Научная статья на тему 'История развития госсанэпидслужбы Московского водного бассейна'

История развития госсанэпидслужбы Московского водного бассейна Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ГОССАНЭПИДНАДЗОР / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / HISTORY OF DEVELOPMENT / STATE SANITARY EPIDEMIOLOGICAL INSPECTION / WATER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казак Николай Давыдович, Мухин Н. В.

В статье представлены материалы, позволяющие проследить историю развития и становления санитарного надзора на Московском водном бассейне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казак Николай Давыдович, Мухин Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT STATE SANITARY EPIDEMIOLOGICAL INSPECTION OF MOSCOW WATER POOL

In article the materials, allowing to track history of development and formation of sanitary inspection on the Moscow water pool are presented.

Текст научной работы на тему «История развития госсанэпидслужбы Московского водного бассейна»

44

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ МОСКОВСКОГО ВОДНОГО БАССЕЙНА

Н.Д. Казак, Н.В. Мухин

HISTORY OF DEVELOPMENT STATE SANITARY EPIDEMIOLOGICAL INSPECTION OF MOSCOW WATER POOL

N.D. Kazak, N.V. Mukhin

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве на водном транспорте»

В статье представлены материалы, позволяющие проследить историю развития и становления санитарного надзора на Московском водном бассейне.

Ключевые слова: история развития, Госсанэпиднадзор, водный транспорт.

In article the materials, allowing to track history of development and formation of sanitary inspection on the Moscow water pool are presented.

Keywords: history of development, state sanitary epidemiological inspection, water transport.

h± —P

3

Санитарный надзор на водных путях нашего бассейна ведет свою историю с начала ХХ в.

До 1902 г. в России не существовало специальных санитарных правил для судов и плотов, равно как и норм устройства жилых помещений для экипажей судов. Права и задачи санитарного надзора в то время были весьма ограничены и не касались многих сторон судовой жизни, что весьма показательно отражено в представленной выдержке из опубликованной статьи санитарного врача водных путей сообщения царской России А. А. Десятова в 1916 году: «...В высшей степени примитивны и антигигиеничны жилища на плотах, даже трудно признать человеческими жилищами эти собачьи конуры из соломы, коры, щепок ... из 38 осмотренных буксирных судов ни одно не имело кадок для питьевой воды, на 6-ти судах отсутствовала вентиляция, на 9-ти судах отсутствовали кухни.»

В 1900—1901 г. в связи с эпидемиями чумы и холеры в низовьях р. Волга и распространением этих инфекций флотом была введена должность навигационного санитарного врача для участия в комиссиях по освидетельствованию судов.

В 1901—1910 г. в связи с проникновением холеры в реки Ока и Москва в городах Рязань, Муром, Дуденево, Вязники организуются холерные бараки под ведомством санитарных врачей. В последующем холерные бараки реорганизовываются в санитарные участки.

В 1918 г. открывается сеть съемных медицинских пунктов на ряде пристаней, появляются плавучие холерные бараки. В дальнейшем съемные медицинские пункты реорганизуют в санитарно-контрольные отделы портов и пристаней, которые просуществовали до 2005 г.

Таким образом, к концу 30-х началу 40-х гг. прошлого века московский бассейн и его водные пути приобрел нынешний вид, а на его протяжении дислоцировалось 11 санэпидстанций.

По специальному заданию СНК СССР и ЦК ВКПб в сентябре 1932 г. началось строительство канала Москва-Волга, продолжавшееся почти 5 лет. Протяженность, техническое совершенство и архитектурное оформление канала делает его уникальным гидротехническим сооружением мира. Постройка канала Москва-Волга стала

новой вехой в развитии санэпидслужбы на водном транспорте и помогла решить ряд насущных проблем:

• Создание глубоководного судоходного пути, связавшего Москву с р. Волга.

• Москва становится портом пяти морей.

• Обеспечение населения и предприятий Москвы бесперебойным водоснабжением.

• Произведено обводнение реки Москва.

В связи с такими изменениями следовало разработать особые требования к санитарно-техническому оборудованию флота, чтобы исключить загрязнение акватории сточно-фановыми и подсланевыми водами. Были организованы сбор и удаление судовых нечистот и дальнейшая передача их на специальные береговые санитарно-технические сооружения.

Мощным толчком в развитии гигиенической науки на водном транспорте стала организация в 1934—1937 гг. на базе психофизиологической лаборатории при Московско-Окском Водздравотделе Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии на водном транспорте Наркомздрава (с 1965 г. - НИИГВТ МЗ СССР).

Развитию здравоохранения на водном транспорте в силу его специфичности способствовало быстрое развитие водного транспорта, строительство судоремонтных заводов, верфей, мастерских, поселков водников при них, увеличение грузопассажирских перевозок. Все это послужило причиной организации в 1939 г. Москворецкой, канальной и линейных санэпидстанций.

В связи со строительством канала образовались водохранилища и заболоченные места, послужившие причиной подъема заболеваемости малярией из-за массового выплода малярийного комара. В оперативном порядке были организованы две противомалярийные станции в г. Москва и на пристани Б. Волга. Работа по борьбе с малярией требовала большой четкости и своевременных действий на всех участках бассейна, с чем служба успешно справилась, и к началу 40-х гг. малярия была ликвидирована.

В период строительства канала по решению Наркомздрава создается Водздравотдел (с дислокацией в г. Дмитров), который наделяется функ-

ЯНВАРЬ №1 (238)

45

циями санэпидслужбы по осуществлению над-н— зора за строительством санитарно-технических Э сооружений, подготовкой ложа водохранилищ. Использование канала в период эксплуатации как транспортной артерии и источника питье-= вого водоснабжения возложило на санитарно-эпидемиологическую службу чрезвычайно ^ ответственные задачи. Постепенно создавалась ^Е стройная система организации санитарного над-^ зора за флотом и охраной канала, которая в принципиальном отношении сохранилась до наших ° дней. На крупных пристанях (Б. Волга, города Дмитров, Химки (Москва), Рыбинск) создаются санитарно контрольные отделы (СКО) при соответствующих санэпидстанциях.

В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны в соответствии с требованиями времени и создавшейся обстановкой основными задачами становятся:

— обеспечение эпидемического благополучия на бассейне;

— надзор за организованными пассажирскими и военными перевозками на судах;

— сохранение нормальной работы учреждений для обслуживания населения бассейна.

Для выполнения этих задач необходимо было, в первую очередь, рационально расставить и использовать оставшиеся медицинские кадры, пересмотреть сеть учреждений бассейна. В 1941 г. Московский бассейн стал фронтовым, часть учреждений эвакуировали в глубь страны, другая часть была временно свернута и сокращена, Бассейновая санэпидстанция эвакуируется в Шиморский затон.

Деятельность санэпидслужбы отягощалась создавшейся в первый год войны тяжелой военной обстановкой на фронтах, но уже в начале 1942 г. Бассейновая СЭС возвращается из эвакуации, и начинается по существу возрождение санэпид-службы бассейна. Перед ней ставятся новые задачи: восстановление работы учреждений, решение кадрового вопроса. С 1944 г. сеть начинает восстанавливаться.

В послевоенные годы в связи с ростом жилищного строительства и расширением предприятий особое значение приобрели задачи предупредительного и текущего санитарного надзора, задачи водоснабжения и канализования растущих поселков при судоремонтных заводах, районах гидросооружений. В сферу деятельности СЭС бассейна входят все объекты, имеющие отношение к труду и быту работников водного транспорта и членов их семей. Суда оснащаются емкостями, системами по сбору и удалению подсланевых, сточно-фановых вод. Данные требования распространяются на все суда, следующие в Москву по каналу. Создаются спецпричалы для приема стоков. На акваториях рек намечаются точки забора питьевой воды для судов и сброса нечистот.

Дальнейшее развитие гигиенической науки и новых научных подходов к оценке здоровья человека в зависимости от факторов окружающей среды привело к расширению и углублению санэпид-службой объемов и перечня проводимых ранее лабораторно-инструментальных исследований,

что способствовало укреплению лабораторной базы санэпидстанций. В эти годы широкое развитие получают лабораторные исследования воздуха рабочей зоны на промпредприятиях исследования воды водоемов; развиваются исследования в области санитарной бактериологии.

Предприятия Московского речного пароходства (МРП), управления канала имени Москвы (УКиМ), Подводречстрой (ПРС) оснащаются новым флотом с улучшенными условиями проживания экипажей, станциями приготовления питьевой воды, установками по очистке и обеззараживанию фекально-сточных и подсланевых вод. Начинается качественно новый подход к надзору за флотом. Перед санэпидслужбой встает новая задача — надзор за обеспечением судов доброкачественной питьевой водой, питанием, условиями труда и отдыха плавсостава. Совершенствуется предупредительный санитарный надзор за строительством судов.

Пополнение флота новейшими судами зарубежной и отечественной постройки потребовало от специалистов санэпидслужбы глубоких знаний судовой гигиены, а также изучения судовой техники.

На 1 января 1947 г. полностью восстановленная и укомплектованная медицинскими кадрами сеть санитарно-профилактических учреждений была представлена 8 санэпидстанциями, 3 санучастками, 2 малярийными станциями, 5 врачебно-наблюдательными станциями (СКО). Вместо сокращенных в годы войны санэпидстанций были организованы санучастки.

Шли годы, крепла и развивалась послевоенная экономика страны. Санитарно-эпидемиологическая служба бассейна стала осуществлять функции надзора за строящимися и восстанавливаемыми жилищно-коммунальными объектами, предприятиями торговли и общественного питания, заводами, цехами, детскими и подростковыми учреждениями, флотом.

В 50—60-е гг. в соответствии с Правительственными постановлениями на бассейне проводится интенсивная работа по охране водоемов от загрязнения флотом. Претворяются в жизнь указания по размещению цехов и промпредприятий с учетом их влияния на окружающую среду; выполняются требования по благоустройству территории населенных мест, ее озеленению.

В соответствии с Программой развития системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора приказом Госком-санэпиднадзора РФ № 78 Московская бассейновая санэпидстанция реорганизуется в Среднеевропейский региональный центр госсанэпиднадзора на транспорте. С 1999 г. центру придаётся воздушный транспорт, соответственно увеличивается обслуживаемая территория, включая в себя Москву и 18 областей Центрального региона РФ.

В 2005 г. ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте (водном и воздушном) в Среднеевропейском регионе» было реорганизовано в форме слияния и переименовано в ФГУЗ

46

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)

«Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Создан филиал ФГУЗ (ныне — ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на водном транспорте.

В настоящее время филиал укомплектован высококвалифицированными специалистами. Проведена большая работа по компьютеризации филиала. Филиал аккредитован для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок на водном транспорте; проводится экспертная оценка эффективности работы систем жизнеобеспече-

ния на судах. Лаборатории филиала компьютеризированы, оснащены и постоянно пополняются ^ современным оборудованием и другими средствами измерений.

Контактная информация:

Казак Николай Давыдович, тел.: 8 (495) 951-38-60, e-mail: fntbor@rambler.ru

Contact information: Kazak Nikolay, phone: 8 (495) 951-38-60, e-mail: fntbor@rambler.ru

-♦♦♦-

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

О.В. Киек, Г.А. Лещева

MENTAL PROBLEMS IN STUDENTS VOCATIONAL SCHOOLS

O.V. Kiyok, G.A. Leshcheva

ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар

Представлены результаты исследований уровней тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний учащихся из учреждений начального профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное училище, учащиеся, психическое здоровье.

Investigative data of anxiety level, cognitive activity, negative emotional experiences of student of primary vocational school have been considered.

Keywords: students, professional college, mental health.

Психическое здоровье подростков в силу социальной незрелости оказывает влияние на процесс обучения и формирование трудовых навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций по выбранной специальности [3].

Окончание школы или начало обучения в учреждениях начального профессионального образования приходится на ранний юношеский возраст (15—16 лет), поэтому все страхи и тревоги учащихся связаны, в основном, с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, проблемой выбора направления предстоящей трудовой деятельности, а также с результативностью непосредственной учебной деятельности. Эмоционально-личностное благополучие — залог успешной социальной адаптации подростков [6]. Отсутствие необходимых условий для самореализации может спровоцировать негативные тенденции в развитии личности, отклонения в развитии и формировании психофизиологических функций, что, в свою очередь, способствует развитию и росту нервно-психических и вегето-сосудистых расстройств, хронического утомления, нейроциркуляторной дистонии у учащихся [2; 5].

Материалы и методы. Для изучения уровня основных эмоциональных процессов (тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний) учащихся начального профессионального образования был применен опросник Спилберга в модификации А.Д. Андреевой [1].

Проведено анкетирование 350 юношей и девушек — учащихся 1—3 курсов УНПО № 1 и № 2 г. Краснодар разных специальностей (повар-кондитер, секретарь-референт, закройщик, портной (девушки) и газоэлектросварщик, автослесарь (юноши)) в возрасте 16—18 лет (см. табл.).

Состояние ситуативной или реактивной тревожности выражается в субъективно переживаемых эмоциях (напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность) и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Высокая ситуативная тревожность вызывает нарушение внимания, а иногда и тонкой координации. Высокотревожные личности склонны воспринимать и реагировать на угрозу самооценке и жизнедеятельности в различных ситуациях весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест Выявление у испытуемого высокого показателя личностной тревожности в психологическом тестировании дает основание предположить о возможном появлении тревожного состояния в разнообразных ситуациях, особенно в отношении оценки компетенции и престижа.

Среднеразвитая тревожность говорит о более или менее благополучном состоянии. Однако встречаются случаи, когда сложившиеся обстоятельства становятся причиной проявления необоснованного беспокойства.

Низкоразвитая тревожность также свидетельствует о нормальном состоянии, но при этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.