Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.В'

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.В Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПРИРОДНАЯ СУЩНОСТЬ / ПОУЧЕНИЯ / НАСТАВЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

В статье представлен историко-педагогический анализ педагогических трудов выдающихся педагогов-гуманистов конца XIX и начала XX вв., раскрывающих проблему преодоления последствий насилия над детьми. Полифонизм исторически-сложившихся педагогических воззрений на определение эффективных тактик устранения последствий насильственных действий над ребенком дошкольного возраста, актуализирует процесс переосмысления и использования в новых современных условиях педагогического наследия предшествующих поколений. В формате данного исследования научный интерес вызывают сложившиеся в данный исторический период гуманистические направления, в преодолении последствий насильственных действий над ребенком, а именно: иллюзорно-духовное, творчески-развивающее, социальное. В основе указанной типологии заложено теоретическое обоснование, практический опыт устранения последствий насилия над ребенком, что позволяет определить ведущие средства преодоления пагубных последствий насилия над ребенком, такие как: признание принципов добра, смирения, «непротивления злу насилия» изначально предопределяемых идеей природосообразности воспитания пробуждающей в человеке нравственные природные задатки (Л.Н. Толстой); провозглашения творческой деятельности как условия рефлексии травмирующего события, внутренних переживаний и других антигуманных последствий авторитарного воспитания (Н.А. Добролюбов); утверждение социально-демократических перемен, раскрывающих особенности социального направления в устранении последствий насилия и распространения просветительской деятельности как фактора познания законов развития детства и как условия становления сотрудничества взрослого с ребенком (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEADING DIRECTIONS OF OVERCOMING VIOLENCE AGAINST CHILDREN IN RUSSIAN PEDAGOGY LATE XIX - EARLY XX CENTURY

The article presents a historical and pedagogical analysis of the pedagogical works of outstanding humanist teachers of the late XIX and early XX centuries, revealing the problem of overcoming the consequences of violence against children. The polyphony of historically established pedagogical views on the definition of effective tactics for eliminating the consequences of violent actions against a preschool child actualizes the process of rethinking and using the pedagogical heritage of previous generations in new modern conditions. In the format of this study, scientific interest is caused by the humanistic directions that have developed in this historical period in overcoming the consequences of violent actions against a child, namely: illusory-spiritual, creative-developing, social. This typology is based on a theoretical justification, practical experience in eliminating the consequences of violence against a child, which makes it possible to determine the leading means of overcoming the harmful consequences of violence against a child, such as: recognition of the principles of kindness, humility, "non-resistance to the evil of violence" initially predetermined by the idea of natural conformity of upbringing that awakens in a person moral natural inclinations (L.N. Tolstoy); proclaiming creative activity as a condition for the reflection of a traumatic event, internal experiences and other inhumane consequences of authoritarian education (N.A. Dobrolyubov); approval of social and democratic changes, revealing the features of the social and public direction in eliminating the consequences of violence, the spread of educational activities as a factor in the knowledge of the laws of childhood development and as a condition for the formation of cooperation between an adult and a child (N.G. Chernyshevsky, N.I. Pirogov).

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.В»

Коучинг больше направлен на активизацию таких процессов, как самообучение и саморазвитие. Передача знаний и навыков не стоит на первом месте. Непрерывная обратная связь ученика и учителя заключается в проведении совместного процесса анализа возникших проблем или ситуаций. Коуч задает вопросы, подталкивая к поиску единственно правильного ответа.

Менторинг и коучинг могут взаимодополнять друг друга. Но невозможно заменить одно понятие на другое. Коуч советует, ищет пути решения проблемы, но не является высокопрофессиональным специалистом в какой-то одной определенной области. Передать ему все права и способности ментора невозможно по техническому определению. Менторинг осуществляется на основе глубоких знаний в определенной области.

Выводы. Таким образом, технология менторинга заключается в сопровождении сотрудника по его индивидуальной траектории развития. Эта технология позволяет контролировать самовоспроизводство кадров и экспертизу внутри компании. Практическое использование данной технологии позволит в короткие сроки достичь поставленных целей, не затрачивая дополнительных средств на обучение сотрудников.

Литература:

1. Агеев, Н.В. Применение экспертно-интуитивных методов в прогнозировании систем управления / Н.В. Агеев // Социальная политика и социология. - 2013. - № 5. - С. 15-19

2. Ананченкова, П.И. Обучение персонала на базе корпоративных университетов: опыт зарубежных компаний / П.И. Ананченкова // Труд и социальные отношения. - 2015. - № 5. - С. 77-84

3. Варламова, Е.А. Как и зачем обучают персонал / Е.А. Варламова // Кадровое дело. - 2016. - № 2. - С. 41-47

4. Воротынцева, Т.А. Строим систему обучения персонала / Т.А. Воротынцева, Е.А. Неделин. - М.: Речь, 2016. -С. 313-315

5. Дуракова, И.Б. Теория управления персоналом: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб: учебное пособие / И.Б. Дуракова, О.А. Родин, С.М. Талтынов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2016. - 103 с.

6. Игнатьева, Г.А. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева, А.В. Гришина, Э.К. Самерханова, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10, № 4. - С. 12.

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.В.

Аннотация. В статье представлен историко-педагогический анализ педагогических трудов выдающихся педагогов-гуманистов конца XIX и начала XX вв., раскрывающих проблему преодоления последствий насилия над детьми. Полифонизм исторически-сложившихся педагогических воззрений на определение эффективных тактик устранения последствий насильственных действий над ребенком дошкольного возраста, актуализирует процесс переосмысления и использования в новых современных условиях педагогического наследия предшествующих поколений. В формате данного исследования научный интерес вызывают сложившиеся в данный исторический период гуманистические направления, в преодолении последствий насильственных действий над ребенком, а именно: иллюзорно-духовное, творчески-развивающее, социальное. В основе указанной типологии заложено теоретическое обоснование, практический опыт устранения последствий насилия над ребенком, что позволяет определить ведущие средства преодоления пагубных последствий насилия над ребенком, такие как: признание принципов добра, смирения, «непротивления злу насилия» изначально предопределяемых идеей природосообразности воспитания пробуждающей в человеке нравственные природные задатки (Л.Н. Толстой); провозглашения творческой деятельности как условия рефлексии травмирующего события, внутренних переживаний и других антигуманных последствий авторитарного воспитания (Н.А. Добролюбов); утверждение социально-демократических перемен, раскрывающих особенности социального направления в устранении последствий насилия и распространения просветительской деятельности как фактора познания законов развития детства и как условия становления сотрудничества взрослого с ребенком (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов).

Ключевые слова: насилие, природная сущность, поучения, наставления, творческая деятельность, авторитарное воспитание, просвещение.

Annotation. The article presents a historical and pedagogical analysis of the pedagogical works of outstanding humanist teachers of the late XIX and early XX centuries, revealing the problem of overcoming the consequences of violence against children. The polyphony of historically established pedagogical views on the definition of effective tactics for eliminating the consequences of violent actions against a preschool child actualizes the process of rethinking and using the pedagogical heritage of previous generations in new modern conditions. In the format of this study, scientific interest is caused by the humanistic directions that have developed in this historical period in overcoming the consequences of violent actions against a child, namely: illusory-spiritual, creative-developing, social. This typology is based on a theoretical justification, practical experience in eliminating the consequences of violence against a child, which makes it possible to determine the leading means of overcoming the harmful consequences of violence against a child, such as: recognition of the principles of kindness, humility, "non-resistance to the evil of violence" initially predetermined by the idea of natural conformity of upbringing that awakens in a person moral natural inclinations (L.N. Tolstoy); proclaiming creative activity as a condition for the reflection of a traumatic event, internal experiences and other inhumane consequences of authoritarian education (N.A. Dobrolyubov); approval of social and democratic changes, revealing the features of the social and public direction in eliminating the consequences of violence, the spread of educational activities as a factor in the knowledge of the laws of childhood development and as a condition for the formation of cooperation between an adult and a child (N.G. Chernyshevsky, N.I. Pirogov).

Key words: violence, natural essence, teachings, instructions, creative activity, authoritarian education, enlightenment.

Введение. Актуальность и практическая важность исследования преодоления последствий насилия над детьми дошкольного возраста обуславливается кризисом нравственности, имеющего место в современном обществе. Рост эмоционального напряжения, агрессивности в супружеских отношениях, неудовлетворённость существующего семейного

уклада жизнедеятельности членов семьи, усиливает процессы эгоцентризма, инфантилизации развивающейся личности ребенка, препятствующих формированию нравственно-гуманных чувств: заботы, поддержки, проявления эмпатии [1]. По данным психолого-социальных исследований, источниками данных явлений следует считать: нарастающие масштабы глобализации, информатизации, с одной стороны, обеспечивающие достойный уровень развития семейных отношений, удовлетворения жизненных потребностей взрослых и детей, а с другой стороны, имеющие место насильственные детско-родительские отношения, обесценивающие личность ребенка, сопровождающиеся психическими расстройствами [3]. Своеобразной формой равнодушного отношения взрослых к детям, следует считать масштабность проявления со стороны родителей особой жестокости, агрессивности, влекущих за собой недостаток уважения к интересам собственного ребенка [2].

Несмотря на многочисленные научные исследования, признающие необходимость ликвидации насилия над детьми, преодоление последствий антиморальных действий со стороны взрослых, до сих пор существуют противоречия, требующие разрешения:

- с одной стороны, все возрастающая потребность в реализации гуманистической педагогики и отсутствие реализации ее принципов в современном дошкольном образовании;

- актуальность ретроспективного исторического анализа научных исследований и недостаточное использование технологий, содержательных направлений в построении процесса преодоления последствий насильственных действий над детьми дошкольного возраста.

Глобальность и значимость данной проблемы актуализируют исследования педагогических теорий, практики воспитания и опыта прошлого, критического его осмысления, выявления оптимальных путей ликвидации насилия над детьми, имеющих непреходящее значение для культурно-социального развития общества. С учетом значимости проблемы, а также представленных противоречий, недостаточной изученностью наследия отечественных педагогов, исследователей, как ярких представителей прогрессивно-общественной мысли России второй половины XIX века, темой исследования является «Ведущие направления преодоления последствий насилия над детьми в отечественной педагогике конца XIX - начала XX вв.».

Методологическими подходами настоящего исследования следует определить: цивилизационный, позволяющего рассмотреть генезис развития педагогических воззрений отечественных представителей (60-е г. Х1Х - нач. XX вв.), на предмет преодоления последствий насилия, обуславливающего детерминантную основу взаимообусловленности общественного строя и распространения насилия над детьми (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, И.А. Колесникова); антропологический, утверждающий роль нравственных ценностей их ведущую роль в социальном культурном развитии общества, в процессе воспитания (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин и др.); культурологический, подчеркивающий самобытность «детской субкультуры», проявляющейся в сообразных дошкольному периоду детства в игровых видах деятельности как средства устранения насилия над ребенком (С.В. Ардашева, Н.М. Борозинец Д.И. Фельдштейн).

Целью исследования является выявление ведущих направлений преодоления последствий насилия над детьми в отечественной педагогике конца XIX - начала XX вв., соотносимых с педагогическим наследием в формате развития общественной мысли России.

Изложение основного материала статьи. Историко-педагогический анализ изучение статей, трактатов, трудов отечественных исследователей Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, осуществляемого с целью определения современного состояния исследуемого феномена преодоления последствий насильственных действий над ребенком, раскрыл полифоничность мнений, приоритетное значение в воспитании гуманистических принципов, утверждая важность исследования многофакторной структуры насилия [4].

Обращение к историко-педагогическим исследованиям убеждает, что выдающиеся представители отечественной педагогики на разных исторических этапах развития цивилизации пытались найти и определить оптимальные пути и средства преодоления последствий насилия над ребенком. Однако, как отмечают исследователи (Н.В. Валькова, В.С. Веселова И.П. Лютова) распространение гуманистических тенденций преодоления последствий насилия над детьми во многом обуславливалось историческими особенностями развития цивилизации, практическим опытом воспитания, утвердившегося в обществе и уровнем просветительской деятельности ведущих просветителей эпохи Просвещения [5, 6]. Так, в определенные исторические периоды гуманистические принципы воспитания без насилия, категорически не принимались обществом и терпели поражение, а практика воспитания приобретала скрытую, замаскированную форму авторитарного воздействия на личность, а в другие периоды развития истории - эволюция гуманного отношения к детям либо очень замедлялась, либо была приостановлена [4]. Гетерохронность, неравномерность тактики ликвидации последствий насилия, идущего от взрослого, во многом была обусловлена социально- общественными и государственными преобразованиями, что особенно было свойственно для России. В истории развития отечественной педагогики второй половины XIX - начало XX в.в. отмечалось несколько направлений в преодоления последствий насильственных действий над ребенком, а именно: иллюзорно-духовное, творчески-развивающее, социальное. В основе указанной типологии педагогического наследия выдающихся деятелей, заложено теоретическое обоснование, практический опыт устранения последствий насилия над ребенком [4].

Ретроспективный историко-педагогический анализ, с целью определения современного состояния исследуемого вопроса, показал, что в конце XIX - начало XX в.в., ученые-исследователи пытались понять и объяснить возможности интеграции выше указанных направлений, детализируя характерные особенности каждого из них. Так, ведущими теоретическими инициативами иллюзорно-духовного направления в преодолении последствий насильственных действий над ребёнком, мы находим в анализе педагогических воззрений выдающегося писателя, педагога Л.Н. Толстого [8. Утверждая роль религиозных христианских законов, великий писатель, определяя источник зарождения безнравственности, ссылается на христианские предписания, отмечая, что «миряне делая что-либо вопреки заповедям, милосердия к ближнему, лишаются божьей помощи, поддержки, надежды, зарождая в душе насилие». «Только любовь к ближнему, божественная беседа вселяет уверенность, ограждая от пагубности, надругательств» [8]. Приоритетным направлением преодоления насильственных действий над детьми, Толстой определяет «следование природосообразному развитию» ребенка, учению Христа об общественной жизни, отказ от насилия [8]. Сферой особого интереса выступает воспитательная система, предлагаемая писателем, которая заключается в признании принципа «не сопротивления злу насилия», признавая методы: сострадание, сопереживание, милосердие, опосредованное воздействие, уменьшающие зло жизни. Отстаивая, присущую детям естественную природную увлекательность значимое место в авторской концепции Толстой отводит творческой деятельности, побуждающей ребенка переключиться на иной род деятельности, предоставляющей личности внутреннюю свободу выражения своих чувств, эмоций, своего настроения, избегая насилия [9]. С учетом вышеизложенного, следует констатировать интеграцию иллюзорно-духовного, творчески-развивающего направлений, раскрывающих средства преодоления травмирующих последствий насилия. Взаимообусловленность творчески-развивающего и социального направлений, помогающих преодолеть насилия над детьми в ходе воспитательной

практики, мы находим в анализе статей, творческих трактатов Н.А. Добролюбова [10]. Так, имманентно, свойственное ребенку творческое начало, позволяющее выразить внутренние переживания, чувства, снять эмоциональное напряжение, раскрывается в научных статьях Н.А. Добролюбова. Представляя роль детского творчества в устранении пагубных последствий наказаний, идущих от взрослого, революционер-демократ, утверждает педагогические принципы, устраняющие насилие, такие как: индивидуальный подход к ребенку, определение педагогических средств обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка в рефлексии негативных чувств, эмоций. Большое значение для развития гуманистической педагогической мысли и правильной постановки семейной практики воспитания детей имел трактат Н.А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании» (1857). С точки зрения общественного деятеля, следуя естественной природной сущности развития личности, познавая ее индивидуальность, взрослые избегают насильственные действия в воспитании, путем убеждения, объяснения достойных форм поведения. Нравственное воспитание, доказывал Добролюбов, строится с учетом развития «внутреннего человека», родитель, вовлекая ребенка в творческий процесс игры, создает условия для обыгрывания травмирующего опыта, внутренних переживаний как последствий всякого рода насилия. Отказ от авторитарных концепций воспитания, выстраиваемых на подавлении воли ребенка и беспрекословное подчинение взрослому возможно при условии познания родителями психологических закономерностей развития речи, памяти, воображения ребенка.

Гуманно-демократические идеи об устранении регулярных оскорблений, унижения ребенка, высказываний в его адрес угроз, по мнению Добролюбова сочетались с образованием матери, женщины, обладающей природным инстинктом материнской любви к ребенку, желанием заботиться о нем, защищать его от посягательств. Обладая материнской чуткостью, интуицией женщина должна обладать спокойствием, сдержанностью воспитывая ребенка. Выдержка, многократность убеждений, поможет ребенку усвоить ценности любви, уважения, сочувствия, сопереживания к другим людям, не допуская надругательств, оскорблений.

Безусловно, подчеркивая важность социально-демократических перемен, раскрывающих особенности социального направления в истории педагогики устранения последствий насилия, предполагающего следованию индивидуальности личности через многообразие ее социальных взаимоотношений с окружающей действительностью, создание благоприятной семейной атмосферы следует обратиться к педагогическому наследию Н.Г. Чернышевского [10]. Революционно-демократические взгляды Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, раскрывали детерминанты насильственных действий взролсых над ребенком в процессе воспитания и унижающей достоинства личности крепостной государственной системы. Главной причиной распространения насилия над ребенком Н.Г. Чернышевский считал, низкий уровень образованности членов общества, примитивный взгляд взрослых на воспитание безропотного ребенка, лишенного своего мнения. Всестороннюю развитую личность невозможно формировать в условиях раболепства, покорного послушания, используя схоластические методы [10]. Следуя положениям антропологического подхода Н.Г. Чернышевский, доказывал, что только социальные перемены обеспечивают развитие общества в целом и индивидуальное развитие его членов. Как представитель гуманистических принципов воспитания детей, таких как доступность, наглядность, индивидуальный подход к ребёнку, он утверждал, что прогрессивные начинания общества определяется степенью развития разумного воспитания, а потому просветительская деятельность интеллигенции должна быть двигателем прогресса человечества [10]. Только научные сферы: философия, литература, искусство могут обеспечить устранения антиморальных действий взрослых, способствуя нравственному гуманному отношению к ребенку. Особая ответственность ложиться на интеллигенцию, просвещенных людей, обеспечивая утверждение ценностей нравственности. На основе вышеизложенного, следует признать синтезирующее начало творчески-развивающего, социального направлений процесса преодоления последствий насилия над детьми.

Общественно-политические события и перемены, связанные с государственными реформами и революционно-освободительным движением в исследуемый нами исторический этап развития российской педагогической мысли тесно связаны и именем Н.И. Пирогова, пропагандирующего идеи нравственного воспитания, в основе которого лежат законы развития психики ребенка, обуславливающие детские поступки и поведения [7]. Гетерохронность психического развития личности в период дошкольного возраста, является ведущей закономерностью, которая проявляется во всех сферах психики и сохраняется на протяжении всего онтогенеза. Знания возрастных особенностей начальных этапов личностного развития, позволяет взрослым не только вовлечь ребенка в совместную увлекательную деятельность, но и создать условиям для таких новообразований психического развития, как развитие речи, мыслительных функций, творческого воображения, обеспечивая разумное воспитание, противостоящее насилию, наказанию, возмещению на детей агрессии взрослых. «Наблюдайте за детьми, за их первым лепетом и первыми движениями души; наблюдайте их здесь и тогда, когда они возвратятся к вам утомленные играми и всегда готовые снова их начать» [9]. Н.И. Пирогов первым высказался против жестоких наказаний маленьких детей телесных побоев. Признавая разрушительные последствия насилия, врач, педагог неоднократно противостоял требованиям воспитателей, которые рассматривали насилие, наказания как должные постулаты педагогических воспитательных мер. Убеждая, что несостоятельность педагогики заключается в том, что насилие, наказания розгами, в основе которых лежит произвол, злоба взрослого, родителя, «есть противопоставление нравственности христианина» [7, 9]. «Невозможно, рассуждает педагог, с помощью насилия сформировать внутреннее чувство совести, даже если Вы посеете страх перед розгами, это есть страх боли, истязания, который будет сопровождать ребенка в дальнейшем, и проявляться в отношениях к другим. Вы преподнесли ребенку, безнравственный образец для подражания» [9].

В статье «Быть и казаться» он рассуждает, что наказание должно затрагивать внутренние побуждения личности исправить свое поведение, познавая правила отношения к другим, а розги вызывают лишь внешний страх слабодушного [7]. Именно, поэтому, ведущим средством устранения насилия над детьми, Пирогов видит в изменении межличностных отношений ребенка с родителями, воспитателями, выстроенных на принципах уважения, доверия. С раннего возраста, наблюдая за ребенком, ухаживая за ним, побуждая к самостоятельности, взрослые, особенно мать, через игру, увлекательные занятия формирует нравственные правила поведения. Так, женщина, заранее должна быть подготовлена к материнству, к принятию на себя ответственности за здоровье ребенка, его развитие, «на ней лежит ответственность перед всем человечеством». Изучение трудов, статей Пирогова, по сути, раскрывает сущность разработанной им психолого-педагогической системы, в основе которой лежит понимание творчески-развивающего и социального направлений устранения насилия над детьми.

Выводы. В результате ретроспективного анализа педагогических трудов выдающихся отечественных деятелей эпохи Просвещения, их творческого переосмысления определены демократические направления преодоления последствий насилия над детьми, имеющих основополагающие признаки: признание социально- общественных преобразований, законодательных проектов, либерально-демократических инициатив государственного устройства, принятие равных гражданских прав личности ; построение воспитания детей на основе познания законов психического развития, определяющих игру, творческую деятельность как средство рефлексии травмирующих ситуаций насилия, как основу

преодоления последствий насильственных действий идущих от взрослых; ориентация на субъект-субъектные отношения в совместной деятельности взрослого с ребенком, признание главной целью содействие свободной самореализации личности.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А.Г. Асмолов // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С. 4-18

2. Астапова, В.А. История дошкольного образования в России / В.А. Астапова, Т.Н. Воробьева, Н.М. Чебиняева // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 248-250

3. Валькова, Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми / Н.В. Валькова // Проблемы науки. - 2020. - №8 (56). - С. 52-56

4. Вейкшан, Н.В. Движение «Нового воспитания» в конце XIX - начале XX вв. и его психолого-педагогические основы / Н.В. Вейкшан // Советская педагогика. - 1968. - № 10. - С. 98-107

5. Веселова, В.С. Ценности современного общества и образования / В.С. Веселова // Ценности и смыслы. - 2020. - №2 (5). - С. 64-73

6. Лотова, И.П. Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства / И.П. Лотова // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2016. - №2. - С. 178-185

7. Московкина, Е.И. Гражданская позиция Н.И. Пирогова / Е.И. Московкина // Вестник СМУС74. - 2018. - №3 (22). -С. 26-29

8. Орлова, А.Е. Толстой как народный просветитель и учитель крестьянских детей / А.Е. Орлова, Е.В. Ильин, А.Е. Ильин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. - №2 (98). -С. 231-238

9. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / Н.И. Пирогов. - М.: АСТ, 2022. - 416 с.

10. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Избранные работы / Н.Г. Чернышевский. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 369 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Пятко Лариса Александровна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Стародумова Людмила Анатольевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород);

преподаватель Панова Наталья Андреевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы дистанционного обучения, которые создают принципиально новые дидактические возможности в системе высшего и среднего специального образования. Современная цифровизация общества меняет модель дистанционного обучения, даёт каждому человеку возможность непрерывного образования в открытом информационном пространстве. Раскрыто принципы, базирующиеся на самостоятельной форме обучения студента. Указано на значение личностно-ориентированных технологий и технологий, опирающихся на саморазвитие обучающихся. Выявлена роль мотивации в дистанционной форме обучения. На примере опыта ИПТД - филиала ГБОУ ВО НГИЭУ рассмотрены особенности разработки дистанционного курса на платформе дистанционного обучения MOODLE. Показаны возможности повышения качества образовательных услуг через систему дистанционного обучения. Особое внимание уделено разработке педагогического сценария, как конструктивной основы курса дистанционного обучения. Представлена характеристика организационного, информационного, практического, контролирующего и коммуникационного структурных блоков курса дистанционного обучения. Отмечены положительные стороны и недостатки действующей модели дистанционного обучения, синхронного и асинхронного форматов обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, личностно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии, синхронное и асинхронное обучение, педагогический сценарий.

Annotation: The article deals with the issues of distance learning, which create fundamentally new didactic opportunities in the system of higher and secondary specialized education. The modern digitalization of society is changing the model of distance learning, giving every person the opportunity of continuous education in an open information space. The principles based on the independent form of student learning are disclosed. The importance of personality-oriented technologies and technologies based on the self-development of students is indicated. The role of motivation in distance learning has been revealed. On the example of the experience of IPTD - a branch of GBOU VO NGIEU, the features of developing a distance course on the MOODLE distance learning platform are considered. The possibilities of improving the quality of educational services through the system of distance learning are shown. Particular attention is paid to the development of a pedagogical scenario as a constructive basis for a distance learning course. The characteristic of the organizational, informational, practical, controlling and communication structural blocks of the distance learning course is presented. The positive aspects and disadvantages of the current model of distance learning, synchronous and asynchronous learning formats are noted.

Key words: distance learning, person-centered approach, information and communication technologies, synchronous and asynchronous learning, pedagogical scenario.

Введение. Современное общество характеризуется высоким уровнем цифровизации. Это находит отражение во всех сферах жизни, в том числе и в образовательном пространстве. В последние годы традиционная форма обучения все шире дополняется и даже заменяется дистанционными технологиями обучения. Дистанционное обучение сегодня - эффективное направление модернизации образования, опирающееся на новейшие технические достижения в сфере телекоммуникационных технологий и сети Интернет, способствующее получению и накоплению знаний при опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.