шения с взрослыми, со сверстниками, старается найти решения на возникающие неразрешенные ситуации, вызывающие тревогу, озабоченность.
В практическом плане рассмотренные концептуальные положения воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста, пережившего насилие нашли отражение в разработанных нами как совместной со взрослым, так и в самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии // Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996.
2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. - М., 1974.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М,. 1991.
4. Григович И.Н., Павлова Н.Г. Синдром жестокого обращения с детьми: Памятка. - Петрозаводск, 1998.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.
6. Зимина А.Н. Инсценирование песен: учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и студентов педагогических учебных заведений. - Иваново, 1996.
7. Комарова Т.О. Дети в мире творчества. - М.
ИДЕИ ГУМАНИЗМА И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПЕДАГОГОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
© Пчелинцева Е.В.*
Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново
В статье рассматриваются историко-культурные предпосылки общего и особенного в понимании преодоления последствий насилия над ребенком отечественными мыслителями, изучаемого нами периода. При этом, осуществляя анализ генезиса феномена преодоления последствий насилия в педагогике, показывается его связь с развитием исто-
* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
158
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
рии, культура России при ахроническом и диахроническом сопоставлении в генетическом ряду, а также определяются истоки мировоззренческих позиций деятелей дошкольного воспитания данного периода.
Эволюция отечественной педагогической науки последних лет характеризуется усиленной разработкой стоящих перед ней методологических проблем. Для теоретического исследования такого сложного и неоднозначного педагогического феномена как преодоление последствий насилия над ребенком важен анализ историко-педагогического опыт педагогов, общественных деятелей как отечественного, так и зарубежного образования. В исследовании эволюции взглядов и практического опыта в преодолении последствий насилия над детьми, особый интерес вызывают идеи русских педагогов во второй половине XIX - начала XX веков.
Так, в практике дошкольного воспитания с 1863 г по 1869 г широко была распространена воспитательная система С.А. Люгебиль, основанная на принципах доверия к детям, любви, близости к ним, к их занятиям, играм. Люгебиль С.А., организовав в Петербурге частный детский сад, предоставляла детям большие возможности играть и заниматься «по своему вкусу» [4], но при постоянном участии воспитательницы. Осуществляя в своем частном детском саду индивидуальный подход к детям, С.А. Люгебиль, рекомендовала как воспитателям, так и родителям вести дневники наблюдений за развитием своих детей, старалась показать им, не только чем и как можно заниматься с детьми, но и как предотвратить наказания, заинтересовав детей играми, сказками, беседами. «Семейное воспитание требует от родителей постоянной заботы о детях, наблюдений за их деятельностью» [4].
Творческие искания новых путей преодоления последствий насилия над детьми, недопустимости наказаний детей, стали приоритетным направлением воспитательной работы «элементарной школы», детского сада организованных одним из передовых деятелей дошкольного воспитания Е.П. Смидович. Организуя сообразные дошкольному возрасту виды деятельности, Е.П. Смидович категорически запрещала педагогам применять наказания, подавляющие творческую инициативу ребенка, самодеятельность. Обратив особое внимание на интересующих дошкольников, рисование красками, мелками, лепку, художественный труд, конструирование, пение Е.П. Смидович, достаточно гибко чередовала их со свободными играми детей, сочетая их с «сидячими учебными занятиями», избегая всякого принуждения, подавления личности ребенка. В практической плоскости наиболее толерантными к новым педагогическим идеям были частные детские сады, появившиеся в России в то время. Именно в них, вслед за распространенными идеями К.Д. Ушинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др., преодоления последствий насилия стало рассматриваться в качестве педагогического феномена, как приоритетного направления в воспитательной работе с родителями, реализацию гуманистических подходов к воспитанию дошкольников.
Одним из самых известных частных детских садов России, был детский сад А.С. Симонович, открывшийся в 1866 году в Петербурге.
Главная гуманистическая идея, которая пронизывает все философско-педагогическое творчество Симонович - это приоритетная значимость воспитания самобытной личности, с учетом русских условий, семейного воспитания, которые закладывается матерью. «Высокое призвание матери состоит в том, чтобы воспитать в ребенке дух самобытности»[2] .
Основываясь на взглядах К.Д. Ушинского, А.С. Симонович, в своих педагогических статьях дает новое наполнение идеи преодоления последствий насилия над детьми дошкольного возраста, сущность которого она видит «в создании выгодной среды для развития индивидуальности дошкольников» [2]. Культурно-смысловыми доминантами, разработанной ею педагогической системы были практическая реализация условий, обеспечивающих комфортное вхождение каждого ребенка «на природосообраз-ных началах в усложняющийся мир знаний» [2].
При этом главную задачу педагога видит в стимулировании и поддержании интересов дошкольников, их творческой инициативы, в эстетических видах деятельности (плетение, апплицирование, рисование, художественное конструирование), веры в собственные силы, формирование самостоятельности. Теоретически обосновав методику воспитания, А.С. Симонович предлагала воспитателям, родителям, не только использовать различные виды игр, но и периодически менять их сюжет, правила, «что не только поможет переключить внимание детей, с одного игрового действия, на другое, но и предотвратит ссоры между детьми, проявление грубости, эгоизма» [5]. «Повышенная детская импульсивность, неустойчивость внимания, стремление детей пережить то или иное впечатление - обуславливали эпизодичность игр» [5]. В целом же, разработанная методика воспитания дошкольников, определение игровых методов, приемов как ведущих средств в работы с маленькими детьми, наполнила личностным гуманистическим содержанием осмысления помощи детям, по преодолению последствий насилия.
Прогрессивные идеи, раскрывающиеся сущностное наполнение при-родособразности личности ребенка явились сильнейшим импульсом для развития педагогических взглядов, главным образом вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста в трудах Е.Н. Водовозовой (18441923). Для ее педагогической деятельности характерны не столько отрицание и ниспровержение прежнего педагогического опыта, сколько ориентация на сближение и слияние в открытой образовательной системе различных педагогико-антропологических традиций, призванных обеспечить благоприятное психическое развитие ребенка.
Водовозова Е.Н. весьма убедительно критиковала так называемые «естественные, наказания», рекомендованные в свое время Руссо и Спен-
160
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
сером. Изучая психологические особенности детей дошкольного возраста, Е.Н. Водовозова выявила последствия естественных, телесных наказаний, указав на физиологические, психосоматические нарушения в развития ребенка, а именно «применение естественных наказаний порождает у детей страх, озлобленность, хитрость, лицемерие, трусость и т.д., неудовлетворение органических потребностей детей (например, лишение пищи), может отразиться на здоровье и развитие организма» [4]. Следуя детской природе непосредственности, открытости миру взрослых, родители должны знать, что «многие поступки детей происходят не от злого умысла, а от недостатка опыта и умственного развития» [4].
Истинным гуманистом и новатором отечественной дошкольной педагогики, внесшей заметный вклад, в решении изучаемой проблемы преодоления последствий насилия над детьми была Е.И. Конради.
Попытка наметить методику педагогической помощи по преодолению последствий насилия над детьми, привела к рассуждениям об идеальном семейном воспитании. В основу своей педагогической теории Е.И. Конра-ди положила идею бережного, внимательного, любовного отношения родителей к детям, учет индивидуальных особенностей, самостоятельного проявления ребенком своих мыслей, чувств, поступков. «Непосредственные наблюдения за детьми, во время игр, повседневной жизни, дают нам понять, что дети не являются «подобием маленьких человечков» они подвижны, полны стремлений к проявлению своего «я» [5]. Однако, несмотря на значительный вклад педагога в рассмотрении данной проблемы, она не сумела раскрыть формирующую роль организованных творческих занятий, игр, в преодолении последствий насилия, преувеличивая роль самостоятельной деятельности ребенка, природных способностей, задатков ребенка.
Кратко рассмотрев историко-педагогический опыт известных русских педагогов о преобразовании общественной жизни России о возможности добиться серьезных улучшений в преодолении последствий насилия над детьми, не только в дальнейшем был успешно использован, но и способствовало активному поиску новых форм и методов воспитания дошкольников в русле гуманистических преобразований.
Список литературы:
1. Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX - начало XX в.) // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 70-75.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 2003.
3. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. -М., 2001.
4. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. - 2-е изд. -Харьков, 1930.
5. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С. А. Каменева; Сост. А.П. Пинкевич. Т. 3. - М., 1934.