Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / ПОУЧЕНИЯ / НАСТАВЛЕНИЯ / РИТУАЛЫ / ОБЕРЕГИ / СКАЗКИ / ХРИСТИАНСКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

В статье представлен ретроспективный анализ основных направлений преодоления последствий насилия над детьми, аспект которого раскрывается в практике воспитания Древней Руси. Несмотря на неоднозначность исторически-сложившегося опыта использования многообразных подходов к использованию средств воспитания, содержание представленного исследования актуализирует использования таких средств народной культуры как произведения устного народного творчества, ритуалов, оберегов, сказок, имеющих православно-этическую направленность, обусловленных распространением христианства на данном этапе исторического становления цивилизации российского государства. В данном формате научный интерес вызывают поучения В. Мономаха «Поучение Владимира Мономаха детям», сочинения Иоанна Златоуста «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей», раскрывающих значение благонравных правил воспитания, предостерегающих взрослых от пагубных поступков насилия над детьми, которые могут иметь пролонгированное влияние в дальнейшем на подрастающего ребенка. Признавая природную сущность маленьких детей, используя адаптивные методы воспитания, такие как совместная деятельность взрослых и детей, активное вовлечение ребенка в игровые ритуальные действия христианских, языческих празднований, общество определяло формат помощи, поддержки детей в трудных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROTECTION OF CHILDREN FROM VIOLENCE IN ANCIENT RUSSIA.

The article presents a retrospective analysis of the main directions of overcoming the consequences of violence against children, the aspect of which is revealed in the practice of education of Ancient Russia. Despite the ambiguity of the historically established experience of using diverse approaches to the use of educational means, the content of the presented research actualizes the use of such means of folk culture as works of oral folk art, rituals, amulets, fairy tales having an Orthodox-ethical orientation, due to the spread of Christianity at this stage of the historical formation of the civilization of the Russian state. In this format , V. 's teachings are of scientific interest . Monomakh "The Teaching of Vladimir Monomakh to children", the writings of John Chrysostom "About vanity and how parents should raise children", revealing the importance of well-behaved rules of education, warning adults against harmful acts of violence against children, which may have a prolonged impact on the growing child in the future. Recognizing the natural essence of young children, using adaptive methods of education, such as the joint activity of adults and children, the active involvement of the child in the play ritual actions of Christian, pagan celebrations, the society determined the format of assistance and support for children in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ»

подкрепленные выдержками из работ ученых, исторические источники, которые давали бы возможность учителю построить урок более интересно и грамотно, а ученикам - беспрепятственно усвоить весь необходимый материал. Литература:

1. Андреев, А.Р. Реформаторы во главе Державы. Серия «Власть и держава» / А.Р. Андреев, М.А. Андреев. - Москва: Наш современник, 2011. - 210 с.

2. Антюхина-Московченко, В.И. Шарль де Голль и Советский Союз / В.И. Антюхина-Московченко. - Москва: Книга, 1990. - 228 с.

3. Арзаканян, М.Ц. Великий де Голль. «Франция - это я!» / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Яуза; Эксмо, 2012. - 512 с.

4. Арзаканян, М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Прогресс-традиция, 2001. - 264 с.

5. Арзаканян, М.Ц. Де Голль / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Молодая гвардия, 2007. - 267 с. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

6. Арзаканян, М.Ц. Политическая история Франции XX века: учеб. пособие для студентов вузов / М.Ц. Арзаканян. -Москва: Высшая школа, 2003. - 156 с. - (Политическая история мира. XX век).

7. Богославская, О.В. Де Голль и проблема создания политического союза Европы («планы Фуше» 1961-1962 гг.) / О.В. Богославская, Н.Н. Наумова // Вестник МГУ. Серия 8. - 2000. - № 6. - С. 84.

8. Болгова, О.В. Голлисты и проблема восстановления французской экономики (1944-1949): диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.03 / О.В. Болгова. - М., 2010. - 332 с.

9. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. - 7-е изд., доп. - Москва: Просвещение, 2018. - 304 с.

10. Голль, Ш. де. Военные мемуары: Спасение 1944-1946. / Ш. де Голль. - Москва: ACT; Астрель; Транзиткнига,

2004. - 799 с.

11. Голль, Ш. де. Мемуары надежд 1958-1962 / Ш. де Голль. - Москва: Прогресс, 2000. - 337 с.

12. Голль, Ш. де. На острие шпаги / Ш. де Голль. - Москва: Европа, 2006. - 240 с.

13. Голль, Ш. де. Профессиональная армия = Vers l'Armée de Métier / Шарль де Голль; пер. с фр. А.В. Плещеева; предисл. М. Галактионова. - Москва: Гос. воен. изд-во (тип. Профиздата), 1935. - 87 с.

14. История Франции: учебник для вузов / М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. - Москва: Дрофа,

2005. - 474 с.

15. Молчанов, Н.Н. Генерал де Голль / Н.Н. Молчанов. - Москва: Международные отношения, 1980. - 502 с.

16. Новиков, Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция 1969-1981 / Г.Н. Новиков. -Москва: Наука, 1984. - 302 с.

17. Смирнов, В.П. Генерал де Голль в годы Второй мировой войны: становление идеологии голлизма / В.П. Смирнов // Новая и новейшая история. - 1990. - № 60. - С. 53-60

18. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: документы и материалы. В 2 т. / Мин-во ин. дел СССР; редкол.: А.Л. Адамишин, В.А. Зорин, К.П. Зуева и др. - Москва: Политиздат, 1983. - Т. 1. -1941-1943. - 431 с.

19. Gaulle Ch. de. La France et son armee. - Paris, Plon, Coll. «Présences», 1938. - 277 р.

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России (г. Иваново)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ основных направлений преодоления последствий насилия над детьми, аспект которого раскрывается в практике воспитания Древней Руси. Несмотря на неоднозначность исторически-сложившегося опыта использования многообразных подходов к использованию средств воспитания, содержание представленного исследования актуализирует использования таких средств народной культуры как произведения устного народного творчества, ритуалов, оберегов, сказок, имеющих православно-этическую направленность, обусловленных распространением христианства на данном этапе исторического становления цивилизации российского государства. В данном формате научный интерес вызывают поучения В. Мономаха «Поучение Владимира Мономаха детям», сочинения Иоанна Златоуста «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей», раскрывающих значение благонравных правил воспитания, предостерегающих взрослых от пагубных поступков насилия над детьми, которые могут иметь пролонгированное влияние в дальнейшем на подрастающего ребенка. Признавая природную сущность маленьких детей, используя адаптивные методы воспитания, такие как совместная деятельность взрослых и детей, активное вовлечение ребенка в игровые ритуальные действия христианских, языческих празднований, общество определяло формат помощи, поддержки детей в трудных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: насилие, народная культура, фольклор, поучения, наставления, ритуалы, обереги, сказки, христианско-нравственное воспитание.

Annotation. The article presents a retrospective analysis of the main directions of overcoming the consequences of violence against children, the aspect of which is revealed in the practice of education of Ancient Russia. Despite the ambiguity of the historically established experience of using diverse approaches to the use of educational means, the content of the presented research actualizes the use of such means of folk culture as works of oral folk art, rituals, amulets, fairy tales having an Orthodox-ethical orientation, due to the spread of Christianity at this stage of the historical formation of the civilization of the Russian state. In this format , V. 's teachings are of scientific interest . Monomakh "The Teaching of Vladimir Monomakh to children", the writings of John Chrysostom "About vanity and how parents should raise children", revealing the importance of well-behaved rules of education, warning adults against harmful acts of violence against children, which may have a prolonged impact on the growing child in the future. Recognizing the natural essence of young children, using adaptive methods of education, such as the joint activity of adults and children, the active involvement of the child in the play ritual actions of Christian, pagan celebrations, the society determined the format of assistance and support for children in difficult life situations.

Key words: violence, folk culture, folklore, teachings, instructions, rituals, charms, fairy tales, Christian and moral education.

Введение. Обеспокоенность российской прогрессивной общественности распространением насилия над детьми актуализирует проблему не только определения причин, но и средств, методов преодоления его последствий. Физические наказания, психоэмоциональные унижения, угрозы, идущие от взрослых, следствием которых являются обезличивание ребенка, духовная опустошенность, является предметом отечественных и западноевропейских научных исследований таких деятелей как А. Фрейд, К. Юнга, Н.А. Волковой, И.П. Лотовой, Е.А. Щеуловой, А.Е. Николаевой. Определяя насилие над детьми как проявление бессознательной сферы личности, А. Фрейд указала пролонгированный характер последствий детских переживаний психической травматизации, которые проявляются в деперсонализации аффективного «Я», возникновения психологической защиты, нивелирования себя как личности. Анализируя тотальный контроль взрослых с точки психоанализа, К.Юнг отмечал зарождение амбивалентных чувств, настроения ребенка «апатия-неподчинение», «подчиняюсь -довольствуюсь свободой», увеличивающих дистанцию отношений «ребенок-взрослый» [5].

Среди отечественных научных работ необходимо отметить исследования И.П. Лотовой, Е.А. Щеуловой, А.Е. Николаевой указывающих, что насилие ведет к патологическим, клиническим проявлением психики независимо от статуса, материального обеспечения родителей. Агрессивность матери, ее отвержение убивает непосредственность, уникальные дарования маленьких детей, определяя дальнейший вектор развития пагубных, бесчеловечных паттернов межличностных коммуникаций [8]. Можно выделить ряд работ, являющихся наряду с вышеописанными научными работами, теоретическими предпосылками нашего исследования, указывающих причины распространения насилия над детьми. Так, обращаясь к историко-педагогическим источникам, раскрывающих детерминантные основы антигуманных манипуляций детьми взрослыми, исследователи отмечали, что одной из важных причин насильственных поступков следует считать примитивный культурный уровень родителей, отождествляющих воспитание с наказаниями, демонстрирующих силовое давление на ребенка [3]. Отдельные значимые для исследования аспекты рассматриваются в работе А.В. Конуховой, в которой автор отмечает, что безусловным фактором, обуславливающего насилие, является модернизация социально-экономических, политических тенденций общественного обустройства цивилизации [7]. Научные работы Е.В. Змановской, М. Баллинта, А.Н. Леонтьева, В. Франкла, указывают, на непроработанность психотравмирующего события, имеющего место на ранних этапах онтогенетического развития родителей, как причины агрессивных действий насилия над ребенком, вызывающего пролонгированное посттравматическое расстройство. Несмотря на достаточно убедительный спектр исследований, проблема определения причин зарождения насилия, средств преодоления последствий жесткого обращения с ребенком остается весьма значимой в педагогике воспитания. Это обуславливает обращение к историко-педагогическому опыту мыслителей, деятелей, освещающих аспекты гуманного воспитания ребенка на начальных этапах развития цивилизации в Древней Руси. Этнографические источники позволяют не только обеспечить целостное видение поступательного развития педагогического феномена преодоления последствий насилия над детьми, но и указывают вектор практической реализации достойных воспитательных практик ненасильственного отношения к детям.

На основании вышеизложенного, в логике теоретического осмысления потенциальных ресурсов народной педагогики, актуальной проблемой является поиск эффективных действенных методов, преграждающих насилие над детьми, что обуславливает в настоящем исследовании обращение к народной педагогике, традиции которой демонстрируют опыт воспитания доброты, сочувствия, эмпатии, определяя гуманизацию процесса взросления личности. Цель исследования рассмотреть содержательную сущность практического опыта преодоления последствий насилия над ребенком, сложившегося в русле народной педагогики Древней Руси.

Методы исследования: историко-педагогический анализ документов, содержащих информацию о внешних факторах, влияющих на трансформацию семейных ценностей и форм внутрисемейного взаимодействия; обобщение, систематизация результатов. Методологической основой представленного исследования являются принципы: культурологический, определяющий средства детской субкультуры, с помощью которых ребенок познает нравственно-этические аспекты поведения; совместной деятельности ребенка со взрослым помогающего найти оптимальный путь преодоления насилия; игровой, обеспечивающий рефлексивное проживание травмирующей события. Основополагающим вектором, следует считать культурно- историческую концепцию Л. С. Выготского, в которой указано, что в процессе получения культурного, исторически-сложившегося опыта предшествующих поколений, ребенок усваивает многообразный спектр его составляющих [2].

Межличностные коммуникации, культурные приоритеты нравственности закреплены в народных традициях, обеспечивающих культурное пространство детской субкультуры, инициирующей гармонизацию отношений в системе «ребенок-взрослый». Игнорирование ценностной практики воспитания, сложившейся на данном историческом этапе развития, влечет разрушение духовности, масштабное распространение насилия над детьми.

Изложение основного материала статьи. В современном научном мире не вызывает сомнения, что воспитание, основанное на принципах народной педагогики, сопровождало детей на самых ранних этапах развития, формируя аксиологические ценности нравственного поведения в обществе, в семье [1]. Христианские поучения, наставления священнослужителей, произведения устного народного творчества выполняли роль защиты от смерти, помогали личности преодолеть последствия насилия, проявляющиеся психоэмоциональными переживаниями [4]. Однако уже на этапе древнерусского государства, зарождалась практика воспитания на основе признания добросердечности, сочувствия к детям. При этом, как отмечают исследователи С.Ф. Егоров, О.Ю. Колпачева, именно в детстве отмечается особая чувствительность к генетической памяти, к традициям и обычаям своего народа, что способствует закреплению уникальных неповторимых традиций выстраивания образа жизни [6].

На ранних этапах историко-культурного развития общества взаимодействие взрослых с детьми обуславливались принятыми семьей языческими и православными традициями. Рассматривая данный период цивилизации как важный этап развития Древней Руси, выдающиеся отечественные ученые, исследователи, писатели, отмечают, как изощренные, порой несопоставимые с жизнью ребенка жестокие действия родителей, оправдывались христианскими заповедями, утопическим характером их коллективного мышления о воспитании. Так, Н.М. Карамзин в педагогическом сочинении «История государства Российского» указывает, что «всякая провинность ребенка, грубость в обращении к старшим, обман, ложь, были неприемлемы и жестоко наказуемы отцом, главой семейства» [4]. В исследовании Н.Н. Велецкой рассматриваются архаические ритуалы в отношении нежеланных, больных детей, рождение которых отождествлялось с «наказанием божьим» за грехи, совершенные матерью или отцом. Инфантицид, как умышленное убийство маленьких детей, принималось обществом без всякого осуждения, порицания [3]. Однако, как отмечает, известный исследователь истории древних славян - Б.А. Рыбаков, «воспитание, выстроенное на православных традициях, было пронизано страхом наказаний за убийство, умерщвление деткой души, что явилось впоследствии причиной следовать языческим культам, обрядам, выполняющих роль зашиты маленьких детей от непозволительных деяний» [3].

Формат защиты детей от неблаговидных поступков родителей мы находим в ходе историко-этнографического анализа опыта воспитания в Древней Руси, изложенного в древнейшем культурном памятнике В. Мономаха «Поучение Владимира Мономаха детям». С учетом темы исследования, большую привлекательность вызывают его обучающие наставления как

для детей, так и воспитывающих их взрослых. Христианское мировосприятие, по мнению киевского князя, ориентированное на формирования смирения и терпения, должно быть сосредоточено на многократном повторении одних и тех же правил, которым должен следовать ребенок [9]. Резко осуждая пристрастие к алкоголю, брань, ссоры, побои, автор предупреждает родителей о том, что только достойные поступки отца, матери, старших братьев, сестер, заслуживают благословление Бога. Обращаясь ко взрослым, Владимир Мономах указывает, что ценным в воспитании являются знания, а самым чудовищным - ложь [9]. Определяя средство преодоления насилия в семейном окружении, древнерусский священнослужитель указывает на сдержанность взрослых, понимающих и знающих христианские правила, не допускающих воспитание в гневе. Утверждая, что рассудительность, последовательность вызывает у ребенка почитание родителей, Вл. Мономах приходит к выводу, что уважение формируется на основе того, что видит и слышит ребенок.

Признать достоинство древнерусских источников, раскрывающих моральные принципы подготовки ребенка к жизни с Богом, лежащих в основе добросердечного отношения к нему, помогает изучение педагогического сочинения Иоанна Златоуста о семейном воспитании [10]. Рассуждая о роли семьи, благочестивый служитель возлагает на родителя ответственность за ребенка, за уход и присмотр, защиту его от неблагонадежных замыслов. Он предупреждает, что их поведение должно отличаться кротостью, долготерпением, прописанных в наставлении всевышнего. Рассуждая о пагубности недозволенных действий, Иоанн Златоуст обращается к «чистой любви», «страху Божьему», смирению родительского гнева, обращенного на ребенка. Отстаивая идею о том, что Бог дает родителям ребенка с целью воспитать христианина, достойного божьего признания, Златоуст указывает на причастность отца к недозволенным, осуждаемым Богом действиям его ребенка [10]. Воплощение Божьего промысла требует смирения, заботы, ответственности и любви взрослых.

Ценным материалом, проясняющего исторические формы преодоления последствий насилия в древнем обществе, является славянская мифология, сохранившая разнообразный спектр обрядов, выполняющих функцию системы помощи и поддержки детей, лишенных заботы, ухода взрослых [11]. На ранних этапах древнерусского государства домочадцы, следуя религиозным догмам, признавали и беспрекословно подчинялись воле и указаниям отца, выполняющих роль оберега, ограждающего детей и членов семьи от опасности, приучающего «жить по правилам, соблюдая дисциплину, порядок». Проявления материнской заботы о ребенке, защиты его от болезней наблюдались задолго до его появления «на свет Божий». Ритуальные обрядовые действия, заговоры выполняли роль успокоить плачущего младенца, «заговорить от шалостей, излишней суетливости» [11]. Оберегая ребенка от болезни, благословляя на добрые деяния, православные обращались к молитвам, посвящали ребенка обряду крещения, просили божьей милости для детей, предупреждая о гневе Божьем, приучая одновременно следовать религиозным ритуалам.

По мнению С.Ф. Егорова, педагогическая ценность обрядовых ритуалов заключается в демонстрируемых образцах поведения, которые заключены в их сюжете, для совместного участия взрослых и детей [4]. Участие детей в праздновании Рождественских посиделок, пасхальных игрищах, крещенских купаниях помогали детям понять смысл нравственных добродетелей, проявляющихся в заботе, уважении к старшим, в участливом отношении к нуждающимся. Ритуалы обмена подарками в канун православных праздников, встреча гостей, проявление гостеприимства приучали детей к заботе, формируя навык соучастия, сопереживания к другим. Фольклор, сопровождающий бытовые ситуации жизни ребенка в семье, колыбельные, забавные пестушки и потешки создавали атмосферу защиты, заботливого материнского внимания. Музыкальная напевность, интонационная выразительность, ритмичность служили средством успокоения ребенка. Соприкасаясь с удивительно-этическими образами («речка-матушка», «березка - красна девица», «небо - батюшка») посредством художественных текстов, закладывалась основа воспитания дохристианской эпохи.

Непреходящее значение в формате устного народного творчества имели русские сказки, которые обогащали фантазии детей, способствовали гармонии личности, объединяли реальное и фантастическое. Сюжетные сказочные сценарии указывали детям, подвергшимся насилию, решения выхода из сложных ситуаций, конструируя их поведение, раскрывая смысл смелости, отваги, героических поступков, стремления победить страх [7]. Представляя сказочный мир, поступки героев, у детей рождались ассоциации с их жизненными реалиями, что вызывало стремление поступить также как и сказочный персонаж, что по сути являлось средством преодоления порочного круга последствий унижения, наказания. Существенным средством содержательной гуманистической направленности произведений устного народного творчества, как отмечают исследователи, являлся сюжет, основанный на конфликте «добра и зла», разрешение которого заканчивалось победой хороших, заслуживающих одобрение поступков и осуждением злых, лицемерных, жестоких действий, что по сути было характерно для своеобразной житейской мудрости, лежащей в основе народной педагогики.

Выводы. В результате ретроспективного анализа особенностей воспитания в Древней Руси, которые представлены христианскими заповедями, религиозными поучениями священнослужителей, а также произведениями устного народного творчества, раскрывающие традиции народной мудрости, определены следующие практические средства преодоления последствий насилия над детьми:

- активное вовлечение детей в проигрывание сюжета фольклорных произведений, выполняющих духовно-нравственную воспитательную функцию «добра-зла», «щедрость-жадность», «зависть-великодушие»;

- опосредованное участие детей в исполнении обрядовых ритуальных действий, демонстрирующих алгоритм бытовых жизненных сцен, раскрывающих нравственную сущность заботы и помощи;

- обращение к родительской ответственности за воспитание благоразумия, благочестия.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // А.Г. Асмолов // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С. 4-18

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва, 1968. - 100 с.

3. Виндельбанд, В.В. Психическая травма: ретроспективный образ теоретических обоснований, феноменология и психотерапия / В.В. Виндельбанд, Н.В. Власова // Психологические науки. - 2020. - №1. - С. 53-56

4. Гаврюшин, Н.К. Из лекций по истории русской религиозной мысли / Н.К. Гаврюшин // Труды Нижегородской духовной семинарии. - 2018. - № 16. - С. 50-55

5. Зинуров, М.Р. Юнгианская песочная терапия / М.Р. Зинуров // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 266-268

6. Колпачева, О.Ю. Школа и образование Древней Руси / О.Ю.Колпачева // Историко-педагогический журнал. - 2014. - №4. - С. 85-94

7. Конухова, A.B. Диалектика насилия и ненасилия в восточных и отечественных религиозно-этических традициях / А.В. Конухов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №3. - С. 194-198

8. Лотова, И.П. Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства / И.П. Лотова // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2016. - №2. - С. 178-185

9. Мильков, В.В. Этико-политическая программа Владимира Мономаха / В.В. Мильков // Философский журнал / Philosophy Journal. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 134-147

10. Сапрыкина, А.А. Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста / А.А. Сапрыкина // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - №1 (40). - С. 62-74

11. Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание в Древней Руси / О.Л. Янушкявичене // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2008. - №2. - С. 100-110

Педагогика

УДК 37.013

декан факультета филологии и межкультурной коммуникации, доцент Родин Олег Федорович

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

О РОЛИ ШКОЛЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Данная статья основана на анализе и обобщении опыта педагогов Германии в борьбе с агрессивностью несовершеннолетних. В статье рассмотрены возможности педагогического противодействия насилию несовершеннолетних. С этой целью исследованы некоторые принципиально важные границы возможностей образовательных учреждений, рассмотрены концепции преодоления агрессивности на дидактическом (учебном) и интерактивном (социальном) уровнях. В статье предложены варианты необходимой поддержки юношам и девушкам, отличающимся агрессивным поведением. Кроме того, сформулированы актуальные проблемы, стоящие перед педагогикой, ставящей своей целью преодоление агрессивности молодежи. В статье охарактеризованы некоторые возможности работы с несовершеннолетними, для которых характерно агрессивное поведение. Подчеркивается необходимость признания и учета границ возможностей педагогических мер, направленных против агрессивности. Кроме того, указано на значение социального школьного климата в преодолении агрессивности несовершеннолетних.

Ключевые слова: агрессивность несовершеннолетних, подростковое насилие, девиантное поведение, социальная компетентность, разрешение конфликтов, личностно-ориентированный подход, социальная коммуникация, моральное воспитание.

Annotation. This article is based on the analysis and generalization of the experience of German teachers in the fight against the aggressiveness of minors. The article considers the possibilities of pedagogical counteraction to youth violence. For this purpose, some fundamental boundaries of the school's capabilities have been explored, the concepts of overcoming violence at the didactic (educational) and interactive (social) levels have been considered. The article proposes options for the necessary support for boys and girls with aggressive behavior. In addition, the actual problems faced by pedagogy directed against violence are formulated. The article describes some of the possibilities of working with adolescents with aggressive behavior. The necessity of recognizing and taking into account the limits of the possibilities of pedagogical measures against aggressiveness is emphasized. In addition, the importance of the social school climate in overcoming the aggressiveness of minors is indicated.

Key words: aggressiveness of minors, teenage violence, deviant behavior, social competence, conflict resolution, personality-oriented approach, social communication, moral education.

Введение. В настоящее время постоянно приходится сталкиваться с тем, что от школы требуют и ждут принятия действенных «мер» (как называют методы педагогического воздействия на бюрократическом языке) против агрессивности несовершеннолетних. Однако и сами педагоги выдвигают проекты, концепции и предложения, с помощью которых они хотят снизить уровень подросткового насилия или даже полностью решить данную проблему. Они убеждают общественность, что действительно имеются действенные возможности воздействия на сложившуюся ситуацию и что изменения не заставят себя ждать.

Но существует немало факторов, ограничивающих возможности педагогического воздействия на агрессивность подростков и снижающих эффективность педагогической деятельности в данной сфере. Поэтому, прежде чем исследовать возможности педагогического воздействия, необходимо четко представить себе существующие границы возможностей.

Общеизвестно, что одна педагогика не в состоянии решить комплексные проблемы, вызванные общественными процессами. На основе социологических анализов сформулированы разнообразные причины агрессивности, обусловленные, в том числе, и общественными макропроцессами. Педагогика не может быть общественной службой спасения и изменять людей в своем пространстве, чтобы затем посылать их назад в общество. Но задача педагогики и педагогов состоит в том, чтобы очертить границы своих возможностей и не давать обществу иллюзорных обещаний решения существующих проблем.

Изложение основного материала статьи. Когда педагоги задают себе вопрос, какая необходимая поддержка может быть оказана юношам и девушкам, отличающимся агрессивным поведением, они должны исходить из осознания того, что девиантное поведение и агрессивность следует понимать как специфическую форму реакции учащихся на требования, предъявляемые современной жизнью, на психические и социальные нагрузки. Девиантное поведение и агрессивность являются, возможно, субъективно освобождающей, но на долгосрочную перспективу неблагоприятной реакцией на окружающую действительность, потому что они ведут к задержкам дальнейшего развития личности и/или нарушению отношений с окружающей социальной средой [3].

В процессе возникновения и развития девиантного поведения большое значение имеют индивидуальные способности юношей и девушек справляться с требованиями, предъявляемыми жизнью, с различными задачами и нагрузками. От индивидуального стиля восприятия и решения этих задач зависит то, насколько эффективно юноши и девушки справляются с ситуациями риска в окружении, семье и школе и насколько активно они стараются обратить ситуацию в свою пользу. Данный стиль в значительной мере формируется социализацией в семье и группе ровесников, но большое влияние на него может оказать и школа.

Наряду с данными индивидуальными стилями преодоления ситуаций риска определенную роль играют «социальные ресурсы». Они имеют решающее значение в том, могут ли подростки в трудных ситуациях рассчитывать на помощь со стороны социальной сферы и в чем может состоять данная помощь. «Социальная сеть», в которую вовлечены юноши и девушки в школе, семье, группе ровесников, в состоянии предложить эмоциональную, практическую, финансовую и социальную помощь, которая может оказаться решающей в процессе преодоления трудностей.

Во всех общественных сферах необходимо пытаться с помощью подходящих мер педагогической, психологической, терапевтической, социальной, экономической и экологической поддержки усиливать индивидуальную компетентность подростков, с тем, чтобы они эффективно и продуктивно могли решать задачи, возникающие в процессе их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.