Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ)'

ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ / ПЕРСОНАЛИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приходченко Денис Андреевич

В статье актуализируется проблема повышения интереса у обучающихся общеобразовательной школы к изучению предметного материала через призму исторической личности. На основе анализа школьных учебников и педагогической практики справедливо указывается на недостаточное внимание к характеристике личности в истории и слабую целенаправленную работу учителя по формированию у обучающихся знаний о персоналиях. На основе апробированного плана показывается незадействованный потенциал курса «История. Всеобщая история. Новейшая история» в аспекте изучения определенного учебного материала через осмысление деятельности выдающихся личностей, на примере Шарля де Голля - французского военного и государственного деятеля, проводившего свою долгосрочную стратегическую линию внешней и внутренней политики, направленную на восстановление былого величия Франции и её независимости в мировом пространстве. Указывается на важность использования обучающимися интерактивных методов овладения соответствующими знаниями, подлинных исторических источников, достоверных исторических сведений и фактов, в совокупности усиливающих воспитательные возможности изучаемого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE SCHOOL HISTORY COURSE IN FORMING STUDENTS' KNOWLEDGE ABOUT OUTSTANDING PERSONALITIES (ON THE EXAMPLE OF CHARLES DE GAULLE)

The article actualizes the problem of increasing the interest of students of a general education school in the study of subject material through the prism of a historical personality. Based on the analysis of school textbooks and pedagogical practice, it is rightly pointed out that insufficient attention is paid to the characteristics of the personality in history and the teacher's weak purposeful work in forming students' knowledge about personalities. Based on the approved plan, the untapped potential of the course “History. General history. Recent History" in the aspect of studying certain educational material through understanding the activities of prominent personalities, on the example of Charles de Gaulle, a French military and statesman who pursued his long-term strategic line of foreign and domestic policy aimed at restoring the former greatness of France and its independence in the world space.The importance of the use by students of interactive methods of mastering the relevant knowledge, authentic historical sources, reliable historical information and facts, which together enhance the educational opportunities of the course being studied, is pointed out.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ)»

формированию познавательной активности будет гораздо более эффективной при соблюдении ряда педагогических условий: тщательный подбор предоставляемой дошкольникам информации, ее соответствие особенностям возрастного развития и актуальным потребностям детей; конструктивная и рациональная организация познавательной деятельности старших дошкольников; оптимальная интеграция или чередование групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности; обеспечение гибкости и комфортности взаимодействия воспитателя и дошкольников с соответствующей обратной связью; поддержание насыщенности и разнообразия предметно-развивающей среды; ориентация на комплексных подход к организации учебных и воспитательных мероприятий со старшими дошкольниками; обеспечение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе осуществления ведущей деятельности; применение игровых технологий в познавательной деятельности.

Литература:

1. Душкевич, А.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни, показатели / А.В. Душкевич // Вестник магистратуры. - 2021. - №4-1 (115). - С. 85-88

2. Зотова, И.В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Н.В. Фадеева // Проблемы Науки. - 2017. - №21 (103). - С. 88-92

3. Машковцева, Л.М. Педагогические условия развития познавательной активности детей 1-3 лет / Л.М. Машковцева // Концепт. - 2016. - №20. - С. 23-28

4. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 162-165

5. Уржумова, А.С. Особенности познавательного развития старших дошкольников / А.С. Уржумова, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - 209-211

Педагогика

УДК 371.3:93(045)

студент Приходченко Денис Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ)

Аннотация. В статье актуализируется проблема повышения интереса у обучающихся общеобразовательной школы к изучению предметного материала через призму исторической личности. На основе анализа школьных учебников и педагогической практики справедливо указывается на недостаточное внимание к характеристике личности в истории и слабую целенаправленную работу учителя по формированию у обучающихся знаний о персоналиях. На основе апробированного плана показывается незадействованный потенциал курса «История. Всеобщая история. Новейшая история» в аспекте изучения определенного учебного материала через осмысление деятельности выдающихся личностей, на примере Шарля де Голля - французского военного и государственного деятеля, проводившего свою долгосрочную стратегическую линию внешней и внутренней политики, направленную на восстановление былого величия Франции и её независимости в мировом пространстве. Указывается на важность использования обучающимися интерактивных методов овладения соответствующими знаниями, подлинных исторических источников, достоверных исторических сведений и фактов, в совокупности усиливающих воспитательные возможности изучаемого курса.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, обучающиеся, изучение истории, персоналии, формирование знаний об исторической личности.

Annotation. The article actualizes the problem of increasing the interest of students of a general education school in the study of subject material through the prism of a historical personality. Based on the analysis of school textbooks and pedagogical practice, it is rightly pointed out that insufficient attention is paid to the characteristics of the personality in history and the teacher's weak purposeful work in forming students' knowledge about personalities. Based on the approved plan, the untapped potential of the course "History. General history. Recent History" in the aspect of studying certain educational material through understanding the activities of prominent personalities, on the example of Charles de Gaulle, a French military and statesman who pursued his long-term strategic line of foreign and domestic policy aimed at restoring the former greatness of France and its independence in the world space.The importance of the use by students of interactive methods of mastering the relevant knowledge, authentic historical sources, reliable historical information and facts, which together enhance the educational opportunities of the course being studied, is pointed out.

Key words: general education school, students, study of history, personalities, formation of knowledge about a historical personality.

Введение. Изучение курса истории наиболее эффективным образом происходит через ее «человеческую» сторону, через жизни и судьбы конкретных личностей. Интерес к преподаванию и изучению персоналий на уроках истории определяется тем, что обучающимся в школе гораздо проще воспринимать материал через призму исторической личности. Демонстрация того, как жили отдельные люди, как они повлияли на ход конкретных событий в частности и всей истории в целом, помогает учащимся усваивать и запоминать намного эффективнее и с большим желанием, чем путем оперирования историческими фактами и процессами без понимания того, какое влияние на них оказывали те или иные персоналии. В этой связи рассмотрение исторических фигур, оказавших серьезное влияние на ход мирового развития, вызывает больший интерес у обучающихся при усвоении нового материала, чем изучение того или иного события, преподносимого без учета личностного фактора. Изучение исторической личности на уроках истории в школе приобретает принципиальную значимость и с точки зрения создания в будущем политически грамотной, адекватной общности, которой присущ политонимистический характер.

Как показывает практика, в современном историческом образовании недостаточное внимание уделяется характеристике личности в истории, а в работе по формированию у обучающихся знаний о персоналиях порой отсутствует систематичность и целенаправленность. Затруднения учителей истории в выборе наиболее эффективных приемов и средств решения названной проблемы приводят к тому, что у обучающихся слабо формируется суждение о той или иной личности и ее роли в истории. Так, при изучении всеобщей истории одной из таких личностей является Шарль де Голль. Его вклад в превращение Франции в одно из самых успешно развивающихся государств мира в ХХ веке, идеи относительно демократии, независимости, суверенности государств, воззрения на достижение величия своей страны не теряют

актуальности и сегодня. Шарль де Голль был человеком глубоко нравственным, благочестивым, прежде всего из-за своего религиозного семейного воспитания и восхищения такими национальными святынями, как армия и святая апостольская Церковь. Он не преследовал свои амбиции, как гласит «американская мечта», он был обеспокоен будущим Франции, геополитической ролью своего отечества в мире. Его личная жизнь и политическая карьера были посвящены единственной и нерушимой в его сознании цели - возрождению былого величия Франции [15]. В этой связи изучение такой личности, безусловно, приобретает большую актуальность и требует особого внимания.

С учетом этого в данной статье ставится цель рассмотрения содержательных и методологических аспектов изучения личности в школе на примере фигуры Шарля де Голля, вошедшего в историю своим восторженным патриотизмом и беззаветной любовью к родине (Франции). В основе написания статьи лежит принцип историзма, используются описательный и сравнительно-исторический методы исследования.

Изложение основного материала статьи. В отечественной историографии фигура Шарля де Голля, его роль в национальной и мировой истории рассматриваются в работах М.Ц. Арзаканян, В.И. Антюхиной-Московченко, Н.Н. Молчанова, Г.Н. Новикова и ряда других исследователей [2-6, 14-16]. Безусловное их достоинство заключается в том, что дается полная характеристика личности Шарля де Голля начиная с детских лет и патриотического влияния семьи на становление личности будущего генерала и до его периода президентства. Также раскрывается внутренний мир исторической личности, структура его мысли и личная жизнь. Отдельного внимания и высокой оценки заслуживают работы М.Ц. Арзаканян: учебник «История Франции» и, соответственно, в структуре дополняющие его книги: «Великий де Голль. "Франция - это я!"», «Генерал де Голль на пути к власти», «Политическая история Франции XX века», «Де Голль» [3-6, 14]. Данный обширный список литературы позволяет сформировать полную картину истории Франции, становления ее как великого государства на разных этапах развития и, несомненно, получить представление о великой и исключительной для истории роли Шарля де Голля, который в корне поменял структуру политической мысли всей страны, для возрождения былого величия Франции.

Личность Шарля де Голля также особенно ярко раскрывается, с одной стороны, в его военно-теоретических работах («За профессиональную армию», «На острие шпаги», «Франция и ее армия»), а с другой - в его мемуарах («Мемуары надежд», «Военные мемуары») [10-13, 19]. Но так как личность Шарля де Голля неоднозначна, как и все персоналии в целом, тем более такого высокого статуса, оценки различных исследователей могут отличаться, друг от друга что создает определенные трудности для усвоения материала обучающимися.

Изучению личности Шарля де Голля в школьном курсе всеобщей истории отводится необоснованно ограниченное количество времени, несмотря на его огромный вклад в историю Франции и мировую историю. В данном исследовании анализируется подход к характеристике личности Шарля де Голля на примере учебника «Всеобщая история. Новейшая история», авторами которого являются О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Учебник - это главный компонент учебно-методического комплекса, на базе которого формируется урок в школе. Представленный в нем материал должен разъяснять закономерности, причинно-следственные связи, раскрывать тему, выделяя важные моменты при её объяснении. В упомянутом учебнике фигуре де Голля посвящено 3,5 страницы, казалось бы, немало, но при этом материал, преподносимый авторами, не всегда четко, ясно и адекватно трактует личность и деятельность Шарля де Голля. Соответственно, школьникам достаточно трудно сформировать объективную картину истории Франции.

В § 26 «Франция», рассказывая о «временном режиме», авторы дают характеристику генералу де Голлю как руководителю движения «Свободная Франция», признанному герою антигитлеровского Сопротивления, что не противоречит исторической действительности и формирует первичное представление об исторической фигуре. Вместе с тем в учебнике содержится довольно некорректное и непонятное ученикам суждение о том, что Шарль де Голль придерживался авторитарных, правореформистских и националистических идей, названных голлизмом [9, С. 212]. Данное утверждение не разъясняется, что, естественно, не может не вызвать у обучающихся затруднения как в восприятии, так и в понимании информации, так как никакого объяснения тому, что представляла собой идеология голлизма, каковы были ее цель, ее задачи и реальное воплощение в жизнь, в учебнике не дается. К тому же не конкретизируется, в чем заключался «национализм» де Голля, каким целям он служил.

Хотелось, чтобы обучающимся было разъяснено в учебнике, что нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная общей экономическо-территориальной связью и совокупностью культурных ценностей и взглядов на жизнь. Должна быть ее абсолютная защита со стороны государства от внешних факторов, прежде всего от вмешательства других стран с целью подчинения и экономической экспансии, только тогда нация будет процветать. Именно об этом подробно пишет отечественный исследователь Н.Н. Молчанов, указывая, что в представлении де Голля нация служит извечным элементом жизни, сохраняющим неприкосновенность в изменяющихся условиях действительности [15, С. 18]. Независимость Франции и возрождение былого величия страны и ее граждан являлись целью Шарля де Голля.

Целесообразнее было бы указать в учебнике главное, что характеризует де Голля как незаменимого военного деятеля, а позже и президента, безумно любящего свою страну, и вообще определить, чему посвящен его жизненный путь и военно-политическая карьера, а именно - служению своей Родине. Это определяет его как главного французского патриота того времени. Шарль де Голль выступает за возрождение «истинного величия» Франции, что и являлось смыслом его существования и основной целью голлизма.

Преследуя великие цели, Шарль де Голль сформулировал необходимый Франции идеал руководителя государства и армии в виде волевой, непоколебимой личности, обладающей врожденным талантом, интеллектом, интуицией, сильным характером, большим упорством и не боящейся трудностей [4, С. 10]. Анализируя книгу де Голля «На острие шпаги», можно сделать вывод о том, что особенно значительную роль играет руководящая личность в период острой напряженности, когда надвигается реальная угроза для существования государства и его жителей. И эта фигура должна быть спасителем всего живого, стать неким щитом мирного бытия. Именно ей отводится труднейшая задача и решающая миссия [12, С. 46]. Несомненно, что Шарль де Голль причислял и себя к персоналиям такой характеристики, считая себя хозяином действий, следуя давно намеченному пути. По его мнению, государственная власть и военная власть обязаны быть единым целым, идти «нога в ногу», постоянно сотрудничать и вместе вырабатывать четкую линию действий [12, С. 140]. Именно эти моменты характеристики данной личности следовало бы указать в учебнике. Только тогда у школьников было бы реальное представление об истории Франции 1930-1960-х годов и о таком знаменитом историческом персонаже.

Авторы учебника указывают на тот факт, что де Голль был против возрождения предвоенной парламентской республики, но при этом не сформулирована его конкретная точка зрения по данному вопросу, не объясняются его мотивы, аргументы [9, С. 212]. Единственное слово, которое фигурирует, - «голлизм», но ученикам понятного разъяснения не дается. Отметим, что политик выступал за президентскую республику, где президент обладает широкими полномочиями по управлению страной и использует их независимо от других государственно-политических объединений, так как он понимал, что именно этот путь приведет к возрождению величия Франции. Идея «сильного государства» являлась главным

стержнем внутриполитических воззрений де Голля [4, С. 32]. Это также определяет его как великую личность, особенно для истории Франции.

Нужно отметить, что обучающиеся - дети, а не студенты вуза. Соответственно, мысль должна быть понятной и, конечно, изложенной достаточно четко и ясно для ее адекватного восприятия. И тогда будет достигнута одна из целей изучения персоналий, в первую очередь усвоение нового материала.

В разделе «Пятая республика» авторы допускают не совсем соответствующие реальности трактовки, касающиеся внешней политики де Голля. Например, утверждается, что он отстаивал самостоятельность и добивался равноправного участия в тройке западных лидеров (США, Франция, Великобритания). Вместе с тем в военно-политической стратегии политика Франции опиралась на ядерное оружие. Французские войска, дислоцированные в Германии, были выведены из военной организации НАТО [9, С. 214]. Шарль де Голль, как выдающийся историк и военный деятель, прекрасно осознавал, что Франция может оказаться между двух огней, конкретно ее втянут в очередную войну, но уже холодную, а возможно, и не только. Он считал, что величие Франции будет достигнуто, если внешнеполитически его государство будет независимо как от США, так и от СССР.

В отношении Советского Союза в своей книге «Мемуары надежд» Шарль де Голль пишет: «...Советская Россия -великая страна, союзник Франции в двух мировых войнах. Своей храбростью и своими бесчисленными жертвами она обеспечила окончательную победу, и без ее участия сегодня немыслимо обеспечение мира» [11, С. 185]. Последующие официальные визиты Шарля де Голля в Советский Союз имели огромное значение не только как демонстрация силы и величия Франции на международной арене, но и с целью разрядки международной напряженности - главной мировой проблемы.

Нужно учесть, что в годы Второй мировой войны советско-французские отношения убедительно доказали плодотворность взаимовыгодного сотрудничества государств различных социально-экономических систем, что прогнозировало возможность продолжения такого сотрудничества и в послевоенное время в целях сохранения мира и безопасности народов и недопущения новой мировой войны [2, С. 210]. Но Шарль де Голль принимает позицию независимости и нейтралитета по отношению к двум сверхдержавам и, как патриот своей страны, намерен возвысить Францию до их уровня и обеспечить ей право голоса в мире.

Во время войны он был определенно убежден, что именно СССР и его героический народ, сражаясь с Германией, приближают момент освобождения Франции от нацистских оккупантов. Шарль де Голль восхищен подвигом советских граждан. В своем обращении по лондонскому радио в 1942 г. он отмечал: «.успехи и рост сил русского народа приближают Францию к ее желанной цели - к свободе и отмщению. Смерть каждого убитого или замерзшего в России немецкого солдата, уничтожение на широких просторах под Ленинградом, Москвой или Севастополем каждого немецкого орудия, каждого самолета, каждого немецкого танка дают Франции дополнительную возможность вновь подняться и победить» [18, С. 64-65].

Под эгидой США, в связи с якобы существовавшей угрозой советской экспансии, был основан военно-политический блок НАТО. Шарль де Голль понимал цели НАТО, осознавал, что альянс - это откровенная колонизация Европы Соединенными Штатами и что управлять вооруженными силами Франции будет Вашингтон. Он опасался, что его армия вступит в очередную и для его государства ненужную «чужую войну». Им была высказана мысль о необходимости сделать оборону Франции французской за счет собственных усилий и с соблюдением собственных интересов. При этом он допускал возможность ее координации с обороной какой-нибудь другой страны в случае необходимости [15, С. 433]. Стоит отметить, что именно США стремились подчинить ядерное оружие Франции через альянс своему контролю. И это было недопустимо для де Голля.

Именно учитывая это, на очередной пресс-конференции 21 февраля 1966 года он объявил о решении Франции выйти из военной организации НАТО, «желая восстановить суверенитет», и потребовал удаления с французской земли баз, штабов и прочего, не находящегося под французским контролем [15, С. 450]. Это можно назвать гениальным ходом де Голля, направленным на установление курса независимой внешней политики, когда США не будут контролировать его «великую» страну. К сожалению, авторы анализируемого учебника не представляют учащимся данный материал.

Выводы. Таким образом, изучая личность Шарля де Голля, учащиеся должны узнать о том, как жил данный исторический деятель, какую роль он сыграл в мировой истории. Используя прием изучения истории через осмысление исторической личности, учитель получает возможность воспитать в школьнике личностные качества, чувство патриотизма, а также сформировать умение давать развернутую характеристику изучаемой личности, а на примере де Голля, как показывает вышеизложенный материал, это сделать удается намного легче и эффективнее.

К тому же огромную помощь учителю при изучении данной темы оказывает обращение к историческим источникам, активное их использование как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, посвященных схожей проблематике, так как более полно изучить ту или иную историческую личность в силу ограниченности выделенного времени на уроки достаточно сложно. Соблюдение программы часто не дает на уроке времени для подробного изучения жизни и деятельности той или иной исторической личности, и это изучение в основном выносится на самостоятельную работу дома либо на факультативные курсы. Для более эффективного усвоения материала следует использовать следующие методические приемы: работа с историческими источниками, такими, например, как мемуары де Голля, биографическими данными, научной литературой, использование изображений и мультимедиа, самостоятельная работа учащихся, возможна ролевая игра для закрепления материала, дебаты, дискуссия, сравнительный анализ, например, с персоналиями из отечественной истории. Рекомендуется позволить ученикам самостоятельно находить ответы из разных источников. Важно, чтобы учитель ссылался на научно-исследовательскую литературу, исторические источники. Это позволит дать более красочную картину личности, тем самым заставив ученика лучше понять и запомнить ее. Необходимо цитирование оригинальных фраз персоналий, записывание их учениками, что, несомненно, создает у них более четкое представление о взглядах и деятельности изучаемых исторических личностей. К тому же важно сформировать у ученика личное эмоциональное отношение к историческому герою, чувства восхищения, презрения, сострадания и т.д., что имеет важный воспитательный аспект.

Таким образом, анализ посвященного де Голлю материала учебника, авторами которого являются О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа, позволил выявить очевидные затруднения, с которыми могут столкнуться как школьники, так и педагоги в процессе усвоения и преподавания информации по истории Франции (1939-1969). К сожалению, авторы не дают четкого и понятного, реально отражающего историческую действительность материала, который касается фигуры Шарля де Голля. Например, некорректно сформулирована цель голлизма (указано не возрождение величия Франции, а борьба с парламентаризмом). Отсутствует понятное объяснение того, почему де Голль выступал за президентскую республику, нечетко обозначена его позиция в отношении внешней политики (не говорится о его стремлении сделать страну независимой, а ее роль в мире - более веской). Хотелось бы, чтобы использовались более подробные формулировки,

подкрепленные выдержками из работ ученых, исторические источники, которые давали бы возможность учителю построить урок более интересно и грамотно, а ученикам - беспрепятственно усвоить весь необходимый материал. Литература:

1. Андреев, А.Р. Реформаторы во главе Державы. Серия «Власть и держава» / А.Р. Андреев, М.А. Андреев. - Москва: Наш современник, 2011. - 210 с.

2. Антюхина-Московченко, В.И. Шарль де Голль и Советский Союз / В.И. Антюхина-Московченко. - Москва: Книга, 1990. - 228 с.

3. Арзаканян, М.Ц. Великий де Голль. «Франция - это я!» / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Яуза; Эксмо, 2012. - 512 с.

4. Арзаканян, М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Прогресс-традиция, 2001. - 264 с.

5. Арзаканян, М.Ц. Де Голль / М.Ц. Арзаканян. - Москва: Молодая гвардия, 2007. - 267 с. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

6. Арзаканян, М.Ц. Политическая история Франции XX века: учеб. пособие для студентов вузов / М.Ц. Арзаканян. -Москва: Высшая школа, 2003. - 156 с. - (Политическая история мира. XX век).

7. Богославская, О.В. Де Голль и проблема создания политического союза Европы («планы Фуше» 1961-1962 гг.) / О.В. Богославская, Н.Н. Наумова // Вестник МГУ. Серия 8. - 2000. - № 6. - С. 84.

8. Болгова, О.В. Голлисты и проблема восстановления французской экономики (1944-1949): диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.03 / О.В. Болгова. - М., 2010. - 332 с.

9. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. - 7-е изд., доп. - Москва: Просвещение, 2018. - 304 с.

10. Голль, Ш. де. Военные мемуары: Спасение 1944-1946. / Ш. де Голль. - Москва: ACT; Астрель; Транзиткнига,

2004. - 799 с.

11. Голль, Ш. де. Мемуары надежд 1958-1962 / Ш. де Голль. - Москва: Прогресс, 2000. - 337 с.

12. Голль, Ш. де. На острие шпаги / Ш. де Голль. - Москва: Европа, 2006. - 240 с.

13. Голль, Ш. де. Профессиональная армия = Vers l'Armée de Métier / Шарль де Голль; пер. с фр. А.В. Плещеева; предисл. М. Галактионова. - Москва: Гос. воен. изд-во (тип. Профиздата), 1935. - 87 с.

14. История Франции: учебник для вузов / М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. - Москва: Дрофа,

2005. - 474 с.

15. Молчанов, Н.Н. Генерал де Голль / Н.Н. Молчанов. - Москва: Международные отношения, 1980. - 502 с.

16. Новиков, Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция 1969-1981 / Г.Н. Новиков. -Москва: Наука, 1984. - 302 с.

17. Смирнов, В.П. Генерал де Голль в годы Второй мировой войны: становление идеологии голлизма / В.П. Смирнов // Новая и новейшая история. - 1990. - № 60. - С. 53-60

18. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: документы и материалы. В 2 т. / Мин-во ин. дел СССР; редкол.: А.Л. Адамишин, В.А. Зорин, К.П. Зуева и др. - Москва: Политиздат, 1983. - Т. 1. -1941-1943. - 431 с.

19. Gaulle Ch. de. La France et son armee. - Paris, Plon, Coll. «Présences», 1938. - 277 р.

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России (г. Иваново)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ основных направлений преодоления последствий насилия над детьми, аспект которого раскрывается в практике воспитания Древней Руси. Несмотря на неоднозначность исторически-сложившегося опыта использования многообразных подходов к использованию средств воспитания, содержание представленного исследования актуализирует использования таких средств народной культуры как произведения устного народного творчества, ритуалов, оберегов, сказок, имеющих православно-этическую направленность, обусловленных распространением христианства на данном этапе исторического становления цивилизации российского государства. В данном формате научный интерес вызывают поучения В. Мономаха «Поучение Владимира Мономаха детям», сочинения Иоанна Златоуста «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей», раскрывающих значение благонравных правил воспитания, предостерегающих взрослых от пагубных поступков насилия над детьми, которые могут иметь пролонгированное влияние в дальнейшем на подрастающего ребенка. Признавая природную сущность маленьких детей, используя адаптивные методы воспитания, такие как совместная деятельность взрослых и детей, активное вовлечение ребенка в игровые ритуальные действия христианских, языческих празднований, общество определяло формат помощи, поддержки детей в трудных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: насилие, народная культура, фольклор, поучения, наставления, ритуалы, обереги, сказки, христианско-нравственное воспитание.

Annotation. The article presents a retrospective analysis of the main directions of overcoming the consequences of violence against children, the aspect of which is revealed in the practice of education of Ancient Russia. Despite the ambiguity of the historically established experience of using diverse approaches to the use of educational means, the content of the presented research actualizes the use of such means of folk culture as works of oral folk art, rituals, amulets, fairy tales having an Orthodox-ethical orientation, due to the spread of Christianity at this stage of the historical formation of the civilization of the Russian state. In this format , V. 's teachings are of scientific interest . Monomakh "The Teaching of Vladimir Monomakh to children", the writings of John Chrysostom "About vanity and how parents should raise children", revealing the importance of well-behaved rules of education, warning adults against harmful acts of violence against children, which may have a prolonged impact on the growing child in the future. Recognizing the natural essence of young children, using adaptive methods of education, such as the joint activity of adults and children, the active involvement of the child in the play ritual actions of Christian, pagan celebrations, the society determined the format of assistance and support for children in difficult life situations.

Key words: violence, folk culture, folklore, teachings, instructions, rituals, charms, fairy tales, Christian and moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.