УДК 342.97:343.8
КИРИЛЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИСТЯКОВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: статья освещает вопросы административной деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны Федеральной службы исполнения наказаний.
На эффективность государственного пожарного надзора значительное влияние оказывает состояние нормативной базы в сфере пожарной безопасности. В настоящее время основные требования пожарной безопасности рассредоточены в большом массиве нормативно-технических документов. Значительный объем такого рода информации, множество постоянно вносимых в нормативные документы изменений существенно усложняют работу сотрудников, осуществляющих пожарный надзор, в результате чего снижается качество выполняемых ими функций. В связи с этим полагаем, что необходима организация методического обеспечения правоприменительной деятельности сотрудников надзорных подразделений.
Другой проблемой является улучшение качества правовой подготовки кадров. Анализ административно-правовой деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны свидетельствует о том, что многие инспекторы, осуществляющие пожарный надзор, имеют недостаточный уровень административно-правовой подготовки. Это можно объяснить тем, что большинство сотрудников таких подразделений пришли в данные органы из других ведомств (в том числе из уголовно-исполнительной системы) и в своей профессиональной подготовке делают акцент на изучение технических норм и правил, недостаточно уделяя внимания правовым аспектам.
Ключевые слова: ведомственная пожарная охрана, пожарный надзор, государственный пожарный надзор, ведомственный пожарный надзор, подразделения ведомственной пожарной охраны Федеральной службы исполнения наказаний, административная деятельность.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря ния, принятия предусмотренных законодательством
1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопас- Российской Федерации мер по пресечению и (или)
ности» под федеральным государствен- устранению выявленных нарушений, и деятельность
ным пожарным надзором понимается деятельность указанных уполномоченных органов государственной
уполномоченных федеральных органов исполни- власти по систематическому наблюдению за исполне-
тельной власти, органов исполнительной власти нием требований пожарной безопасности, анализу и
субъектов Российской Федерации, осуществляю- прогнозированию состояния исполнения указанных
щих переданные полномочия, а также подведомст- требований при осуществлении организациями и
венных им государственных учреждений, направ- гражданами своей деятельности. В ст. 1 указанного
ленная на предупреждение, выявление и пресече- Закона также дается понятие ведомственного по-
ние нарушений организациями и гражданами жарного надзора - это деятельность ведомственной
требований, установленных законодательством пожарной охраны по проверке соблюдения органи-
Российской Федерации о пожарной безопасности, зациями, подведомственными соответствующим
посредством организации и проведения проверок федеральным органам исполнительной власти, тре-
деятельности организаций и граждан, состояния бований пожарной безопасности и принятию мер по
используемых (эксплуатируемых) ими объектов результатам проверки.
защиты, проведения мероприятий по контролю на Однако приведенное определение государст-
лесных участках, подземных объектах, при веде- венного пожарного надзора не в полной мере рас-
нии горных работ, при производстве, транспорти- крывает его сущность. Оно выделяет лишь одно
ровке, хранении, использовании и утилизации направление деятельности органов государствен-
взрывчатых материалов промышленного назначе- ного пожарного надзора (проверка и принятие мер
© Чистяков К. А., 2016
по результатам) и совсем не упоминает об остальных его направлениях (лицензирование соответствующих видов деятельности; деятельность по выдаче разрешений на совершение конкретных действий в подведомственной сфере юридическим лицам и гражданам).
Пожарный надзор основывается на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также на принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и иных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, регулирующих вопросы пожарного надзора.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» в целях обеспечения пожарной безопасности федеральные органы исполнительной власти и организации могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Приказ ФСИН России от 14 января 2014 г. № 4 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы» определяет структуру, задачи и функции ведомственной пожарной охраны (ВПО) уголовно-исполнительной системы (УИС).
Подразделения ВПО выполняют достаточно большой объем задач и функций, важнейшей из которых является осуществление пожарного надзора. Уточняются задачи и функции пожарного надзора в приказе Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Основным направлением осуществления ведомственного пожарного надзора является контроль за соблюдением требований пожарной безопасности:
- на объектах учреждений и органов УИС;
- при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции подведомственных зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении объектов учреждений и органов УИС;
- при ведомственной приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений учреждений и органов УИС;
- при эксплуатации объектов учреждений и органов УИС.
Ведомственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами (инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС) ведомственной пожарной службы управления безопасности ФСИН России, отделов (инспекций) ВПО
территориальных органов УИС и подразделений ВПО учреждений УИС.
Инспекторы по ведомственному пожарному надзору УИС подразделяются в порядке их подчиненности, а также по предоставленным полномочиям на обслуживаемой территории (объектах) на категории.
При осуществлении ведомственного пожарного надзора указания и распоряжения вышестоящих инспекторов по ведомственному пожарному надзору УИС обязательны для исполнения нижестоящими инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС. Вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
Вышестоящие инспекторы по ведомственному пожарному надзору УИС вправе отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС.
Обзор законодательства в сфере пожарного надзора позволил сделать вывод о том, что на эффективность пожарного надзора значительное влияние оказывает состояние нормативной базы в сфере пожарной безопасности. В настоящее время основные требования пожарной безопасности рассредоточены в большом массиве нормативно-технических документов. Значительный объем такого рода информации, множество постоянно вносимых в нормативные документы изменений существенно усложняют работу сотрудников, осуществляющих пожарный надзор, в результате чего снижается качество выполняемых ими функций по надзору. В связи с этим полагаем, что необходима организация методического обеспечения правоприменительной деятельности сотрудников надзорных подразделений. Представляется, что есть потребность разработки и издания сборников нормативно-правовых документов на высоком и масштабном уровне, которые детально регламентировали бы процессуальный порядок правоприменительной деятельности органов пожарного надзора по всем его направлениям. Это позволило бы обеспечить единообразное толкование и применение процессуальных норм, значительно облегчило бы работу сотрудников с законодательной базой, сделав ее более удобной и продуктивной.
Другой проблемой является улучшение качества правовой подготовки кадров. Данные обзора административно-правовой деятельности подразделений ВПО свидетельствуют о том, что многие инспекторы, осуществляющие пожарный надзор, имеют недостаточный уровень административно-правовой подготовки. По нашему мнению, это можно объяснить тем, что большинство сотрудников ВПО, осуществляющих правоприменительную деятельность, пришли в данные органы из других ведомств (в том числе УИС) и при своей профессиональной подго-
товке делают акцент на изучение технических норм и правил, недостаточно уделяя внимания правовым аспектам. В связи с этим образовательным учреждениям соответствующего профиля при подготовке и переподготовке сотруд-
ников подразделений ВПО следует более подробно рассматривать вопросы правового обеспечения деятельности сотрудников ВПО, а также уделять больше внимания именно ведомственным нормативно-правовым актам.
KIRILL ALEKSEEVICH CHISTJAKOV,
phd in law,
senior lecturer, administrative and financial law department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
SOME PROBLEMS OF ACTIVITIES OF THE UNITS OF FIRE PROTECTION DEPARTMENTS OF THE FPS OF RUSSIA
Abstract: the article deals with the problems of administrative activities of the units of fire protection departments of the FPS of Russia.
The efficiency of the government fire supervision is greatly affected by the status of regulations in the sphere of fire safety. At present, the main requirements to fire safety are dispersed in a large body of regulatory and technical documents. A considerable amount of such information as well as the numerous alterations constantly introduced into regulating documents significantly complicate the work of the employees supervising fire safety, therefore the quality of their work tends to deteriorate. In this connection, the author believes that it is necessary to arrange some methodological supply of the law-enforcement activities of the supervisory staff.
The other problem is the necessity to improve legal training of the staff. The analysis of administrative and legal activities of the units of fire protection departments reveals that many inspectors carrying out fire supervision have an inadequate level of administrative and legal training. It can be explained by the fact that most employees of such units have come to these bodies from the other departments (including the penal system), and in their professional training they place emphasis on studying the technical regulations and instructions, without paying sufficient attention to the legal aspects.
Key words: fire protection department, fire supervision, government fire supervision, departmental fire supervision, units of fire protection departments of the FPS of Russia, administrative activities.
© Chistjakov K. A., 2016