Научная статья на тему 'Ведущие коммерческие вузы России и их руководители в начале ХХ века'

Ведущие коммерческие вузы России и их руководители в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMERCIAL EDUCATION / КОММЕРЧЕСКИЙ ВУЗ / COMMERCIAL HIGH SCHOOL / М. В. ПОБЕДИНСКИЙ. М. В. ДОВНАР-ЗАПОЛЬСКИЙ / П. И. НОВГОРОДЦЕВ / P. I. NOVGORODTSEV / M. V. POBEDINSKIY / M. V. DOVNAR-ZAPOLSKIY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессолицын Александр Алексеевич

Статья посвящена деятельности учредителей и директоров крупнейших коммерческих вузов, существовавших в Российской империи в начале ХХ в. Это первая попытка рассказать о лидерах коммерческого образования, сумевших создать вузы, соответствующие европейскому уровню, и готовивших кадры для быстрорастущей экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING COMMERCIAL HIGH SCHOOLS OF RUSSIA AND THEIR EXECUTIVES AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The present article is devoted to the activity of the founders and directors of the major commercial high schools existing in the Russian Empire at the beginning of the XX century. This is the ů rst attempt to tell about the leaders of the commercial education who managed to establish high schools of the European level which prepared personnel for the rapidly growing economy of the country.

Текст научной работы на тему «Ведущие коммерческие вузы России и их руководители в начале ХХ века»

УДК 378.11 ББК 65.03(74.5)

А. А. Бессолицын

ВЕДУЩИЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ И ИХ РУКОВОДИТЕЛИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: коммерческое образование, коммерческий вуз, М. В. Побединский, М. В. Довнар-Запольский, П. И. Новгородцев.

A. A. Bessolitsyn

LEADING COMMERCIAL HIGH SCHOOLS OF RUSSIA AND THEIR EXECUTIVES AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Keywords: commercial education, commercial high .school, M. V Pobedinskiy, M. V Dovnar-Zapolskiy, P. I. Novgorodtsev.

История высшего коммерческого образования в России как образования, «имеющего целью дать знания, полезные для торговой деятельности», официально начинается с 1906 г., когда правительством было разрешено учреждать Высшие коммерческие курсы с причислением их к разряду высших учебных заведений. Это дало толчок к открытию как частных, так и общественных коммерческих вузов.

Историография становления и развития коммерческого образования в России насчитывает значительное количество публикаций [2; 4-5; 8-9; 14-15; 18; 20]. Однако до сих пор практически отсутствуют специальные исследования, посвященные конкретным организаторам и руководителям коммерческих вузов. В предлагаемой статье впервые предпринята попытка рассказать не только о деятельности ведущих коммерческих вузов, возникших в России уже в начале ХХ в., но и о тех, кто основал эти учебные заведения или долгое время руководил ими.

Всего за 1906-1917 гг. в России было открыто 89 негосударственных высших учебных заведений. Из них 30 прекратили деятельность, и к февралю 1917 г. реально в 19 городах функционировали 59 негосударственных высших учебных заведений, что составляло примерно 50 % всех вузов России [18, с. 109]. Из них в 1910-1916 гг.

насчитывалось 27 общественных и частных высших учебных заведений, готовивших специалистов для народного хозяйства (инженерных, сельскохозяйственных, коммерческих вузов). К февралю 1917 г. таковых осталось 16, из них собственно коммерческими являлись 6 вузов [7, с. 139].

Это были:

- Петербургские высшие коммерческие курсы М. В. Побединского (1906 г.);

- Московский коммерческий институт Общества распространения коммерческих знаний (1906 г.);

- Киевский коммерческий институт М. В. Довнар-Запольского (1906 г.);

- Петербургский институт высших коммерческих знаний (1910 г.);

- Практическая Восточная академия Общества востоковедения в Петербурге (1910 г.);

- Харьковский коммерческий институт Харьковского купеческого общества (1912 г.).

Все они (за исключением одного) были подотчетны Министерству торговли и промышленности.

Ведущими коммерческими вузами являлись Московский коммерческий институт (общественный) и Киевский коммерческий институт (частный), которые первыми после вступления в силу Закона о высшем коммерческом образовании от 3 июня 1912 г. были официально признаны государством.

Необходимость принятия такого закона, изданного в виде новых уставов Московского и Киевского коммерческих институтов, диктовалась тем обстоятельством, что, несмотря на фундаментальные знания, выпускники коммерческих вузов вплоть до 1912 г. не допускались на государственную службу на том основании, что они не получали дипломов государственного образца. Для всех уставов высших учебных заведений, принятых до 1912 г., характерно отсутствие предоставления каких-либо прав для лиц, их окончивших, а также прав преподавательского состава на пенсию, выслугу лет и чинопроизводство. Поэтому выпускникам этих вузов, как правило, приходилось заниматься частным предпринимательством.

С утверждением уставов Московского и Киевского коммерческих вузов ситуация изменилась. Теперь лица, получившие дипломы об окончании высших частных или общественных учебных заведений, приобретали те же права, что и лица, обладавшие дипломами государственных вузов. Права профессуры высших общественных учебных заведений были также приравнены к правам профессуры государственных вузов.

Старейшим коммерческим учебным заведением, одним из первых, откликнувшихся на появившееся в 1896 г. Положение о Коммерческих учебных заведениях от 15 апреля 1896 г., были коммерческие курсы, названные по имени их учредителя М. В. Побединского.

Надворный советник, редактор-издатель журнала «Коммерческая школа и жизнь» Михаил Владимирович Побединский (1859—1926) 2 сентября 1897 г. направил на имя министра финансов С. Ю. Витте прошение об учреждении в Петербурге Коммерческих счетоводческих и железнодорожных курсов. Хотя деятельность Коммерческих курсов М. В. Побединского

освещена в литературе достаточно хорошо, о личности его основателя и бессменного руководителя известно значительно меньше.

М. В. Побединский родился в 1859 г. в Рязани. Приехал в Санкт-Петербург в 70-х гг. XIX в. Выяснить, какое образование получил Побединский, не удалось, однако известно, что он служил бухгалтером в ведомстве императрицы Марии с 1877 г. и преподавал на Счетоводческих курсах В. Ф. Езерского*. Следовательно, он имел адекватное профессиональное образование.

В состав учредителей курсов, кроме самого Побединского, вошли Григорий Николаевич Макеев, Вильгельм Фридрихович Гаррисон и Николай Львович Хрусталев. Учредители курсов имели также солидную профессиональную подготовку и значительный преподавательский опыт.

Н. Л. Хрусталев был уездным учителем математики, педагогической деятельностью занимался с 1879 г., являлся заведующим и одновременно преподавателем бухгалтерского дела курсов Езерского. Г. Н. Макеев по окончании Санкт-Петербургского университета был оставлен на кафедре физики для подготовки диссертации. Он преподавал в реальном училище Гуревича, в Электротехническом институте и также на курсах Езерского. В. Ф. Гаррисон преподавал коммерческие учебные дисциплины в реформатских церквях и на курсах Езерско-го [16, с. 7-9].

Министром финансов графом Витте 27 октября 1897 г. был утвержден Устав Частных Санкт-Петербургских счетоводных курсов. Курсы, несмотря на частный характер, курировались Министерством финансов по Департаменту торговли и мануфактур. Размещались они на Невском проспекте, в доме 102. Учебное заведение Побединского было платным и дотаций от государства не получало. Более того, даже

Федор Венедиктович Езерский (1835-1915) в 1874 г. основал счетоводческие курсы в Санкт Петербурге, с 1887 г. - в Москве и в нескольких других городах Российской империи. Это были одни из первых и одни из крупнейших профессиональных курсов в России. В 1892 г. основал Общество счетоводов, также первое в России, а с 1896 г. стал выходить «Журнал Общества счетоводов».

после 1912 г., когда коммерческие институты получили возможность пройти аттестацию и получить право выдавать дипломы государственного образца, чем воспользовались Московский и Киевский коммерческие институты, курсы М. В. Побединского на такой статус не претендовали и продолжали выдавать дипломы негосударственного образца. Это, безусловно, не способствовало росту числа обучающихся в вузе, но при этом институт оставался востребованным вплоть до его национализации в 1917 г. Особенность курсов Побединского заключалась в том, что на обучение принимались лица обоего пола. По итогам обучения слушатели сдавали экзамены.

В апреле 1904 г. Частные счетоводные курсы были реорганизованы в Частные Санкт-Петербургские Коммерческие курсы. Были введены новые предметы, такие, как общее законоведение, торговое, вексельное, морское право, коммерческая география, история торговли и товароведение. Факультативно преподавались статистика, торговые трактаты, железнодорожное право, устройство и деятельность нотариата в России. Срок обучения был увеличен с пяти месяцев до двух лет.

Наконец, в 1906 г. курсы приобрели статус высшего учебного заведения и получили официальное наименование - Высшие коммерческие курсы М. В. Побединского. Для чтения лекций приглашались преподаватели Политехнического института, Императорского Санкт-Петербургского университета и ряда других высших учебных заведений столицы: Е. В. Тарле, А. А. Корнилов, В. Н. Сперанский, С. В. Мыльников, министры финансов Временного правительства А. И. Шингарев, М. В. Бернацкий и др.

С 1908 г. продолжительность обучения на курсах увеличилась до трех лет, и наряду с уже существующим Общебухгалтерским (основным) отделением открылись еще два специальных отделения: Торгово-промышленное и Страхового дела.

Торгово-промышленное отделение предлагало слушателям цикл научных зна-

ний, продолжающих общее коммерческое образование в сфере торговли и промышленности, и ставило целью подготовить научно-образованных руководителей и ответственных работников для соответствующих отраслей экономики. Отделение страхового дела имело задачу подготовить специалистов для деятельности в разного рода страховых учреждениях.

В 1908 г. на курсах было учреждено специальное Железнодорожное отделение, предлагающее теоретические и практические знания лицам обоего пола, желающим посвятить себя служебной деятельности на железных дорогах: в правлениях, контроле, службе сборов на телеграфе, по коммерческому и техническому движению [17, с. 2-8]. Кроме основных отделений, на курсах предусматривались подотделы - Педагогический и Местного хозяйства.

Таким образом, курсы М. В. Побе-динского из учебного заведения, предлагающего в основном специальное (дополнительное) образование, постепенно трансформировались в полноценный вуз. Курсы не получали какие-либо субсидии со стороны государства и жили в основном за счет средств, получаемых со слушателей в качестве оплаты за обучение, но при этом пользовались неизменной популярностью.

Если в 1906/07 учебном году на курсах М. В. Побединского обучалось всего 468 чел., то в 1912/13 учебном году численность обучающихся возросла до 924, т. е. увеличилась практически в два раза. За 15 лет существования курсы дали не только специальное, но и в значительной мере общее образование почти 6,5 тыс. обучающихся [13, с. 34]. М. В. Побединский оставался неизменным директором своего вуза вплоть до 1917 г.

Распоряжением министра торговли и промышленности Временного правительства 29 мая 1917 г. Высшие коммерческие курсы Побединского были преобразованы в Торгово-промышленный институт М. В. Побединского, однако в таком виде они просуществовали недолго. Советская власть национализировала это

частное учебное заведение. В 1919 г. Торгово-промышленный институт вошел в состав Института народного хозяйства им. Ф. Энгельса. В 1926 г. в Ленинградском институте народного хозяйства (ЛИНХ) было создано самостоятельное Промышленное отделение, выпускники которого стали инженерами-экономистами. Промышленное отделение 26 июня 1930 г. было реорганизовано в Институт промышленности и труда, а 21 августа 1930 г. он был переименован в Ленинградский инженерно-экономический институт.

Основателем и первым директором одного из крупнейших частных вузов - Киевского коммерческого института являлся М. В. Довнар-Запольский (1867-1934) -российский, белорусский и украинский историк, экономист, этнограф, социолог, литературовед, фольклорист, педагог, один из основателей национальной белорусской историографии, доктор исторических наук, профессор.

Митрофан Викторович Довнар-Запольский родился 2 (14) июня 1867 г. в уездном городе Речица Минской губернии в семье коллежского секретаря, столоначальника уездного жандармского управления.

В 16-летнем возрасте М. В. Довнар-Запольский сделал первые шаги в краеведческих исследованиях. В 1883 г. в альманахе «Заря» появился его первый этюд «Из Мозыря», а в 1885 г. он напечатал в «Еженедельном обозрении» уже пять зарисовок. В 1888 г. были опубликованы шесть исследовательских материалов, в том числе первая брошюра «Белорусская свадьба и свадебные песни: (Этнографический этюд)», а также объемный очерк «Белорусское прошлое», в котором просматривалась цельная концепция истории края.

В 1889 г. М. Довнар-Запольский экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира, который окончил в 1894 г. Как перспективного учёного руководство Киевского университета оставляло М. Довнар-Запольского при учебном заведе-

нии, однако полиция запретила ему заниматься педагогической деятельностью в Киеве, в результате чего тот был вынужден переехать в Москву.

В 1899-1901 гг. М. В. Довнар-Запольский начал преподавательскую деятельность в Московском университете в качества приват-доцента кафедры русской истории, которой руководил В. О. Ключевский.

Осенью 1901 г. произошла защита его магистерской диссертации «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах» в Киевском университете. После защиты диссертации приказом министра просвещения М. Довнар-Запольский снова перевелся в Киевский университет.

В 1905 г. М. Довнар-Запольский успешно защитил докторскую диссертацию «Очерки по организации западно-русского крестьянства в XVI в.». Он издал также специальную работу, посвященную наиболее крупной в истории Беларуси аграрной реформе - «волочной помере», «Крестьянская реформа в Литовско-Русском государстве в первой половине XVI в.» [10].

Особой страницей биографии М. Довнар-Запольского стала организационно-педагогическая деятельность. В феврале 1906 г. он подал прошение в Министерство торговли и промышленности о разрешении учредить в Киеве коммерческие курсы. В прошении, в частности, указывалось: «Учредитель, ходатайствуя об открытии Высших коммерческих курсов, имеет в виду: 1) ту общественную и государственную пользу, которую они могут принести и во 2) необходимость создать из этого учебное заведение не частное, преследующее частные интересы, а общественное учреждение» [6, с. 2-5].

Успешная деятельность курсов позволила М. В. Довнар-Запольскому передать решение всех учебных и хозяйственных вопросов Совету курсов, в состав которого, кроме преподавателей, входили представители торгово-промышленной буржуазии. В связи с тем, что Киевские высшие ком-

мерческие курсы перестали существовать как частное учебное заведение, был разработан проект нового устава с предложением о переименовании курсов в Киевский коммерческий институт [1, с. 73].

Таким образом, в 1907 г. частные коммерческие курсы были преобразованы в Киевский коммерческий институт. В течение десяти лет (1907-1917 гг.) М. В. Довнар-Запольский являлся неизменным директором института и воплотил в него собственную модель высшего образования, основанную на сочетания фундаментальной теоретической подготовки с практической направленностью обучения. Учебные планы были ориентированы на углубленное экономико-коммерческое образование в сочетании с юридической подготовкой и иностранными языками. Последнее объяснялась не только изучением заграничного экономичного опыта, но и учебными командировками студентов не только в европейские страны, но и в США, Японию, Турцию, Персию, Китай и т. д.

Свое видение перспектив развития коммерческого образования в России М. В. Довнар-Запольский изложил в речи, произнесенной на собрании Киевского купеческого общества в мае 1907 г., назвав его новым типом высшего образования. Анализируя европейский, в частности германский, опыт в деле открытия коммерческих школ, М. Довнар-Запольский пришел к выводу, что «...сознание высокой полезности образования в деле развития отечественной торговли должно служить отправною точкою в деле организации высшего коммерческого образования в России» [3, с. 27].

Соглашаясь с тем, что коммерческое образование представляет собой комбинацию наук трех видов - экономических, юридических и коммерческо-технических, М. В. Довнар-Запольский подчеркнул, что науки экономические и юридические дают ряд теоретических и практических сведений, необходимых для торгового, банковского, страхового и оценочного дела, но этого недостаточно. Названные отрасли требуют еще некоторых технических по-

знаний, которые, собственно, и составляют группу коммерческо-технических наук.

Недостаточно знать, на каких данных основывается, например, страховое дело, надо еще произвести сложные расчеты страхования. В результате он пришел к выводу, что именно коммерческо-технические науки имеют непосредственное практическое применение к делу. Поскольку, «изучив коммерческо-технические науки, коммерсант войдет в банк, страховую или торговую контору, в магазин или товарный склад с такой подготовкой, которая заменит ему необходимость предварительной долгой работы за конторкой.» [3, с. 30-31].

М. В. Довнар-Запольский подчеркивал, что коммерческое образование должно быть преимущественно экономическим. Это дает возможность использовать широкий круг общественных наук, что позволяет рассматривать коммерческое образование как образование двоякого рода, как социально-политическое и специально-коммерческое [3, с. 34]. Именно такое сочетание отличает высшее коммерческое образование от других типов (университетского, технического) образования.

М. В. Довнар-Запольский принимал активное участие в образовательном процессе основанного им вуза. Учебный план Киевского коммерческого института включал девять разделов наук: науки экономические; юридические; исторические и философские; физико-математические; товароведение и естествознание; гигиена; коммерческие науки; новые языки; практические знания.

М. В. Довнар-Запольский в рамках первых трех разделов наук читал курсы:

1) «Экономическая история России» (1 час в неделю в течение учебного года);

2) «История русского государства и права» (4 часа в неделю в течение семестра);

3) «Новая русская история» (2 часа в неделю в течение учебного года), а также вел семинарские занятия по экономической истории для студентов экономического отделения.

Кроме того, М. В. Довнар-Запольский основал историко-этнографический кружок студентов и профессорских стипендиатов историко-филологического факультета Киевского университета и бессменно руководил им (1903-1917), являлся членом-учредителем Общества экономистов при Киевском коммерческом институте (19091917) [22, с. 704-705].

Вуз под руководством М. В. Довнар-Запольского успешно развивался. Если в 1906/07 учебном году в нем обучалось всего 299 чел, то в 1914/15 учебном году их число достигло 4 200 чел., т. е. возросло более чем в 14 раз* .

Однако в феврале-марте 1917 г. лево-настроенные студенты Киевского коммерческого института добились отстранения ученого от директорства в созданном им же институте, а пробольшевистская Киевская рада депутатов завела на него судебное дело о сотрудничестве с царским режимом, угрожая смертным приговором. Это вынудило ученого уехать из Киева в Крым, где он принял участие в формировании Таврического в Симферополе и Боспорского в Керчи университетов.

Опыт М. В. Довнар-Запольского, как организатора образования был позже использован им при участии в создании Киевского археологического института, а также проекта Белорусского университета. Некоторое время он являлся профессором Харьковского и Бакинского университетов.

Осенью 1925 г. Довнар-Запольский переехал в Минск и работал в Белорусском государственном университете в качестве профессора кафедры истории народного хозяйства СССР и кафедры истории хозяйственного быта Европы. С осени 1926 г. он работал в Москве в должности профессора Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, читал курс экономической географии; преподавате-

ля Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, читал курс истории торговли; был действительным членом Института истории АН СССР.

Отъезд из Минска позволил М. Довнар-Запольскому избежать судьбы сподвижников и учеников, осужденных в 1930 г. по сфальсифицированному делу «Союза освобождения Беларуси». Однако в 1930— 1934 гг. все его работы подпали под жестокую критику, а его последняя книга, подготовленная в 1930 г., была уничтожена уже в типографском наборе. М. Довнар-Запольского от репрессий фактически спасла смерть. В разгар новой кампании критики 30 сентября 1934 г. он умер от сердечного приступа.

Библиография М. В. Довнар-Запольского насчитывает более 80 наименований научных работ. Он является автором трудов по истории восточных славян в XI—XII вв., социально-экономической истории Великого княжества Литовского, Российской империи XIX в., истории крестьянства Белоруссии и России и др. Курс лекций по «Истории русского народного хозяйства», впервые опубликованный в 1911 г., многократно переиздавался и не потерял актуальности в современных условиях.

Если Высшие коммерческие курсы М. В. Побединского в Петербурге и Киевский коммерческий институт М. В. Довнар-Запольского возникли первоначально как частные вузы и только позднее были трансформированы в общественные, то крупнейший в России коммерческий вуз - Московский коммерческий институт был сразу учрежден Московским обществом распространения коммерческого образования как общественный вуз.

Московское общество распространения коммерческого образования возникло в 1897 г. Устав общества был утвержден 11 сентября 1897 г., а 19 ноября того же

Подсчитано по: Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1906-1097 учебный год. СПб., 1908. С. XXV; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1913-1914 учебный год. Петроград, 1916. С. XIII.

*

года в помещении Московского купеческого общества взаимного кредита был избран Комитет общества, который возглавил известный московский предприниматель, глава Московского биржевого комитета А. С. Вишняков. Его заместителем стал также известный московский предприниматель А. С. Бурышкин. В состав комитета вошли 12 членов, в том числе такие авторитетные в деловых кругах люди, как Н. И. Гучков, С. С. Корзинкин, В. С. Мамонтов, Н. С. Третьяков и др.

В 1906 г. обществом были учреждены Высшие коммерческие курсы, в которых обучались 2 тыс. студентов обоего пола, а в 1907 г. Высшие коммерческие курсы были преобразованы в Московский коммерческий институт (с экономическим и коммерческо-техническим отделениями).

Ректором Московского коммерческого института с момента его открытия и вплоть до 1917 г. был утвержден и постоянно переизбирался доктор наук, профессор, известный философ, социолог и правовед П. И. Новгородцев (1866-1924).

Павел Иванович Новгородцев родился в Екатеринославской губернии в купеческой семье. В 1884 г. окончил Екатеринослав-скую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, с которого в том же году перешел на юридический факультет. По окончании университета в 1888 г. П. Новгородцев был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорскому званию, а затем находился в научной командировке в Берлине и Париже. В 1896 г. П. Новгородцев стал приват-доцентом, с 1903 г. - экстраординарным, а с 1904 г. - ординарным профессором Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1897 г. П. Новгородцев защитил магистерскую диссертацию

«Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», в 1902 г. - докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Одновременно он преподавал на Высших женских курсах.

В 1911 г. в знак протеста против нарушения университетской автономии П. Новгородцев вышел в отставку из Московского университета и полностью сосредоточился на работе в Московском коммерческом институте, где он совмещал должность директора еще с 1906 г. Он оставался в этой должности вплоть до 1917 г.

Под его руководством вуз успешно развивался. Если в 1906/07 учебном году в институте обучалось всего 403 чел., то в 1914/15 учебном году их число на всех четырех курсах достигло 5 225 человек, т. е. возросло более чем в 13 раз*.

Не приняв Октябрьскую революцию, П. Новгородцев занимался активной антибольшевистской деятельностью, после чего эмигрировал в Берлин в 1920 г., а с 1921 г. окончательно обосновался в Праге, где при участии чешского правительства основал Русский юридический факультет при Пражском университете и возглавлял его до своей кончины в 1924 г.

В электронном каталоге Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге насчитывается около 80 наименований сочинений П. И. Новгородцева. В основном это труды по праву и философии (философия права, история философии, социально-политическая философия, философское мировоззрение и т. п.), т. е. те курсы, которые он читал в Московском университете. Что касается Московского коммерческого института, то в нем П. Новгородцев как ординарный профессор преподавал на экономическом отделении: на первом году обучения вел двухсеместровый курс «Введение в философию», а на третьем году обучения - семинар по общей теории права [12, с. 14, 17].

Подсчитано по: Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1906-1907 учебный год. СПб., 1908. С. XXV; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1914-1915 учебный год. Петроград, 1917. С. XIII.

Остальные коммерческие вузы, возникшие позднее, были менее востребованными.

Петербургский (с 1914 г. - Петроградский) институт высших коммерческих знаний, хотя и являлся с 1910 г. полноценным вузом с четерехлетним сроком обучения, насчитывал в осеннем семестре 1914 г. всего около 500 слушателей при 44 преподавателях [21, с. 227], а в 1915/16 учебном году общее число обучающихся доходило до 527 чел., хотя материальные условия позволяли вузу принять на обучение, по приблизительным подсчетам, до 1 500 слушателей, а в случае надобности довести их число до 2 000 за счет дополнительной аренды помещений [11, с. 13, 51].

В Практической Восточной академии, созданной при Императорском Обществе востоковедения и также состоявшей в ведении Министерства торговли и промышленности, к началу 1914/15 учебного года насчитывалось всего 83 слушателя [19, с. XXV].

Что касается Харьковских высших коммерческих курсов, возникших только в 1912 г., то их численность к началу 1914/15 учебного года составляла 598 чел. [19, с. XXV].

Таким образом, в трех старейших коммерческих вузах (Высшие коммерческие курсы М. В. Побединского, Киевский коммерческий институт М. В. Довнар-Запольского и Московский коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования) к началу 1914/15 учебного года обучалось около 10 тыс. студентов, что составляло 88,5 % от общего числа обучающихся в высших коммерческих учебных заведениях России.

Проведенное исследование показало, что руководители этих вузов были не только талантливыми организаторами, но и выдающимися учеными либерального толка. Они смогли создать новый тип высшего учебного заведения, достойно конкурирующий с государственными вузами как по числу обучающихся, так и по качеству преподавания, и при этом ориентированный на подготовку специалистов в сфере экономики и предпринимательства. Кроме того, они оставались не только администраторами, но, как правило, сами принимали активное участие в образовательном процессе в качестве преподавателей.

Библиографический список

1. Воробьева Ю. С. Общественность и высшая школа в России в начале ХХ в. / Ю. С. Воробьева. - М., 1994.

2. Григорьев С. С. Коммерческое образование в России и его нужды (исторический очерк) / С. С. Григорьев. - СПб., 1898.

3. Довнар-Запольский М. В. Новый тип высшего образования / М. В. Довнар-Запольский // Обозрение преподавания в Киевском коммерческом институте на 1907/08 академический год. - Киев, 1907.

4. Егорова С. Л. Из истории коммерческого образования в начале ХХ в. / С. Л. Егорова // Обществ. науки. - 2011. - № 2. - С. 252-262.

5. Ефимов Е. Н. Московский коммерческий институт и его задачи / Е. Н. Ефимов. - М., 1913.

6. Записки о Киевском коммерческом институте // Изв. Киев. коммерч. ин-та. - Киев, 1909. -Кн. 1.

7. Иванов А. Е. Высшая школа России / А. Е. Иванов. - М., 1991.

8. Кечеджи-Шаповалов М. В. Современное значение коммерческого образования / М. В. Кечеджи-Шаповалов. - СПб., 1905.

9. Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, его значение, задачи, методы и организация / М. В. Кечеджи-Шаповалов. - СПб., 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лебедева В. М. М. В. Довнар-Запольский. Биография [Электронный ресурс] / В. М. Лебедева. - Режим доступа: http:// www.gsu.by/pages/Dounar-Zapolski/mains_ru.html

11. Министерство торговли и промышленности. Учебный отдел // Об утверждении Положения и штата Петроградского коммерческого института. - Петроград. - 1916.

12. Московский коммерческий институт. Обзор преподавания на 1915/16 учебный год. Экономическое отделение. - М., 1915.

13. Обзор развития, организации и деятельности С.-Петербургских высших коммерческих, счетоводческих и железнодорожных курсов М. В. Побединского (1897-1914 гг.). - СПб., 1914.

58 экономическая история

14. Острогорский А. Н. Коммерческое образование, его современная организация на Западе и возможная постановка в России / А. Н. Острогорский. - СПб., 1895.

15. Разманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX - 20-е годы ХХ века) / Н. А. Разманова. - М., 2002.

16. Резник А. А. У истоков коммерческого образования в России / А. А. Резник, В. В. Коломинов // Обучение и карьера. - 2001. - № 3. - С. 7—9.

17. С.-Петербургские Высшие Коммерческие и Счетоводческие курсы М. В. Побединского в 1908-9 академическом году. - СПб. : Тип. В. Д. Смирнова, 1909.

18. Солоницын В. А. Негосударственное образование в России / В. А. Солоницын. - М., 1998.

19. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности на 1913/1914 учебный год. - Петроград, 1916.

20. Фортунатов А. Ф. О высшем коммерческом образовании / А. Ф. Фортунатов. - М., 1906.

21. Хроника коммерческого образования. Петроградский институт Высших коммерческих знаний // Коммерч. образование. - 1914. - № 5.

22. Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.) : энцикл. : в 2 т. - М. : РОССПЭН, 2008. - Т. 1.

Поступила в редакцию 19.01.2014.

Сведения об авторе

Бессолицын Александр Алексеевич - доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Область научных интересов: экономическая история России, история российского предпринимательства, история становления и развития коммерческого образования в России. Автор более 70 научных публикаций, в том числе 3 монографий, учебного пособия и учебника по истории российского предпринимательства.

E-mail: A_Bessolitsyn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.