УДК 351/354(075.8)
Гербеков Т. М. студент магистратуры 3 курса направление 38.04.04 - Государственное и муниципальное управление научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.
доцент
ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева» Россия, г. Карачаевск ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ Аннотация. В статье рассмотрены ведущие направления государственной поддержки в РФ. Структура механизма государственной поддержки состоит из следующих элементов: 1) мотивационный блок; 2) ресурсное обеспечение; 3) направления государственной поддержки; Карачаево-Черкесская Республика.
Ключевые слова. государственная поддержка; ресурсное обеспечение; элементы инфраструктуры; Карачаево-Черкесская Республика.
Gerbekov T.M.
Master's 3 course 38.04.04 - State and the municipal government FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University
named after U.D. Aliyev" Scientific director: Ph D Magulayaeva А. А. FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University
named after U.D. Aliyev" Russia, Karachayevsk LEADING DIRECTIONS OF THE WORLD IN RUSSIA Annotation. The article discusses the leading areas of state support in Russia. The structure of the state support mechanism consists of the following elements: 1)motivational block; 2) Resource support; 3) Government support; Karachay-Cherkess Republic.
Keywords. State support; Resource support Infrastructure Karachay-Cherkess Republic.
Для начала следует сформулировать понятие «государственная поддержка малого и среднего бизнеса». Государственная поддержка малого и среднего бизнеса - это деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих её:
1) на постоянной основе в соответствии с законодательством,
правообразующими документами организаций (Уставами, Положениями, должностными инструкциями и т.п.) и (или) на основании полномочий и долгосрочных соглашений с исполнительными органами федерального (регионального) и муниципального уровней власти;
2) или на временной (конкурсной) основе при выполнении контракта(ов) на поставку продукции, выполнение работ и (или) услуг в области поддержки малого предпринимательства в рамках государственного (федерального, регионального) и муниципального заказов;
3) с целью создания в регионе и (или) муниципальном образовании нормативно-правовых и социально-экономических условий, характеризуемых количественными и качественными показателями основных элементов инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, необходимых и достаточных для обеспечения:
a) стабилизации или развития деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, уже существующих на региональном или местном рынках;
b) и (или) поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, вновь образованных для осуществления деятельности на региональном или местном рынках;
c) и (или) привлечения на региональный или местный рынки «чужих» субъектов малого и среднего бизнеса.
4) путем установления на основе сочетания (баланса) частных интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и публичных интересов, выражаемых представителями общества и государства, правовых режимов, процессов осуществления и защиты правового регулирования предпринимательской деятельности, дифференцированных для различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, включая деятельность по их поддержке;
5) и (или) путем предоставления необходимых видов государственных ресурсов и услуг объектам государственной (региональной) и муниципальной поддержки, а также предприятиям (учреждениям, организациям) различных форм собственности и ведомственной принадлежности, уполномоченных и (или) привлекаемых на конкурсной основе для поставок продукции, выполнения работ и услуг по поддержке малого предпринимательства в рамках государственного (федерального, регионального) и муниципального заказов. [1-6]
Структура механизма государственной поддержки состоит из следующих элементов:
1) мотивационный блок;
2) ресурсное обеспечение;
3) правовое регулирование и научно-методическое обеспечение;
4) организационное обеспечение.
Любая целенаправленная деятельность в экономике требует определенных усилий и затрат капитала от осуществляющего ее субъекта (физического или юридического лица, государства или международной
организации).
Ресурсное обеспечение механизма государственной поддержки малого бизнеса предусматривает исследование и анализ видов, источников и возможных направлений привлечения различных ресурсов (инвестиций), а также выбор наиболее эффективных форм их организации и способов доведения до конкретных потребителей.
При всем многообразии источников и методов финансирования проектов, в конечном счете, инвестиционные механизмы можно свести к трем основным формам: самофинансирование; долговое внешнее финансирование (кредиты, займы); прямые или реальные инвестиции.
Потребности в видах и количестве ресурсов отличаются для различных категорий субъектов, являющихся объектами или участниками деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, что необходимо учитывать при планировании и реализации конкретных мероприятий в данной области.
Кроме того, при планировании ресурсов для осуществления деятельности по поддержке малого бизнеса должны приниматься во внимание количественные и качественные показатели основных элементов инфраструктуры внешней среды малого предпринимательства, которые определяют условия деятельности указанных выше субъектов в регионе и (или) муниципальном образовании. Это обусловлено тем, что при отсутствии или неудовлетворительном состоянии важнейших элементов инфраструктуры эффективность использования выделяемых государственными и муниципальными органами власти ресурсов неприемлемо низкая и, как правило, не обеспечивает достижения поставленных целей.
В составе методического обеспечения деятельности по государственной поддержке малого бизнеса могут быть методические документы и рекомендации, различающиеся по степени общности:
1. федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения деятельности в области государственной поддержки субъектов малого по всей территории РФ;
2. региональные, регламентирующие деятельность в области государственной поддержки субъектов малого бизнеса на территории региона с учетом его географических, природно-климатических, социально-экономических и других особенностей;
3. местные (муниципальные), регламентирующие деятельность в области государственной (муниципальной) поддержки субъектов малого бизнеса на территории муниципального образования с учетом местной специфики сочетания частных и публичных интересов;
4. локальные, в которых регламентируются отдельные аспекты или частные вопросы методического сопровождения деятельности в области государственной поддержки субъектов малого бизнеса (например, порядок и правила проведения расчетов по оценке эффективности инвестиционных
проектов в конкретных отраслях малого и среднего бизнеса; оценки соответствия требованиям технических регламентов и стандартов и т.п.).
Роль методического обеспечения в организации деятельности по государственной поддержке субъектов малого бизнеса определяется следующими факторами:
1) практической значимостью комплексной оценки эффективности мероприятий в данной области деятельности с учетом состояния и прогноза развития основных элементов предпринимательской инфраструктуры, различных категорий объектов государственной поддержки, баланса частных и публичных интересов в регионе и (или) муниципальном образовании;
2) унификацией терминологии и методов расчета отдельных показателей эффективности мероприятий (программ, проектов) для их корректного сопоставления с другими возможными вариантами государственного или муниципального инвестирования в объекты государственной или муниципальной поддержки;
3) регламентацией единых «правил игры» и норм корпоративной этики, обеспечивающих партнерские отношения и гражданскую ответственность между субъектами и объектами, участвующими в процессах государственной или муниципальной поддержки малого бизнеса.
На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим инвестиционную деятельность, в том числе и в области государственной поддержки малого бизнеса, являются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя России от 21.06.99 г. № ВК 477.
Приоритетными направлениями повышения эффективности нормативно- правового и научно-методического обеспечения регулирования отношений, возникающих в деятельности по поддержке малого бизнеса, совершенствования нормативной и методической базы в данной области являются следующие:
1) нормативное закрепление классификации категорий субъектов малого бизнеса, дифференцированных по организационно-правовым формам, видам основной предпринимательской деятельности, численности работников и иным классификационным признакам, и критериев отнесения их к объектам государственной (региональной) и муниципальной поддержки;
2) нормативное закрепление механизма выявления, идентификации и согласования публичных интересов населения, региональной и (или) муниципальной администрации и частных интересов отдельных представителей или официально зарегистрированных общественных организаций малого бизнеса, обеспечивающего партнерские взаимоотношения на основе упорядоченной системы актов взаимной гражданской ответственности;
3) нормативное закрепление порядка и правил проведения оценки уровня привлекательности региона (муниципального образования) для деятельности малого бизнеса, в том числе установление соответствующих критериев, номенклатуры показателей характеристик основных элементов инфраструктуры, влияющих на деятельность территориальных предприятий малого и среднего бизнеса, методов их определения;
4) нормативное обеспечение формирования и проведения государственной (региональной) и муниципальной политики поддержки различных форм добровольных объединений субъектов малого бизнеса;
5) нормативное закрепление механизма управления поддержкой малого бизнеса в рамках соответствующих государственных (региональных) и (или) муниципальных программ или отдельных проектов (мероприятий), обеспечивающего их эффективность за счет системы планирования, организации, мотивации участников, контроля и оценки результатов.
Организационное обеспечение включает в себя выявление и анализ организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке малого бизнеса, создание новых организационных структур (при необходимости), планирование, контроль и стимулирование их деятельности.
Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают Президент и высшие законодательные и исполнительные органы власти: Федеральное собрание, Правительство РФ, министерства и ведомства, отвечающие за антимонопольную политику, поддержку и развитие малого бизнеса в стране.
На уровне регионов и муниципальных образований огромную роль по поддержке малого бизнеса играют специально уполномоченные органы региональной и местной власти.
Существенная роль в поддержке малого и среднего бизнеса отводится различным бюджетным и внебюджетным фондам,
В итоге в общем виде механизм государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность:
- целей и задач деятельности по поддержке и развитию различных категорий субъектов малого бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, которые устанавливаются государственными и муниципальными органами с учетом нормативно-правовых и социально-экономических условий, сложившихся в регионе или муниципальном;
- методов и форм прямого и косвенного воздействия со стороны государственных и муниципальных органов власти на элементы внешней и внутренней среды различных категорий субъектов малого бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, с целью их адресной поддержки;
- видов ресурсов, источников, форм их организации и способов использования для достижения поставленных целей по поддержке и
развитию малого бизнеса;
- организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке субъектов малого бизнеса, форм организации и управления деятельностью этих структур.
Использованные источники:
1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. [Текст] М.: Проспект, 2005. - С. 25-28.
2. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2008. С.121.
3. Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. -2006. - апрель. - С. 55 - 59.
4. Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки предпринимательства [Текст] // Рос. предпринимательство. - 2004 . - № 8. - С. 81 - 88; № 10 . - С. 99 - 104.
5. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kchr.ru/left menu/social sphere/youth/
6. Ходов Л. Г. Типы предпринимательства в России и за рубежом // Внешнеэкон. бюл. - 2005. - № 1. - С. 62 - 66.