форма ЗОЖ студента может превратиться в реальную, как считает исследователь, за счёт воспитательной системы. «Воспитание как элемент образовательных технологий призвана развить навыки студента в практическом освоении ЗОЖ» [2, с. 171]. Рационально используя возможности образования как средства формирования ЗОЖ человека можно в процессе обучения в вузе всемерно использовать имеющийся арсенал образовательных средств воздействия на личность для формирования соответствующих теоретических знаний, практических навыков и технологических умений рационального поведения в обществе в условиях современного рынка труда. Организация как функция, безусловно, имеет большое значение для реализации рационального подхода использования возможностей образования для формирования ЗОЖ студентов в процессе обучения в вузе.
Таким образом, факторы и предпосылки формирования ЗОЖ студентов свидетельствует не только об актуальности проблемы, а об её приоритетности в современных условиях российского общества, о необходимости поиска мер по формированию здоровья студентов в условиях вуза.
Список литературы:
1. Димов В.М. Философия и социология здоровья. - Алматы, 1998. -184 с.
2. Здоровье и образование // Материалы Международного конгресса ва-леологов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии» / Под ред. В.В. Колбанова. - СПб., 1999. - 250 с.
3. Педагогические и медицинские проблемы валеологии: сборник научных трудов международной конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - 423 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ
© Пчелинцева Е.В.*
Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново
Статья посвящена проблеме изучения феномена преодоления последствий насилия над детьми дошкольного возраста, в процессе творческих игр, игр-импровизаций, способствующих «проживанию» травмирующей ситуации, помогающей ребенку выразить свои пережива-
* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
ния, чувства, настроения, а также позволяющих моделировать ситуацию, в которой ребенок учится строить взаимоотношения со взрослы -ми, соотнося их с реальной ситуаций.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
Обеспечение прав ребенка-это не только глобальная проблема мирового сообщества. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения - детей, педагогов, родителей.
Положение Конвенции органично вошли в нормативно правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе (Об основных гарантиях прав ребенка РФ) и Законе (Об образовании).
Решению данной проблемы способствует разработанная группой ученых Концепция содержания непрерывного образования, которая адресована всем категориям работников системы образования и широкой общественности. В ней указано на необходимость стимулирования в дошкольном детстве именно игровой деятельности, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении - семьи и детского сада.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Существенный вклад в решение настоящей проблемы, а именно вопросам организации педагогической работы образовательного учреждения с семьей внесли: А.И. Акулова, Б.П. Битинас, В.Г. Гончарова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, Т.Н. Доронова, A.B. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов.
Вместе с тем общеизвестно, что проведенные в 90-е годы реформы российского общества оказали неоднозначное воздействие на семью и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к
новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии механизмы.
Социально-экономические трудности усугубляются еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались в начале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитание детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение детей формируются, прежде всего, в семье. Таким образом, на сегодняшний день проблема жестокого обращения с детьми, организация профилактической и коррекционной работы с детьми переживших насилие весьма актуальна.
Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка» [4].
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны.
Большинство ученых сходятся во мнении, что «при оказании помощи детям, пережившим насилие - одним из наиболее эффективных методов работы является творческая игровая деятельность, включающая элементы изобразительной, музыкальной, театрализованной видов деятельности» [2].
Роль игры как механизма снятия напряжения-катарсиса - подчеркивал М.М. Батхин (1972). С его точки зрения, основной особенностью игры является то, что она направлена на реализацию эмоций и их осознание, «проигрывание» [4].
Связь игры с творчеством признавали еще психологи XIX в. Первые психологические работы напрямую выводили эстетическую деятельность из песен и танцев традиционных и архаических культур [1].
Рибо Т. (1898) утверждал, что игра представляет собой более общее понятие, в которое включается, в том числе, и эстетическая деятельность, то есть творчество в данной квалификации - это один из видов игры [2].
Игра как ведущий вид деятельности, является «основополагающим фактором человеческой жизни, через которую осуществляется связь между внутренними, субъективным представлением ребенка о мире и внешним миром» [1]. Уникальность творческих игр состоит в том, что в них ребенок, может быть свободным, независимым и самостоятельным. Подвергаясь насилию со стороны взрослых, ребенок, испытывая при этом, различные чувства к ним, в реальной жизни получает запрет на проявление эмоций, личностного отношения к ним. И лишь в игровой творческой ситуации он выступает «режиссером», меняя при этом роли, «прощупывая границы своего «Я» [2]. С помощью игры с игрушками дети выражают свои чувства и переживания. Если ребенок самостоятельно выбирает игрушку, то взрослый, поддерживая развертывания сюжета игры, старается предоставить ему как можно больше самостоятельности. Если ребенок затруднялся в выборе сюжета игры, то взрослый инициировал игру, вовлекая ребенка в проживание игровых ситуаций. При этом сюжет игры, предоставляет ребенку возможность проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Импровизируя травмирующие ситуации, воплощая замыслы, ребенок приобретает опыт преодоления личностных переживаний.
Ведущим направлением коррекционно-развивающей работы, переживших насилие, было вовлечение, как детей, так и их родителей в процесс творческих игр, включающих элементы совместной деятельности. Использование свободного сочетания рисования, лепки, художественного конструирования, музицирования, способствовало «проживанию» травмирующей ситуации, помогающей ребенку выразить свои переживания, чувства, настроение, а также позволяющей моделировать ситуацию, в которой ребенок учился строить свою деятельность и отношения с взрослыми, соотнося их с имеющимися условиями, своими интересами и интересами других людей.
Доказательством выше сказанного являются слова М. Когана: «разрешить проблемы детей возможно в условиях вовлеченности их в разнообразные деятельности, как детей, так и их родителей, предоставляя широкий выбор, наиболее близких по их способностям и задаткам психотера-певтическихтехник» [4].
Изобразительная деятельность, игры-упражнения, предоставляли возможность ребенку дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивая свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасаясь с некоторыми неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступало как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных и негативных.
Основными этапами творческой игры, с использованием метода проективного рисования были:
- предварительный ориентировочный этап, включающий исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов;
- выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования, поиск адекватной формы выражения;
- развитие сюжетной линии рисунка для более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация;
- разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
В процессе экспериментальной работы мы привлекали родителей ребенка. При этом, использовали игры с песком, создавая при этом естественную, стимулирующую среду, в которой как ребенок, так и родители, проявляя различные эмоции, чувства чувствовали себя защищено, комфортно, творчески изменяя, преобразовывая жизненную ситуацию. Игры на песке - одна их форм естественной деятельности ребенка. Строя «картины из песка», придумывая различные истории, мы старались, в наиболее органичной для ребенка и его родителей форме передать им информацию о разрушительных последствиях насилия, жестокого обращения с ребенком, а также о позитивном решении проблемы. Созданная нами система «песочных» творческих игр, была направлена на обучение и развитие личности дошкольников и их родителей в целом. Для этого мы использовали игры-сказки составленные родителями, их детьми и просили воссоздать сюжет сказки на песке, используя мелкие игрушки, персонажи предлагаемые в песочной терапии. Наиболее эффективным приемом работы было «оживление» - «озвучивание» абстрактных символов и игрушек. При этом проявлялась личностная заинтересованность взрослых, детей в происходящем.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций с персонажами сказочных игр идентифицирующихся с собственными чувствами, настроениями, как детей, так и родителей позволяло осуществить взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
Игры с песком открывали потенциальные возможность участников, развивали тактильные ощущения, кинестетические.
Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями. Поэтому игровые занятия мы начинали
с развития чувствительности. Среди игр нами использовались: «Отпечатки наших рук», «Где живет крот», «Что спрятано в песке?», «Откопай секрет».
Эти незатейливые упражнений, игры обладают большим значением для развития психики ребенка, познания его родителями. Они стабилизируют эмоциональное состояние, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, благодаря чему, мы учили ребенка прислушиваться к себе, осознавать, проговаривать свои ощущения, формируя рефлексивный опыт.
Творческие задания, использованные в работе с детьми переживших насилие, способстввали гармонизации детско-родительских отношений, воспитанию наблюдательности, интуиции, формированию его духовного внутреннего мира, а также развитию и активизации образно-ассоциативного мышления.
Таким образом, наши наблюдения и опыт показали, что творческие игры, включающие элементы изобразительной, музыкально-импровизирующей разнообразной продуктивной деятельности, позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее эффективным средством коррекционной работы с детьми переживших насилие.
Список литературы:
1. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 120 с.
2. Лисина, М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 4-7.
3. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. наук / Ю.М. Миланич. - СПб., 1997. - 42 с.
4. Орлов Л.Б. Взаимопонимание в диалоге ребенка и взрослого как условие воспитания: сборник научных трудов / сост. A.A. Бодалев и др. -М.: Изд-во АПН СССР, 1987. - С. 109-115.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Тугунбаева Г.А.*
Департамент образования Администрации Сургутского района, г. Сургут
В статье рассматриваются некоторые социальные и педагогические аспекты проблемы реализации профильного обучения в условиях сельской местности.
* Специалист отдела Дополнительного образования, оздоровительной и воспитательной работы.