МОРСКАЯ ГИГИЕНА В РОССИИ.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.
СООБЩЕНИЕ 2: НАЧАЛО XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА*
С. А. Виноградов, М.В. Фокин, Л.Ю. Геренрот
ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора,
«Условия жизни и труда моряков так разнообразны и до такой степени отличны от внешней обстановки других видов физического труда, что для справедливой оценки санитарного значения их необходимо много практического опыта и специального изучения этого предмета».
(Из книги Ф. Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда». Москва, 1877).
Развитие морской гигиены в России в XX веке нельзя рассматривать в отрыве от тех социальных изменений, которые произошли в 20-е годы. В январе 1918 г. Российский торговый флот был национализирован, а в июле В.И. Ленин подписал «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», согласно которому при Наркомздраве предусматривалось создать отдел по руководству медико-санитарным обеспечением на транспорте с двумя подотделами - железнодорожных и водных путей. В январе 1919 г. было утверждено «Положение об отделе водного транспорта Народного комиссариата здравоохранения». Согласно этому положению учреждены водно-санитарные управления в каждом из 13 бассейнов страны.
Для регламентации медико-санитарной службы на флоте был разработан ряд нормативных документов: «Инструкции для санитарных врачей и лекпо-мов», «Правила для судов во время стоянки в портах», «Санитарные правила для морских судов». Таким образом, уже в 20-е годы XX века начали закладываться основы санитарного законодательства на флоте.
Морская гигиена в России. История развития н современное состояние. Сообщение I: конец XVII - начало XX века. Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 12 (153). С. 7 11.
Морская гигиена как наука и нашей стране стала развиваться в 30-е голы: рос флот, увеличивался плавсостав, началось строительство новых судов. Это требов&то решения целого ряда вопросов, связанных с охраной здоровья моряков, санитарной охраной территории, оздоровлением условий труда на судах, профессиональным медицинским отбором водников и т. д.
В Москве в составе Министерства здравоохранения было создано научное учреждение - Лаборатория психофизиолог ии и гигиены труда на водном транспорте. В дальнейшем оно было преобразовано в Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Минздрава СССР. Кроме того, в разные годы научные и практические вопросы морской гигиены успешно решались в научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профилей, на гигиенических и клинических кафедрах Одесского, Архангельского и Владивостокского медицинских институтов, а также в бассейновых и портовых СЭС.
Для удобства изложения основные достижении морской гигиены в XX веке следует разделить на ряд направлений:
1. Создание уникального, единственного в мире санитарного законодательства, регламентирующего санитарно-эпидемиологические требования для всех видов судов: морских, речных, рыбопромысловых и морских платформ различного назначения.
Для этой цели было проведено гигиеническое нормирование многих вредных факторов судовой среды: шума, вибрации, искусственной освещенности, микроклимата, электромагнитных излучений. Создана единая система санитарно-токсикологических требований к полимерным синтетическим материалам судостроительного назначения.
2. Изучение вопросов гигиены и физиологии труда и отдыха работников водного транспорта и рыбопромыслового флота.
Приведенная в качестве эпиграфа цитата из книги Ф.Ф. Эрисмана, изданной 130 лет назад, актуальна и сегодня. И действительно, нет такого производственного объекта, где бы на человека одновременно воздействовал весь комплекс вредных и опасных факторов среды. Судно - это сложное техническое сооружение, насыщенное различными механизмами, энергетическими установками, оборудованием. Близкое расположение производственных и служебных объектов с жилыми и общественными помещениями (10-15 м), круглосуточное пребывание на судне в течение длительного времени в условиях гиподинамии, сенсорного голода и высокого психоэмоционального напряжения существенно сказываются на различных функциях организма моряков и требуют создания условий для сохранения устойчивой работоспособности в течение всего рейса.
В 60-70-е годы в стране были проведены комплексные физиологогигиенические исследования на разных типах морских, речных и рыбопромысловых судов, в разных климатических районах Мирового океана (тропики, умеренные и арктические широты). На основании этих исследований были научно обоснованы максимальные сроки непрерывного пребывания экипа-
жей в море. Эти рекомендации были подтверждены приказами отраслевых министерств, эксплуатирующих данные суда. Как правило, нормируемые рейсовые режимы соблюдались судовладельцами вплоть до начала 90-х годов. К сожалению, в настоящее время длительность пребывания моряков в рейсе какими-либо гигиеническими требованиями не регламентируется.
3. Развитие научных исследований в области гигиены питьевого водоснабжения судов.
В предыдущем сообщении приводились примеры массовых заболеваний моряков на кораблях, возникших вследствие плохо организованного питьевого водоснабжения.
Комплексные гигиенические и технические исследования, проведенные в 60-80-х годах, позволили решить основные принципиальные вопросы обеспечения экипажей судов водой требуемого качества, в том числе и вопросы водоснабжения морских и речных судов при использовании забортной воды после соответствующей ее обработки на судовых устройствах приготовления питьевой воды.
Были апробированы и разработаны схемы и методы очистки, обеззараживания и опреснения морской воды. Гигиенические и технологические исследования позволили разработать ряд автоматических минерализаторов, а также комплект солей для приготовления питьевой воды из дистиллята. Следует отметить, что разработанные в 60-80-е годы гигиенические требования к водоподготовке на судах используются и в настоящее время.
4. Изучение вопросов, связанных с санитарной охраной водной среды от загрязнений с судов.
В проблеме санитарной охраны пресноводных водоемов и береговой полосы морей существенное место принадлежит борьбе с загрязняющими веществами, поступающими с судов. Возможность поступления судовых стоков за борт в зонах санитарной охраны источников хозяйственнопитьевого водопользования, в санитарно-оздоровительных береговых зонах, районах морских и речных пляжей (зонах рекреации), водозаборов, предназначенных для использования морской воды в бальнеологических целях, определяет неблагоприятную роль судов в загрязнении водоемов. Современным санитарным законодательством запрещен спуск сточных вод с судов в реки, озера и водохранилища с регламентированным санитарным режимом, а также в прибрежной полосе моря.
Выполнение этих требований, вполне гигиенически обоснованных, встретило ряд технических трудностей прежде всего на речных судах и на морских, длительно находящихся в прибрежной полосе (суда в круизных, туристических и пассажирских рейсах, суда портофлота, плавучие краны и т. п.).
Наиболее сложными оказались вопросы, связанные с канализацией речных судов, работающих в водоемах с регламентированным санитарным режимом, так как необходимость сбора стоков всех видов для последующей их передачи на берег влечет за собой устройство весьма объемных цистерн
или частую перекачку сточных вод в береговую канализацию, что приводит к целому ряд эксплуатационных трудностей.
В 60 70-е голы был проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов обезвреживания сточных вод непосредственно в судовых условиях. В результате поисковых работ были создан и испытан ряд судовых устройств по очистке п обеззараживанию сточных вод, которые показали свою эффективность в условиях плавания. В лабораториях и нату рных (судовых) экспериментах были установлены значения гигиенических показателей, определяющих степень очистки и обеззараживания судовых сточных вод до уровней, обеспечивающих предотвращение загрязнения водной среды. Разработанные в те годы нормативы продолжают действовать и сегодня.
5. Изучение особенностей адаптации моряков к условиям плавания.
Основная специфика проблемы адаптации в морской гигиене определялась прежде всего тем, что приспособление членов экипажа судов к новым многообразным условиям жизнедеятельности должно осуществляться в относительно короткое время. К этим условиям относят три группы факторов: природные, технические и социальные.
Что касается природных факторов, то характерной особенностью судовой жизни является постоянная смена климатических поясов при следовании судна с севера на юг (вдоль меридиана). При курсе судна по широте постоянно меняются часовые пояса, а следовательно, и судовое время, что приводит к постоянному нарушению суточного ритма физиологических функций. При плавании в южном полушарии моряки сталкиваются с необычным для них годовым циклом смены времен года. Так. при выходе в конце лета из портов северного полушария и переходе в южное они сразу попадают в весенний период года. Нарушение привычной смены времени года приводит к срыву годовых ритмов физиологических функций у моряков.
Вследствие постоянного движения судна и смены климатических районов моряк постоянно подвержен воздействию перепадов барометрического давления. Циклическая длительность в атмосфере или океане создает иногда комплекс неблагоприятных внешних условий, например при тайфуне, которые требуют от моряка максимальной мобилизации всех психических и физиологических функций.
Во вторую группу входят разнообразные факторы обитаемости судов (микроклимат, газовый состав воздуха, освещенность помещений, воздушный шум, вибрация, водоснабжение и др.), к которым тоже требуется адаптация, а выраженность, полнота и сама возможность адаптации зависят как от параметров факторов, так и от продолжительности непрерывного пребывания на судне.
К третьей группе факторов относятся особенности деятельности судовых специалистов: своеобразный режим труда и отдыха, гиподинамия, сенсорный голод, нередко монотония, высокое психоэмоциональное напряжение и др. Также существенно сказываются на функциях организма моряков проблемы социальной адаптации.
Многочисленные исследования показали, что вышеперечисленные факторы природной, технической и социальной среды оказывают неблагоприятное действие на центральную нервную систему и функции высшей нервной деятельности, сердечно-сосудистую систему, терморегуляцию, показатели крови. Полученные данные позволили разработать и рекомендовать в практику гигиенические мероприятия для ускорения процессов адаптации и реадаптации.
Результаты проведенных исследований по актуальным вопросам морской гигиены получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.
В трудах десяти международных симпозиумов по морской медицине (последний состоялся в 1986 г.) работы отечественных 1игиениеюв составляли большую часть.
Основное внимание на международных симпозиумах по морской гигиене уделялось характеристике среды обитания человека на судне и связанным с этим гигиеническим вопросам судостроения, медицинскому обслуживанию экипажей судов и оказанию экстренной помощи в море, медико-санитарным аспектам сохранения жизни моряков при кораблекрушениях, санитарной охране территории н др.
Однако в 90-х годах прошлого века морская гигиена как научная дисциплина прекратила в России свое существование. В настоящее время в стране отсутствует какое-либо научное учреждение, разрабатывающее вопросы охраны здоровья моряков. Кроме того, за эти годы практически полностью был утрачен научный потенциал. Поэтому возрождение в ближайшее время данного раздела гигиенической науки представляется весьма проблематичным. Следует также отметить, что существенно изменились и условия хозяйственной деятельности флота. На смену государственной форме собственности в морской бизнес пришли многочисленные судоходные компании, для которых принцип приоритетного медико-санитарного обеспечения моряков перестал действовать.
В сложившейся обстановке государственное здравоохранение уже не несет ответственности за научное обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности моряков, а судовладельцы, по объективным и субъективным причинам, еще не готовы брать эту ответственность на себя.
Здесь же следует критически оценить и действовавшую ранее методологию исследований, которая была достаточно громоздкой и включала фундаментальные исследования, апробацию предлагаемых методов и приемов профилактики заболеваний в натурных условиях (на судах) и лишь затем определение степени полезности и целесообразности внедрения их в практику. В современных условиях, на наш взгляд, следует исходить из прагматических потребностей отрасли, т. е. отдавать приоритет прикладным исследованиям, результаты которых в подавляющем большинстве своем являются базой для практических решений.
Исходя из вышеизложенного, можно в общем виде перечислить основные направления исследований прикладного характера, являющиеся перспективными для морской гигиены в ближайшее время.
На наш взгляд, прежде всего это медико-экологическое обеспечение работ, связанных с интенсивным освоением богатств Мирового океана, например, добычей нефти и газа на континентальном шельфе. Данное направление включает целый ряд вопросов. Прежде всего, это разработка санитарно-эпидемиологических требований безопасности к обитаемости и условиям труда работников морских платформ различного назначения.
Крайне сложной и малоизученной является проблема охраны моря и побережья от загрязнения их нефтепродуктами, особенно в условиях Крайнего Севера и замерзающих морей Дальнего Востока.
В настоящее время освоение континентального шельфа только разворачивается. Задача гигиенической науки -- уже в ближайшее время разработать необходимые требования, которые были бы заложены в проектную документацию объектов морских нефтегазовых промыслов.
Другой важной задачей, стоящей перед морской гигиеной, является пересмотр нормативно-методической документации, регламентирующей все аспекты труда и быта человека в море. Действующие в настоящее время санитарные правила и нормы были разработаны 15-20 лет назад и во многом не соответствуют современным требованиям.
Разработка специальных технических регламентов, посвященных безопасности морского и речного транспорта и связанных с ними инфраструктур, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании», в определенной мере снимет остроту проблемы. Однако следует учесть, что в требования санитарно-эпидемиологической безопасности судов и портов в технических регламентах будут также заложены нормы, разработанные и утвержденные 15-20 лет назад.
При разработке гигиенических нормативов, регламентирующих условия труда и отдыха плавсостава на судах, должен быть учтен ряд моментов.
Первое: несмотря на внедрение на судах автоматизации и механизации, а в последние годы и компьютеризации основных производственных процессов, облегчающих как физические, так и интеллектуальные нагрузки моряков, обеспечивающих улучшение условий их размещения, микроклимата судовых помещений, питания экипажа, водоснабжения и т. п., отмечается заметный рост нервно-эмоциональных нагрузок на судовых специалистов. Известно, что за судоводителями и механиками сохраняется главная роль в обеспечении безопасности движения судов в наиболее ответственные моменты плавания. Считается, что в связи с напряженностью труда судоводителей с каждым годом возрастает роль человеческого фактора в аварийности судов. По данным различных авторов, человеческий фактор является непосредственной причиной 60-70% всех аварий судов. В последние годы это усугубляется как старением флота, так и стремлением судовладельцев к неоправданному сокращению численности экипажей.
В связи с этим должны быть разработаны психофизиологические критерии надежности (эффективности) действий судоводителей в экстремальных условиях плавания. Подобные критерии уже много лет существуют для летного состава воздушных судов. Здесь же следует отметить, что в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р.2.2006-05 отсутствует методология гигиенической оценки условий труда плавсостава, хотя ссылка на необходимость разработки таких документов в Руководстве имеется.
Второй момент, который требует серьезной научной проработки, - это гармонизация отечественных гигиенических требований к обитаемости судов с международными стандартами. Известно, что некоторые международные нормативы имеют завышенные значения гигиенических показателей, небезразличные для здоровья человека. Учитывая скорое вхождение России во Всемирную торговую организацию, когда одним из условий пребывания в ней является создание единой нормативно-правовой базы, анализ действующих нормативных документов и их разумная корректировка представляется нам весьма актуальной.
Из более чем 300-летней истории становления, развития и упадка морской гигиены в России видно, что, как правило, периоды возрастания ее значимости совпадают с возрождением Российского флота, как это было в конце XVII века и в 30-е годы XX века. В настоящее время, после многих лет упадка, наметилась тенденция к очередному возрождению флота в России. Появилась надежда, что вместе с флотом возродится и морская гигиена, которая призвана охранять здоровье моряков от вредных воздействий судовой среды на протяжении всей «жизни» судна, начиная с надзора за проектированием, строительством и в течение многолетней его эксплуатации. Известно, что средняя продолжительность «жизни» судна составляет 15-20 лет. Исходя из этого, становится понятным: по каким гигиеническим требованиям будет проектироваться и строиться Российский флот сегодня, таким он и будет эксплуатироваться в XXI веке.
Такова краткая история развития морской гигиены в России за последние 300 лет.
И в заключение имеет смысл еще раз упомянуть высказывание профессора И.Б. Фонсагрива о том, что «...образованию могучей морской силы содействуют три элемента, относительное значение которых одинаково: хорошо построенные суда, опытные матросы, хорошая гигиена».
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
/. Руководство по гигиене водного транспорта под редакцией профессора Е.П. Сергеева. М.: «Медицина», 1974.
2. Стенько Ю.М. Психогигиена морят. Ленинград: «Медицина»,
Ленинградское отделение, 1981.
3. Канеп В., Слуцкер Д., Шафран Л. Адаптация человека в
экстремальных условиях среды. Рига. 1980.
4. Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации
человека. Ленинград: «Наука», /984.