учебного заведения, 60 % -имеют только полное или неполное среднее образование, 11% - высшее образование.

Все это означает, что на рынок труда попадает молодежь, либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию.

Неблагоприятное положение молодежи на рынке труда определяется также неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. А между тем инновационная экономика начинается с учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям экономики. В 2009 г. из общего количества безработных выпускники учреждений профессионального образования составляли около 30 % -это юристы, менеджеры и экономисты. Структура спроса не соответствует ее предложению в профессионально - квалификационном разрезе, наблюдается устойчивый спрос на рабочие профессии. В тоже время на 10 тысяч населения охват всеми формами высшего образования составил 512 чел, среднего профессионального образования - 168 чел, а начального профессионального образования - лишь 99 чел. При этом на рынке труда около 80 % вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес молодежи, осваивающей такие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования.

До последнего времени считалось, что экономический успех нации зависит от природных ресурсов, производственных технологий и кадров высшей квалификации (менеджеры, бухгалтера, юристы, инженеры и др.).

В настоящее время это утверждение не является достаточным. Как отмечают отечественные

и западные специалисты, экономически активное население составляет 50 % населения, и именно от её качества зависит производство качественной продукции и конкурентоспособность страны на мировом экономическом рынке (4).

Данное утверждение авторов важно для оппонирования в РФ сторонниками другой точки зрения, пытающихся доказать нецелесообразность подготовки молодых рабочих кадров, якобы уже вытесненных с производства научно-техническим прогрессом и требующих немедленного перехода к всеобщему высшему образованию.

По данным отечественных и зарубежных специалистов в результате недоиспользования потенциала молодежи страна теряет около 10-15 % ВВП, по данным МВД РФ каждый процент безработицы увеличивает преступность на 8 %, в соответствие с законом А. Оукена превышение на 1 % уровня безработицы над естественным (для РФ примерно 5 %) приводит к отставанию фактического объема ВНП на 2,5 % от потенциального.

Напряженность на рынке труда и существующая конкуренция за рабочее место ограничивает возможности трудоустройства и выпускников учебных заведений профессионального образования, из которых по своей специальности трудоустраиваются менее 50 % выпускников, в 2009 г. около 100 тыс. выпускников вузов, колледжей и лицеев стали безработными.

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста молодежной безработицы, особенно среди выпускников школ и вузов.

Кроме вышеуказанных проблем имеются следующие негативные факторы, ограничивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность молодежи на рынке труда.

1. Уязвимость молодежи на рынке труда из-за недостатка профессиональных знаний, отсутствия необходимой квалификации и профессиональных компетенций.

2. Многие работодатели сдерживают прием на работу молодых людей из-за необходимости:

- предоставления им льгот, предусмотренных трудовым кодексом;

- перспективы увольнения молодежи в связи с призывом в Армию;

- перспективы предоставления молодым женщинам отпуска в связи с рождением и воспитанием ребенка;

- совмещения значительной частью молодежи работы и учебы.

В посткризисный период тенденция отказа предприятий от приема на работу молодых людей будет возрастать.

Очевидно, что для решения всего комплекса имеющихся проблем необходимо усиление государственного воздействия на экономику, реализация специальных мер поддержки молодежи, приведения структуры подготовки кадров потребностям экономики, создание новых высокотехнологических рабочих мест, увеличение спроса на рабочую силу.

Целенаправленная государственная политика, а не «невидимая рука рынка», может обеспечить развитие инновационной экономики. Не случайно одним из последствий глобального мирового финансового и экономического кризиса стало существенное усиление роли государства в регулировании экономики и рынка труда. На Европейском саммите глав государств (2008 г.) было подчеркнуто, что либерализм в экономике должен уйти в прошлое, уступив место государственному регулированию.

Для развития инновационной экономики рыночный механизм саморегулирования должен дополняться административным и общественным регулированием с помощью механизма социального партнерства.

Важнейшим ресурсом развития инновационной экономики и эффективной занятости молодежи является качество рабочей силы.

Швейцарский институт Веп каждый год проводит сравнительную оценку качества рабочей силы стран мира. Интегральным показателем качества рабочей силы является средневзвешенная величина из четырех составляющих:

- трудовое законодательство и тарифные соглашения;

- соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда;

- трудовая дисциплина и отношение к труду;

- уровень квалификации работников.

Экспертные оценки каждой из четырех составляющих взвешиваются исходя из следующих значений весов: 30, 30, 25 и 15 соответственно. Полученные интегральные показатели для разных стран условно делятся на четыре группы. Оценки института широко используются промышленными и финансовыми компаниями для определения эффективных точек приложения капитала, прежде всего иностранного.

По интегральному показателю качества рабочей силы РФ занимает третью группу стран, где можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные.

А между тем инновационная экономика-тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью.

Задача повышения качества рабочей силы, соответствие ее профессионального состава структуре инновационной экономике регионов может решаться на основе межведомственного взаимодействия всех субъектов по следующим приоритетным направлениям. 1. Реализация компетентностного подхода к подготовке молодых специалистов, переход на новое поколение образовательных стандартов, формирование у выпускников не только знаний и умений, но и профессиональных компетенций, разработка инновационных учебников, учебных пособий, учебных планов и программ, внедрение новых технологий обучения, повышение квалификации преподавателей. Важным направлением является подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства, что значительно увеличит возможности их трудоустройства при дефиците вакантных рабочих мест и минимизирует последствия безработицы.

Развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи в целях осознанного вы-

бора будущей профессии и учетом потребностей экономики регионов.

Одновременно необходимо поднимать престиж рабочих профессий.

2. Наряду с изысканием внутренних резервов повышения качества подготовки кадров, необходимо:

- установить налоговые стимулы инвестирования работодателей в подготовку молодых специалистов, обеспечить их участие в разработке перечней профессий и специальностей, создании профессиональных стандартов, организации практик, оценке результатов обучения;

- внедрить механизм квотирования рабочих мест для молодежи, осуществить экономическую поддержку работодателей, создающих рабочие места для молодежи;

- обеспечить условия, чтобы вся молодежь до начала трудовой деятельности имела начальное, среднее или высшее профессиональное образование. На начало 2010 г. 16,4 млн. занятой молодежи в возрасте 20-29 лет не имели профессионального образования и имели только основное общее и полное среднее образование около 3, 8 млн. чел.

3. Мониторинг и прогнозирование развития занятости и региональных рынков труда, определение потребностей экономики в работниках определенных профессий, обоснование оптимальных объемов и структуры их подготовки в учреждениях профессионального образования.

Введение регионального государственного заказа на подготовку кадров по крайне необходимым профессиям и специальностям, расширение целевой контрактной подготовки молодых специалистов на основе договоров с предприятиями различных форм собственности.

4. В целях развития кадрового потенциала предприятий следует совершенствование и развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров. Большинство предприятий практически свернули внутрифирменное обучение персонала. Вследствие этого около 60 процентов работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки, нуждаются в получении новой профессии или в повышении квалификации. Уровень профессиональной подготовки персонала

предприятий достаточно низок, при довольно высоком образовательном уровне: в промышленности, например, 17 % работников имеют низкую квалификацию, 78- среднюю и 5 %- лишь высокую квалификацию.

В настоящее время предприятиям даны возможности выхода со своей продукцией на зарубежные рынки и участия в международных проектах. Но необходимым условием является наличие сертификата на систему качеств персонала, это является надежным способом привлечения инвестиций. Поэтому значительно возрастает роль внутрифирменного обучения персонала как инновационного ресурса организаций.

5. Эффективным инструментом развития инновационной экономики являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры реализуют комплекс мер по развитию образования, регулированию рынка труда, воздействуют на предложение рабочей силы и на спрос - непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимателей, создающих рабочие места.

Приоритетное значение в системе общегосударственных мер повышения качества рабочей силы приобретает обучение и трудоустройство высвобождаемых работников, безработных граждан и нетрудоустроенной молодежи. По нашим расчетам каждый рубль, затраченный на обучение и трудоустройство безработного, возвращают обществу примерно 4- 5 рублей за счет последующих налоговых отчислений трудоустроенного лица.

6. Для комплексного решения проблем воспроизводства квалифицированной рабочей силы следует использовать концепцию развития человеческого потенциала как комплексной системы качественных и количественных показателей. Эта концепция приходит на смену традиционным для Запада теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, повышение качества рабочей си-

лы, расширение его возможностей во всех сферах общественной жизни. Это особенно важно, так как пока человеческий потенциал РФ уступает ведущим стран мира.

В международной практике среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП). Взятые вместе, они отражают три главных качества человека: здоровую жизнь, знания, достойный уровень жизни.

Поэтому только при развитии этих показателей и формирования у современной молодежи таких качеств, как компетентность, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, инициативность, толерантность можно возродить силу, мощь и величие России, развивать инновационную экономику.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.(утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р).

2. Экономика знаний. М.: ИНФРА -М, 2008. С.57

3. По материалам официального Интернет -портала Федерального агентства по делам молодежи- http:// www. fadm. gov. Ru

4. Образование в мире и в России: сравнительный анализ. //Профессиональное образование. Столица, 2009, № 5, с.42

Ключевые слова: рабочая сила, инновационная экономика, инновационная среда, негативные факторы, повышение качества рабочей силы.

Keywords: labor, innovative economy, the innovative environment, negative factors, labor improvement of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.