© 2013
С. Ю. Сапрыкин, И. Пыслару
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КУЛЬТЕ ИМПЕРАТОРА АВГУСТА В КАЛЛАТИСЕ*
В статье публикуется новая надпись, обнаруженная в западнопонтийском городе Кал-латисе, в которой упоминается гимнасий и еще какая-то постройка, от названия которой сохранилась, к сожалению, только одна последняя буква. Оба сооружения, названные в надписи, были посвящены от имени Народа каллатийцев Цезарю Августу, т.е. императору Августу. Отсутствие в надписи указания на то, что Цезарь Август являлся автократором, позволяет датировать документ началом 20-х годов до н.э., когда в Римской империи и в союзных ей государствах начал складываться культ Августа. Гимнасий в Каллатисе и еще какая-то постройка находились на агоре города, которую начали реконструировать около этого времени и где возвели теменос Августа, алтарь, храм и гимнасий, отныне призванные стать центром почитания римского императора.
Ключевые слова: Каллатис, Цезарь Август, Римская империя, Себастейон, Кайсареон, гимнасий, эпиграфика
В курортном румынском городе Мангалии (древнем Каллатисе), на территории древнего города, где никаких археологических исследований не проводилось, при строительстве отелей начали вывозить грунт из котлованов для будущих зданий за пределы города и на остров, который образовался в результате прорытия канала и превращения залива в протоку. На этом острове недалеко от берега на глубине 20-30 см под дорогой в 2009 г. случайно был обнаружен большой мраморный фрагмент архитектурной детали — архитрава или карниза с остатком выносной плиты от антаблемента постройки общественного характера, на котором сохранилась часть большой надписи на греческом языке. Недалеко от места его находки были найдены фрагмент не до конца обработанного блока для дорической колонны, а далее на берегу и в полосе прибоя несколько обработанных известняковых и мраморных блоков. На расстоянии около 100 м к югу в воде прослеживались остатки стены из каменных блоков, идущей перпендикулярно берегу.
Сапрыкин Сергей Юрьевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: mithridates @ mail.ru Пыслару Ион — доктор исторических наук, научный сотрудник Археологического музея Калла-тис-Мангалия. E-mail: [email protected]
* Статья подготовлена в рамках проектов РГНФ № 12-01-00122а «Материальное и духовное в повседневной жизни населения античного Боспора» и № 12-01-00116а «Магические надписи античного Северного Причерноморья». Авторы выражают благодарность Н. Ф. Федосееву за помощь в подготовке статьи.
Рис. 1. Мраморный фрагмент архитектурной детали от колоннады гимнасия. Каллатис.
Рис. 2. Оборотная сторона архитектурной детали со следами углубления.
Длина сохранившегося архитектурного фрагмента с надписью 120 см, ширина 53 см, высота 20 см, а полная длина могла составлять приблизительно 170-172 см. На верхней поверхности от лицевого края, ширина которого 4 см, сохранились следы тонкой работы троянкой, а далее поверхность камня менее гладкая и обработана грубее. Фрагмент обломан почти со всех сторон, верхняя его часть сильно оббита, причем наиболее глубокий скол проходит в левой части плиты. При сколе был поврежден карниз архитрава, в результате чего его мутулы сохранились на расстояние чуть больше половины длины плиты. Справа заметны остатки пилястра выносной плиты архитрава, фриз которого гладко заглажен (рис. 1-2). На нем отчетливо читаются греческие буквы двустрочной надписи, от которой дошла только правая половина. Высота букв колеблется в пределах 40-38 мм , ширина — 35-40 мм, расстояние между буквами от 5-7 до 10 мм (рис. 3).
Рис. 3. Прорисовка надписи на архитраве гимнасия с посвящением Августу.
На оборотной стороне плиты на расстоянии 16 см от края и по центру имеется углубление 35 х 35 мм и глубиной 35 мм со следами свинца, очевидно, от крепления, которое соединяло ее с другой плитой от портика или от фасада какого-то здания (рис. 2). Материал — белый мрамор, но качество его не очень высокое, так как на изломе отсутствуют блестки. Текст греческой надписи выглядит следующим образом:
'О 5ацод
[о ........IV ка! то yuцvаolov Каíaаpl ЕеРаотш
Перевод: «Народ (каллатийцев ........) и гимнасий Цезарю Августу посвятил».
Надпись начертана на дорийском диалекте, характерном для Каллатиса, ко -лонии Гераклеи Понтийской. Ее дата — конец I в. до н.э. или начало I в. н.э. На такую датировку указывают ее содержание — упоминание императора Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.), а также палеографические признаки: широкие контуры букв, особенно сигмы, омикрон, омеги, альфы, мю, ломаная поперечная гаста альфы, параллельные гасты сигмы, легкое апицирование. Шрифт надписи близок единственному каллатийскому эпиграфическому документу с упоминанием Ав-тократора Цезаря Августа (ISM III. 58: Ашократорг Kaioapi Esßaoxravro'ug Ksiovag xag GTOiag. 'О 5ацод — «Императору Цезарю Августу народ (посвятил) колонны портика»). По мнению А. Аврама, эта надпись была поставлена в 3/2 г. до н.э. — 14 г. н.э. еще при жизни императора ближе к концу его правления1.
В левой, утраченной части публикуемой надписи, с большой долей уверенности можно дополнить этникон каллатийцев, поскольку упоминание «народа», т.е. народного собрания полиса, как правило, требовало пояснения, граждане какого полиса, точнее его гражданской общины, собирались на экклесию для принятия важнейших решений. «Народ» и этникон «каллатийцы» засвидетельствованы в Каллатисе неоднократно. Самое раннее их упоминание относится к эпохе эллинизма — ок. 253 г. до н.э. (ISM III. 7), а словосочетание tov Sa^ov тоу KaAAa-xiavtöv сохранилось в проксенических декретах второй половины III в. до н.э. в честь парионца Деметрия (ISM III. 9), в честь некоего тирита (ISM III. 10) и хер-
1 См. Avram 1999, 369-371. Не исключено, что надпись датируется чуть более ранним временем, например, 13-12 гг. до н.э. В посвятительной надписи префекта П. Рубрия Барбара из египетской Филе, датированной этими годами, Август также поименован как «Автократор Цезарь Август» (OGIS 657).
сонесита Аполлония, сына Пармия (ISM III. 12). Совет и Народ каллатийцев фигурируют в постановлении, вынесенном около рубежа нашей эры (ISM III. 30). «Народ» и «полис каллатийцев» упоминаются в посвятительной надписи в честь Публия Виниция, пресбевта и легата императора, покровителя и эвергета граждан Каллатиса, которая была поставлена ок. 3-2 гг. до н.э. в правление императора Августа (ISM III. 57). Этникон Ka^^anav[ou^] убедительно восстанавливается в очень фрагментированной надписи II в. н.э. (ISM III. 50). Перечисленные эпиграфические памятники говорят о том, что полисные институты власти сохранялись в Каллатисе, по крайней мере, до II в. н.э. Поэтому реконструкция этникона КаА,-Arniavtöv в публикуемой надписи в высшей степени вероятна.
Новонайденная надпись свидетельствует, что граждане Каллатиса по решению «Народа», т.е. Народного собрания, посвятили гимнасий Цезарю Августу. Это заставляет предполагать, что они либо возвели его заново либо реконструировали его старое, уже ранее существовавшее здание. Однако последняя буква N от какого-то слова перед гимнасием и соединительный союз Kai показывают, что вместе с гимнасием Цезарю Августу был посвящен еще какой-то объект. Его могли также построить или отремонтировать вместе с гимнасием, поскольку оба объекта освящены именем римского императора.
В эпиграфике достаточно примеров посвящения зданий римским императорам: из каппадокийского города Себастополиса происходит надпись, в которой говорится о возведении неким лицом стои «из отеческой заботы» и эргастериев «из собственных средств» и посвящении их императору Адриану и полису се-бастополитов (IGR III. 112); в надписи из понтийской Амасии 222-235 гг. н.э. упоминается посвящение какого-то здания прокуратором и легатом провинции Понт императору Александру Северу и его матери Юлии Мамее2; в окрестностях малоазийского города Перге была найдена надпись о посвящении жрицей Деме-тры Аретой башни императору Домициану и Артемиде Пергайе Защитнице3. В эпоху Империи во многих городах римских восточных провинций строились гимнасии, стои, экседры, портики и колоннады. Их возводили римские чиновники, местные гимнасиархи, богатые горожане, которые в целях собственного прославления оставляли надписи на архитравах с указанием посвящения их богам или обожествленным римским императорам. В одной из надписей из города Эги в Эолиде на дорическом архитраве от какой-то общественной постройки говорится о том, что она посвящена неким лицом, которое являлось гимнасиархом. В надписи из Сеста упоминается гимнасиарх Менас, который благоустроил купель и смежное помещение и посвятил каменную статую (OGIS 339, l. 33ff.). На Андросе гимнасиарх построил гимнасий, украсив его дверь белым мрамором, посвятив и экседру. В Кимах Луций Вакций Лабеон, бывший гимнасиархом, был связан со строительством купели для храмов (IGR IV. 1302, 38ff.). В Пергаме гимнасиарх Диодор соорудил место для прогулок и философских бесед, конистерион — площадку для состязаний в борьбе, покрытую песком, экседру и купальню (IGR IV. 293). В каком-то неизвестном по названию малоазийском городе, расположенном на равнине Караюк, некий гимнасиарх потребовал украсить в гимнасии экседру, а в Миласе гимнасиарх на собственные средства выстроил палестру. В Пепарете
2 French 1986, 75.
3 Merkelbach, §ahin 1988, 158, 159.
гимнасиарх Евкрат, сын Калликрата, посвятил купель (IG XII. 8, 642), а в Гипа-те гимнасиарх Эвандр, сын Агафокла, посвятил Гермесу и полису экседру, помещение для слуг (olkov), баню и помещение для умащивания тел атлетов после упражнений (IG IX 2, 31). В Фисбе местный гимнасиарх на собственные средства посвятил стою (xh;v oxoa;v), вход и дверь Гермесу, Гераклу и родному полису (IG VII, 2235), а в Кифере Онасиполь, бывший гимнасиархом, посвятил Гермесу парильню (пюриатерион) и песочницу (для посыпания тела песком). На Мелосе некий Бакхий, помощник гимнасиарха, посвятил экседру (e^sSpav) и статую Герме -су и Гераклу (IG XII 3, 1091). На блоке от архитрава гимнасия Иасоса сохранилась надпись, что гимнасиарх Сопатр посвятил стою4.
Эти надписи приводятся нами для того, чтобы показать читателю, сколько возможных вариантов, связанных с архитектурой гимнасиев, дает греческая эпиграфика римского времени для возможного восстановления утраченного слова с окончанием на [...]N в публикуемом документе. Гимнасиархи и их помощники, а также агонофеты, отвечавшие за проведение спортивных упражнений и состязаний, посвящали гимнасии и связанные с ними строения родному городу, а также Гермесу и Гераклу, которые считались покровителями агонов и палестр. Они возводили или ремонтировали их на личные средства и по своей инициативе, поскольку непосредственно участвовали в организации и проведении гимнастических занятий и прочих общественных мероприятий. В каллатийской почетной надписи ок. середины I в. н.э. упоминается Аполлоний — гимнасиарх, агонофет и герусиарх, декрет в честь которого должен был быть выставлен в самом видном месте гимнасия, где не без его участия устраивались дорогостоящие пиры (ISM III. 31). Гимнасиархи засвидетельствованы в соседних Томах (ISM II. 12, 17, 26, 95), где, очевидно, был и гимнасий, а также в греческих полисах фракийского побережья — Месембрии (IGB I2. 322, 322bis), Аполлонии (ibid. 390), Дионисополе (ibid. 15,16), Одессе (150, 188, 224). В декрете I в. до н.э. из Одесса говорится об увенчании «коллегией молодых» на празднике Гермеса некоего Ксенандра, сына Апатура, за щедрость к ним, причем забота о провозглашении и награждении венком возлагалась на ежегодно избираемых гимнасиархов (IGB Р. 44). Это свидетельствует о том, что в число приоритетных занятий членов коллегии гимнасиар-хов в западнопонтийских полисах, как и в других городах восточных провинций Римской империи, входили спортивные агоны и гимнастические упражнения в гимнасии, которые считались одним из важных видов воспитания молодежи. Однако, в отличие от приведенных выше надписей гимнасиархов о посвящении зданий гимнасиев и смежных с ними строений, публикуемый документ из Каллатиса связан с распоряжением его полисных властей о строительстве, реконструкции или восстановлении некоего сооружения и гимнасия на средства самого полиса. Это могло быть вызвано особым значением этих сооружений для городской общины, тем более что их по распоряжению Народа посвятили Августу.
Дополнение в надписи некоего термина в винительном падеже, который предшествовал упоминанию гимнасия, вызывает определенную трудность. Если бы под ним подразумевались строения, входившие в гимнасий, как, например, песочница, баня, помещения для атлетов и обслуживающего персонала, то на первом месте наверняка упомянули бы сам гимнасий. Однако мы имеем последнюю бук-
4 Robert 1970, 76-79.
ву слова, относившегося к какому-то сооружению, которое имело если не большее значение для каллатийцев, нежели гимнасий, то во всяком случае по своему влиянию на граждан не уступало последнему. А может быть даже в чем-то и превосходило. Поэтому в посвятительной надписи Цезарю Августу его поставили на первое место. Это сооружение должно было быть связано с гимнасием и соответствовать тем функциям, которые на него возлагались.
Гимнасии предназначались для обучения молодежи гимнастическим упражнениям. Первоначально они состояли из двориков, окруженных колоннадами. Позднее гимнасии расширялись, их внешнюю и внутреннюю отделку стали украшать различными деталями, придававшими зданию роскошь. Каждый полис имел гимнасий, а в больших городах их могло быть даже несколько. Гимнасии и палестры подробно описаны Витрувием (V. 11. 1-4): они состояли из большого квадратного и продолговатого двора — перистиля (nspioxû^iov), с трех сторон окруженного портиками — колоннадами. В трех портиках сооружались обширные экседры, где располагались кресла для философов, риторов и прочих, кто увлекался научными беседами и спорами. В двойном портике размещались зал для эфебов (é9^Psiov)- обширная экседра с сиденьями, помещения для игр с мячом, песочница; по обе стороны эфебея находились бани. В палестре были перистили, т.е. окруженные колоннами залы. За перистилями располагались три портика: один для выходящих из перистиля, другой, двойной и широкий, был обращен к западу, а третий портик (2uoxôç) представлял собой довольно простое сооружение. По его сторонам, тянувшимся вдоль стен и примыкавшим к колоннам, были устроены дорожки и выемка посередине со ступеньками для спуска с дорожки на площадку, где занимались гимнастическими упражнениями. За ксюстом располагался стадион (oxaSiov), на котором состязались атлеты5.
Колоннада вокруг гимнасия называлась стоей (отоа). Этот термин появился в V в. до н.э. и обозначал свободно стоящую колонную залу или помещение, замыкавшее заднюю сторону зала. Стоя — часть перистиля, например, колонная зала, которая окружала закрытый дворик, или предзальное помещение перед каким-то большим строительным комплексом. Колоннады такого рода строились также отдельно и имели с одной стороны стену, а с другой ряд колонн. В этом случае стоя была крытой6.
Если в публикуемой надписи название здания перед гимнасием действительно относилось к строению, которое было связано с последним, но не входило в состав его помещений, то речь могла идти о стадии, стое, экседре или перистиле. Мы знаем, что в Каллатисе в 3/2 г. до н.э. — 14 г. н.э по решению Народного собрания императору Августу были посвящены колонны какого-то портика (ISM III. 58). Эта произошло позднее посвящения ему гимнасия, так как надпись об этом была поставлена позже публикуемой (см. выше). Дело в том, что титулату-ра принцепса в ней более полная, нежели в надписи о гимнасии. Она характерна для эпиграфических документов с упоминанием императора Августа после 17 г. н.э. Следовательно при Августе в Каллатисе уже существовал отдельно стоящий портик, который был посвящен первому принцепсу и основателю Римской империи. В таком случае вряд ли публикуемая надпись свидетельствовала о посвя-
5 Irmscher, Johne (eds.) 1977, 213; Delorme 1960, 25 ff.
6 Kuhn 1985, 169-173; Hellmann 1992, 385.
щении Августу стои и гимнасия. Можно осторожно высказать мнение, что в ней упоминался стадий, который в комплексах с гимнасиями и палестрами выступал как отдельно стоящее строение, но был функционально с ними связан. Павсаний, описывая агору Элиды, говорит, что там находился гимнасий и одна ее часть предназначалась для состязаний в беге, а другая для упражнений в беге и пентатлоне. Агора была окружена колоннадами, а один из выходов из гимнасия вел на агору и в элланодикеон (здание для судей спортивных агонов), куда элланодики приходили в гимнасий на состязания в беге и пентатлоне. В императорское время агора стала именоваться ипподромом, где местные жители обучали лошадей (Paus. VI. 23-24). Это показывает, что гимнасий был связан с постройками спортивного характера, где проводились различные соревнования. Поэтому упоминание в нашей надписи стадия не исключено. Конечно, возможны и иные дополнения, в частности, термины, обозначавшие экседру или перистиль, но эти сооружения являлись органической частью гимнасия и вряд ли бы их отделили от упоминания здания гимнасия.
А. Аврам, разбирая вышеупомянутую надпись о сооружении стои и посвящении ее императору Августу, выдвинул обоснованное предположение, что свободно стоящая колоннада — стоя, зала или помещение, замыкавшее заднюю сторону зала, — находилась на агоре Каллатиса, которая была сооружена в эпоху Августа. В таком случае вероятно, что гимнасий и еще какое-то сооружение также располагались на агоре этого полиса. Агора в городах римских провинций напоминала постройку типа римского форума с четко выделенной структурой в виде дворика, портика с трех сторон и басилики. По мнению А. Аврама, возведение агоры и стои в Каллатисе было связано с культом Богини Ромы и Августа, поскольку после учреждения императорского культа посвящение зданий императору осуществлялось только по решению Народа, т.е. Народного собрания и Совета. На агоре мог располагаться храм Августа и Ромы, окруженный колоннами, или алтарь Августа7. На агоре Элиды, например, находился толосообразный храм с колоннадой, посвященный римским императорам (Paus. VI. 25).
Таким образом есть веские основания полагать, что Каллатис благоустраивался под покровительством императора Августа. В этом городе, как и в других западнопонтийских городах в I в. до н.э. — I в. н.э., сложился императорский культ и справлялись празднества Цезареи в честь императоров и членов их семей (SEG I. 327). Поэтому обустройство агоры, строительство портиков, гимнасия и связанных с ним построек могло быть вызвано популярностью среди каллатийцев официального культа императора. Предполагается, что введение культа Августа и возведение комплекса посвященных ему сакральных построек, т.е. Кайсарео-на, осуществлялось в Каллатисе под покровительством легата Августа Публия Виниция, который ок. 3-2 гг. до н.э. был почтен как патрон и эвергет города (ISM III. 57). В соседней Истрии на агоре существовали храм Автократора Цезаря Ав-
7 Avram 1999, 369-371; о реконструкции агоры в полисах различных провинций и постройке там зданий, связанных с введением императорского культа Августа см. Martin 1972, 912; Martin 1951, 508-518. В одной из каллатийских надписей засвидетельствован булевтерий, где проходили заседения городского Совета (ISM III. 49). А. Аврам предположил, что после введения культа Августа в Каллатисе мог быть сооружен алтарь, встроенный в здание булевтерия или гимнасия (Avram 1999, 370).
густа, построенный Папасом, сыном Теопомпа, на собственные деньги при жреце Филодеме, очевидно, после обожествления принцепса в последние годы до н.э. или в первые годы н.э. (ISM I. 146)8, и стоя (ISM I.8). В этом полисе засвидетельствованы гимнасиархи (ISM I, 223; 268) и гимнасий, который функционировал с эпохи эллинизма и, как минимум, до III в. н.э. (ср. ISM I. 44: ..t]w4 yu[^vaoiœi...], II в. до н.э.; 59: töi yu^vaoiœi, II в. до н.э.), поскольку в первой половине III в. н.э. некий истриец Полифем, сын Полифема, реставрировал гимнасий, за что он и его предки были почтены постановкой мраморной базы (ISM I. 181).
Активное строительство зданий, связанных с культом Августа, велось по всей Римской империи, включая города восточных провинций и западнопонтийский регион. Однако ни в одной из провинций Август не согласился на посвящение храма себе самому, он предпочел, чтобы его почитали в храмах только вместе с Богиней Ромой. В Риме же он отвергал все попытки оказать ему эту почесть (Suet. Vita Л^., 52). Это происходило в 29 г. до н.э., о чем сохранилось упоминание у Диона ^ссия: «Цезарь (Август — С.С., И.П.), помимо занятий общими делами, дал разрешение на посвящение священных участков в Эфесе и Никее Богине Роме и своему отцу Цезарю, которого он величал Героем Юлием. Эти города в то время достигли выдающегося положения в Азии и Вифинии. Он распорядился, чтобы проживавшие в этих городах римляне оказывали почести этим двум божествам; но он разрешил иностранцам, которых он именовал собственно эллинами, посвящать ему священные участки — жителям провинции Азии в Пергаме, а Вифинии в Никомедии» (Dio Cass. LI. 20. 6-7). Следовательно Август начал вводить культ императора в провинциях с того, чтобы его подданные вначале почитали героизированного и обожествленного Юлия Цезаря и Богиню Рому. Однако затем он повелел почитать уже себя самого вместе с Богиней Ромой, что постепенно перешло в практику посвящения ему теменосов храмов и прочих сакральных мест в Пергаме, Никомедии и других городах Малой Азии9. Одним из наиболее ранних свидетельств о почитании Августа является надпись о постановке ему статуи в храме Аполлона в Юларосе, где он величается Автократором, сыном Бога, Цезарем. Отсутствие в титулатуре принцепса указания, что он имеет эпитет «Август» (EsßaoT0^, коим его стали величать с 16 января 27 г. до н.э., позволяет датировать эту почетную надпись 31-29 гг. до н.э.10 В 31-30 гг. до н.э. Октавиан соответственно в шестой и седьмой раз был аккламирован как император (ILS 80, 81;
8 Pippidi 1959, 238. В публикуемой надписи утраченный текст можно было бы дополнить как [о KaXXaTiavöv tov vao]v? ка1 то yu^váaiov Kaíaapi SsßaaTÖi. Однако это маловероятно. Гимнасии и храмы на агоре были отдельно стоящими постройками, поэтому храм не мог быть вместе с гим-насием посвящен императору, ибо такое посвящение осуществлялось по отдельности для каждого значимого в общественном плане сооружения. Филон (Leg. ad Gaium, 149-150), описывая, какие постройки посвящались императору Августу в связи с обожествлением, указывает: «...и вся Вселенная проголосовала за почести ему (Августу — С.С., И.П.), равные олимпийским богам, и это подтверждают храмы, пропилеи, площади перед храмами, стои». В этом перечне отсутствуют гим-насии, а это означает, что упоминание в нашей надписи храма Августа вместе с гимнасием вряд ли возможно.
9 Magie 1950 II, 1332-1334, 1613-1615. В этом плане показательна надпись Аполлония Пассала, датируемая 27-5 гг. до н.э. (ее датировку следует сузить до 27-25 гг. или 17 г. до н.э.), где говорится о постановке статуи Августа и устройстве священного участка - теменоса для его культа в Эфесе (ЛЕ 1975, 214, № 799; Jobst 1980, 253, 254).
10 Ferrary 2000, 357; Ferrary 2001, 19.
Oros. VI. 14. 19), причем следующая восьмая такая аккламация имела место только в 25 г. до н.э., когда он уже имел почетное имя Цезарь Август11. Это позволяет высказать предположение, что наречение принцепса в публикуемой посвятительной надписи из Каллатиса всего лишь титулом «Цезарь Август» без упоминания его как автократора позволяет датировать ее временем после 27-25 гг. до н.э. Это сближает данное посвящение с почетной надписью понтийского царя Полемона I из Зелы, которая была поставлена в 26 г. до н.э. и в которой принцепс также поименован как Kaïoap EsßaoT0g12.
В большинстве надписей, поставленных до 17 г. н.э., Август величается «Цезарем Августом», «Августом Цезарем», «Автократором Цезарем Августом» или «Цезарем Августом Автократором», «Автократором Августом». С конца 20-х годов до н.э. начали появляться надписи, где принцепса поначалу именовали на прежний манер «Автократором Цезарем, сыном Бога (т.е. божественного Цезаря — С.С., И.П.)», добавляя теперь уже ставший традиционным эпитет «Август» (ILS 94). Это было следствием его повеления от 29 г. до н.э. посвящать теменосы Божественному Герою Юлию (Цезарю — см. выше) и одновременно возводить в некоторых городах римского Востока сакральные комплексы, связанные с его именем. После 17 г. до н.э. в Риме и Италии стали активно внедрять культ божественного Августа, поэтому в надписях его теперь все чаще называли «Автократором Цезарем Богом Августом» или просто «Богом Августом» (SEG IV. 490, Приена, 9 г. до н.э.; XV. 815, Апамея; IGR IV. 1302, Кимы, 2 г. до н.э. — 14 г. н.э.; OGIS 533, Анкира; IGR III. 718, 719, Ликия, Миры, до 12 г. до н.э.)13. Наиболее ярко эта черта императорского культа стала прослеживаться после 17 сентября 14 г. до н.э., когда по постановлению римского Сената принцепс официально получил эпитет Divus Augustus, и особенно после 12-9 гг. до н.э., когда сложился апофеоз божественного Августа. По всей Империи сооружались алтари Августа, тем более, после того как в 9 г. до н.э. был официально возведен Алтарь Мира Августа (Ara Pacis Augusti) и начали строить храмы и сакральные комплексы — Себастейоны, Авгу-стейоны или Кайсареоны, посвященные обожествленному принцепсу14.
Тенденция поэтапного формирования культа божественного императора прослеживается по Res Gestae Divi Augusti, авторство которого приписывают самому Октавиану Августу, в окончательном виде отредактировавшего его к 14 г. н.э. В нем, в частности, указано, что в 19 г. до н.э. Сенат посвятил Фортуне алтарь, на котором приносили ежегодные жертвы в ознаменование возвращения императора из Сирии в Рим и этот день объявлялся «днем Августа» в честь его почетного эпитета. В 13 г. до н.э. после возвращения императора из Галлии и Испании Сенат по случаю этого события постановил посвятить на Марсовом поле алтарь Миру Августа для ежегодных жертвований (Res Gestae, 11-12). Это показывает, что бо-
11 Schumacher 1985, 221; Eck 2003, 50; ср. Парфенов 2001, 31-32.
12 Marek 2003, Abb. 67; Сапрыкин 2008, 42.
13 Ehrenberg, Jones 1949, № 62, 166, 171 сл. Однако в ряде мест, в частности, в Гортине (IGR I/II. 960, 2 г. до н.э. - 7 г. н.э.). и Александрии (IGR I/II. 1055, 1056, 10-11 г. н.э.), Августа по-прежнему именовали «Автократором Цезарем, сыном Бога, Августом». Такая титулатура сохранилась потому, что в надписях упоминалась датировка по годам его консульства или по введенной им цезарианской эре, что уходило корнями к тому времени, когда Август еще не величался богом.
14 Pippidi 1939, 167-169; Машкин 1949, 565 сл.; Свенцицкая 1981, 37; Ross Taylor 1991, 35ff.; Southern 1999, 166.
жественные почести Августу стали активно воздавать на рубеже предпоследней и последней четверти I в. до н.э.15, а возведение Алтаря Мира символизировало окончательное оформление культа Бога Августа.
Подданные в провинциях и союзники Рима на Востоке не могли не откликнуться на эти события в жизни Империи, что наглядно демонстрируют надписи в честь Августа и его жены Ливии. В посвятительной надписи Аполлону из окрестностей Кизика, поставленной после 15 г. до н.э., упоминаются «Автократор Цезарь, бог, сын бога, Август, богиня Ливия Деметра и (Марк Агриппа) Аполлон»16, что явно отражает существование культа божественного императора и его ближайшего окружения. Любопытны в этом плане надписи, поставленные боспорской царицей Динамией. Она получила единоличную власть в 21 г. до н.э. и удерживала ее до 12 гг. до н.э., разделяя царские полномочия вначале со своим мужем царем Асандром, а в конце правления с другим мужем — понтийским царем Полемоном I, что было санкционировано Августом. В почетной надписи о посвящении статуи Августа из Гермонассы ее патрон — римский император именуется «Автократором Цезарем, сыном бога, Августом» (CIRB 1046), что относится к 17-14 гг. до н.э., когда в ходу было распоряжение принцепса греческим подданным и союзникам-вассалам почитать его вместе с божественным Юлием Цезарем, о чем сообщает Дион Кассий (см. выше). В надписи, поставленной в Фанагории Ливии, супруге Августа, боспорская царица величает ее просто «женой Августа» (CIRB 978). Это позволяет также отнести посвящение к ранним годам царствования Ди-намии, т.е. ко времени до 17-14 гг. до н.э. В эти годы культ божественного Августа еще не оформился в должной мере, поэтому принцепса нередко именовали по одному эпитету «Август»17. В третьей надписи из Пантикапея Динамия называет
15 В Милете Августа почитали уже при жизни, так как вскоре после 26-25 гг. до н.э. там во дворе здания городского Буле возвели его алтарь Ara Augusti с округлым основанием; одновременно подобные алтари стали появляться в Алабанде, Траллах, Гераклее, Афинах, где был построен алтарь Афины и Августа (Tuchelt 1975, 136-140). В Милете императорский культ Августа стал складываться в это же время, но апогея достиг после 17 г. до н.э., когда обожествленный император в знак уважения и божественного почитания стал занимать почетную эпонимную должность стефанефора и в его честь был утвержден культ, который обслуживала коллегия жрецов во главе с первым жрецом (Günther 1989, 178).
16 Schwertheim 1983, 110-112.
17 Ср., например, надпись из Алабанды в провинции Азия от 27 г. до н.э., в которой Август именуется простым эпитетом Zsßaaxou- (OGIS 457); см. также надпись префекта Египта П. Рубрия Барбара на обелиске в Александрийском Кайсареоне, датированной по эре Цезаря (т.е. Августа или эре Акция — С.С., И.П.) 18 годом: in v Kaiaapoç = anno XVIII Caesaris (IGR I. 1072), что соответствовало 13/12 г. до н.э. Она свидетельствует о введении эры в то время, когда Октавиан еще не стал Августом и его по традиции продолжали почитать как Цезаря. Интерес представляет и так называемая «клятва Фаземонитов» Августу из Неоклавдиополя — Фаземона в Пафлагонии, принятая в ознаменование включения области в состав римских провинций в двенадцатое консульство «Автократора Цезаря, сына Бога Августа» на третий год, что позволяет отнести надпись к 3 г. до н.э. (SP III. 66). В самой древней традиционной начальной формуле этой клятвы принцепс поименован как «Август, которому надлежит благоволить как Цезарю Августу», а далее в тексте присяги возведенные в его честь храмы и алтари в различных районах Пафлагонии названы «Себастейонами» и «алтарями Августа». Сооружение алтарей и храмов римскому императору, как и наречение его Августом - Цезарем Августом, относится ко времени до конца 20-х годов до н.э., когда он еще на получил культ обожествленного правителя. Официальная формула «Автократор Цезарь, сын Бога Август», хотя и относится к 3/2 г до н.э., но восходит к 31-23 гг. до н.э., когда принцепс являлся консулом в последний раз перед 5 г. до н.э. - годом его двенадцатого консулата. В эти годы на рубе-
своего римского благодетеля и спасителя «Автократором Цезарем, Богом, сыном Бога, Августом» (IGR I. 901=CIRB 38)18, сочетая в титуле императора старые и новые традиции, вызванные его официальным обожествлением. Это дает возможность отнести надпись к 14-12 гг. до н.э., когда сложился культ Divi Augusti.
Таким образом упоминание в надписи из Каллатиса императора как Цезаря Августа позволяет продатировать этот памятник, а значит постройку, ремонт и решение о посвящении гимнасия римскому принцепсу, периодом от 27 г. до н.э. до приблизительно 14 г. до н.э., а быть может даже до 25 г. до н.э., когда Август еще не называл себя автократором, ибо получил очередную аккламацию как император только в 25 г. до н.э. В это время каллатийцы, следуя повелению прин-цепса греческим подданным и вассалам от 29 г. до н.э., начали строительство или реконструкцию агоры, где должен был появиться священный участок — темен для построек, связанных с почестями Октавиану, только только провозглашенному Августом. Гимнасий и еще какая-то связанная с ним постройка вписывались в архитектурные ансамбли подобного рода. Позднее каллатийцы построили колоннаду портика (стои) и с полным правом посвятили ее уже Цезарю Августу как Автократору, когда культ обожествленного императора набирал силу.
Возведение сооружений, связанных с поклонением Августу в Каллатисе, вписывается в общую стратегию и политику создания сакральных комплексов обожествленного императора по всей Империи, особенно в ее восточных провинциях. В одном из крупнейших греческих городов Малой Азии — Эфесе при Августе уже с 29 г. до н.э. была перепланирована и благоустроена агора-форум, которую окружали строения, связанные с деятельностью нового императора: пританей, святилище Гестии, булея, посвященная покровительнице города богине Артемиде, булевтерий, одеон, базилика. Начал перестраиваться и храм, посвященный Марку Антонию, который отныне превратился в центр культа Августа и Ромы. Храм Августа был построен и в пределах Артемисиона. Все это стало следствием складывавшегося на Востоке и в Риме культа нового императора — Dea Roma et Divus Iulius, который в 19-18 гг. до н.э. перерос в культ Богини Ромы и Августа19.
В египетской Александрии на месте храма Птолемеев в 48 г. до н.э. возник Кайсареон, посвященный Гаю Юлию Цезарю, что было результатом введения культа Цезаря. При Октавиане, возможно, в 24-20 гг. до н.э., под влиянием его формировавшегося культа как Августа этот теменос, окруженный колоннами, был перестроен, поскольку Страбон упоминает его после построек Марка Антония (Strabo XVII. 1. 9). Храм Августа — Себастейон в Александрии был украшен картинами, статуями, а теменос имел залы, библиотеки, банкетные залы, строения при въезде, широкие площади и просторные дворы. Один из построенных на те-меносе залов в форме quadriportucus с храмом в центре имел планировочную связь с упомянутыми сооружениями. Подобные постройки культового и общественного назначения с залами, экседрами, одеонами, театрами, а также гимнасиями, имели прямое отношение к культу обожествленных правителей, включая римских импе-
же предпоследней и последней четверти I до н.э. Августа еще не почитали богом, но его культ уже формировался, о чем свидетельствуют посвященные ему храмы, святилища и алтари.
18 Ehrenberg, Jones 1949, № 171.
19 Weinstock 1971, 402 ff.; Jobst 1980, 243ff.
раторов20. Об этом убедительно свидетельствует Кайсареон в Кирене с тремя залами и базиликой с храмом. Трехзальная постройка служила гимнасием, который соорудили еще в эпоху эллинизма и посвятили Гераклу и Гермесу (в августовское время он именовался Зацоаю'). При Августе гимнасий и храм были реставрированы, появилась новая экседра, после чего гимнасий получил название рогй-сш С[ае8]аг[е1], а храм был посвящен Юпитеру-Августу. Это говорит о том, что киренский гимнасий являлся важныу культовыу мест)у почитания императора и потому находился рядом с храмом Августа, поскольку сооружение общественных зданий было инспирировано созданием нового для греков культа божественного императора Августа. Данный вывод подтверждается тем, что гимнасий и храм императора в Кирене были отреставрированы одновременно с реконструкцией агоры в Эфесе. Для нового культа использовали древние сакральные здания, которые во многих случаях сохраняли прежнее предназначение. Например, на агоре Кирены одно из зданий было посвящено эллинистическому божеству Зевсу Соте-ру, а другое новым богам Роме и Августу, а в Мессене храм Августа был возведен в пределах храма Гекаты в Лагине. В Афинах под реконструкцию попала агора: при финансовой поддержке Цезаря и Августа там вокруг древнего рынка в сотне метров к востоку от агоры классической эпохи соорудили великолепную колоннаду. Тогда же по распоряжению Августа откуда-то из Аттики на агору перенесли построенный еще в V в. до н.э. храм Ареса и приемный сын императора Гай Цезарь почитался там как «Новый Арес»21.
Все это являлось своеобразной переработкой культовых функций, которые выполняли прежние строения, но уже в новых условиях, вызванных формированием культа императора Августа. При этом наряду со старыми перестроенными сооружениями возникали новые, что выражалось в постройке залов и портиков, возведении алтарей и храмов. Вследствие этого почитание Августа на теменосах греческих городов происходило в одной части форума-агоры, которая компактно застраивалась храмами, алтарями и где переоборудовались гражданские строения, например, булевтерий в Милете, агора в Эфесе22, гимнасии в Кирене. Все они были построены еще в доримское время и являлись важными центрами городской жизни23. Наиболее ярко это проявилось в Пергаме, где почитать римского императора начали одними из первых (см. выше). Местный гимнасий на средней террасе был связан с храмом Гермеса и Геракла — покровителями палестр. Северная граница этой террасы состояла из ряда помещений за экседрой, выстроенной для отправления культа Августа. Гимнасий в Пергаме, который появился еще при Ат-талидах, в римское время был перестроен в соответствии с требованиями культа императора — там появился храмик коринфского ордера. Пергамский гимнасий примыкал к храму Богинь Фесмофорий, а гимнасий в Эгах, во многом аналогичный пергамскому, соседствовал с храмом элевсинских богинь Деметры и Коры и имел обширный двор с тремя портиками, где располагался небольшой храмик
20 Forbes 1945, 32ff.; Sjoqvist 1954, 86; Delorme 1960, 316-318; Tuchelt 1981, 167-186.
21 Tuchelt 1981, 167-186; McK.Camp II 1990, 28, 115.
22 Tuchelt 1981, 167-186.
23 Robert 1969, 738, 814; показателен пример с гимнасием в Приене, где во дворе появился небольшой наиск или алтарь, который мог быть связан с культом обожествленного императора (см. Shede 1934, Abb. 91).
богов. Местные гимнасии (как и подобные сооружения в других городах) имели специальную залу — to; ajKpoarrçpiov, предназначенную для выступлений музыкантов, собраний философов, риторов врачей, поэтов, астрономов24. В этой связи вполне правдоподобным выглядит предположение, что в утраченной части калла-тийской надписи упоминались если не стадий, то алтарь Августа — [to;v ßto^o;] v или акроатерий. Ведь гимнасии выступали центрами культа обожествленного императора и составляли единое целое с другими сакральными постройками на агоре.
Каллатис рано превратился в одну из главных опор римского господства в Западном Причерноморье. Отношения с римлянами он установил сразу после поражения Митридата Евпатора. В 70 г. до н.э. Марк Варрон Лукулл, освободив регион от власти понтийского царя, заключил договоры о союзе с греческими городами Малой Скифии и Добруджи. Этим римляне признали за ними их самостоятельность, политию и автономию (Dio Cass. XXXVIII. 10). Тогда же был заключен и договор с Каллатисом, по условиям которого Рим и этот полис воздерживались от враждебных действий и обязывались предоставлять друг другу помощь при нападении на одну из договаривающихся сторон. Римское влияние в Каллатисе и его округе еще более расширилось после военной экспедиции Марка Лициния Красса против фракийцев в 29-27 гг. до н.э. (Dio Cass. LI. 25. 5). В результате этот район Добруджи до 15 г. н.э. оказался под управлением наместника провинции Македонии и составил особый административный округ под названием praefectura orae maritimae. После прихода к власти Октавиана Августа и в связи с провозглашением его Цезарем Августом в Каллатисе (и возможно в других западнопонтийских городах) началась реконструкция агоры с целью создания теменоса культа нового императора. На агоре полиса стал создаваться сакральный комплекс — местный Кайсареон, призванный стать местом почитания римского императора. Он включал ряд построек, в том числе алтарь Августа и гимнасий, который существовал и раньше, но при Августе был перестроен и превратился в один из центров культа нового римского принцепса. В дальнейшем по мере формирования культа божественного Августа на агоре, в том числе и вблизи гимнасия, стали возводить новые строения, в частности, колоннаду портика, которую также посвятили Августу, но уже как императору.
ЛИТЕРАТУРА
Машкин Н. А. 1949: Принципат Августа. М.; Л.
Парфенов В. Н. 2001: Император Цезарь Август: армия, война, политика. СПб.
Сапрыкин С. 2008: Epigraphica Pontica I: надпись Полемона из Зелы // ВДИ. 4, 41-54.
Свенцицкая И. С. 1981: Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных союзов» в городах малоазийских провинций I-II вв. н.э. // ВДИ. 4, 33-51.
Avram A. 1999: Inscriptiones Scythiae Minoris greacae et latinae. Bucarest; P.
Delorme J. 1960: Gymnasion. Études sur les monuments consacrés à l'education en Grèce (des origins à l'Empire romain). Paris.
Dörpfeld W. 1902: Die Fortsetzung der Grabungen / Die Arbeiten zu Pergamon 1900-1901 // Bericht über die Arbeiten zu Pergamon 1900-1901. Athen, 159-160.
Eck W. 2003: The Age of Augustus. Cornwell.
24 Dörpfeld 1902, 160; Robert 1970, 79-81; Tuchelt 1981, 167-186.
Ehrenberg,V., Jones A. H.M. 1949: Documents, illustrating the Reigns of Augustus and Tiberius. Oxford.
Ferrary J.-L. 2000: Les inscriptions du sanctuaire de Claros en l'honneur de Romains // BCH. 124, 331-376.
Ferrary J.-L. 2001: Rome et la géographie de l'hellénisme: réflexions sur "hellènes" et "panhellènes" dans les inscriptions d'époque romaine // The Greek East in The Roman Context. Proceedings of a Colloquium orginised by The Finnish Institute at Athens, May 21-22, 1999. Helsinki, 19-35.
Forbes A. 1945: Expanded Uses of The Greek Gymnasium // CPh. 60, 32 ff.
French D. 1986: Recent Epigraphic Research in Pontus // EA. 8, 71-83.
Günther W. 1989: Zu den Anfängen des Kaiserkults in Milet // IM. 39, 173-178.
Hellmann M.-Chr. 1992: Recherches sur le vocabulaire de l'architecture grecques d'après les inscriptions de Délos. Paris.
Irmscher I., Johne R. (eds.) 1977: Lexikon der Antike. Berlin.
Jobst W. 1980: Zur Lokalisierung des Sebasteion-Augusteum in Ephesos // IM. 30, 241-260.
Kuhn G. 1985: Untersuchungen zur Funktion der Säulenhalle in archaischer und klassischer Zeit // JDAI. 100, 169-317.
Magie D. 1950: Roman Rule in Asia Minor. Vol. II. Princeton.
Marek Ch. 2003: Pontus und Bithynien. Die römischen Provinzen im Norden Kleinasiens. Mainz.
Martin R. 1951: Recherches sur l'agora grecque. Étude d'histoire et d'architecture urbaine. P.
Martin R. 1972: Agora et Forum // MEFRA. 84, 912 ff.
McK. Camp J. 1990: The Athenian Agora. Athens.
Merkelbach R., §ahin S. 1988: Die Publizierte Inschriften von Perde // EA. 11, 97-170.
Pippidi D.M. 1939: Recherches sur le culte impérial. Bukurest.
Pippidi D.M. 1959: Ein Augustus-Tempel in Dobrudscha // JÖAI. Beiblatt, 230-238.
Robert L. 1969: Opera minora selecta. Vol. II. Amsterdam.
Robert L. 1970: Études anatoliennes. Paris; Amsterdam.
Ross Taylor L. 1991: The Divinitz of The Roman Emperor. Middletown.
Schumacher L. 1985: Die imperatorische Akklamationen der Triumvirn und die auspicial des Augustus // Historia. 34, 2. 221 ff.
Schwertheim E. 1983: Die Inschriften aus der Sammlung Necmi Tolunai in Bandirma // EA. 1, 107-118.
Shede M. 1934: Die Ruinen von Priene. Berlin. Leipzig.
Sjöqvist E. 1954: Kaisareion. A Study in Archaeological Iconography // OpRom. I, 86 ff.
Southern P. 1999: Augustus. London; New York.
Tuchelt K. 1975: Bouleuterion und Ara Augusti. Bemerkungen zur Rathausanlage von Milet // IM. 25, 91-140.
Tuchelt K. 1981: Zum Problem Kaisareion-Sebasteion. Eine Frage zu den Anfängen des römischen Kaisrkulten // IM. 31, 167-186.
Weinstock S. 1971: Divus Julius. London; Oxford.
NEW EVIDENCE ON EMPEROR AUGUSTUS CULT IN CALLATIS
S. Yu. Saprykin, I. Pyslaru
The article presents a new inscription found in Callatis, a west Pontus town, which mentions gymnasium and some other construction whose name is lost but for one letter. Both constructions named in the inscription were dedicated by Callatis people to Caesar Augustus, i.e. to Emperor
Augustus. Lack of evidence that Caesar Augustus was an autocrat makes it possible to refer the document to the early 20-s BC when Augustus cult began to grow. Gymnasium and some other construction were on the agora whose reconstruction started approximately at this time. Augustus Temenos, the altar, the temple, and gymnasium built there were to become Roman Emperor worship center.
Key words: Callatis, Caesar Augustus, Roman Empire, Sebasteion, Caesareon, gymnasium, epigraphy