Научная статья на тему 'ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ / ПОЖАРЫ / ВОЗГОРАНИЯ / DEPARTMENTAL FIRE SUPERVISION / FIRE SAFETY / SUBDIVISIONS OF THE DEPARTMENTAL FIRE PROTECTION OF THE FPS OF RUSSIA / FIRES / IGNITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистяков К. А.

В статье рассмотрены подходы к определению пожарной безопасности, проанализирована роль ведомственного пожарного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENTAL FIRE SUPERVISION AS ONE OF THE MEANS OF ENSURING FIRE SAFETY IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses approaches to the definition of fire safety, analyzes the role of departmental fire supervision

Текст научной работы на тему «ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.951:351.82 К. А. ЧИСТЯКОВ

доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы

Рязань

KIRILL A. CHISTYAKOV

Assistant Professor of the Department of Administrative and Financial Law

of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Major of the Internal Service

Ryazan

Ведомственный пожарный надзор как одно из средств обеспечения пожарной безопасности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

Departmental fire supervision as one of the means of ensuring fire safety in the penal system of the Russian Federation

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению пожарной безопасности, проанализирована роль ведомственного пожарного надзора.

Ключевые слова: ведомственный пожарный надзор, пожарная безопасность, подразделения ведомственной пожарной охраны ФСИН России, пожары, возгорания.

Abstract. The article discusses approaches to the definition of fire safety, analyzes the role of departmental fire supervision.

Key words: departmental fire supervision, fire safety, subdivisions of the departmental fire protection of the FPS of Russia, fires, ignitions.

Общее число пожаров в 2019 году, по данным МЧС России, составило 471 357 случаев. Самые распространенные причины возникновения пожаров - нарушение правил устройства

и эксплуатации оборудования и неосторожное обращение с огнем [1].

Согласно ведомственным статистическим данным, за истекший период 2020 года зарегистрировано 24 пожара (за ана-

логичный период предшествующего года (АППГ) - 44, уменьшение в 1,8 раза), допущена гибель 2 осужденных (АППГ - 2 сотрудника), травмировано 0 (АППГ - 9, из них 2 сотрудника, 7 осужденных), материальный ущерб - 8 206 727,6 рубля (АППГ -11 936 730,4 рубля, уменьшение на 32,2 %).

При анализе данных статистики можно выявить относительную стабильность количества пожаров и причиненного ими ущерба - как в России в целом, так и в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС). В то же время стоит заметить, что в УИС количество пожаров и ущерб от них за истекший период 2020 года снизились. Несмотря на положительную тенденцию, допущенные пожары свидетельствуют о недостатках в поддержании в учреждениях и органах ФСИН России пожарной безопасности, которая выступает составной частью общественной безопасности. Ее обеспечение является одним из главных вопросов государственной политики Российской Федерации, так как ущерб, нанесенный пожарами, довольно значительный [2] (в 2019 году он составил 18 170 400 000 рублей [1]).

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под данным понятием подразумевается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [3]. Однако в пункте 20 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты определяется как состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара [4].

В теории существует множество подходов к определению пожарной безопасности. Причиной множества мнений,

на наш взгляд, является то, что в указанных нормативных актах это определение дано обобщенно, скорее даже размыто, неточно. Теоретические исследования в данной сфере восполняют и обогащают данные законодательные определения.

Большинство ученых в своих формулировках пожарной безопасности используют термин «состояние защищенности» в разных его интерпретациях, однако расходятся в определении объекта защиты. Так, например, А. И. Стахов на первое место выдвигает жизненно важные интересы [5], тогда как В. В. Семени-хин прямо указывает на состояние защищенности жизни, здоровья и имущества [6]. Интересно мнение К. В. Карелина, который также использует термин «защищенность», но говорит о защищенности от возникновения и развития пожара [7]. Н. Н. Брушлинский и С. В. Соколов в своем определении используют понятие «состояние объекта защиты», но связывают его с понятием пожарных рисков, а не с жизнью или здоровьем людей [8]. В. В. Жуков в своем труде предлагает взглянуть на понятие пожарной безопасности с другого угла и представить понятие пожарной безопасности как сложное многогранное и комплексное явление, охарактеризовать его как экономически обоснованный, взаимодополняющий, рациональный механизм [9].

Как можно судить по приведенным определениям, единого понятия пожарной безопасности нет. Каждый ученый имеет свое мнение по данному вопросу. Где-то их взгляды на подходы к определению объектов охраны, методов и средств ее обеспечения в основном сходятся и отличаются лишь деталями, а где-то существенно различаются.

По нашему мнению, самое полное и всестороннее определение пожарной

безопасности дает С. В. Макаркин. В его работе под пожарной безопасностью понимается самостоятельный вид безопасности, и поэтому она также является правовым институтом, представляющим собой совокупность правовых норм, регулирующих состояние защищенности личности, государства, имущества от пожаров. Пожарная безопасность включает в себя комплекс общественных отношений, позволяющих обеспечить безопасность личности и общества от пожаров и их последствий [10].

Пожарная безопасность в России обеспечивается посредством государственной противопожарной службы и пожарной охраны разных уровней: ведомственного, муниципального, частного и добровольного [11].

В нашей статье мы рассмотрим обеспечение пожарной безопасности подразделениями ведомственной пожарной охраны ведомственного пожарного надзора.

В статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» дается понятие ведомственного пожарного надзора: «деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки».

Приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» определяет ведомственный пожарный надзор как деятельность ведомственной пожарной охраны УИС по проверке соблюдения

работниками УИС и осужденными требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС и принятие мер по результатам проверок [12].

Как видно из определения, основной задачей ведомственного пожарного надзора является проверка соблюдения требований пожарной безопасности. Должностные лица, осуществляющие ведомственный пожарный надзор, проверяют соблюдение требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции подведомственных зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении объектов учреждений и органов УИС, при ведомственной приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений учреждений и органов УИС, при эксплуатации объектов учреждений и органов УИС [11].

Сотрудники ведомственной пожарной охраны (ВПО) осуществляют пожарный надзор в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в форме детальных и контрольных проверок, внеплановые - в случаях получения информации о происшедшем пожаре, наличии нарушений требований пожарной безопасности, способных привести к возникновению пожара либо создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также ухудшения основных показателей деятельности учреждений, органов УИС и подразделений ВПО учреждений УИС [11].

Исходя из анализа положений ведомственного законодательства, мы пришли к выводу, что детальные проверки являются основным средством выявления нарушений пожарной безопасности. Во время их проведения проверяют не только соответствие работы нормативным

актам в области пожарной безопасности, но и состояние пожарной безопасности учреждения в целом.

Подчеркивая роль ведомственного пожарного надзора в обеспечении пожарной безопасности, И. С. Малышева пишет, что при создании ведомственной пожарной охраны учитывались два основных обстоятельства. По ее мнению, это было необходимо прежде всего для обеспечения соблюдения режима, предотвращения противоправных действий со стороны осужденных, а также учета особенностей территории объектов УИС при ликвидации пожаров. Ко второму обстоятельству автор относит значительную удаленность некоторых учреждений от мест дислокации профессиональных пожарных частей, в связи с чем на начальных этапах возгорания борьба с пожаром возможна только силами учреждения [11].

Мы считаем, что указанные обстоятельства вполне обоснованны, так как тушение пожаров на территории исправительных учреждений обладает своей спецификой. В частности, выполнение требований режима во время проведения противопожарных мероприятий должно обеспечиваться в усиленном виде, поскольку такие ситуации могут стать для осужденных поводом к совершению противоправных действий. Также сотрудники ВПО знают особенности территории исправительного учреждения, а значит, реагируют на возгорания быстрее и эффективнее, нежели подразделения пожарной охраны. В целом и большая удаленность играет немалую роль, так как огонь может распространиться быстрее нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Все это в совокупности подчеркивает необходимость и важность деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны.

В свою очередь, Р. Ш. Пономарев указывает, что учреждения УИС специфичны и уникальны, что накладывает отпечаток на ситуации при возникновении пожара. Он считает, что наибольшую пожарную опасность представляют объекты, находящиеся в промышленной зоне учреждения. На предприятиях учреждений обычно используются горючие материалы, осуществляется переработка и складирование древесины. Также пожароопасны швейные и другие производства. Автор обозначает и проблемы правового поля. В частности, он отмечает, что ВПО не является контролирующим или надзирающим государственным органом и вследствие этого ее сотрудники не могут воздействовать на контролируемые субъекты путем применения мер административного взыскания. Такое положение создает сложности при осуществлении ведомственного пожарного надзора на объектах УИС. Однако должностные лица подразделений ВПО наделены правом приостановления деятельности объектов при нарушении требований пожарной безопасности, что благоприятно сказывается на состоянии пожарной безопасности в целом [13]. Это, несомненно, подчеркивает важность и необходимость подразделений ВПО, а их первостепенная роль в осуществлении ведомственного пожарного надзора на объектах УИС не вызывает сомнения.

Важным фактором обеспечения пожарной безопасности на объектах УИС является персонал, осуществляющий ведомственный пожарный надзор. В его структуру входит довольно большое количество должностных лиц. Данные сотрудники обладают значительным перечнем полномочий в области осуществления ведомственного пожарного надзора, при этом соблюдается строгая иерархия и

четкое разделение должностных обязанностей.

Строгая иерархичность в деятельности должностных лиц, осуществляющих ведомственный пожарный надзор, предусматривает точное выполнение указаний вышестоящих должностных лиц, наряду с этим вмешательство в их деятельность других лиц запрещено. Вышестоящие должностные лица в установленном порядке могут отменять решения нижестоящих. Также необходимо отметить, что начальник пожарной части, который является старшим должностным лицом подразделения ведомственной пожарной охраны в учреждении, подчиняется напрямую начальнику учреждения, так как заместитель начальника учреждения по данному направлению деятельности отсутствует. Перечисленные обстоятельства придают ведомственному пожарному надзору особую значимость и выдвигают эту деятельность на одно из первых мест в системе обеспечения безопасности учреждений и органов УИС.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что пожарная безопасность является сложным и неоднородным явлением, понять которое довольно непросто. Однако с уверенностью можно сказать, что пожарная безопасность является частью национальной безопасности и поддержание ее на должном уровне - одна из ключевых задач государства. Что касается обеспечения пожарной безопасности на объектах ФСИН России, то здесь ключевое место занимают подразделения ведомственной пожарной охраны, а также лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС. Проводимые ими в рамках ведомственного пожарного надзора мероприятия поддерживают пожарную безопасность указанных объектов на должном уровне. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод, что ведомственный пожарный надзор является ключевым средством поддержания пожарной безопасности в УИС на достаточно высоком уровне. ф

1. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году : государственный доклад. М. : МЧС России ; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 259 с.

2. Карасев, А. Т., Макаркин, С. В. Пожарная безопасность - вид общественной безопасности России (нормативно-правовой и теоретический аспекты) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Право. 2015. Т. 15, № 3. С. 102-107.

3. О пожарной безопасности : федер. закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федер. закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 (ред. от 27.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Стахов А. И. Организационно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности в России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 204 с.

6. Семенихин В. В. Пожарная безопасность // Налоги (газета). 2007. № 12.

7. Карелин К. В. Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 146 с.

8. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Еще раз о пожарной безопасности // Пожаровзрывобе-зопасность. 2012. Т. 21, № 6. С. 9-12.

9. Жуков В. В. Новый смысл пожарной безопасности // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20, № 12. С. 4-10.

10. Макаркин С. В. Пожарная безопасность в системе вопросов местного значения Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 227 с.

11. Малышева И. С. Ведомственная пожарная охрана ФСИН России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2019. Т. 10, № 1. С. 238-240.

12. Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Пономарев Р. Ш. Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 6. С. 49-51.

1. On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2019 : state report. Moscow : Ministry of Emergencies of Russia ; FSBI «All-Russian Research Institute on Civil Defense Problems and Emergency Situations» (Federal Center), 2020. 259 p.

2. Karasev, A. T., Makarkin, S. V. (2015) Fire safety as a type of public safety in Russia (legal and theoretical aspects) // The series «Law» of the Bulletin of South Ural State University. Vol. 15, 3, 102-107.

3. On Fire Safety : Federal Law dated 21.12.1994 No. 69-FZ (as amended on 26.07.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

4. Technical regulations on fire safety requirements : Federal Law dated 22.07.2008 No. 123-FZ (as amended on 27.12.2018). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

5. Stakhov, A. I. (2001) Organizational and legal framework for ensuring fire safety in Russia : thesis ... of Candidate of Law. Moscow, 204 p.

6. Semenikhin, V. V. (2007) Fire safety // Taxes (newspaper). 12.

7. Karelin, K. V. (2012) Administrative and legal status of the state fire supervision of the Russian Federation : thesis ... of Candidate of Law. Saratov, 146 p.

8. Brushlinsky, N. N., Sokolov, S. V. (2012) Once again about fire safety // Fire and Explosion Safety. Vol. 21, 6, 9-12.

9. Zhukov, V. V. (2011) New sense of fire safety // Fire and Explosion Safety. Vol. 20, 12, 4-10.

10. Makarkin, S. V. (2006) Fire safety in the system of local issues of the Russian Federation : thesis ... of Candidate of Law. Chelyabinsk, 227 p.

11. Malysheva, I. S. (2019) Departmental fire brigade of the federal penitentiary service of Russia // Modern technologies for civil defense and emergency response. Vol. 10, 1, 238-240.

12. On the approval of the Manual on the organization of the activities of fire departments, individual posts, fire prevention groups of the departmental fire protection system of institutions executing punishments, and pre-trial detention centers of the penal system : order of the Ministry of Justice of Russia dated 03.09.2007 No. 177. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

13. Ponomarev, R. Sh. (2014) Fire safety of the penal system // Bulletin of the penal system. 6, 49-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.