Научная статья на тему 'Актуальные вопросы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, при приеме и регистрации сообщений о преступлениях'

Актуальные вопросы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, при приеме и регистрации сообщений о преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PROSECUTORIAL SUPERVISION / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / INQUIRY BODY / НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / CHIEF OF BODY OF INQUIRY / НАЧАЛЬНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / HEAD OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ / RECEPTION AND REGISTRATION OF MESSAGES ON CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брыляков Сергей Павлович

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в стадии возбуждения уголовного дела далеко от совершенства. Прием и регистрация сообщений о преступлениях является первоначальным этапом стадии возбуждения уголовного дела. Соблюдение законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях создает необходимые условия для признания законной последующей уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Прокурорский надзор за приемом и регистрацией сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является эффективным способом защиты прав личности, вовлеченной в уголовно-процессуальную деятельность. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты уголовно-процессуальной деятельности по приему сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые должны быть учтены в ходе прокурорско-надзорной деятельности. На основании анализа норм УПК РФ, ведомственных актов Минюста России, Генеральной прокуратуры РФ сформулирован подход, позволяющий эффективно осуществлять прокурорско-надзорную деятельность при приеме и регистрации сообщений о преступлениях в ИУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брыляков Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of public prosecutor''s supervision of criminal procedure activities of staff of the organizations performing custodial sanctions in case of acceptance and registration of messages on crimes

Legal regulation of criminal-procedural activity of bodies and establishments of criminally-Executive system in the stage of initiation of criminal proceedings is far from perfect. Reception and registration of messages on crimes is the initial stage of stage of excitation of criminal. The rule of law in the admission and registration of messages on crimes creates the necessary conditions for the recognition of the legitimate subsequent criminal procedural activities at the stage of initiation of criminal proceedings. Prosecutorial supervision over the reception and registration of messages on crimes in the institutions executing punishment in the form of imprisonment, is an effective way of protecting the rights of individuals involved in criminal procedure. In the article the most important aspects of criminal procedure for receiving reports of crimes in the institutions executing punishment in the form of imprisonment, which must be taken into account during the Prosecutor's Supervisory activities. On the basis of analysis of norms of the criminal procedure code of the Russian Federation, departmental acts of the Ministry of justice, General Prosecutor's office, has formulated an approach that enables the effective exercise of prosecutorial oversight in the reception of messages on crimes in Yiwu.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, при приеме и регистрации сообщений о преступлениях»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Criminal trial

УДК 343.13

С. П. Брыляков

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ПРИ ПРИЕМЕ И РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в стадии возбуждения уголовного дела далеко от совершенства. Прием и регистрация сообщений о преступлениях является первоначальным этапом стадии возбуждения уголовного дела. Соблюдение законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях создает необходимые условия для признания законной последующей уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Прокурорский надзор за приемом и регистрацией сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является эффективным способом защиты прав личности, вовлеченной в уголовно-процессуальную деятельность.

В статье рассмотрены наиболее важные аспекты уголовно-процессуальной деятельности по приему сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые должны быть учтены в ходе прокурорско-надзорной деятельности. На основании анализа норм УПК РФ, ведомственных актов Минюста России, Генеральной прокуратуры РФ сформулирован подход, позволяющий эффективно осуществлять прокурорско-надзорную деятельность при приеме и регистрации сообщений о преступлениях в ИУ.

Ключевые слова: прокурорский надзор; прокурор; орган дознания; начальник органа дознания; начальник исправительного учреждения; возбуждение уголовного дела; прием и регистрация сообщений о преступлениях.

S. P. Brylyakov

TOPICAL ISSUES OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OF CRIMINAL PROCEDURE ACTIVITIES OF STAFF OF THE ORGANIZATIONS PERFORMING CUSTODIAL SANCTIONS IN CASE OF ACCEPTANCE AND REGISTRATION OF MESSAGES ON CRIMES

Legal regulation of criminal-procedural activity of bodies and establishments of criminally-Executive system in the stage of initiation of criminal proceedings is far from perfect. Reception and registration of messages on crimes is the initial stage of stage of excitation of criminal. The rule of law in the admission and registration of messages on crimes creates the necessary conditions for the recognition of the legitimate subsequent criminal procedural activities at the stage of initiation of criminal proceedings. Prosecuto-rial supervision over the reception and registration of messages on crimes in the institutions executing punishment in the form of imprisonment, is an effective way of protecting the rights of individuals involved in criminal procedure.

© Брыляков С. П., 2016.

In the article the most important aspects of criminal procedure for receiving reports of crimes in the institutions executing punishment in the form of imprisonment, which must be taken into account during the Prosecutor's Supervisory activities. On the basis of analysis of norms of the criminal procedure code of the Russian Federation, departmental acts of the Ministry of justice, General Prosecutor's office, has formulated an approach that enables the effective exercise of prosecutorial oversight in the reception of messages on crimes in Yiwu.

Keywords: prosecutorial supervision; Prosecutor; inquiry body; the chief of body of inquiry; head of the correctional institution; the institution of criminal proceedings; reception and registration of messages on crimes.

Уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела состоит из трех самостоятельных, но связанных между собой этапов: принятие сообщения о преступлении, его проверка и вынесение решения по результатам проведенной проверки. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела должен осуществляться поэтапно с учетом этого деления. Принятие сообщения о преступлении — это не одномоментный акт, указанная деятельность, помимо приема сообщения, предусматривает его надлежащее оформление, а также регистрацию. Предмет прокурорского надзора определяется этапами и содержанием указанной деятельности.

Рассматривая данный вопрос, прежде всего необходимо определить, к компетенции какого прокурора относится надзор за уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

Нами неоднократно указывалось на то, что в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, полномочия органа дознания возложены на начальника учреждения, который, обладая полномочиями органа дознания, фактически является начальником органа дознания (т. е. можно сказать, что он одновременно является и органом дознания и начальником органа дознания) [1, с. 108]. Полномочия органа дознания начальник исправительного учреждения может возложить на подчиненных ему сотрудников, уполномо-

ченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (т. е. на заместителя, уполномоченного на осуществление ОРД, на сотрудников оперативного отдела). Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» осуществляет прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Как указывают нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ (приказ Генпрокуратуры РФ от 05.11.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; указание Генпрокуратуры РФ от 25.10.2013 № 456/69 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»), при осуществлении надзора за рассматриваемой процессуальной деятельностью прокурор должен: тщательно и всесторонне проверять установленный законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единый порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, особое внимание при этом обращая на

соблюдение пределов компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

В связи с указанным прокурор при осуществлении надзора должен учитывать, помимо УПК РФ, требования подзаконных нормативных актов, регламентирующих деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, к которым, в частности, относится Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденная приказом Минюста России от 11.06.2006 № 250 (далее — Инструкция).

Особое внимание при осуществлении надзора необходимо обращать на то, что Инструкция обязывает всех лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС осуществлять прием таких заявлений. При этом указанные сотрудники не вправе отказываться от их приема под предлогом недостаточности сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам. В ходе прокурорских проверок необходимо отслеживать соблюдение требований Инструкции о размещении в помещениях административных зданий учреждений и органов УИС на стендах или иных общедоступных местах: выписок из УПК РФ, ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцов письменного заявления и заявления о явке с повинной и требований по их составлению; перечня должностных лиц, уполномоченных принимать такие сообщения; сведений о руководителях и иных должностных лицах органов, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях, так как данные положения являются гарантиями обеспечения прав

лиц, обращающихся с заявлениями о преступлениях.

Как уже было указано, с принятием сообщения о преступлении неразрывно связана регистрация сообщения о преступлении. При осуществлении прокурорского надзора необходимо обращать внимание на соблюдение следующих требований.

Так, в соответствии с Инструкцией регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях учреждений и органов УИС незамедлительно. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т. д.), регистрация такого сообщения может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи.

Вся поступающая информация о преступлениях и происшествиях регистрируется дежурным по учреждению или органу УИС, который в дальнейшем при наличии оснований делает записи о ее разрешении. Другим сотрудникам УИС делать записи в регистрационных книгах и журналах запрещается. Сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях — в Журнале регистрации информации о происшествиях. В Журнал регистрации информации о происшествиях вносится информация о происшествиях, требующая определенных проверочных действий на предмет установления наличия признаков преступления и правонарушения или отсутствия таковых. В случае подтверждения информация подлежит оформлению рапортом об обнаружении признаков преступления, в том числе самоубийства, с последующей регистрацией в Книге регистрации сообщений о преступлениях.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что прокурором в ходе

надзорной деятельности должны выявляться случаи, когда при наличии сообщения, содержащего информацию о преступлении, оно регистрируется в Журнале, а не в Книге, проводится как бы «проверка перед проверкой», как правило, административными (служебными) средствами. При этом особое внимание необходимо обращать на случаи производства, предусмотренные ч. 1 ст. 144 УПК РФ, следственные и другие процессуальные действия в тех случаях, когда информация о происшествии не зарегистрирована в Книге регистрации сообщений о преступлениях, в которой регистрируются конкретные поводы для возбуждения уголовного дела. В данном случае осуществление уголовно-процессуальной деятельности будет незаконным, так как она не может осуществляться без надлежащего повода, предусмотренного ч. 1 ст. 140 УПК РФ. В связи с этим все доказательства, полученные в ходе указанной деятельности, признаются недопустимыми.

Приказы Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 05.11.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указывают на то, что проверки исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах следствия и дознания, в том числе органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, проводится не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушении закона — безотлагательно. Также указано, что каждая такая проверка должна быть оформлена документально. Требование документального оформления каждой проверки необходимо для исключения случаев формального подхода прокуроров к данным проверкам.

Обязательным требованием ведомственных нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ (приказ Генпрокуратуры РФ от 05.11.2011 № 277, указание Генпрокуратуры РФ от 25.10.2013 № 456/69) является проверка полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявление нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета. Действенным средством выявления нарушений, как указывают приведенные выше акты Генпрокуратуры РФ, является сверка регистрационно-учетных данных. Такая сверка проводится как в самих учреждениях уголовно-исполнительной системы, так и в других органах дознания и следственных органах в соответствии с указанием Генпрокуратуры РФ от 25.10.2013 № 456/69 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Сверки переданных учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях в следственные органы и органы дознания и разрешенные последними проводится ежеквартально.

В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурором в ходе проверки тщательно изучаются книги регистрации сообщений о преступлениях и проводится сверка записей с другой документацией:

- корешками талонов-уведомлений о приеме сообщений о преступлениях от заявителей;

- журналами регистрации информации о происшествиях;

- журналами учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

- журналами поступления осужденных на стационарное лечение в медицинскую часть;

- журналами регистрации амбулаторных больных;

- книгами регистрации листков нетрудоспособности;

журналами учета травматизма (производственного и бытового) и смертности;

- журналами учета применения физической силы, специальных средств и оружия;

- журналами учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания;

- журналами приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам;

- поступившими в исправительное учреждение письменными обращениями осужденных, их родственников и иных лиц;

- журналами учета входящей и исходящей корреспонденции;

- материалами служебных проверок;

- журналами учета замечаний со стороны вышестоящих органов ФСИН России;

- актами ежеквартальных внутренних проверок состояния учетно-регистрационной дисциплины;

- иной документации учреждения

[3].

Помимо сверки документации, прокурору необходимо обращать внимание на оформление повода для возбуждения уголовного дела в строгом соответствии с требованиями уголовно-

процессуального законодательства. Сотрудниками исправительных учреждений могут приниматься сообщения о преступлениях, совершенных как на территории исправительных учреждений, так и совершенные вне пределов ИУ.

Сообщения о преступлениях, совершенных на территории исправительных учреждений, как правило, оформляются рапортом [2, с. 55-69]. В данном случае необходимо обращать внимание

Литература

1. Брыляков С. П. Уголовно-процессуальный статус сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в досудебном производстве

// Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 1 (26). — С. 106-110.

на то, что поводом, предусмотренным ст. 143 УПК РФ, является рапорт об обнаружении признаков преступления. Рассматриваемый рапорт в обязательном порядке должен содержать указание на предварительную квалификацию выявленного преступления. В случае отсутствия квалификации преступления законность повода должна ставиться под сомнение, что влечет за собой признание незаконной всей последующей уголовно-процессуальной деятельности.

Прием, оформление и направление в соответствующие органы расследования явки с повинной о преступлениях, совершенных осужденными, отбывающими наказания в виде лишения свободы, не на территории данного исправительного учреждения (как правило, до начала отбывания наказания) также входит в предмет прокурорского надзора. При проверке законности приема данного вида сообщения о преступлении прокурору, в частности, наибольшее внимание необходимо обращать на соблюдение такого важного аспекта явки с повинной, как добровольность. Добровольность и действительность (не надуманность) явки с повинной при осуществлении надзора прокурор может проверять, получая объяснения от осужденных, заявивших явку с повинной.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что эффективность прокурорского надзора за приемом и регистрацией сообщений о преступлениях в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, зависит от того, насколько надзирающий прокурор тщательно будет подходить к проверке законности указанной деятельности и учитывать при этом требования ведомственных актов Генпрокуратуры и Минюста России.

2. Брыляков С. П. Обеспечение защиты прав личности при возбуждении уголовных дел в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / науч. ред. д-р юрид. наук, проф. Н. Г. Шурухнов. — Новокузнецк, 2012. — 146 с.

3. Гальченко А. И. Организация комплексных проверок исправительных учреждений // Законность. — 2012. — № 1.

Сведения об авторе

Брыляков Сергей Павлович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук. E-mail: sergeypbr1981@mail.ru

Information about the author

Brylyakov Sergey Pavlovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of the chair of criminal trial and criminalistics, candidate of law. E-mail: sergeypbr1981@mail.ru

УДК 343.13

А. Б. Диваев

О НАСТОЯЩИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМАХ УЧАСТИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ И учреждений

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В представленной статье рассмотрены некоторые теоретические положения, посвященные современному состоянию предварительного расследования по уголовным делам, а также ряд норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих нынешние формы участия сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в этой деятельности. В частности, в предложенном исследовании изучены вопросы о том, можно ли рассматривать органы и учреждения уголовно-исполнительной системы и их сотрудников в качестве участников уголовного судопроизводства и в каком качестве, при каких условиях и в каких формах они могут принимать участие в предварительном расследовании по уголовным делам. В связи с этим рассмотрены и соответствующие нормы уголовно-процессуального законодательства.

Кроме того, представлены возможные пути вовлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы в уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве в качестве ее полноценных участников, для чего потребовалось изучить некоторые теоретические аспекты современного предварительного расследования и предложить пути его развития.

Ключевые слова: стадия предварительного расследования; форма предварительного расследования; предварительное следствие; дознание; орган дознания; дознаватель; уголовно-исполнительная система.

© Диваев А. Б., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.