качества умеренно влияют на результативность и эффективность деятельности, характерологические качества взаимосвязаны с результативностью игровой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нифонтов, М.Ю. Значимость диагностики психологических качеств в системе комплексного отбора в футболе / М.Ю. Нифонтов // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры и докторантуры ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - С. 88-91.
2. Нифонтов, М.Ю. Индивидуальная результативность футболистов в зависимости от ее качественных характеристик / М.Ю. Нифонтов // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов / под ред. А.Н. Николаева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - Вып. 12, ч. 2. - С. 56-61.
3. Нифонтов, М.Ю. Совершенствование технологии отбора футболистов на основе диагностики психологических качеств / М.Ю. Нифонтов // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов / под ред. А.Н. Николаева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - Вып. 12, ч. 2. - С. 62-64.
4. Нифонтов, М.Ю. Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков / М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 61-65.
REFERENCES
1. Nifontov, M.Yu. (2008), "The importance of diagnosing psychological qualities in the system of complex selection in football", Scientific Research and Development in Sports: Herald of Postgraduate and Doctoral Studies, pp. 88-91.
2. Nifontov, M.Yu. (2008), "Individual performance of players depending on its quality characteristics", Psychological foundations ofpedagogical activity: collection of scientific papers, Issue. 12, Part 2, St. Petersburg, pp. 56-61.
3. Nifontov, M.Yu. (2008), "Perfection of technology of selection of football players on the basis of diagnostics of psychological qualities", Psychological foundations ofpedagogical activity: collection of scientific papers, Issue. 12, Part 2, St. Petersburg, pp. 62-64.
4. Nifontov, M.Yu. (2009), "Influence of playing soccer on the development of sporting important qualities of players", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 57, No. 11, pp. 61-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
УДК 159.9
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Ксения Анатольевна Полкова, студентка,
Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета
(ТИ (ф) СВФУ), Нерюнгри
Аннотация
Авторами представлено исследование социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического вуза с учетом курсов обучения и пола. Показано, что у студентов 1-4 курсов выделяются группы риска по представленным показателям. Самая многочисленная группа риска отмечается по вегетативной неустойчивости среди студентов 1 курса (более 40% опрошенных). Юноши имеют высокий уровень вегетативной устойчивости в 3 раза чаще, чем девушки. Предложены профилактические меры повышения адаптации студентов к образовательной среде вуза.
Ключевые слова: студенты вуза, образовательная среда, социально-психологическая адаптированность, вегетативная устойчивость, здоровье.
ASSESSMENT OF SOCIAL ADAPTABILITY AND VEGETATIVE STABILITY OF TECHNICAL INSTITUTE STUDENTS
Ksenia Anatolyevna Polkova, the student, Larisa Anatolyevna Prokopenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, Neryungri
Annotation
The authors present a study of the socio-psychological adaptation and vegetative stability of the students of the technical higher education, taking into account the training courses and sexual characteristics. It is shown that the risk groups according to the presented indicators are distinguished among the students of 1-4 courses. The most numerous group of risk is noted for the vegetative instability among the 1-st year students (more than 40% of respondents). Young men have a high level of vegetative resistance 3 times more often than girls. Preventive measures to improve the adaptation of the students to the educational environment of the University have been offered.
Keywords: university students, educational environment, socio-psychological adaptation, vegetative stability, health.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в высшем учебном заведении - достаточно длительный и сложный процесс, характеризующийся рядом особенностей. Среди них можно выделить период поступления и начального обучения в вузе, сопровождающийся нарушением жизненного стереотипа обучающихся, а также повышением интенсификации учебной деятельности, связанной с реформированием образовательной системы высшей школы, переходом от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям. Все это предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологическим функциям молодых людей.
Современные психолого-педагогические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему (Петровский А.В., Рогинский В.М., Вербицкий А. А., Шпа-линский В.В., Лисовский В. Т.) позволяют говорить о необходимости адаптации вчерашних школьников к новым для них условиям студенческой среды и формам обучения. Специфичность характера новой деятельности определяется изменившейся социальной средой (новый коллектив, преподавательский состав), интенсивностью и напряженностью учебного процесса, повышением ответственности и необходимости самостоятельного планирования учебной и внеучебной работы, наличием аттестационной формы контроля знаний и др. Новая культурно-образовательная среда становится пусковым механизмом процесса адаптации. У большинства этот период проходит благополучно, но немало и таких студентов, кто не выдерживает и отсеивается из вуза. Процесс адаптации в той или иной степени можно наблюдать у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, а не только у студентов - первокурсников.
Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. Нарушению здоровья студенческой молодежи может способствовать любое нарушение процесса адаптации. Процесс адаптации у студентов в определённой мере зависит от социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ). Под СА понимают приспособление человека к условиям социальной среды, уровень его социального статуса, удовлетворенности собой и своей жизнью. ВУ характеризуется двумя слагаемыми разной направленности: вегетативной стабильностью и вегетативной лабильностью (неустойчивостью). Вегетативная стабильность отражает способность организма стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе и образовательной. Вегетативная неустойчивость приводит к формированию различных заболеваний. СА и ВУ имеют большое значение в образовательном процессе. От этих состояний зависит как уровень здоровья, так и результаты учебно-познавательной
деятельности, что подтверждается исследованиями многих авторов. В.А. Гордашников, А.Я. Осин изучили уровень этих показателей у студентов медицинского колледжа [3]. Е.А. Багнетова Е. А., И. А. Кавеева и В.Р. Сафонова провели анализ социально-психологической адаптированности и ВУ учащихся среднего Приобья и Зауралья [1]. Ганузин В.М., давая сравнительную характеристику СА и ВУ подростков, обучающихся по различным программам, указал на необходимость реабилитации обучающихся с низкими показателями СА и ВУ по курсу «Психолог-педагог» [2]. На наш взгляд, исследование уровня СА и ВУ молодых людей может носить профилактическую направленность, т.к. эти факторы, находясь в цепи причинно-значимых связей, при снижении их уровней могут привести к возникновению различных соматических заболеваний.
Цель исследования - изучить социальную адаптированность и вегетативную устойчивость студентов с учетом курсов обучения и полового признака в Нерюнгринском техническом институте.
В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов, обучающиеся в Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета на очном отделении, в количестве 111 человек: 57 юношей и 54 девушки. Количество человек по курсам: I - 36, II - 27, III - 21, IV -27. Анкетный опрос проведен с использованием двухфакторного опросника М. Гавлиновой «Социум - Вегетатика» (M. Havlinova, 1978), который утвержден Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины и адаптирован к российским условиям. Опросник дает возможность оценить уровень СА (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и ВУ (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимость неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличие непроизвольных движений, тревожность и т. п.). Все результаты подвергались математической обработке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ уровней СА и ВУ нами проведены по следующим критериям: курсу обучения и половому признаку. Результаты исследования по курсам обучения представлены в табл. 1.
Курс обучения СА, % ВУ, %
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 курс 19 78 3 42 42 16
2 курс 26 70 4 18,5 63 18,5
3 курс 14 76 10 5 81 14
4 курс 15 74 11 4 89 7
Итак, мы можем видеть, что более низкий уровень СА чаще приходится на студентов 1 и 2 курсов - 19% и 26% соответственно. По всем курсам в основном констатируется средний уровень СА - от 70 до 78%. У студентов с 1 по 4 курс хоть и прослеживается рост высокого уровня адаптации, но все равно даже на 4 курсе обучения высокий уровень имеют всего 11% опрошенных.
Вегетативная лабильность выявлена у большого количества опрошенных первокурсников (42%). В наименьшей степени это выражено у студентов 4 курса (4%). Большинство студентов 2-4 курсов показали средний уровень ВУ. Высокий уровень ВУ отмечается у небольшого количества студентов по всем курсам. Сравнивая эти показатели, можно видеть, что на 2 курсе этот показатель больше всего - у 18,5% опрошенных. Сравнивая показатели СА юношей и девушек, можно заметить, что у юношей в 1,5 раза чаще выявляется низкий уровень социальной адаптированности (26%) по сравнению с девушками (15%). Высокий и средний уровень СА, напротив, просматривается чаще у девушек. Высокому уровню СА соответствуют всего 7% девушек и 5% юношей. Показатели СА и ВУ по половому признаку представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели СА и ВУ среди юношей и девушек
СА, % ВУ, %
Контингент Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Юноши 26 69 5 19 60 21
Девушки 15 78 7 26 67 7
Сравнивая показатели СА юношей и девушек, можно заметить, что у юношей в 1,5 раза чаще выявляется низкий уровень социальной адаптированности (26%) по сравнению с девушками (15%). Высокий и средний уровень СА, напротив, просматривается чаще у девушек. Высокому уровню СА соответствуют всего 7% девушек и 5% юношей.
Сравнение ВУ показывает, что у девушек чаще прослеживается низкий и средний уровень (26% и 67% соответственно), чем у юношей (19% и 60%). Высокий уровень ВУ у девушек (7%), наоборот, констатируется в 3 раза реже, чем у юношей - 21%.
Таким образом, по показателям СА и ВУ выделяются группы риска по всем четырем курсам, у девушек группа риска многочисленнее по сравнению с юношами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показали, что относительно малая часть студентов имеет высокий уровень социальной адаптированности и хорошую вегетативную устойчивость.
При преобладающем среднем уровне социальной адаптированности студентов по всем курсам наблюдается тенденция ее повышения к 4-му курсу, что является естественным процессом при длительности обучения. Тем не менее, показатели низкого уровня адаптированности отмечаются у 1/5 студенческой молодежи 3-4 курсов. У юношей в сравнении с девушками чаще встречается низкий уровень социальной адаптированности.
Вегетативная устойчивость почти у половины студентов-первокурсников находится на низком уровне, что говорит о снижении адаптационных возможностей организма. Старшие курсы, 3-ий и 4-ый, в основном имеют средний уровень. Высокий уровень вегетативной устойчивости юноши показывают значительно чаще, чем девушки (в 3 раза).
Таким образом, образовательная среда вуза является фактором риска здоровья для студенческой молодежи, в связи с чем, необходимо более глубокое изучение и проведение дополнительных исследований, конкретизирующих возможное существование негативно влияющих факторов. Своевременная диагностика важна для принятия профилактических мер и коррекции возникающих неблагоприятных сдвигов.
Успешное решение этой проблемы связываем с развитием психологической службы вуза, ведением системной социально-педагогической работы. Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно изучить, что влияет на социальное здоровье по следующим критериям: социальная адаптированность, взаимоотношения с окружающими, социальная активность, отношение к социальным нормам, ценностные ориентации.
Необходимо создавать условия и оказывать необходимую помощь для развития творческих возможностей, активности, самоутверждения личности, нравственного потенциала с учетом индивидуализированного подхода.
Для повышения вегетативной устойчивости студентов считаем необходимым усиление пропаганды здорового образа жизни, проведение мероприятий, повышающих физическую активность, совместную разработку планов оздоровительных мероприятий отделом по внеучебной работе, кафедрой физического воспитания и студентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багнетова, Е.А. Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся Среднего Приобья и Зауралья / Е.А. Багнетова, И. А. Кавеева, В.Р. Сафонова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. - С. 51-54.
2. Ганузин, В.М. Сравнительная характеристика вегетативной устойчивости и социальной адаптированности подростков, обучающихся по различным программам / В.М. Ганузин // Медико-психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2007. - С. 93-100.
3. Гордашников, В.А. Состояние социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у студентов медицинского колледжа / В.А. Гордашников, А.Я. Осин // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 5. - С. 41.
REFERENCES
1. Bagnetova, E.A., Kaveeva, I.A. and Safonova, V.R. (2014), "Analysis of socio-psychological adaptation and autonomic stability of Middle OB students Zauralye", Fundamental Research, Vol. 1, pp. 51-54.
2. Hanusin, V.M. (2007), "Comparative characteristics of autonomic stability and social adaptability of adolescents enrolled in various programs", Medical-psychological-pedagogical work with children with disabilities, Proceedings of the conference "Reading Ushinsky", Yaroslavl, pp. 93-100.
3. Gordashnikov, V. A. and Osin, A.Ya. (2009), "State of social adaptation and vegetative stability in medical College students", Advances in current natural Sciences, Vol. 5, p. 41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
УДК 159.9.01
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЬТРУИЗМА У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА С ПОЗИЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИИ
Алевтина Васильевна Рендикова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (ФГБОУВО «УралГУФК»), Челябинск
Аннотация
В статье приводятся результаты изучения доминирующих инстинктов студентов спортивного вуза на протяжении 15 лет, которые отражают стабильное проявление выраженного альтруизма. Рассматриваются генетические и социальные факторы, определяющие данное явление. Проявление альтруизма студентами вуза спортивного профиля обосновывается с позиции генетической предрасположенности малой части общества; ориентированным на духовность менталитетом России, не успевшим перестроиться под материальные и индивидуалистические западные ценности; соответствующим нашей культуре воспитанием; развитием волевых качеств и долженствования в процессе занятий физической культурой, а также спецификой профессии, приобретаемой в спортивном вузе, предполагающей обретение полноты и радости жизни, через оказание помощи другим людям.
Ключевые слова: альтруизм, нравственность, студенты спортивного вуза, доминирующие инстинкты, генотип, культурные особенности, педагогическая деятельность.
RATIONALE OF MANIFESTATION OF ALTRUISM AMONG STUDENTS OF SPORTS UNIVERSITY FROM THE POSITION OF GENETIC AND CULTURAL-HISTORICAL PECULIARITIES OF RUSSIA
Alevtina Vasilievna Rendikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article presents the results of studying the dominant instincts of the students of the sports university for 15 years, which reflect a stable manifestation of the pronounced altruism. Genetic and social factors determining this phenomenon are considered. The manifestation of altruism by university students of the sports profile is justified from the position of the genetic predisposition of the small part of society;