ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Prosecutor's activity
УДК 343.8
М. С. Красильникова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ДОСУДЕБНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
Статья посвящена исследованию вопросов прокурорского надзора за деятельностью сотрудников подразделений исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющих прием, регистрацию сообщений о преступлениях, их проверку и принятие решения по результатам такой проверки.
Установлен круг нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок приема, регистрации, проверки и принятия решения по сообщениям о совершенном преступлении. Проанализированы правила, относящиеся к рассматриваемой деятельности прокурора, предмет прокурорского надзора в данной области. Подчеркивается необходимость соблюдения порядка обращения с сообщениями о преступлении со стороны сотрудников исправительных учреждений, а также важность размещения соответствующей информации в общем доступе для осужденных.
Подробно рассмотрены этапы деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляемой в связи с поступлением сообщения о преступлении, выделены проблемные аспекты, вызывающие сложности на практике, а также являющиеся предметами прокурорских проверок, результатом которых становятся акты прокурорского реагирования.
Ключевые слова: прокурорский надзор; исправительное учреждение; сообщение о преступлении; сотрудник уголовно-исполнительной системы; уголовно-процессуальная деятельность.
M. S. Krasilnikova
PROSECUTORIAL SUPERVISION OF CERTAIN TYPES OF CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITIES CARRIED OUT BY EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM IN PRE-TRIAL PROCEEDINGS
The article is devoted to the study of issues of prosecutorial supervision over the activities of employees of correctional institutions of the penal system, carrying out reception, registration of reports of crimes, their verification and decision-making on the results of such an inspection.
The article establishes a range of normative-legal acts regulating the procedure of reception, registration, verification and decision-making on reports of the committed crime. The
© Красильникова М. С., 2019 © Krasilnikova M. S., 2019
rules relating to the activities of the Prosecutor, the subject of prosecutorial supervision in this area are analyzed. It emphasizes the need to respect the treatment of reports of crime by correctional officers, as well as the importance of placing relevant information in the public domain for convicts.
The stages of the activities of the employees of the penal system carried out in connection with the receipt of a report on a crime are considered in detail, the problematic aspects causing difficulties in practice are highlighted, as well as being the subjects of Prosecutor's inspections, which result in acts of Prosecutor's response.
Keywords: Prosecutor's supervision; correctional institution; report on crime; employee of the criminal-executive system; criminal-procedural activity.
Важным аспектом деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы выступает прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, их проверка и принятие по ним решений, поскольку без этого невозможно эффективное противодействие пенитенциарной преступности, а, следовательно, и должное соблюдение прав и свобод граждан, которые являются объектом преступных посягательств.
Анализируя норму права, закрепленную в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, представляется возможным выделить следующие этапы стадии возбуждения уголовного дела: 1) принятие и регистрация сообщения о преступлении; 2) проверка такого сообщения; 3) принятие решения по результатам проверки сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ.
Этапы прокурорского надзора в данном случае, как представляется, должны соответствовать приведенному делению. В свою очередь, принятие сообщения о преступлении — это не одномоментный акт, указанная деятельность, помимо приема сообщения, предусматривает его надлежащее оформление, а также регистрацию. Предмет прокурорского надзора определяется этапами и содержанием указанной деятельности (см. [2, с. 109]).
Согласно п. 1.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного след-
ствия» на органы прокуратуры возложена обязанность тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» осуществляет прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В связи с указанным прокурор при осуществлении надзора должен учитывать, помимо УПК РФ, требования подзаконных нормативных актов, регламентирующих деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, к которым, в частности, относится Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденная приказом Минюста России от 11.06.2006 № 250 (далее — Инструкция).
П. 2 Инструкции закрепляет перечень должностных лиц учреждений и органов УИС, уполномоченных на прием сооб-
щений о преступлении: старшие оперативные дежурные, оперативные дежурные по территориальным органам УИС, дежурные помощники начальника учреждения, дежурные помощники начальника колонии, дежурные помощники начальника больницы, дежурные помощники начальника следственного изолятора, дежурные помощники начальника тюрьмы (или их заместители). Кроме того, прием заявлений о преступлениях и происшествиях обязаны также осуществлять все лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС.
В ходе прокурорских проверок необходимо отслеживать соблюдение требований Инструкции о размещении в помещениях административных зданий учреждений и органов УИС на стендах или иных общедоступных местах: выписок из УПК РФ, ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцов письменного заявления и заявления о явке с повинной и требований по их составлению; перечня должностных лиц, уполномоченных принимать такие сообщения; сведений о руководителях и иных должностных лицах органов, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях, так как данные положения являются гарантиями обеспечения прав лиц, обращающихся с заявлениями о преступлениях. Также прокурор обязан обращать особое внимание на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов учреждений УИС; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений.
Следующим этапом, неразрывно связанным с приемом сообщений о преступлениях, является их регистрация. Переда-
ча материалов, собранных по фактам совершенных преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников (см. [2, с. 112]), в соответствии со ст. 143 УПК РФ. Сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях — в Журнале регистрации информации о происшествиях. В Журнал регистрации информации о происшествиях вносится информация о происшествиях, требующая определенных проверочных действий на предмет установления наличия признаков преступления и правонарушения или отсутствия таковых. В случае подтверждения полученная информации оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления с последующей регистрацией в Книге регистрации сообщений о преступлениях.
В данном случае прокурор в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, вправе ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных учреждений и органов УИС с учетной документацией, а также с документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний [4]. Также прокурором в ходе проверки тщательно изучаются книги регистрации сообщений о преступлениях и проводится сверка записей с другой документацией.
Далее поступившая в дежурную часть учреждения или органа УИС информация о преступлениях и происшествиях после ее регистрации незамедлительно докладывается начальнику учреждения или органа УИС либо лицу, его замещающему. По каждому заявлению или сообщению о преступлениях и про-
исшествиях начальник учреждения или органа УИС обязан дать письменное указание конкретным исполнителям о рассмотрении их в соответствии с требованиями УПК РФ и Инструкции.
Прокурору в ходе проверок следует обращать внимание на порядок оформления повода в возбуждении уголовного дела, срок рассмотрения сообщения о преступлении, возможность продления указанного срока по ходатайству начальника органа дознания, законность использования мер уголовно-
процессуального характера, предусмотренных ч. 1 ст. 144 УПК РФ, порядок оформления и законности материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. При вынесении по результатам разрешения сообщений о преступлениях незаконных или необоснованных постановлений, несоблюдении учетно-регистрационной дисциплины уполномоченными подразделениями заслушивать руководителей, а также иных должностных лиц этих подразделений на совещаниях либо проводить служебные проверки и по их результатам решать вопрос о привлечении виновных к предусмотренной законом ответственности (см.: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.03.2014 № 147 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях»). Обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях. В этих целях незамедлительно направлять начальникам органов дознания мотивированные письменные запросы о представлении проверочных материалов для изучения в связи с поступлением соответствующих копий постановлений об отказе в возбуждении
уголовного дела (см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).
Для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы значительный практический и, безусловно, научный интерес представляет разрешение процессуальной ситуации с возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, под которыми понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (см. [3, с. 21-22]).
Производство неотложных следственных действий осуществляется при наличии следующих условий:
1) наличие признаков преступления, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ);
2) наличие необходимости производства неотложных следственных действий (ч. 1 ст. 157 УПК РФ);
3) наличие определенного вида преступления (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ): против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов или совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
4) передача уголовного дела по истечении 10 суток по подследственности руководителю соответствующего следственного органа.
При отсутствии необходимости производства неотложных следственных действий право принятия решения о проведении доследственной проверки и процессуального решения по ее окончании предоставлено (с учетом подследствен-
ности) начальнику исправительного учреждения. Однако последний после возбуждения уголовного дела его материалы незамедлительно должен направить прокурору для направления в соответствующий орган дознания, поскольку производство дознания не предусматривает возможности проведения неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела (по аналогии со ст. 157 УПК РФ).
Как показывает изучение
прокурорско-следственной практики, в условиях исправительного учреждения нередкими являются факты возбуждения по правилам ст. 157 УПК РФ уголовного дела по результатам проверки заявления, сообщения о преступлении в исправительном учреждении лицом, являющимся ненадлежащим субъектом уголовно-процессуальной деятельности — заместителем начальника исправительного учреждения, на которого в устной форме возложено исполнение обязанностей начальника учреждения на период временного отсутствия последнего (см. [1, с. 83]. Как следствие, процессуальные действия по уголовному делу следователем или судом могут быть признаны незаконными или необоснованными, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан, утрату судебной перспективы уголовного дела.
По указанной деятельности прокурор обязан обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов. В пределах имеющихся полномочий прокурор вправе в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания органам и учреждениям УИС о производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий, в том числе на этапе проверки
сообщений о преступлениях в порядке ст. 144-145 УПК РФ.
Реализуя имеющиеся полномочия, принципиально реагировать на совмещение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Пресекать случаи производства следственных и иных процессуальных действий должностным лицом, ранее производившим оперативно-розыскные мероприятия по материалу проверки или уголовному делу. При этом не исключается выполнение таким должностным лицом поручений в порядке, предусмотренном п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ.
При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ, прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования. Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому уголовному делу, принимать меры прокурорского реагирования.
Следующим уголовно-процессуальным полномочием, осуществляемым сотрудниками ФСИН России в соответствии с УПК РФ, является выполнение обязательных для исполнения письменных поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, о производстве иных процессуальных действий.
В данном случае прокурору необходимо осуществлять надзор в зависимости от содержания полученного органом УИС письменного поручения следователя.
Если в поручении указано о проведении оперативно-розыскных мероприятий, то прокурор в рамках осуществления надзора должен проверять, соответствует ли конкретное мероприятие перечню, закрепленному в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Такими мероприятиями, производимыми оперуполномоченными сотрудниками УИС, будут являться опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение, оперативный эксперимент.
Также прокурор должен следить за законностью, обоснованностью и соблюдением установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов,
сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений, а также о предоставлении материалов следователю (приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».). При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц. При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо решениям, уполномоченному прокурору, помимо актов про-
курорского реагирования, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.
Также поручение следователя может содержать требование о производстве органом дознания отдельных следственных действий. В учреждениях и органах УИС наиболее распространено производство следующих следственных действий: осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов, осмотр трупа; обыск; выемка; личный обыск; допрос; проверка показаний на месте.
Прокурор при осуществлении надзора должен определить основание для производства следственного действие, наличие судебного решения, обязательного для производства отдельных следственных действий, правильность оформления протоколов следственных действий в соответствии с УПК РФ с целью недопущения дальнейшего признания недействительными доказательств, полученных путем производства вышеуказанных следственных действий.
Подводя итог, отметим, что уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, хотя и не является основным видом их деятельности, все же имеет большую практическую значимость и определенную специфику, обусловленную условиями исправительного учреждения, наличием спецконтингента и т. д.
При осуществлении прокурорского надзора стоит обращать внимание на следующее: к компетенции какого прокурора относится представленная уголовно-процессуальная деятельность; соблюдение правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность и закрепленных как в УПК РФ, так и в ведомственных нормативных актах; компетентность лиц, осуществляющих процес-
суальную деятельность; правильность тов; законность и обоснованность приня-
оформления процессуальных докумен- тых решений.
Литература
1. Абдуллаев, Ф. Г., Зайцев, О. А. Уголовно-процессуальная деятельность начальника исправительного учреждения. — М., 2004.
2. Брыляков, С. П. Актуальные вопросы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, при приеме и регистрации сообщений о преступлениях // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 3 (28).
3. Крымов, А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений УИС России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2015.
4. Крымов, А. А., Саутиев, А. М. К вопросу о приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы // СПС «Консультант Плюс».
References
1. Abdullaev, F. G., Zajcev, O. A. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost' nachal'nika is-pravitel'nogo uchrezhdeniya [Criminal procedure activities of the head of the correctional institution]. Moscow, 2004.
2. Brylyakov, S. P. Aktual'nye voprosy prokurorskogo nadzora za ugolovno-processual'noj deyatel'nost'yu sotrudnikov uchrezhdenij, ispolnyayushchih nakazaniya v vide lisheniya svobody, pri prieme i registracii soobshchenij o prestupleniyah [Topical issues of prosecutorial supervision over the criminal procedure activities of employees of institutions executing sentences in the form of deprivation of liberty, when receiving and registering reports of crimes] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2016, no. 3 (28).
3. Krymov, A. A. Ugolovno-processual'naya deyatel'nost' organov i uchrezhdenij UIS Ros-sii [Criminal procedural activities of the bodies and institutions of the correctional system of Russia] : abstract of the thesis of doctor of law. Moscow, 2015.
4. Krymov, A. A., Sautiev, A. M. K voprosu o prieme i registracii zayavlenij i soobshchenij o prestupleniyah v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the issue of reception and registration of applications and reports of crimes in the institutions of the penitentiary system] // SPS «Konsul'tant Plyus» [Legal reference system "Consultant Plus"].
Сведения об авторе
Красильникова Марина Сергеевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовного права, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Krasilnikova Marina Sergeevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Criminal Law, candidate of law. E-mail: [email protected]