Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ / ИДЕАЛ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

В ходе исторического развития общества, решение проблемы поддержки, защиты малолетних детей, оказавшихся в трудной ситуации, подвергшихся насилию окружающих находит философское, педагогическое осмысление в трудах выдающихся отечественных деятелей, исследователей, проявляющих особый интерес к распространению ненасильственной природы воспитания. Представленный в статье, теоретико-методологический анализ исторически-значимых для России, обуславливающих роль гуманистических воззрений на категорию детства, просветительских реформ второй половине XVIII века, в сфере защиты детей от всякого рода насильственных действий во многом обуславливает практико-ориентированный характер взаимодействия взрослого с ребенком. Педагогические взгляды деятелей эпохи (И.И. Бецков, И.И. Татищев, Н.А. Радищев, Е.Р. Дашкова) по вопросам общественной обустроенности отечественной системы образования, имели вектор этического воспитания «нового человека», обладающего человеколюбием, благонравием, проявляющихся в заботливом отношении к сиротам, детям , лишенных родительской заботы. В статье дано развернутое исследование, включающее анализ демократических инициатив Е.Р. Дашковой, воспитательных проектов И.И. Бецкова, педагогические сочинения Н.А. Радищева, нравственные трактаты-наставления Н.И. Новиков по ликвидации насилия, раскрывают процесс поступательного наполнения содержательной составляющей феномена преодоления последствий насилия над детьми. Культурно-исторический формат статьи представлен как рефлексия значимых для России изменений в понимании разрушительных последствий насильственных действий над ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC TENDENCIES IN OVERCOMING CHILD ABUSE IN THE PEDAGOGICAL WORKS OF THE ENLIGHTENERS OF THE XVIII CENTURY.

In the course of the historical development of society, the solution to the problem of support, protection of young children who find themselves in a difficult situation, who have been subjected to violence by others finds philosophical, pedagogical understanding in the works of outstanding Russian figures, researchers who show special interest in the dissemination of the nonviolent nature of education. The theoretical and methodological analysis presented in the article, historically significant for Russia, determining the role of humanistic views on the category of childhood, educational reforms in the second half of the XVIII century, in the field of protecting children from all kinds of violent actions, largely determines the practice-oriented nature of adult-child interaction. The pedagogical views of the figures of the epoch (I.I. Betskov, I.I. Tatishchev, N.A. Radishchev, E.R. Dashkova) on the issues of the social well-being of the domestic education system had the vector of ethical education of a "new person" with humanity, good morals, manifested in a caring attitude towards orphans, children deprived of parental care. The multidimensional research presented in the article, including the analysis of E.R. Dashkova's democratic initiatives, I.I. Betskov's educational projects, N.A. Radishchev's pedagogical works, N.I. Novikov's moral treatises-instructions on the elimination of violence, reveal the process of progressive filling of the meaningful component of the phenomenon of overcoming the consequences of violence against children. The cultural and historical format of the article is presented as a reflection of significant changes for Russia in understanding the destructive consequences of violent acts on a child.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА»

В свою очередь, исходя из структуры основного определения и системы педагогических условий, мы установили аспекты развитость самооценки младших школьников как достижение индивидуальных итогов обучения: деятельностно-поведенческий, познавательный, мотивационный и эмоционально-рефлексивный, а также их характеристики и свойства, которые в дальнейшем применялись нами в ходе экспериментальной работы. К этому же, основываясь на утверждения ФГОС среднего профессионального образования, мы определили аспекты и характеристики оценки сформированности личностных результатов: нравственно-культурной ориентации, смыслообразование и самоопределение будущего профессионала сферы здравоохранения.

Фундаментальные проблемы самооценки в период становления профессиональной деятельности исследовались в работах отечественного психолога и педагога Выготского Л.С. [2, С. 289]. Исследования Сергеева Б.В. [4] и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки и педагогические основы ее формирования. Данные авторы определяют подростковый и юношеский возраст как важный этап личностного развития и формирования самооценки как стабильной, не ситуационной, так и основанной на различиях и отношении человека к самому себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки в студенческой среде, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Профессиональная самооценка студентов колледжа воспринимается нами как отражение своей образовательной, профессиональной истории и организация проекта собственного профессионального пути, создание профессионального видения себя, как профессионала в будущем. Профессиональная самооценка - это изменчивый механизм, самоидентификации личности на всех этапах ее становления, он изменяется, обуславливаясь знанием личности о себе и своем мироощущении.

Преобразования в жизни студента начинаются с принятия требований, которые предъявляют к нему условия новой жизни профессионального общества, и понимания новых отношений, которые возникают со стороны работодателя, а также изменений, которые происходят в нем самом. Говоря о социальных и педагогических тенденциях стоит отметить, что в условиях, когда самооценка молодого специалиста не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в уважении и самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго, таким образом студент не может не искать выхода из сложившейся ситуации так как важна адекватная опора в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход студента в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде профессионала ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование основано на понимании профессиональной самооценки как механизма взаимодействия, качества направления и процесса обучения (подготовки и развития студента), в период быстро меняющихся событий. Сформированная профессиональная самооценка студента характеризует его как личность, способную к усвоению социального опыта, умению управлять эмоциональным состоянием, обладающую высоким уровнем развития эмоциональной гибкости, терпимости в отношении факторов внешней среды, а также адекватно воспринимающую критику с учетом своего собственного опыта.

В заключение можно также отметить, что возраст и социальные условия, которые наиболее активно способствуют изменению интересов, обучающихся в конкретные действия, познания, целеполагания, в конечном итоге приводит к перестройке профессиональной реальности. Заметим, что включение в учебно-профессиональную деятельность обеспечивает активный процесс формирования общих компетенций, которые в будущем необходимы для самосовершенствования профессиональных способностей, а также включение студента в широкие многосторонние связи с обществом. Все это, в конечном итоге, приведёт к самореализации в коллективе, освоению разнообразных социальных ролей. Усложнение сферы общения, рост потребности в признании и одобрении со стороны сверстников.

Литература:

1. Абрамян, А.А. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение / А.А. Абрамян // Современная педагогика. - 2015. - № 6. - [Электронный ресурс]. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371 (дата обращения: 25.11.2022)

2. Барнакова, Л.Л. Независимая оценка профессиональных квалификаций выпускников СПО: дис. ... канд. пед. наук / Л.Л. Барнакова. - УланУдэ, 2014. - 183 с.

3. Зайцева, И.Н. Самооценка студентами средних специальных учебных заведений учебной деятельности как средство их профессионального становления / И.Н. Зайцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. -С. 249-256

4. Сергеева, Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 9-12

5. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 391 с.

6. Хайлова, Н.Ю. Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе / Н.Ю. Хайлова, А.В. Сергиенко, П.И. Романенко, Д.А. Резникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 32 (270). - С. 128-131

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Аннотация. В ходе исторического развития общества, решение проблемы поддержки, защиты малолетних детей, оказавшихся в трудной ситуации, подвергшихся насилию окружающих находит философское, педагогическое осмысление в трудах выдающихся отечественных деятелей, исследователей, проявляющих особый интерес к распространению ненасильственной природы воспитания. Представленный в статье, теоретико-методологический анализ исторически-значимых для России, обуславливающих роль гуманистических воззрений на категорию детства, просветительских реформ второй половине XVIII века, в сфере защиты детей от всякого рода насильственных действий во многом обуславливает

практико-ориентированный характер взаимодействия взрослого с ребенком. Педагогические взгляды деятелей эпохи (И.И. Бецков, И.И. Татищев, Н.А. Радищев, Е.Р. Дашкова) по вопросам общественной обустроенности отечественной системы образования, имели вектор этического воспитания «нового человека», обладающего человеколюбием, благонравием, проявляющихся в заботливом отношении к сиротам, детям , лишенных родительской заботы. В статье дано развернутое исследование, включающее анализ демократических инициатив Е.Р. Дашковой, воспитательных проектов И.И. Бецкова, педагогические сочинения Н.А. Радищева, нравственные трактаты-наставления Н.И. Новиков по ликвидации насилия, раскрывают процесс поступательного наполнения содержательной составляющей феномена преодоления последствий насилия над детьми. Культурно-исторический формат статьи представлен как рефлексия значимых для России изменений в понимании разрушительных последствий насильственных действий над ребенком.

Ключевые слова: эпоха Просвещение, насилие над детьми, идеал нового человека, гуманистические идеи, воспитательный проекты.

Annotation. In the course of the historical development of society, the solution to the problem of support, protection of young children who find themselves in a difficult situation, who have been subjected to violence by others finds philosophical, pedagogical understanding in the works of outstanding Russian figures, researchers who show special interest in the dissemination of the nonviolent nature of education. The theoretical and methodological analysis presented in the article, historically significant for Russia, determining the role of humanistic views on the category of childhood, educational reforms in the second half of the XVIII century, in the field of protecting children from all kinds of violent actions, largely determines the practice-oriented nature of adult-child interaction. The pedagogical views of the figures of the epoch (I.I. Betskov, I.I. Tatishchev, N.A. Radishchev, E.R. Dashkova) on the issues of the social well-being of the domestic education system had the vector of ethical education of a "new person" with humanity, good morals, manifested in a caring attitude towards orphans, children deprived of parental care. The multidimensional research presented in the article, including the analysis of E.R. Dashkova's democratic initiatives, I.I. Betskov's educational projects, N.A. Radishchev's pedagogical works, N.I. Novikov's moral treatises-instructions on the elimination of violence, reveal the process of progressive filling of the meaningful component of the phenomenon of overcoming the consequences of violence against children. The cultural and historical format of the article is presented as a reflection of significant changes for Russia in understanding the destructive consequences of violent acts on a child.

Key words: the epoch of Enlightenment, violence against children, the ideal of a new person, humanistic ideas, educational projects.

Введение. Современные педагогические исследования, по проблеме преодоления последствий насилия над детьми, в сфере различных научных дисциплин (истории педагогики, социологии философии, культурологии), указывают на взаимообусловленность ретроспективного анализа, раскрывающего детерминанты зарождения насилия в обществе и возрастающий уровень насильственных действий взрослых в отношении детей дошкольного возраста в настоящее время. Анализ исторического опыта, по преодолению последствий насильственных действий, сложившегося на разных этапах цивилизаций, актуализирует процесс формирования на этапе детства аксиологических ценностей нравственного воспитания [5]. Изучение образовательных проектов, реализуемых представителями эпохи Просвещения, предоставляют возможность соотнести, их роль с начавшимися, демократическими преобразованиями государственной защиты детства от насилия, определить значимость исторического педагогического наследия.

Теоретико-методологическими основами исследования педагогического феномена преодоления последствий насилия над детьми, нами определены: цивилизационный подход, раскрывающий аспекты интеграции, распространяющихся гуманных традиций отечественного образования по отношению к ребенку, пережившего насилие, с учетом экономических, социально-культурных изменений просветительской эпохи [7]; антропологический подход, делающий акцент, на всестороннем анализе личностных особенностей, природной сущности ребенка, подвергшегося насилию [6]. Целью настоящего исследования является - обосновать содержательную составляющую педагогического феномена преодоление последствий насилия над детьми, в соответствии с гуманистическими тенденциями воспитательных проектов, реализуемых отечественными деятелями в эпоху Просвещения.

Изложение основного материала статьи. В процессе исторического развития общества можно выделить знаковые воспитательные проекты, определяющие организационно-практико-ориентированные направления социокультурной практики в преодолении насильственных действий над детьми. Рассмотрение данного аспекта в ретроспективе, позволяет утверждать, что кардинальные преобразования в сфере воспитания во второй половине XVIII века, явились вехой понимания категории детства как уникального, неповторимого возраста, требующего ответственного отношения [1, 2]. Осмысление значимости детства как важного периода созревания психики, обуславливает, в контексте нашего исследования, обращение к предшествующим ранним цивилизациям, на этапах которых происходило возникновение различных по своим масштабам, по-своему содержание общественно-культурных практик, противостоящих насилию. Исследователи подчеркивают, что, зарождение педагогического феномена преодоления последствий насилия над детьми, берет начало в философских сочинениях Демокрита, Плутарха, Сократа, Аристотеля, инициирующих гуманистическую составляющую, выражающуюся в ненасильственной природе воспитания, недопустимости унизительных поступков взрослых в отношении детей [8].

В частности, Р.А. Ивашин отмечает, философы, придавая обнародованию спектр унизительных репертуаров поведения взрослых (инфантицид (детоубийство), торговля детьми за долги родителей, убийство), поведенческих паттернов в воспитании детей (побои, лишение еды), указывали, что причиной является низкий по степени совершенства уровень развития нравственной культуры общества [9]. Похожей точки зрения придерживаются Е.Н. Волкова, Т.Н. Балашова, которые указывает, что ведущим методом, отождествляемого воспитание с насилием была жестокость, угрожающее волевое действия отца, не терпящего неповиновения [8]. С точки зрения А.Ц. Батуевой, унизительное, отношение к ребенку, обуславливалось не только низким уровнем социально-экономических отношений на этапах становления общественно-экономических формаций, но и с примитивным уровнем развития членов общества, с их ограниченностью в вопросах ухода присмотром за ребенком [1]. Диалектическое противоречие, амбивалентность, которые характеризовались как принятие, одновременно существующих проявлений жестокости и добросердечности, заботы и агрессии, как отмечают современные исследования данной проблемы, являлось классическим понимаем процесса воспитания ребенка [8]. Однако, как отмечает А.А. Быков, в контексте, утверждающихся в обществе нравственно-этических ценностей, всесторонней поддержкой, одобрение пользуются, безвозмездная помощь страдающему, любовь как духовная составляющая милосердия, являющихся новообразованиями, таких видов помощи, поддержки ребенка, подвергшегося насилию, как филантропия и «агапе» [3]. В современных педагогических исследованиях нам удалось обнаружить, что инициированная духовенством, служителями церкви, филантропическая благотворительность во многом спасала детей от голода, насилия, смерти, предоставляя убежище, при этом, милосердие, принятие ближнего принимало постепенно статус социальной помощи, поддержки человеколюбия [14]. Переосмысление педагогического опыта, отражающего демократические преобразования,

усиливающие распространение ненасильственных методов воспитания, обуславливает обращение к конкретным наиболее знаковым моделям воспитания, раскрывающих подходы к преодолению последствий насилия над детьми, зародившихся в отечественной педагогике в XVIII веке, нашедших свое отражение новых форматах методов и приемов современной педагогической действительности. К.А. Писарев, отмечает, что распространению гуманных, альтруистических отношений к детям способствовали, давно ставшие традиций русского народа, идеи народной педагогики. Именно, богатый, по смысловой составляющей, фольклорный обрядовый материал, инициировал использования в воспитании маленьких детей детских жанров (попевки, колыбельные песни, считалки) [10]. Действенным методом развития практического навыка, была, исторически-оправданная практика вовлечения детей в сценарий православных праздников. Подражая, имитированным действиям взрослых, участвующих в ритуально-обрядовых действиях, дети усваивали не только их алгоритм, но и нравственные правила взаимоотношений. Развивающиеся экономические, социальные устои государства, во многом определили задачу - воспитание нового человека. Развивая, идеи признания категории детства, М.Е. Попов, отмечает, что просветительская эпоха, есть период, когда гуманистические тенденции в отношении к ребенку, все чаще стали отражаться в философских воззрениях, педагогических сочинениях, общественно-значимых государственных проектах [13]. Так, идеи практического опыта, в преодолении последствий насилия над детьми, отражающиеся в западноевропейских моделях естественного, свободного воспитания, оказывают большое влияние на педагогическую деятельности общественного деятеля, педагога И.И. Бецкова. Сторонник взглядов представителей западноевропейской системы воспитания (Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк), Иван Иванович придерживался идеи природосообразной сущности личности, ориентирующей взрослых на познание естественных желаний ребенка, предоставление определенной свободы его действиям, не допускающих насильственные угрозы, телесные наказания [3]. С учетом российского менталитета, национальных традиций, выдающийся деятель ставил цель - противопоставить государственное воспитание семейному, традиционному, демонстрирующего интеллектуальную социальную незрелость родителей, общества в вопросах воспитания маленьких детей. Являясь, сторонником концепции Ж.Ж. Руссо, основную причину насилия над детьми, представитель интеллигенции, видел в пагубном влиянии внешней антиморальной среды на «детскую непосредственность» [12]. Отстаивая индивидуальный подход к ребенку, понимание педагогами «детской природы шалостей», И.И. Бецкой требовал безотлагательных мероприятий по устранению, бытующие в просветительских учреждениях физических наказаний, считая, что гнев взрослых, есть невежество в профессиональной деятельности. Организуя, закрытого типа образовательные учреждения, И.И. Бецкой отстаивал принцип изоляции детей четырех, пяти лет от семьи, ее домочадцев, от неблагоприятной атмосферы общества, с целью пагубного его влияния на духовное, нравственное воспитание маленьких детей. Однако, Предлагаемая воспитательная система, по словам очевидцев, как отмечает М.Е. Попов, не учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста. Так, несовершенство психики, чувствительность к изменениям, незнакомым формам взаимодействия, отрыв от матери, во многом были причиной не только эмоциональной подавленности детей, желанием убежать, скрыться от присутствующих, но и источником заболеваний [13]. Однако, начатые, государственным деятелем, реформаторские преобразования во многом предопределили распространения гуманистического заботливого отношения к детству. Так, контекст признания новой концепции мы находим в педагогических трудах Н.А. Радищева. Наряду, со значимым авторским произведением «Путешествие из Петербурга в Москву» «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», 1717), большую заинтересованность, относительно изучаемого нами педагогического феномена преодоления последствий насилия, вызывает педагогическое сочинение «О человеке, его смерти и бессмертии» (1792-1796) [4]. Начавшееся, распространение и утверждение новой концепции - воспитания новой личности, побуждает писателя к рефлексивному личностному осознанию категории детства как уникального этапа, закладывающего основы нравственности [11]. Автор, рассматривая детство как уникальный период формирования нравственности, человеческой духовности, следуя антропологической теории, утверждает роль средовых факторов, раскрывающих неповторимую, уникальную природную сущность маленького ребенка, оказывающую влияние на разные стороны психики. О.Я. Гусакова отмечает, что Радищев, признавая, роль биологической природы наследственности, обуславливая особенности темперамента, способностей, таких психических процессов как памяти, воображения, по сути, отмечает взаимосвязь их с социальными условиями развития, отдавая приоритет индивидуальному подходу в процессе воспитания [4]. При этом, продолжает исследователь, писатель отмечает, что гармонизация морального облика растущего человека, отказа от всякого рода принуждения, подчинения воли другого, возможна при наличии в семье атмосферы единства «добродетелей разума и чувства» [4]. Понимания, что «человеческие добродетели» - это желание, стремление понимать чувства других, принимать их суждения, признавая индивидуальность, неповторимость их рождения их опыта жизни. А.А. Панченко, Е.Ю. Шестакова считают, что, рассматривая, в своем сочинении, детство как уникальный этап формирования нравственности, выдающийся деятель, утверждает, что именно родительский пример предопределяет дальнейшее «вхождение ребенка в общество» [4]. По мнению, писателя, благодаря, уникальной подражательности, ярко представленной именно на начальных этапах детства, ребёнок следует примерам взрослых, их установкам, повторяя алгоритмы поведения. Сравнительный анализ, соотнесение взглядов различных ученых на предмет определение путей, преодоления последствий насилия, позволяет в контексте нашего исследования определить, что в своих сочинениях писатель, один из первых представил факторную природу насилия над детьми, определив биосоциальный компонент ведущим средством помощи детям испытавших насилие взрослых. В формате логики исследования, реализации поставленной цели, научный интерес вызывают педагогических сочинений Н.И. Новикова «О воспитании и наставлении детей», Г.Н. Теплова «Наставление сыну», делающих акцент на роли семейного воспитания, атмосфера, которого наполнено человеческими добродетельными поступками родителей, передающих культурный опыт взаимоотношений к окружающим. Так, Н.И. Новиков, обращаясь к родителям, предостерегает их о том, что их обман, ложь, лицемерие для «нежной детской души неприемлемы», т.к. любая оплошность взрослых, является пример для повторения в реальности» [10, 12]. Родительский эгоизм, пренебрежение к ребенку, «передача дел воспитания гувернерам, приглашенным учителям» есть причина безнравственности, антиморальный образец поведения по мере взросления ребенка. В стремлении, к идеальному воспитанию истинного гражданина Отечества, Новиков настаивает на признании отечественного менталитета. Анализируя, актуальность нравственных наставлений, представленных видным просветителем Г.Н.Тепловым в разработанном им кодексе поведения дворянина, российский ученый К.А. Писарев отмечает просветительскую роль нравственно-этических нравоучений, адресованных детям и их родителям, с целью духовного просвещения и понимания родительских обязательств перед обществом. Воспитательные проекты Теплова, в условиях зарождения новых начинаний всестороннего подхода к личности ребенка, имели вектор разумного формирования в семейной атмосфере человеколюбия [12]. Только воспитание, основанное на традициях русского народа, приобщению детей к культурному опыту гостеприимности, доброжелательности, оказание помощи другому, попавшему в трудную ситуацию, помогали осознавать боль, горести насилия, рабства, унижение личности. Попытка искоренить насилие над детьми (телесные наказания, жестокие побои, продажа детей, страх быть покинутым, лишение еды, одежды, крова), побуждала просветителей призвать родителей к ответственности за воспитание [12].

Выводы. Ученые отмечают, что в условиях масштабных общественных преобразований, предлагая образовательные проекты, ориентированные на освоение культурных ценностей, деятели эпохи Просвещения, осознавали, что крепостническая система, пронизанная социальным неравенством, есть существенный барьер в профилактики насилия. Однако, реализация реформаторских начинаний в русле гуманных отношений к ребенку, во многом предопределила возрастание исследовательского интереса к определению детерминантов семейного насилия над детьми. Опыт теоретического осмысления проблемы преодоление последствий насильственных действий над ребенком, позволяет выделить гуманистическую направленность просветительских воспитательных проектов, нашедших отражение в педагогических сочинениях, адресованных не только для подрастающего поколения, но и к семье как социальному институту нравственного воспитания ребенка. Анализ инициатив, выдающихся отечественных представителей второй половины XVIII века, относительно приемлемой тактики преодоления невежества и как его следствия недопустимых действий взрослых над детьми, указывает на социокультурную природу детерминантов насилия, рассматривая взаимообусловленность имеющих место насильственных действий над ребенком и экономического, культурного, политического уровня развития общества.

Литература:

1. Батуева, А.Ц. Некоторые подходы к изучению понятия «человек эпохи Просвещения» / А.Ц. Батуева // Человек. Культура. Образование. - 2012. - № 4 (6). - С. 155-161

2. Баркалов, О.В. Правовая доктрина русского Просвещения XVIII века / О.В. Баркалов // Известия АлтГУ. - 2017. -№3 (94). - С. 13-17

3. Быков, А.А. Генезис европейской благотворительности в Средние века (VI-XV вв.) / А.А. Быков // Вестник Том. гос. ун-та. - 2019. - №442. - С. 108-113

4. Гусакова, О.Я. Детство в антропологической теории А.Н. Радищева / О.Я. Гусакова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2022. - Т. 22, Вып. 1. - С. 50-54

5. Долинский, Н.И. Исследование исторических этапов разрешения проблемы формирования нравственных качеств в воспитании личности / Н.И. Долинский // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. -С. 251-255

6. Дрень, О.Е. Историко-теоретический анализ антропологического подхода в образовании / О.Е. Дрень // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2010. - №3. - С. 12-19

7. Вакулова, Т.В. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике / Т.В. Вакулова, Н.С. Ковалева // Концепт. - 2020. - №8. - C. 1-19

8. Волкова, Е.Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Е.Н. Волкова, Т.Н. Балашова. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004. - 154 с.

9. Ивашин, Р.А. Понятие насилия в социально-политической философии Аристотеля / Р.А. Ивашин // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2022. - №3. - С. 152-157

10. Короткова, М.В. Детские проблемы и воспитательный процесс в столичных дворянских семьях в эпоху Просвещения в России / М.В. Короткова // Преподаватель XXI век. - 2007. - №2. - С. 59-66

11. Николаева, Д.С. Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности / Д.С. Николаев // Вестник КГУ. - 2006. - №4. - С. 190-194

12. Писарев, К.А. Соотношение семейного и школьного воспитания в отечественной педагогике XVIII - начала XX вв. / К.А. Писарев // Образование и общество. - 2009 - №3 (56). - С. 111-114

13. Попов, М.Е. Вклад И.И. Бецкого в развитие отечественного просвещения / М.Е. Попов // Kant. - 2015. - №4 (17). -С. 27-31

14. Шаяхметова, В.Р. Российские традиции общественной и частной благотворительности в преодолении бедности в XVIII-XIX вв. / В.Р. Шаяхметова // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. - 2008. - №7 (23). - С. 26-30

Педагогика

УДК 378

аспирант Ряполова Евгения Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); доктор педагогических наук, доцент Фетисов Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЁРА

Аннотация. Авторами проведен анализ реализуемых Министерством просвещения Российской Федерации и Правительство Российской Федерации программ, направленных на развитие профессионального педагогического образования, что свидетельствует о том, что государство уделяет особенное внимание формированию и развитию личности с учетом ее возможностей, особенностей и потребностей - индивидуализации обучения, которая является единой методологической основой к использованию персонализации и персонификации. Профессиональная готовность к индивидуализации обучения понимается авторами и становится одной из значимых компетенций, которой должен овладеть будущий учитель. В ходе работы по теме исследования авторами были определены особенности формирования профессиональной готовности к индивидуализации обучения у будущих педагогов.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательный процесс вуза, субъектность, индивидуализация, педагог, индивидуальная образовательная траектория, профессиональная деятельность, электронный тренажер.

Annotation. The authors analyzed the programs implemented by the Ministry of Education of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, which are aimed at the development of professional pedagogical education. This indicates that the state pays special attention to the formation and development of personality, taking into account its capabilities, characteristics and needs - individualization of learning, which is a single methodological basis for the use of personalization and personification. Professional readiness to individualize learning is understood by the authors and becomes one of the significant competencies that a future teacher should master. In the course of work on the research topic, the authors identified the features of the formation of professional readiness for individualization of training among future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.