Научная статья на тему 'ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ'

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саутиев Адам Мухамедович

В данной статье рассматривается порядок осуществления ведомственного контроля при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях в учреждениях и органах ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саутиев Адам Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENTAL CONTROL OF RECEPTION, REGISTRATION AND CONSIDERATION OF APPLICATIONS AND REPORTS OF CRIMES IN PENAL INSTITUTIONS: LEGISLATION AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION IN RUSSIA AND CIS COUNTRIES

This article discusses the procedure for the implementation of departmental control in the reception, registration and consideration of applications and reports of crimes in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_270 УДК 343.8

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ Departmental control over the reception, registration and consideration of applications and reports of crimes in penal institutions: legislation and practice in Russia and CIS countries

САУТИЕВ Адам Мухамедович,

кандидат юридических наук, начальник кафедры ОИН Университета ФСИН России. Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: rf_sng@mail.ru;

Sautiev Adam Muhamedovich,

Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of OIN of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: rf_sng@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье рассматривается порядок осуществления ведомственного контроля при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях в учреждениях и органах ФСИН России.

Abstract: this article discusses the procedure for the implementation of departmental control in the reception, registration and consideration of applications and reports of crimes in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Ключевые слова: ведомственный контроль, предварительная проверка, исправительное учреждение, орган дознания, учетно-регистрационная дисциплина.

Keywords: departmental control, preliminary inspection, correctional institution, body of inquiry, accounting and registration discipline.

Дата направления статьи в редакцию: 13.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Компетенция на осуществление ведомственного контроля по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в ИУ определяется правовым положением самого органа, осуществляющего уголовно-процессуальную деятельность, закрепленным в ведомственных актах.

Контроль рассматривается в теории и практике как самостоятельный вид управленческой деятельности и является завершающей стадией процесса управления1. Иными словами, контроль - это своеобразная форма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно соблюдаются требования законов2. Так, В. П. Беляев определяет контроль как сбор и проверку информации с подконтрольных объектов об уровне выполнения принятых предписаний и недопущении отклонения от принятых решений3. М. И. Байтин определяет контроль как функцию государства, которая проявляется при реализации задач государственными органами4. М. Н. Кудилинский рассматривает контроль как особый

5

вид государственно-управленческой деятельности .

Ведомственный контроль в системе УИС изучается в юридической литературе6. По мнению А. А. Крымова, понятие ведомственного контроля следует применять для определения организационных (непроцессуальных) полномочий начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, которые имеют целью реализацию задач уголовного судопроизводства7. О. А. Малышева считает его как «контроль за своевременностью деятельности по поступившему сообщению о преступлении, состоянием регистрационно-учетной дисциплины, законностью проведения проверочных действий и обоснованностью принятия решения по первичным материалам»8. Полагаем, что при помощи контроля соответствующие должностные лица учреждений и органов УИС определяют правильность принятых решений, степень реализации и необходимость их корректировки.

Контролировать работу сотрудников УИС необходимо для оперативного разрешения проблем, возникающих при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях. Как указывается в юридической литературе, основная задача контро-

1 См.: Огородников В. И. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юрид. психология. 2008. № 4. С. 129.

2 См.: Панарин Д. А., Рахмаев Э. С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных средств разработок научного потенциала // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11. С. 12.

3 См.: Беляев В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 24.

4 См.: Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 138.

5 См.: Кудилинский М. Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 47-52.

6 См.: Лелюх В. Ф. Современные виды (формы) контроля за деятельностью исправительных учреждений в период реформирования уголовно-исполнительной системы России // Вестн. КемГУ. 2012. № 3. С. 317-324.

7 См.: Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России. С. 235.

8 См.: Малышева О. А. Указ. соч.

Уголовный процесс

ля в исправительных учреждениях - обеспечение неуклонного выполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность соответствующих субъектов1, а сам контроль служит эффективным средством обеспечения персоналом исправительных учреждений прав и законных интересов осужденных2. Функция контроля состоит в обеспечении реализации принятого решения и его последующего исполнения.

В соответствии с ст. 19-22 УИК РФ деятельность ИУ контролируется: органами государственной власти и органами местного самоуправления, судебными органами, вышестоящими органами (путем осуществления ведомственного контроля) и органами прокуратуры.

Ведомственный контроль базируется на ст. 21 УИК РФ. Вышестоящие органы, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих учреждений и органов, одновременно контролируют направления их деятельности, в том числе прием, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях в ИУ.

В целом ведомственный контроль при проверке информации о преступлении - это деятельность по своевременной и полной проверке такой информации и правильности ее разрешения3.

Ведомственный контроль осуществляется для обеспечения режима законности в ИУ и нормального его функционирования. Ведомственный контроль, помимо прочего, позволяет оказывать своевременную методическую помощь соответствующим должностным лицам ИУ.

Формы ведомственного контроля могут быть различными, они зависят от объекта и целей проверки. В рассматриваемом аспекте традиционными способами проверки являются: проверка жалобы осужденного, выявление фактов нарушения законности, проверка служебной документации.

В учреждениях и органах ФСИН России организация ведомственного контроля при проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях регулируется разд. 5 Инструкции 2006 г. Система указанного контроля является многоступенчатой. Так, при приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный учреждения докладывает письменным рапортом начальнику учреждения, помимо прочего, о сотрудниках, проводивших проверку поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях и происшествиях, срок разрешения которых истек в течение дежурных суток, и не доложивших в дежурную часть ИУ о ее результатах.

Начальник ИУ осуществляет процессуальный и организационный контроль. Он обязан ежедневно контролировать соблюдение сроков проверки сообщений о преступлениях. В связи с большим объемом выполняемых процессуальных полномочий возникает необходимость законодательного закрепления процессуального статуса начальника ИУ как органа дознания. Так, начальник ИУ вправе лично принимать участие в проведении предварительной проверки и производстве неотложных следственных действий на территории ИУ. В рамках проводимой предварительной проверки начальник ИУ вправе поручать осуществлять режимные и оперативно-розыскные мероприятия.

Наделение начальника ИУ статусом органа дознания позволит ему реагировать на факты совершения преступлений на территории ИУ, применяя все необходимые полномочия, которыми он будет наделен в соответствии с УПК РФ. Согласно ст. 157 УПК РФ в рамках ведомственного контроля он осуществляет процессуальный контроль за подчиненными ему сотрудниками при производстве неотложных следственных действий. В этом случае подчиненные сотрудники, выполняющие неотложные следственные действия, наделяются статусом дознавателя. По ч. 2 ст. 157 УПК РФ полномочия начальника органа дознания имеются только у начальников учреждений и органов УИС. Заместители начальника ИУ обладают полномочиями начальника органа дознания в тех случаях, когда они выполняют обязанности начальника ИУ.

Производство предварительной проверки по поступившему заявлению, сообщению о преступлении осуществляется по решению начальника ИУ сотрудниками дежурной части, оперативных и режимных подразделений.

Непосредственный контроль, выполняемый начальником ИУ, прямо влияет на законность в процессе приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях и происшествиях, поскольку осуществляется им непрерывно (ежедневно) в силу близости к объекту контрольной деятельности. Начальник ИУ, контролируя деятельность подчиненных сотрудников, законность и целесообразность принятых решений, вправе и обязан без промедления реагировать на допущенные нарушения закона с целью их устранения, а также применять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, совершившим нарушения закона.

Однако контроль со стороны начальника ИУ не должен лишать сотрудника, производящего проверку заявления и сообщения о преступлении и происшествии, самостоятельности при решении вопроса о том, какие проверочные мероприятия проводить. Контроль со стороны начальника ИУ осуществляется путем дачи указаний должностным лицам, проводящим проверку, личного участия в проверочных мероприятиях. Ведомственный контроль начальника ИУ обеспечивает выполнение задач уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.

Ведомственный контроль - значимое организационно-правовое средство обеспечения и укрепления законности в деятельности ФСИН России. С учетом ранее сказанного полагаем необходимым законодательно закрепить за ИУ уголовно-процессуальный статус органа дознания. В связи с этим научный интерес представляет организация ведомственного контроля в странах СНГ.

Так, начальник учреждения Республики Беларусь для обнаружения признаков преступления и выявления виновных лиц вправе давать указания о производстве необходимых оперативно-розыскных, режимных и процессуальных мероприятий на территории ИУ (ст. 38 УПК РБ). Такие же полномочия предоставлены начальнику ИУ Республики Армения, дополнительно он вправе проводить осмотр места происшествия, не-

1 См.: Босулаев А. А. Организация деятельности начальника исправительного учреждения по контролю за реализацией управленческих решений // Человек: преступление и наказание. 2008. № 1. С. 39.

2 См.: Артемьев Н. С., Кубасов А. В. Способы обеспечения законности в деятельности сотрудников исправительных учреждений // Человек: преступление и наказание. 2005. № 3. С. 39.

3 См.: Ковалева М. Г. Указ. соч. С. 174.

отложные следственные действия, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей, регистрировать заявление о преступлении. Возможно, такое правомочие целесообразно закрепить и в УПК РФ.

Подобного рода порядок осуществления ведомственного контроля предусмотрен в пенитенциарных учреждениях Кыргызской Республики. Отличием является то, что контроль за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях и происшествиях, а также порядка их разрешения возлагается на руководителей структурных подразделений (Следственное управление ГСИН, Управление розыска и надзора ГСИН, Организационно-инспекторское отделение ГСИН). Более того, в обязанность Центрального аппарата ГСИН Кыргызской Республики вменено проверять учетно-регистрационную дисциплину и принимаемые меры по ее укреплению при проведении инспектирования и контрольных проверок.

Например, по ч. 1 ст. 41 УПК Республики Таджикистан начальник дознавательного подразделения вправе принимать решения по заявлениям и жалобам, проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия по уголовному делу, возбуждать уголовное дело, осуществлять его производство и проводить в полном объеме следственные действия, используя полномочия следователя, изучать материал уголовного дела, давать поручения дознавателю по проведению дознания, отдельных дознавательных действий, избранию вида меры пресечения в отношении подозреваемого, квалификации преступления и объема обвинения.

В рамках осуществления ведомственного контроля Инспекция по надзору за исполнением наказаний, являющаяся самостоятельной структурой центрального аппарата Министерства юстиции Азербайджанской Республики на правах управления, вправе при необходимости потребовать информацию, документы, материалы проверки и расследования, проводимые учреждениями и органами, исполняющими наказания, в том числе структурами, осуществляющими непосредственное руководство ими (п. 7.4), что предусмотрено в Положении об Инспекции по надзору за исполнением наказаний Министерства юстиции Азербайджанской Республики, утвержденном приказом министра юстиции Азербайджанской Республики от 30 ноября 2007 г. № 42-Т.

Сравнивая порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью по проверке заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан, необходимо отметить существенные отличия от порядка ведомственного контроля, осуществляемого в учреждениях и органах ФСИН России. Прежде всего данные отличия связаны с тем, что до сих пор УИС является структурным подразделением Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Кроме того, с принятием 4 июля 2014 г. нового УПК Казахстана, а также изданием приказа Генерального прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований» кардинально изменился порядок проверки сообщений об уголовных правонарушениях, что закономерно отразилось и на дисциплине контрольной деятельности. Так, согласно п. 65 вышеуказанных Правил уполномоченным органом в целях осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля предоставляется доступ к сведениям о досудебных расследованиях, находящимся в поднадзорных и подконтрольных органах, руководителям прокуратур и органов уголовного преследования, процессуальным и уполномоченным прокурорам, а также должностным лицам органов уголовного преследования, уполномоченным на осуществление ведомственного контроля.

Библиогра фия:

1. Огородников В. И. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юрид. психология. 2008. № 4. С. 129.

2. Панарин Д. А., Рахмаев Э. С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных средств разработок научного потенциала // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11. С. 12.

3. Беляев В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 24.

4. Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 138.

5. Кудилинский М. Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 47-52.

6. Лелюх В. Ф. Современные виды (формы) контроля за деятельностью исправительных учреждений в период реформирования уголовно-исполнительной системы России // Вестн. КемГУ. 2012. № 3. С. 317-324.

7. Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России. С. 235.

8. Босулаев А. А. Организация деятельности начальника исправительного учреждения по контролю за реализацией управленческих решений // Человек: преступление и наказание. 2008. № 1. С. 39.

9. Артемьев Н. С., Кубасов А. В. Способы обеспечения законности в деятельности сотрудников исправительных учреждений // Человек: преступление и наказание. 2005. № 3. С. 39.

References (transliterated):

1. Ogorodnikov V. I. Organizaciya i specifika kontrolya sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Prikladnaya yurid. psiho-logiya. 2008. № 4. S. 129.

2. Panarin D. A., Rahmaev E. S. Povyshenie effektivnosti upravleniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemoj, ispol'zovanie innovacionnyh sredstv razrabotok nauchnogo potenciala // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 20l 1. № 11. S. 12.

3. Belyaev V. P. Kontrol' i nadzor kak formy yuridicheskoj deyatel'nosti: voprosy teorii i praktiki : dis. ... d-ra yurid. nauk. Saratov, 2006. S. 24.

4. Bajtin M. I. Sushchnost prava. Saratov, 2001. S. 138.

5. Kudilinskij M. N. Kontrol' kak vid gosudarstvenno-upravlencheskoj deyatel'nosti. Sootnoshenie ponyatij «kontrol'» i «nadzor» // Aktual'nye problemy ros-sijskogo prava. 2015. № 8. S. 47-52.

6. Lelyuh V. F. Sovremennye vidy (formy) kontrolya za deyatel'nost'yu ispravitel'nyh uchrezhdenij v period reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii // Vestn. KemGU. 2012. № 3. S. 317-324.

7. Krymov A. A. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost organov i uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii. S. 235.

8. Bosulaev A. A. Organizaciya deyatel'nosti nachal'nika ispravitel'nogo uchrezhdeniya po kontrolyu za realizaciej upravlencheskih reshenij // CHelovek: pre-stuplenie i nakazanie. 2008. № 1. S. 39.

9. Artem'ev N. S., Kubasov A. V. Sposoby obespecheniya zakonnosti v deyatel'nosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. 2005. № 3. S. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.