Научная статья на тему '«Вечная» Ольвия: ipe i2 140'

«Вечная» Ольвия: ipe i2 140 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЬВИЯ / АХИЛЛ ПОНТАРХ / РИМ / РИМСКОЕ ВЛИЯНИЕ / ГРЕЧЕСКАЯ ЭПИГРАФИКА / AETERNITAS / OLBIA / ACHILLES PONTARCHES / ROME / ROMAN INFLUENCE / GREEK EPIGRAPHY / ETERNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусов Алексей Владиславович

В статье рассматривается употребление слова διαμονή вечность в греческих надписях различного времени и места, и в частности в Ольвийской надписи IPE I² 140, являющейся одним из немногих примеров, когда божеству приносят благодарность исключительно за свой город. Автор статьи усматривает в этой надписи результат римского влияния на провинции и вассальные города эллинского мира и «перенос» идеи вечности Рима и его императоров на греческий город

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Eternal» Olbia: IPE I2 14012

One of Olbian dedications to Achilles Pontarches made by a retiring priest contains the priest's gratitude towards Achilles for continuance of the city (IPE I2 140). The word "diamone" can be found in Greek inscriptions more than 200 times. In the majority of cases these inscriptions date from Roman epoch and were made in honor of Roman emperors, Senate and the people. In the paper a classification of the imperial formulas is provided. The Olbian inscription IPE I2 140 is an extraordinary exception: a deity is thanked only for Olbian ЃecontinuanceЃf, without mentioning the Roman one. Another significant specimen of this sort is the CIRB 36 inscription, where originally Roman cliche is attributed to Bosporan king Teiranes and queen Aelia. So, as the author supposes, we observe a sort of transmission of Rome's eternity to the periphery of the Empire, to the Greek city of Olbia, or Greek Bosporan Kingdom (CIRB 36), along with the Greeks applying the Roman culture to themselves.

Текст научной работы на тему ««Вечная» Ольвия: ipe i2 140»

Резюме. В статье рассматривается употребление слова 6ia^ov^ ‘вечность’ в греческих надписях различного времени и места, и в частности - в Ольвийской надписи IPE I2 140, являющейся одним из немногих примеров, когда божеству приносят благодарность исключительно за свой город. Автор статьи усматривает в этой надписи результат римского влияния на провинции и вассальные города эллинского мира и «перенос» идеи вечности Рима и его императоров на греческий город

Ключевые слова: Ольвия, Ахилл Понтарх, Рим, римское влияние, греческая эпиграфика, aeternitas; Olbia, Achilles Pontarches, Rome, Roman influence, Greek epigraphy, eternity.

Во второй период истории города Ахилл становится верховным богом Ольвии с титулом Поухархпс, о чем свидетельствует довольно большое число (свыше сорока!) лапидарных надписей ольвийских магистратов: архонтов, стратегов, агора-номов и жрецов1. В харют^рьа Ольвийских магистратов Ахилл выступает как податель плодородия, воды, здоровья и благосостояния города, а в одной надписи еще догетской эпохи он называется вечным отцом архонтов Ольвии (IPE I2. 53: AxlXXb[l Поухархп^] avB08Ga[v oL apxovxeg] хф пахрь (а)ьюу[1ф]).

В одном из ольвийских посвящений Ахиллу Понтарху закончивший исполнение своей должности жрец благодарит Ахилла за «долгоденствие города»: ауа0^ х^хП1 AxlXXbl Поухар Xfl КаШахра тос 'НракХгьбои

^ f г' 1

5 Lгpаxг'uаа5 ^п[вр]

х% поХвюд вьр[^] vnc каь г'йпоаьад каь ёьащоулс каь

1 См.: Hommel 1980: 215-233, Taff. 44-58. Относительно новые надписи у Й. Хупе: № 8 (см.: Solovyov 1999a: 117, 119. Fig. 108; Solovyov 1999b: 138. Fig. 13; 140. Note 18; SEG XLIX, 1999 (2002). № 1028 В), № 9 и № 10 (см.: Nazarov 1995: 18sqq.).

т% гаитой иугьад Харют^рюу (IPE I2 140).

Слово бьацоу^ встречается в греческих надписях более 200 раз. В большинстве случаев - в надписях римского времени и опять же в большинстве случаев - в надписях в честь римских императоров, римского сената и Рима в целом. Немногие исключения относятся к священным мистериям (например, элевсин-ским: IG II2 4705), святилищам (например, Аполлона Дидимей-ского: SEG 15.685) или другим общественным, имеющим важное значение, сооружениям или институтам (например: Chios 18; Stratonikeia 5; ISmyrna 246; 707; IEph 27a; Iiznik 1131; EKM 1. Beroia 7 etc.).

Слово бьацоу^ (отглагольное существительное от бьацгую) в греческом языке римского времени имеет своим основным значением ‘вечность’. Это слово является точным с точки зрения греков этого времени соответствием латинскому слову aeternitas2. В греческих надписях в честь римского императора, сената и народа латинская формула pro aeternitate находит свое четкое соответствие в греческой формуле 'йлгр т% бьацоу%. Существует несколько вариантов этой формулы, типология которой в общих чертах такова:

1) 'йлгр т% бьацоу^д3,

2) 'йлгр т% аютпрьад каь т% бьацоу%4,

2 Об aeternitas в римских надписях и литературе см.: Cumont I888; Moore 1894; Cumont 1896; Aust 1893; Cumont 1893; Charlesworth I936.

Об aeternitas и связанном с ним Siapov'n греческих надписей см.: Instinsky 1942 (но без исследования разнообразия эпиграфических ф°рмУл). 2

Agora 15 322 [= SEG 12:94; IG II 1073] (unsp т^д той] Аитократород [Kaiaapog Tpaiavo'D ASpiavo'u 2еРаатой a^vrnu Sta^ov^g] Kai той G'u^navtTOg oiKou аитой Kai ^v npmav^v Kai aiG8i^v Kai т^д e| Ap8iou Пауои Pou[X^g Kai т^д PouX^g trov ^a^a^v Kai той б^цои); IGBR III,1 1495 (unsp т^д tюv ^^a^TOv Sia^ov^g Kai той G'uvnavTOg a^tюv о’1кои Kai i8pag аиМкХ[^]тои Kai б^цои P^atov); IGBR IV 2002; V 5636; IPE 174; IScM II 89; IG XII,5 1097; Aphrodisias 152; Roueche, PPAphr 57; IKSmyrna 725; 594; IKEph 26; IMT Abrettene 2628; Marek, Kat. Amastris 26; Marek, Kat. Pompeiopolis 9; Ibidem 10; Haspels, Highlands of Phrygia 308, 31[1]; Ramsay, Cities and Bishoprics 601, 474; SEG 32:1387; Kayser, Alexandrie imp. 84 [= IGR I,5 1062]; IGR I,5 1145; I,5 1181; OGIS 702; SEG 26:1826.

4 IG II2 1349; IG IV 849; SEG 42:644 (unsp ашт[np^ад Kai ai] шviou бю[цо^д той Ku]prnu ^ro[v A'йт(oкpdтopog)); Aphrodisias 68; 71; IMT Gran/Pariane 1104; IMT Kyz Kapu Dag 1439 Cunsp х^д Гаюи Kaiaapog airoviou 5ia pov^g Kai x^g xornrov arox^piag); Strubbe, Cat. Pessinus 20; Bosch, Quellen Ankara 79, 74; 94, 98; SEG 37:1100; SERP

3) 'йлгр тцс, у'ьк^д каь т% бьацоу%5,

4) 'йлгр х% иугіад каь х% бьацоу^д6,

5) 'йлгр х% х'йхпд каь х^д бьацоу^д7,

6) в сочетаниях .

В большинстве надписей слово бьацоу^ употребляется в составе стандартных римских формул. Примеры, где в греческих надписях молятся или благодарят божество за «вечность» своего города единичны. Если такое и случается, то, как правило, после перечисления римских властей (см, например, милет-

333,12; 20:335; 20:339; 20:342; 8:91; IGLSyr 13,1 9057; IGLSyr 13,1

9059; IGLSyr 21,2 178; Gerasa 11; 12; 69; Breccia, Alexandria Mus. 78;

SEG 40: 1578; IGUR I 34; I 189; IV 1659; I.Porto 2.

5 IGBR II 615 (unsp t% Tou Kupiou... Kai viK^g <K>ai alwviou Sia^ov^g Kai Tou aupnavTog [auTou oi]Kou ie<p>ag Te auyK^tou Kai S^ou Tw^[atwv]); II 664; III, 1 902; III, 1 904; III, 1 911; III, 1 1074; III,2 1589; III 2 1590; III,2 1690; III,2 1710; IV 2058; IGBR I2 22 (2); IGBR I2 62; IGBR I- 252a; IGBR V 5599; Ta§liklioglu II:67,1; SEG 46:843; IScM I 81; CIRB 36; IMT LApollon/Milet 2196; IMT Olympene 2732; Marek, Kat. Amastris 25; St. Pont. III 68; SEG 31:1124; 32:1278; Lanckoronski, Stadte Pamph. u. Pisid. II 228,210; Ramsay, Cities and Bishoprics 329,138; SEG 6:616; Portes du desert 12; Portes du desert 82; IGR I,5 1113; I,5 1185; I,5 1288; SEG 26:1826; IGUR I 30.

6 IGBR I2 297; MDAI(A) 20 (1895) 386, 5; IG XII, 3 324 (unsp t% Tou ... uyeiag Kai Sia^ov^g Kai lepag auvK^^Tou Kai S^ou Tw^aiwv); IG XII, 5 661; IG XII, Suppl. 238; Hyllarima 17; IKEph 412; IKEph 510-514; SE 799*2; Thebes a Syene 15; IK Iznik 1502 (.

7 IGBR II 666 (Aiei Kai Hpa Kai AO^va unsp T^g T«v AuToKpaTop^v T^xng Kai Sia^ov%); IScM" III 65; IG XII, 3 325; IG XII, 5 1097; SERP 333, 12; Fayoum 1:88.

8 IG II2 3404; IG II2 5205 ([ujnep viK^g Kai aroxnpiag Kai aOavaxou 5ia[po]v^g xwv Seanoxwv x^g oiKoup,s[vng]); Corinth 8, 3 504; 8, 3 505; 8, 3 507; IG IV 849; IG VII 24; EKM 1. Beroia 68 (unsp uyeiag Kai awT^piag Kai viK^g Kai alwviou Sia^ov^g tou ^eyiaTou Kai OeioTaTou Kai a^TT^Tou Kupiou ^wv AmoKpaTopog); EKM 1. Beroia 69; IG X, 2 1 137; IG X, 2 1 141; SEG 49:815; SEG 49:816; 49:817; Samsaris, Bas-Strymon 35 [SEG 30, 590]; IGBR II 615; II 660; II 664; III, 1 902; III, 1 904; III, 1 907; III, 1 911; III, 1 1074; III, 1 1374; IV 1917; IV 1982a; IV 2000; IV 2001; IV 2012; IV 2016; IV 2021; IV 2040; IV 2041;

IV 2058; I2 17; I2 70(2); I2 252a; V 5333-35; V 5337; V 5692; V 5694a;

V 5770-71; Dumont-Homolle 315,M; Perinthos-Herakleia 56; JOAI 15 (1912) Bbl., 228, 31; SEG 42:646b; 45:878; IScM I 73; I 82; I 87; I 141; I 193; II 67; II 82-83; II 85; II 91; II 107; III 73A; V 259; Iscr. di Cos EV 102bis; IG XII, 5 662; SEG 44:721; Aphrodisias 29; Aphrodisias 607; IK Rhod. Peraia 514; Rhodian Peraia 31; CIG 6829 [iGr 4.468]; Bosch, Quellen Ankara 245, 184 - 185; IGR IV 548; IV 669; SERP 370, 30; 329, 3; 333, 12-13; SEG 6:616; IGLSyr 6 2744; 13,1 2744; SEG 39:1663; I.Porto 3; SEG 35:1040/1732.

скую надпись SEG 15.685: тайта бв BLvai вьд в'йаврвьам / xwv тв 0bwv каь twv 2враатму / каь бьацо/v^v т% поХвюд). Ольвийская же надпись IPE I2 140 является одним из единичных примеров, когда божеству приносят благодарность исключительно за свой город. Другой показательный пример - боспор-ская надпись CIRB 36, где римская формула применяется по отношению к боспорскому царю Тейрану и царице Эли: 0воьд Bnoupav[L]/oig All 2ют^рь каь Нра 2ютвьра йлвр / рааьХвюд / Твьрауои увькпд каь аьюуЦои] / бьацоу% каь АьХьад рааьХьаапд.

Здесь обнаруживается важное свидетельство римского влияния. Причем слово бьацоу^ употребляется не относительно римской власти и Рима в целом, но относится греками своему городу, или как в боспорской надписи, к царю. Таким образом, мы можем здесь видеть пример интереснейшего аспекта римского влияния на провинции и вассальные города эллинского мира, если так можно выразиться, «перенос» идеи вечности Рима и его императоров на греческий город.

Сокращения и библиография

Hommel 1980 - Hommel H. Der Gott Achilleus. Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, Abh. 1 Heidelberg.

Instinsky 1942 - Instinsky H. U. Kaiser und Ewigkeit // Hermes. 77, 3/4. S. 313-355.

Aust 1893 - Aust E. Aeternitas // RE I (1893). Sp. 694-696.

Moore 1894 - Moore F. G. Urbs aeterna and urbs sacra // TAPA. 25. P. 3460.

Cumont 1896 - Cumont F. L'eternite des empereurs romains // Revue d’histoire et de litterature religieuses I. P. 435-452.

Cumont 1888 - Cumont F. Les dieux eternels des inscriptions latines // Revue archeologique 3. Ser., ii. P. 184-193.

Cumont 1894 - Cumont F. Aeternus (deus) // RE I, Sp. 696f.

Charlesworth 1936 - Charlesworth M. P. Providentia and Aeternitas // HthR. 39. P. 107-132.

Nazarov 1997 - Nazarov V. V. Archaologische Untersuchungen auf Berezan' // K. Stahler (Hrsg.) Zur graeco-skythischen Kunst. Archao-logisches Kolloquium Munster 24.-26. November 1995. (Eikon 4). Munster.

Solovyov 1999a - Solovyov S. L. Ancient Berezan. The Architecture, History and Culture of the First Greek Colony in the Northern Black Sea. (Colloquia Pontica 4). Leiden; Boston; Koln.

Solovyov 1999b - Solovyov S. L.: The Archaeological Excavation of the Berezan Settlement (1987-1991) // G. R. Tsetskhladze (Ed.) Recent Discoveries and Studies. (Colloquia Pontica 6). Leiden; Boston; Koln.

Эпиграфические источники

Agora 15 - Meritt, Benjamin D., and John Traill. The Athenian Councillors // The Athenian Agora. 15. Princeton 1974.

Aphrodisias - McCabe, Donald F. Aphrodisias Inscriptions. Texts and List // The Princeton Project on the Inscriptions of Anatolia. The Institute for Advanced Study, Princeton (1991). Packard Humanities Institute CD #7, 1996.

Bosch, Quellen Ankara - Bosch E. Quellen zur Geschichte der Stadt Ankara im Altertum // Turk Tarih Kurumu Yayinlarindan. Ser. 7. №. 46. Ankara 1967.

Breccia, Alexandria Mus. - Breccia E. Iscrizioni greche e latine. «Service des Antiquites de l'Egypte. Catalogue general des antiquites egyptiennes du Musee d'Alexandrie». Cairo, 1911.

Corinth - Corinth VIII,1. The Greek Inscriptions 1896-1927 / Ed. Benjamin

D. Meritt. Cambridge (Mass.), 1931; Corinth VIII, 2. The Latin Inscriptions 1896-1926 / Ed. Allen B. West. Princeton, 1931; Corinth VIII,3. The Inscriptions 1926-1950 / Ed. John H. Kent. Princeton, 1966.

Dumont-Homolle - Dumont A. et Th. Homolle. Inscriptions et monuments figures de la Thrace // Melanges d'archeologie et d'epigraphie, par Albert Dumont / Reunis par Th[eophile] Homolle et precedes d'une notice sur Albert Dumont par L[eon] Heuzey. Paris 1892.

EKM 1. Beroia - Gounaropoulou L., M. B. Hatzopoulos. Epigraphes Kato Makedonias (metaxy tou Vermiou orous kai tou Axiou potamou). Teuchos A'. Epigraphes Veroias. Athens, 1998.

IKEph - Die Inschriften von Ephesos. 8 Bde + Supplement. (Inschriften griechischer Stadte aus Kleinasien 11,1-17,4). Bonn, 1979-1984.

Fayoum - Bernand E. Recueil des inscriptions grecques du Fayoum. 3 vols. Leiden, Paris, 1975-1981.

Gerasa - Welles Ch. B. // Carl Hermann Kraeling. Gerasa: City of the Decapolis. An Account Embodying the Record of a Joint Excavation Conducted by Yale University and the British School of Archaeology in Jerusalem (1928-1930), and Yale University and the American Schools of Oriental Research (1930-1931, 1933-1934). New Haven [Conn.], 1938.

Haspels, Highlands of Phrygia - Haspels C.H.E. The Highlands of Phrygia. Sites and Monuments. 2 vols. Princeton, 1971.

Hyllarima - McCabe D. F. Hyllarima Inscriptions. Texts and List // The Princeton Project on the Inscriptions of Anatolia. The Institute for Advanced Study, Princeton (1991). Packard Humanities Institute CD #7, 1996.

I.Porto - Sacco G. Iscrizioni greche d'Italia: Porto. Rome, 1984.

IG - Inscriptiones Graecae.

IGBR - Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae // Ed. Georgi Mihailov. 5 vols. Sofia, 1958-1970, 1997.

IGLSyr - Inscriptions grecques et latines de la Syrie.

IGR - Inscriptiones graecae ad res romanas pertinentes // Ed. Rene Cagnat et al. 3 vols. Paris, 1901-1927.

IGUR - Moretti L. Inscriptiones graecae urbis Romae. 4 vols. Roma, 19681990.

IKEph - Die Inschriften von Ephesos. 8 vols. + Supplement. (Inschriften griechischer Stadte aus Kleinasien 11,1-17,4). Bonn, 1979-1984.

IKIznik - §ahin S. Katalog der antiken Inschriften des Museums von Iznik (Nikaia). 2 vols. (Inschriften griechischer Stadte aus Kleinasien», 9 and 10,1-2) Bonn, 1979, 1981-1982.

IMT Abrettene - Inschriften Mysia & Troas [IMT] //eds. Matthias Barth and Josef Stauber. Leopold Wenger Institut. Univ. Munchen. Version of 25.8.1993 (Ibycus). Packard Humanities Institute CD #7, 1996.

IMT Olympene - Inschriften Mysia & Troas [IMT] //eds. Matthias Barth and Josef Stauber. Leopold Wenger Institut. Universitat Munchen. Version of 25.8.1993 (Ibycus). Packard Humanities Institute CD #7, 1996.

IPE - Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae // Ed. B. Latyshev. 3 vols. St.Pb., 1885-1901. Vol. 1, 2 ed., Inscriptiones Tyriae, Olbiae, Chersonesi Tauricae. St.Petersburg 1916.

IScM - Pippidi D. M. Inscriptiones Daciae et Scythiae Minoris antiquae. Series altera: Inscriptiones Scythiae Minoris graecae et latinae. Vol. 1. Inscriptiones Histriae et vicinia. Bucharest 1983; Stoian I. Inscriptiones Daciae et Scythiae Minoris antiquae. Series altera: Inscriptiones Scythiae Minoris graecae et latinae. Vol. 2. Tomis et territorium. Bucharest 1987; Avram A. Inscriptiones Daciae et Scythiae Minoris antiquae. Series altera: Inscriptiones Scythiae Minoris graecae et latinae. Vol. 3. Callatis et territorium. Bucharest 2000; Dorutiu-Boila

E. Inscriptiones Daciae et Scythiae Minoris antiquae. Series altera: Inscriptiones Scythiae Minoris graecae et latinae. Vol. 5. Capidava, Troesmis, Noviodunum. Bucharest 1980.

Iscr. di Cos - Segre M. Iscrizioni di Cos. Monografie della Scuola Arche-ologica di Atene e delle Missioni Italiane in Oriente, 6. Roma, 1993.

JOAI - Jahreshefte des osterreichischen archaologischen Instituts in Wien.

Kayser, Alexandrie imp. - Kayser F. Recueil des inscriptions grecques et latines (non funeraires) d’Alexandrie imperiale (Ier-IIIe s. apr. J.-C.) (Institut Frangais d’Archeologie Orientale, Bibliotheque d’etude», 108) Cairo, 1994.

Lanckoronski, Stadte Pamph. u. Pisid. I - Lanckoronski-Brzezie K. (ed.) Stadte Pamphyliens und Pisidiens. Unter Mitwirkung von G. Niemann und Eugen Adolf Hermann Petersen. 2 Bde. Wien, 1890-1892.

Marek, Kat. Amastris - Marek Ch. Stadt, Ara und Territorium in Pontus-Bithynia und Nord-Galatia // Istanbuler Forschungen 39. Tubingen, 1993. S. 157-187, Anhang 5, «Katalog der Inschriften von Amastris».

Marek, Kat. Pompeiopolis - Marek Ch. Stadt, Ara und Territorium in Pontus-Bithynia und Nord-Galatia // Istanbuler Forschungen 39. Tubingen, 1993. S. 135-155, Anhang 3, «Katalog der Inschriften von Pompeiopolis».

MDAI(A) - Mitteilungen des deutschen archaologischen Instituts. Athenische Abteilung (Berlin).

OGIS - Dittenberger W. Orientis Graeci Inscriptiones Selectae. 2 vols. Leipzig, 1903-1905.

Perinthos-Herakleia - Sayar M. H. Perinthos-Herakleia (Marmara Ereglisi) und Umgebung. Geschichte, Testimonien, griechische und lateinische Inschriften // Osterreichische Akademie der Wissenschaften. Philoso-phisch-historische Klasse. Denkschriften, 269. Wien, 1998.

Ramsay, Cities and Bishoprics - Ramsay W. M. The Cities and Bishoprics of Phrygia, Being an Essay of the Local History of Phrygia from the Earliest Times to the Turkish Conquest. Vol. I, Parts I-II. Oxford, 1895-1897.

Rhodian Peraia - McCabe D. F. Rhodian Peraia Inscriptions. Texts and List // The Princeton Project on the Inscriptions of Anatolia, The Institute for Advanced Study, Princeton (1991). Packard Humanities Institute CD #7, 1996.

Roueche, PPAphr - Roueche Ch. Performers and Partisans at Aphrodisias in the Roman and Late Roman Period. A Study Based on Inscriptions from the Current Excavations at Aphrodisias in Caria. (Journal of Roman Studies Monographs 6). London, 1993.

Samsaris, Bas-Strymon - Samsaris D. C. La Vallee du Bas-Strymon a l’epoque imperiale. Contribution epigraphique a la topographie, l’onomastique, l’histoire et aux cultes de la province romaine de Macedoine. // Dodone. 18. 1989. P. 203-382.

SE - Supplementum Ephesium // Hrsg. von Michael Alpers und Helmut Halfmann (Universitat Hamburg) in Zusammenarbeit mit John Mansfield (Cornell University) und Christoph Schafer (Universitat Regensburg), gefordert von der Deutschen Forschungsgemeinschaft. Hamburg, 1995.

SEG - Supplementum Epigraphicum Graecum.

SERP - Studies in History and Art in the Eastern Provinces of the Roman Empire, written for the quatercentenary of the University of Aberdeen by seven of its graduates / Ed. W. M. Ramsay. Aberdeen, 1906.

Strubbe, Cat. Pessinus - Strubbe J. H. M. Descriptive Catalogue and Bibliography of the Inscribed Monuments of Pessinus // John Devreker and Marc Waelkens. Les Fouilles de la Rijksuniversiteit te Gent a Pessinonte. (Dissertationes Archaeologicae Gandenses 22). Brugge, 1984. Pp. 216-244.

Summary

Alexey W. Belousov. «Eternal» Olbia: IPE I2 140

One of Olbian dedications to Achilles Pontarches made by a retiring priest contains the priest’s gratitude towards Achilles for ‘the continuance of the city’: ^n[ep] t% noXewg ... Sia^ov^g (IPE P 140). The word Sia^ov^ can be found in Greek inscriptions more than 200 times. In the majority of cases these inscriptions date from Roman epoch and were made in honor of Roman emperors, Senate and the people. In the paper a classification of the unep r^g Sia^ov^g formulas is provided. The Olbian inscription IPE I2 140 is an extraordinary exception: a deity is thanked only for Olbian ‘continuance’, without mentioning the Roman one. Another significant specimen of this sort is the CIRB 36 inscription, where originally Roman cliche is attributed to Bosporan king Teiranes and queen Aelia. So, as the author supposes, we observe a sort of ‘transmission’ of ‘Rome’s eternity’ to the periphery of the Empire, to the Greek city of Olbia, or Greek Bosporan Kingdom (CIRB 36), along with the Greeks applying the Roman culture to themselves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.