46
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)
«Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Создан филиал ФГУЗ (ныне — ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на водном транспорте.
В настоящее время филиал укомплектован высококвалифицированными специалистами. Проведена большая работа по компьютеризации филиала. Филиал аккредитован для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок на водном транспорте; проводится экспертная оценка эффективности работы систем жизнеобеспече-
ния на судах. Лаборатории филиала компьютеризированы, оснащены и постоянно пополняются ^ современным оборудованием и другими средствами измерений.
Контактная информация:
Казак Николай Давыдович, тел.: 8 (495) 951-38-60, e-mail: [email protected]
Contact information: Kazak Nikolay, phone: 8 (495) 951-38-60, e-mail: [email protected]
-♦♦♦-
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ
О.В. Киек, Г.А. Лещева
MENTAL PROBLEMS IN STUDENTS VOCATIONAL SCHOOLS
O.V. Kiyok, G.A. Leshcheva
ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар
Представлены результаты исследований уровней тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний учащихся из учреждений начального профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное училище, учащиеся, психическое здоровье.
Investigative data of anxiety level, cognitive activity, negative emotional experiences of student of primary vocational school have been considered.
Keywords: students, professional college, mental health.
Психическое здоровье подростков в силу социальной незрелости оказывает влияние на процесс обучения и формирование трудовых навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций по выбранной специальности [3].
Окончание школы или начало обучения в учреждениях начального профессионального образования приходится на ранний юношеский возраст (15—16 лет), поэтому все страхи и тревоги учащихся связаны, в основном, с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, проблемой выбора направления предстоящей трудовой деятельности, а также с результативностью непосредственной учебной деятельности. Эмоционально-личностное благополучие — залог успешной социальной адаптации подростков [6]. Отсутствие необходимых условий для самореализации может спровоцировать негативные тенденции в развитии личности, отклонения в развитии и формировании психофизиологических функций, что, в свою очередь, способствует развитию и росту нервно-психических и вегето-сосудистых расстройств, хронического утомления, нейроциркуляторной дистонии у учащихся [2; 5].
Материалы и методы. Для изучения уровня основных эмоциональных процессов (тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний) учащихся начального профессионального образования был применен опросник Спилберга в модификации А.Д. Андреевой [1].
Проведено анкетирование 350 юношей и девушек — учащихся 1—3 курсов УНПО № 1 и № 2 г. Краснодар разных специальностей (повар-кондитер, секретарь-референт, закройщик, портной (девушки) и газоэлектросварщик, автослесарь (юноши)) в возрасте 16—18 лет (см. табл.).
Состояние ситуативной или реактивной тревожности выражается в субъективно переживаемых эмоциях (напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность) и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Высокая ситуативная тревожность вызывает нарушение внимания, а иногда и тонкой координации. Высокотревожные личности склонны воспринимать и реагировать на угрозу самооценке и жизнедеятельности в различных ситуациях весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест Выявление у испытуемого высокого показателя личностной тревожности в психологическом тестировании дает основание предположить о возможном появлении тревожного состояния в разнообразных ситуациях, особенно в отношении оценки компетенции и престижа.
Среднеразвитая тревожность говорит о более или менее благополучном состоянии. Однако встречаются случаи, когда сложившиеся обстоятельства становятся причиной проявления необоснованного беспокойства.
Низкоразвитая тревожность также свидетельствует о нормальном состоянии, но при этом
ЯНВАРЬ №1 (238)
47
Распределение учащихся УНПО по уровню тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний (%)
Портные (девочки) Закройщики ( девочки) Повара-кондитеры (девочки) Секретари-референты (девочки) Газоэлектросварщики (мальчики) Автослесари (мальчики)
Уровень тревожности фоновый на уроке фоновый на уроке фоновый на уроке фоновый на уроке фоновый на уроке фоновый на уроке
Низкий 11 33 45 34 38 24 27 22 34 26 45 30
Средний 77 33 54 38 43 67 68 73 52 71 52 66
Высокий 12 34 1 28 19 9 5 5 14 3 3,0 4
Уровень познавательной активности
Низкий 56 20 18 9 24 9 9 4 17 9 19 48
Средний 33 78 55 55 62 77 58 57 52 71 63 42
Высокий 11 2 27 36 14 14 33 39 31 20 18 10
Уровень негативных эмоциональных переживаний
Низкий 11 0 27 18 14 14 11 20 11 23 15 30
Средний 45 33 55 72 57 62 80 66 55 66 61 58
Высокий 44 67 18 10 29 24 9 14 34 11 24 12
говорит об отсутствии эмоциональной вовлеченности в разные жизненные ситуации, о сдерживании своих чувств. Наибольшее количество учащихся с высоким уровнем тревожности отмечено у портных (фоновый — у 12 %, на уроке — у 33 %), а с низким — у закройщиц (фоновый у 45 и 36,4 % соответственно).
Негативные эмоциональные переживания (гнев и тревога) являются базальными эмоциями, зависящими от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, что внешне проявляется в затрудненном приспособлении субъекта к жизненно значимым ситуациям. Проявление негативных эмоций во время обучения свидетельствует об эмоциональном отношении к учебе, а наряду с познавательной активностью свидетельствуют об уровне мотивации подростка к учебе. Анкетирование выявило, что наибольший процент учащихся с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний (фоновый и на уроке) отмечен у портных — у 44 и 67 % соответственно, наименьший — у секретарей-референтов — 9 и 14 % соответственно.
Низкий познавательный уровень активности встречается чаще всего среди портних: фоновый — у 56 %, на уроке — у 20 %. У секретарей-референтов показатель познавательной активности самый высокий: средний уровень познавательной активности как фоновый, так и на уроке, отмечен у 57 %, а высокий уровень познавательной активности (фоновый и на уроке) — у 33,3 и 39 % учащихся соответственно.
Особое внимание стоит обратить на сочетание высоких уровней тревожности, негативных эмоциональных переживаний и низкой познавательной активности у большинства учащихся по специальности «портной», что указывает на возможные негативные проявления в психическом здоровье учащихся данной группы и требу-
ет коррекции психологов. По результатам изучения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности подростков-учащихся вышеназванных групп специальностей наиболее неблагоприятную группу составили «портные» с неудовлетворительными показателями по обеим шкалам опросника (44 % социально дезадаптированных, и 22 % с низкой вегетативной устойчивостью). Распространенность таких факторов риска, как нерациональное питание, курение, нерегулярное занятие спортом, отмечена у 100 % портных [4]. Положительные результаты по всем трем показателям уровня основных эмоциональных процессов отмечены у «секретарей-референтов». У большинства из них отмечен средний уровень тревожности (фоновый — у 68 %, на уроке — у 73 %), уровень познавательной активности выше, чем у других специальностей; меньше всего выражены негативные эмоциональные переживания (фоновые — у 9 %, на уроке — у 14 %) в сравнении с другими специальностями.
Среди обучающихся «газоэлектросварщиков», в сравнении с «автослесарями», отмечено большее количество юношей с высокими (14 %) уровнями фоновой тревожности в сочетании с такими же высокими фоновыми уровнями негативных эмоциональных переживаний (34 %) и высокой познавательной активности (31 %), а данные показатели на уроке составили у них 3, 20 и 11 % соответственно. Показатели же автомобилистов свидетельствует о диффузном эмоциональном отношении со сниженной познавательной мотивацией.
Полученные данные свидетельствуют о проблемах психологической и социальной адаптации учащихся профессиональных училищ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей: руководство для врачей / А.А. Бара-
48
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)
нов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: Изд-во «ГОЭТАР-Медиа», 2008. 424 с.
Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы. Клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика. / А.М. Вейн, О.А. Колосова, Н.А. Яковлев. Актюбинск: Изд-во ПО «Полиграфия», 1995. 231 с.
Кузнецов Л.М., Кузнецов В.Д., Тимошенко К.Т. Показатели психического здоровья современных старшекасс-ников и студентов вуза / Л.М. Кузнецов, В.Д. Кузнецов, К.Т. Тимошенко //Гигиена и санитария, 2008. № 3. С. 59—63.
Киек О.В., Лещева Г.А. Вегетативная устойчивость и социальная адаптированность подростков, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования г. Краснодара / О.В. Киек, Лещева Г.А. //Здоровье населения и среда обитания, 2010. № 12 (213). С. 36—37.
5. Сахаров В.Г. Формирование личности подростков как основа успешности социально-психологической адаптации / В.Г. Сахаров //Гигиена и санитария, 2009. № 2. С. 70—74.
6. Сетко Н.П., Ивженко Е.В. Анализ нервно-психического состояния воспитанников учреждения для детей-сирот во время обучения и внеучебное время / Н.П. Сетко, Е.В. Ивженко //Здоровье населения и среда обитания, 2012. № 8 (233). С. 40—42.
Контактная информация: Киек Ольга Васильевна, тел.: 8 (918) 141-43-21, e-mail: о^а.Мек@таЦ.ги
Contact information: Kiyok Olga,
рЬэпе: 8 (918) 141-43-21, e-mail: о[email protected]
-V-
■ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ■ ДАТЫ
ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ 2013 ГОДА
НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЕ ОТКРЫТИЯ
150 лет — открытие возбудителя сибирской язвы (C.J. Davaine, 1863).
125 лет — установление инфекционной природы гепатита (СП. Боткин, 1888).
125 лет — клиническое описание острого лептоспироза — болезни Васильева—Вейля (Н.П. Васильев, 1888).
125 лет — установление цитотоксического действия бактериальных токсинов и значения антитоксического иммунитета (В.К. Высокович, 1888).
125 лет — открытие холероподобного птичьего вибриона и создание противохолерной вакцины (Н.Ф. Гамалея, 1888).
125 лет — создание живой вакцины против холеры и испытание ее на себе (В. А. Хавкин, 1888).
125 лет — открытие дифтерийного токсина (Е. Roux, A. Yersin, 1888).
100 лет — доказана зараженность чумой домовой мыши (Г.И. Кольцов, Н.И. Тихомиров, 1913).
100 лет — установление морфологических разновидностей возбудителя болезни Боровского (кожного лейшманиоза), приуроченных к определенным географическим пунктам (В.Л. Якимов, 1913).
100 лет — разработка активной иммунизации против дифтерии смесью токсина и антитоксина (Е. Behring, 1913).
100 лет — обнаружение возбудителя сыпного тифа в кишечнике платяных вшей — риккетсии Прова-цека (S. Prowazek, 1913).
75 лет — создание профилактической вакцины против клещевого энцефалита (А.А. Смородинцев, 1938—1939).
75 лет—установление возбудителя и изучение эпидемиологии среднеазиатского клещевого сыпного тифа (М.К. Яцимирская-Кронтовская и др., 1938).
50 лет — предложена оригинальная отечественная про-тивокоревая вакцин (А.А. Смородинцев с сотр., 1963).
50 лет — впервые описаны аденоассоциированные вирусы (J. Archetti, D.S. Bocciarelli, 1963)
ПОЗДРАВЛЯЕМ !
_3 января_
70 лет со дня рождения
Юрия Викторовича Устюжанина,
главного врача Тюменской ОблСЭС, Центра Госсанэпиднадзора в Тюменской области — главного государственного санитарного врача по Тюменской области (1980—2005), главного врача центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области (2005—2009), Заслуженного врача РСФСР, отличника здравоохранения, заслуженного работника Госсанэпидслужбы России, доктора медицинских наук, профессора.
_6 января_
70 лет со дня рождения
Владимира Игоревича Злобина,
(1943, род. в г Зимуне, Югославия), российского эпидемиолога, академика РАМН. В 1988—2003 гг — директор НИИ эпидемиологии и микробиологии Научного центра микробиологии и эпидемиологии Восточно-Сибирского Научного центра Сибирского отделения РАМН и одновременно (1994—2003) заведующий кафедрой эпидемиологии, бактериологии и вирусологии Иркутского ГИДУВ. В 2003—2006 гг — заместитель директора Института