УДК [378:005 (470)] (09) (075).
РУССКИЕ ЛИБЕРАЛЫ О КОММЕРЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
С.П.Костриков
Государственный университет управления, Москва, S.Kostrikov@mail.ru
Рассмотрена деятельность русских либералов по организации коммерческого образования в России. Проанализированы процесс становления коммерческих учебных заведений и содержание программ обучения в них. Сделан вывод, что они активно использовались русской либеральной буржуазией в целях подготовки новой буржуазной управленческой элиты.
Ключевые слова: управленческое образование, коммерческое образование, Московский Коммерческий институт, Киевский Коммерческий институт, либеральная буржуазия, партия кадетов
The article deals with the activity of Russian liberals in the organising of commercial education in Russia. The author analyzes the process of formation of commercial educational institutions and the contents of educational programs. He makes a conclusion that they were actively used by Russian liberal bourgeoisie in training of new bourgeois administrative elite.
Keywords: management education, commercial education, Moscow Commercial institute, Kiev Commercial institute, liberal bourgeoisie, party of cadets
История русского коммерческого образования стала предметом исследования еще в конце XIX в. Уже тогда подчеркивалась его самобытность и выгодное отличие от западного благодаря широкой общей и основательной специальной подготовке. Его всестороннее изучение представляло и практический интерес из-за огромной потребности в профессиональных кадрах для бурно развивавшейся экономики [1]. В советское время история коммерческой школы рассматривалась с точки зрения педагогической. Отмечались ее хорошая постановка и передовые методы преподавания [2]. В постсоветской историографии коммерческое образование становится актуальной темой для изучения. В первую очередь рассматривается его опыт в подготовке профессиональных кадров для частного предпринимательства. Кроме того, коммерческие училища стали родоначальниками многих направлений профессиональной подготовки в сфере
экономики, финансов и управления [3]. Но до сих пор не было работ, касавшихся политической значимости коммерческого образования и роли российской либеральной интеллигенции в его развитии.
С самого начала перед первым коммерческим училищем ставилась цель готовить широко образованных выпускников. Следуя идеалам Просвещения, его создатели И.И.Бецкой и П.А. Демидов заложили в программу подготовки и задачу воспитания нового человека, преодолевавшего старые сословные рамки. В дальнейшем развитие коммерческой школы взяло в свои руки купечество. Оно видело в нем возможность дать качественное образование своим детям и подготовить нужных для себя и страны специалистов-профессионалов. Коммерческие училища были весьма престижны. Их патронировали попечители из числа крупнейших сановников, посещали члены царской фамилии. Императрица Мария Федоровна лично забо-
тилась о нуждах воспитанников первого коммерческого училища, а император Николай I имел в Московском коммерческом училище своих стипендиатов. Попечители из купечества за участие в содержании и развитии коммерческих училищ получали награды, им присваивались высокие классные чины и почетные звания.
После реформ Александра II осознание купечеством своей социальной значимости постепенно переходило и в осознание необходимости своего политического участия в жизни России. Вопросы дальнейшего развития коммерческой школы становились предметом серьезного общественного обсуждения с участием как либеральной интеллигенции, предпринимательских кругов, так и государственных деятелей.
В 1896 г. по инициативе С.Ю.Витте принимается правительственное Положение о коммерческих учебных заведениях, которое позволило широко развить их сеть и привлечь к этому делу общественные организации предпринимателей. Витте понимал, что в дальнейшем стране потребуются серьезные преобразования. А наличие развитого коммерческого образования — один из наиболее ярких признаков ее буржуазного развития. Расширив сеть начальных и средних коммерческих учебных заведений, реформатор попытался дополнить ее вузами и содействовал открытию политехнических институтов. Однако они носили характер инженерных вузов, что не вполне отвечало потребностям растущей экономики, нуждавшейся в организаторах производства, управленцах, и политическим устремлениям части предпринимательских кругов и либеральной интеллигенции. И когда в 1903 — 1907 гг. были получены разрешения на создание коммерческих вузов — это был важный шаг в деле формирования новой либерально мыслящей буржуазной элиты.
Как отмечает современный специалист в области истории российского предпринимательства Ю.А.Петров, в деловой среде в начале ХХ в. сложилась новая идеология предпринимателей, выразителем которой стал П.П.Рябушинский с группой единомышленников, известных под собирательным названием: «молодые» московские капиталисты. В противовес аполитичному в массе своей старшему поколению они настаивали на прямом участии предпринимателей в политической жизни страны. «Молодые» были убеждены, что наступившее XX столетие должно стать в истории России веком «третьего сословия», которому пора занять подобающее место и в государственном управлении. [4].
Эта идеология нашла выражение и в дальнейшем развитии коммерческого образования. Среди создателей Высших Коммерческих курсов (ВВК) — первого высшего коммерческого учебного заведения были не только либеральные профессора, но и представители деловых кругов. Одним из вдохновителей и спонсоров этого предприятия стал соратник Рябу-шинского известный московский предприниматель А.С.Вишняков.
В процессе обучения в Московском Коммерческом институте (создан из ВВК в 1906 г.) составлявшие основу преподавательского состава представители
партии кадетов исподволь готовили новую образованную буржуазную элиту, которая должна была сформировать соответствующие социально-политические и культурные компетенции, чтобы оказывать влияние на существующую власть в целях трансформации русского самодержавия в либеральную сторону.
Благодаря усилиям директора Коммерческого института, видного деятеля кадетской партии П.И.Новгородцева к преподаванию привлекались лучшие научные и педагогические силы Москвы. Среди преподавателей вуза были крупные ученые и специалисты, историки и философы С.А.Котляревский, Д.М.Петрушевский, С.Н.Булгаков, известный политэконом, бывший ректор Московского университета (1906 — 1911) и будущий министр просвещения во Временном правительстве профессор А.А.Мануйлов и многие другие. Финансовая сторона в основном определялась деятельностью Попечительского совета. Представители торгово-промышленного мира, входившие в его состав, учреждали именные стипендии, оборудовали аудитории и лаборатории, способствовали трудоустройству выпускников, а наиболее способных отправляли на стажировку за границу.
В Петербурге к 1908 г. действовали два высших коммерческих учебных заведения — высшие коммерческие курсы М.В.Побединского и высшие коммерческие курсы, учрежденные А.И.Даринским, Е.В.Тарле, П.П.Федотьевым и П.И.Шелковым. Здесь работали известные в России преподаватели и ученые — Н.А.Гредескул, Н.П.Павлов-Сильванский, Е.В.Тарле, который несмотря на свою молодость был уже широко известен как замечательный лектор [5]. Все они принимали активное участие в общественно-политической жизни. Гредескул, например, был членом ЦК кадетской партии.
В 1906 г. под руководством украинского исто-рика-либерала М.В.Довнар-Запольского Высшие коммерческие курсы открылись в Киеве (позднее — Киевский Коммерческий институт). Довнар-Запольский, подобно большинству сторонников коммерческого образования, считал, что оно должно дать широкую общую подготовку и сообщить ряд технических сведений. Как указывалось в «Записке о Киевском Коммерческом институте» за 1910 г., «высшее коммерческое образование представляет собою комбинацию наук трех видов: экономических, юридических и коммерческо-технических. Последние имеют непосредственное применение к делу, а из двух первых наше образование берет то, что имеет к нему ближайшее отношение. Во главе экономических наук стоит политическая экономия, но не столько в теоретическом (как в университетах), сколько в ее прикладном значении. Таким образом, отделы этой науки, касающиеся банков, биржи, вексельного курса, денежного обращения, торговой политики, политики промышленной и сельскохозяйственной, путей сообщения, страхового дела, — все эти отделы выдвигаются на первый план и развиваются в самостоятельные дисциплины» [6].
По мнению авторов «Записки», «там, где ведется борьба за рынки сбыта продуктов промышленности, теперь стало аксиомою, что в экономическом
соревновании фирм разных стран управляющие делом широких оборотов и служащие этих фирм должны быть знакомы с научными идеями экономической жизни и законодательствами разных стран, а не могут ограничиваться навыками и обычаями, приобретенными за прилавком в качестве мальчиков, приказчиков». Более того, развитие знания и образования в коммерческо-промышленной сфере имеют прямое отношение к защите экономических и политических интересов страны [7].
М.В.Довнар-Запольский с соратниками полагал, что коммерческое образование должно иметь и позитивное общественно-политическое значение: «В... жизни современного общества вопросы политики, права и экономики занимают первое место. Гражданин, который не может самостоятельно разобраться в вопросах государственного права, не может сознательно восприять партийную экономическую программу, — такой гражданин мало полезен для общества: он или проявляет инертность в исполнении своего гражданского долга, или является автоматом, повторяющим чужие слова. Вот почему наилучшей подготовкою к общественной деятельности является ознакомление с общественными науками в беспристрастном освещении...» [8].
Высшее коммерческое образование обеспечивает государственный аппарат, другие общественные институты необходимыми кадрами. Оно дает такое образование, которое не могут предложить традиционные вузы. «Есть целый ряд должностей на общественной и государственной службе, — отмечается в «Записке», — которые требуют и специального коммерческого и того экономико-юридического образования, которое можно получить только в высшей коммерческой школе. <...>. Выпускники коммерческих вузов нужны железнодорожному и почтовотелеграфному ведомствам и пригодны на других «весьма разнообразных ступенях частной, общественной и государственной деятельности» [9].
По инициативе М.В.Довнар-Запольского при Киевском Коммерческом институте было создано в 1908-1909 гг. Общество экономистов. Его целями были поставлены: «теоретическая разработка общих вопросов экономической науки и изучение экономического положения Юга России» [10]. В Обществе собрались представители либеральных политических взглядов, в основном ученые и преподаватели, экономисты и статистики, специалисты в области сельского хозяйства. Были выдвинуты две главные его задачи: «.Во-первых, объединить всех местных деятелей, так или иначе соприкасающихся с разрешением экономических вопросов и с экономической наукой, — и во-вторых — оказать посильное содействие изучению местного края в экономическом отношении» [11].
Организаторы Общества занимались вопросами подготовки переписи населения 1910 г., рассматривали аграрные проблемы своего края, состояние и перспективы производства, прежде всего, сельскохозяйственного и др. На своих заседаниях они знакомились с зарубежным опытом, разбирали новейшие исследования в области экономики.
Возникавшие коммерческие институты, таким образом, находились на передовой линии политической и научно-педагогической жизни. Они стали одними из самых передовых вузов Российской империи. Как отмечает современный исследователь, «привлекала в коммерческие институты крупнейших ученых... творческая свобода, возможность профессорско-преподавательского состава организовывать учебный процесс по своему личному усмотрению, читать совершенно новые, ранее не преподававшиеся курсы»
[12]. При этом предпринимателей-учредителей институтов не смущало то обстоятельство, что профессора стоят на разных политических позициях, исповедуют разные идеологии и находятся в напряженных отношениях с царской властью. Главным должен был стать результат их деятельности — всесторонне подготовленный специалист, который мыслит широко и по-новому, учитывая все социально-экономические и политические изменения в бурно меняющемся обществе начала ХХ в.
Если при открытии первых коммерческих училищ главной целью было выпустить широко образованных, профессионально подготовленных специалистов для торговли и промышленности, то в дальнейшем задача усложнилась. В период либеральных реформ речь уже шла о дифференцированном подходе к подготовке «исполнителей», т.е. тех, кто знал технологические процессы, и «распорядителей», т.е. тех, кто эти процессы мог организовать
[13]. А российское купечество рассматривало свое участие в развитии коммерческого образования как важное общественное дело, как свою лепту в культурное развитие страны и в подготовку нужных национальной экономике кадров. В начале ХХ в. коммерческое образование, особенно высшее, становится важным для либеральных политических деятелей. Они видят в нем инструмент распространения своих идей, средство формирования новой управленческой элиты, способной внедрять передовой буржуазный опыт не только в экономику, но и в политическое управление.
1. См., напр.: Григорьев С. Коммерческое образование в России и его нужды // Русское экономическое обозрение. 1898. №8. С.21-38.
2. См.: Константинов Н.А. Очерки истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г. М., 1956. С.256.
3. См.: Разманова Н.А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX — 20-е годы ХХ века). М., 2002. С.340; Костриков С.П. Становление управленческого образования в России. XVIII — начало ХХ вв. М.: ГУУ, 2010. С.268.
4. Петров Ю.А. Династия Рябушинских. М., Русская книга, 1997. С.69.
5. Министерство торговли и промышленности. Адрес-календарь Учебного отдела и подведомственных ему учреждений на 1908 год. СПб., 1908. С.5.
6. Записка о Киевском Коммерческом институте (1910). Киев,1910. С.18.
7. Там же.
8. Там же. С.21-22.
9. Там же. С.26-27.
10. Труды Общества экономистов при Киевском коммерческом институте. Киев, 1910. С.1.
11. Там же.
12. Воробьева Ю. Высшее коммерческое образование в России в начале XX века // Московский журнал. 1994. №3. С.8-10.
13. См.: Костриков С.П. Роль Московской практической академии коммерческих наук в становлении управленческого образования в России // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. №2. С.10-17.
Bibliography (Translitirated)
1. Sm., napr.: Grigor'ev S. Kommercheskoe obrazovanie v Ros-sii i ego nuzhdy // Russkoe jekonomicheskoe obozrenie. 1898. №8. S.21-38.
2. Sm.: Konstantinov N.A. Ocherki istorii srednej shkoly. Gim-nazii i real'nye uchilishha s konca XIX v. do Fevral'skoj revoljucii 1917 g. M., 1956. S.256.
3. Sm.: Razmanova N.A. Stanovlenie kommercheskogo i fi-nansovo-jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii (XIX — 20-e gody ХХ veka). M., 2002. S.340; Kostrikov S.P. Stanovlenie upravlencheskogo obrazovanija v Rossii. XVIII — nachalo ХХ vv. M.: GUU, 2010. S.268.
4. Petrov Ju.A. Dinastija Rjabushinskih. M., Russkaja kniga, 1997. S.69.
5. Ministerstvo torgovli i promyshlennosti. Adres-kalendar' Uchebnogo otdela i podvedomstvennyh emu uchrezhdenij na 1908 god. SPb., 1908. S.5.
6. Zapiska o Kievskom Kommercheskom institute (1910). Kiev, 1910. S.18.
7. Tam zhe.
8. Tam zhe. S.21-22.
9. Tam zhe. S.26-27.
10. Trudy Obshhestva jekonomistov pri Kievskom kommerche-skom institute. Kiev, 1910. S.1.
11. Tam zhe.
12. Vorob'eva Ju. Vysshee kommercheskoe obrazovanie v Rossii v nachale XX veka // Moskovskij zhurnal. 1994. №3.
S.8-10.
13. Sm.: Kostrikov S.P. Rol' Moskovskoj prakticheskoj aka-demii kommercheskih nauk v stanovlenii upravlencheskogo obrazovanija v Rossii // Vestnik Pomorskogo universiteta. Ser.: Gumanit. i soc. nauki. 2009. №2. S.10-17.