Научная статья на тему 'Ведет ли управление к счастью?'

Ведет ли управление к счастью? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СЧАСТЬЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЛАЖЕНСТВО / СТРАДАНИЕ / ЗНАНИЯ / ИСТИНА / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MANAGEMENT / HAPPINESS / PROSPERITY / SUFFERING / KNOWLEDGE / TRUTH / FREEDOM / JUSTICE / SOLIDARITY / SOCIAL REGULATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гелих Олег Яковлевич

Счастье не только психологическая, но и социальная, экономическая, онтологическая категория, характеризующая жизнь человека, связанная с благосостоянием, благополучием, удовлетворением собой, признанием, уверенностью в завтрашнем дне. В какой мере счастье зависит от управления социумом и людьми? И в какой мере управление способно создавать условия для достижения человеческого счастья или, наоборот, преграды на пути личности к этому состоянию? – Эти вопросы рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES THE MANAGEMENT LEAD TO HAPPINESS?

Happiness is not only psychological but also social, economic, ontological category, which characterizes the life of the person associated with prosperity, wealth, the satisfaction, recognition, confidence in the future. To what extent happiness depends on management of the society and people? And the extent to which management is able to create conditions for the achievement of human happiness or, on the contrary, the obstacles on the way of personality to this state? These questions are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Ведет ли управление к счастью?»

«История человечества есть история войн», - гласит известное изречение. Но основание его шире, т.к. это история человеческих страданий. Восхождение общества имеет под собой многие тысячелетия терпения, века страдальческих преодолений опасностей, трудностей, является тяжкой, тяжелой борьбой за выживание. Противоположность страданию - благополучие, дарующее ощущение счастья. Борьба за выживание, благополучие, счастье и двигало историю вперед. «...Желание стать счастливее, - считает Э. Дюркгейм, - единственный индивидуальный двигатель, могущий объяснить прогресс; по удалении его не остается другого» [1, с. 257].

Между тем лишь немногие ощущали себя счастливыми. Мы не можем предельно ясно увидеть картину 50- и даже 20-тысячелетней давности. Антропологи только приоткрывают тайну, но им интересны иные параметры жизни. Счастье, эта призрачная величина человеческой психики, не исследуется историей древности. Однако достаточно и последних 3-4-х тысяч лет, чтобы понять: страдающих было много, счастливых - «земная горсть». «Прошлое было не так плохо для привилегированного меньшинства, - пишет, к примеру, С. Хокинг, - но даже этому меньшинству приходилось обходиться без современной медицины, и рождение детей было для женщин весьма опасно. А для подавляющего большинства населения жизнь была ужасна, жестока и коротка» [2, с. 36].

Счастье - это не только психологическая, но и социальная, экономическая, шире - онтологическая категория, характеризующая жизнь человека, поскольку связано с благосостоянием, благополучием, удовлетворением собой, признанием, уверенностью в завтрашнем дне. Истинное счастье, как отмечал Френсис Бэкон, делает опытным и умелым. «Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей - уверенности и репутации. Ведь они порождают удовлетворение: первая - в самом человеке, вторая - в других по отношению к нему» [3, с. 442].

Вместе с тем не каждый социальный мыслитель признавал категорию счастья. «Кант, Конт, Спенсер и другие, - пишет П. Сорокин, - совершенно сознательно игнорировали принцип счастья при решении прогресса» [4, с. 507]. Счастье и благоденствие, рассуждает он, - явления, конечно, в высшей степени субъективные, однако в распоряжении исследователя всегда имеется достаточно объективный критерий, позволяющий судить о том, увеличивается ли объем человеческого счастья в этой непростой жизни. Пусть понимание и переживание счастья относительно, субъективно и изменчиво, указывает П. Сорокин, но оно несомненно. Если человек предпочитает жизнь смерти, если он ведет борьбу за укрепление жизненных основ и собственное благоденствие, значит счастье -объективно существующая величина. Как бы ни были ценны сами по себе любовь к ближнему, солидарность, знание (истина) и т.д., утверждает он, но если они не сопровождаются параллельным развитием счастья или даже ведут к уменьшению его, то становятся «полуценностями». «И нетрудно показать, что даже величайшие рационалисты, стоики, аскеты и сам Кант, выставлявшие высшей ценностью моральный закон, трШйе включали в него счастье и блаженство», - заключает социолог (курсив наш. - О.Г.).

Итак, если жизнь предпочитается смерти, то смысл такого предпочтения - борьба за счастье, стремление к счастью, благополучному существованию.

Способствует ли управление счастью? Это главный вопрос социального устроения в целом и управления в частности.

Вероятно, по поводу сегодняшнего дня Адам Смит отметил бы, что число счастливых людей много выросло, и его «Теория нравственных чувств» [5] выглядела бы, пожалуй, с учетом этого понимания несколько по-другому.

Иммануил Кант, делая моральный закон единственной абсолютной ценностью, имплицитно в качестве такой же самодостаточной ценности ввел сюда и счастье, как полагает П. Сорокин; счастье как цель, а не как сопутствующее и неизбежное следствие, уточняет он. Так или иначе, все критерии прогресса принуждены, по его мнению, считаться с принципом счастья, т.к. подразумевают не только бывшее и сущее, но и желаемое. Следовательно, все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, подразумевают и должны включать в себя принцип счастья. («Они могут о нем не говорить ввиду субъективности его, но они принуждены с ним считаться, и необходимо

подразумевать его... Но принцип счастья как исключительный критерий прогресса, - подчеркивает П. Сорокин, - сам по себе недостаточен» [4, с. 512].)

Счастье - это не только сиюминутное чувственное удовольствие. И даже не столько чувственное удовольствие индивида. Ощущение счастья есть у человека тогда, когда он уверен в завтрашнем дне, его благополучии, в продолжении самого себя и своего мировоззрения как ценности в представляемом им будущем. Потому счастье и управление - это взаимодетерминирующие, зависимые друг от друга и коррелирующие друг с другом явления. Управление связано с Прометеем, видением вперед, предвидением, провидением. Сам человек в мифологическом понимании греков был произведением Прометея. «Прометей, - пишет Ф. Бэкон, - ясно и красноречиво обозначает провидение (providentia), и во всем многообразии Вселенной древние особо выделяли организацию и конституцию человека, что они считали собственным делом провидения» (курсив наш. - О.Г.). («Человек был произведением Прометея, созданным им из глины, если не считать, что Прометей примешал к этой массе частички различных животных, - пишет Бэкон. - Причина этого ... заключается не только в том, что человеческая природа обладает духом и интеллектом, в котором сосредоточено провидение, и не только в том, что представляется трудным и невероятным возникновение и рождение разума и духа из начал грубых и лишенных чувствительности, так что неизбежно приходится заключить, что провидение вложено в человеческую душу не без намеренной помощи более великого Провидения, послужившего для него образцом» [3, с. 281, 283].)

Управление - это стремление увидеть и разгадать завтрашний день за счет рациональной организации совместной деятельности людей, желание сделать его лучшим в сравнении со всеми прошедшими днями. Однако утверждение, что управление «ведет» человека куда-то, будет не в полной мере корректным, т.к. управление лишь открывает возможность для личного стремления индивида к счастью. Возможность скоординировать действия групп, сотен, тысяч свободных индивидов увеличивает в итоге благосостояние людей, расширяет потенциал реализации их возможностей, тем самым приближая их к счастью, быть «кузнецом» которого самостоятельное дело каждого человека.

Не случайно в «Декларации независимости» США 1776 г. зафиксирована обязанность правительства обеспечить своим северо-американским гражданам право на жизнь, свободу и стремление к счастью. «Мы считаем, - говорится в этом документе, - самоочевидными истины: что все люди созданы равными; что все они наделены Творцом определенными врожденными и неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и на стремление к частью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основана на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа» (курсив наш. - О.Г.) [6, с. 26-27].

Управление, как отмечает А.В. Тихонов, выполняет в обществе разнообразные функции, но основной, по его мнению, является «цивилизационная, направленная прежде всего на создание условий для расширения диапазона человеческой свободы, на воспроизводство человека как морального существа» [7, с. 36-37]. Глубинный смысл управления концептуально выражен, пожалуй, еще Пьером Тейяром де Шарденом в категории «собирание результатов». «Чтобы устранить угрозу исчезновения, - согласно Тейяру, - несовместимую. с механизмом сознательной деятельности, человек стремится перенести на все более обширный и постоянный субъект принцип собирания результатов, достигнутый своим действием на цивилизацию, человечество, дух Земли» [8, с. 212]. «Собирание результатов» и формирует в обществе его социальные институты, центральным из которых становится управление, а в итоге зарождается и сама социальность. Все это обеспечивает рост личного, индивидуального и общественного благополучия, делает человека опытным и умелым.

Ф. Бэкон считает, что существуют «скрытые достоинства, приносящие счастье, - определенные проявления человеческой натуры» [3, с. 441]. В какой-то мере, как указывает он, эти достоинства человека выражаются испанским словом desinvoltura, означающим, что в натуре человека нет

упрямства или своенравия и «проявления его духа следуют за поворотами колеса фортуны». Тем самым главным качеством, ведущим индивида к счастью, является его разум, составляющий и саму суть управления. Именно разум человека, его интеллект как способность извлекать смысл из информации и анализа окружающих явлений избавляет личность от «слепого упрямства или своенравия», что ведет в итоге человека к счастью, «гибкости» поступков и замыслов. Разум, интеллект в его нарастающей информационной емкости, и приближает к счастью, способствует достижению счастья, делает человека достойным и сильным.

При этом Бэкон приводит яркий пример. Ливий, указывает он, описал Катона Старшего следующими словами: «В этом человеке сочетались такие физические и духовные силы, что где бы он ни родился, он, несомненно, устроил бы свое счастье». Потому что, по утверждению автора, он имел «гибкий талант». В чем же суть таланта, могущего устроить собственное счастье независимо от места и года рождения? Ф. Бэкон отвечает на этот вопрос метафорически. «Если человек посмотрит пристально и внимательно, то он увидит Фортуну; ибо хотя она сама и слепа, однако не является невидимой» (курсив наш. - О.Г.) [3, с. 441].

В этом образе сосредоточен глубинный смысл. Фортуна есть та сила, которая обрушивается на людей неожиданно, когда они размышляют о будущем и строят его. Судьба (fortuna) - это совокупность переменных величин, воздействующих на реальность. От древности до Возрождения богиня Тихе-Фортуна, получившая имя от греческого слова тихп - судьба, участь, случай, счастливый или несчастный, олицетворяла собой произвол судьбы, «слепой рок», случай. В них остается скрытым конечный смысл удач и неудач, что получило наглядное отображение в rotafortunae - «колесе фортуны» [9, с. 87-88].

Однако фортуну можно вовремя разглядеть при всей вероятности развития событий в нашем нелинейном и открытом мире. На фортуну в результате можно воздействовать. «Фортуна показывает свою силу там, где отсутствует сопротивление» - этот вывод Н. Макиавелли должен стать принципом управления и поведения руководителя [10, с. 53]. Руководитель не должен допустить, чтобы сиюминутные заботы, нужды и успехи ослепили его. Он должен быть во всеоружии перед лицом всех случайностей. Условием для этого служит оценка перспектив как возможной опасности, так и благоприятного случая. Правильно оценив обстановку, руководитель предотвратит опасность, нависшую над организацией, а благоприятный шанс - почувствует и укрепит.

Даже когда сила фортуны сильнее ресурсов и сил управления, руководитель в случае удачи или провала не должен терять самообладание. Он проявляет величие души в победе и успехе, выносливость в поражении. Сильный руководитель «растет» вместе с выполняемой задачей. «Удары судьбы» усиливают, а не ослабляют его. Он не отступает перед трудностями, а парирует их со словами: «Enfin, difftcultüscommencent!» (франц.) - «Наконец, начались трудности!». Virtus (лат.), т.е. доблесть, добродетель - это качество, которое должен проявлять опытный, рационально мыслящий, сильный руководитель во всех ситуациях неожиданных и неблагоприятных воздействий.

И в этой способности увидеть еще не вполне различаемое, но уже вызревшее, упредить и адекватно среагировать на него есть наибольшее искусство и наука управления - управления, спасающего человека от возможных невзгод, от социального насилия, открывающего дорогу человеческой свободе и способствующего достижению личного счастья. И, несмотря на множество невзгод и страданий, человек упорно идет к счастью и благополучию - своему и других.

Литература

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

2. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб., 2001.

3. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические // Сочинения: В 2 т. М., 1978.

4. Сорокин П. Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

6. Томас Джеферсон о демократии. СПб., 1992.

7. Тихонов А.В. Социология управления. М., 2007.

8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

9. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика. СПб., 2012.

10. Риклин А. Никколо Макиавелли: Искусство властвовать: Пер. с нем. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.