ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Полещук Евгения Сергеевна
учитель английского языка МОУ гимназии № 1, РФ, г. Комсомольск-на-Амуре
E-mail: poleshuk-va@mail. ru
WEB-QUEST AS A WAY TO ORGANIZE STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES
Evgeniya Poleshchuk
english teacher gymnasium № 1, Russia, Komsomolsk-on-Amur
АННОТАЦИЯ
В статье представлен опыт создания и использования веб-квестов для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку. Рассматриваются виды и структура веб-квестов, отмечаются положительные стороны их применения в образовательном процессе.
ABSTRACT
The article presents the experience of creating and using web-quests for the organization of students' research activity in learning foreign languages. It examines the type and structure of web-quests, shows positive aspects of their using in the educational process.
Ключевые слова: веб-квест; Интернет; проектная деятельность.
Keywords: web-quest; Internet; project activities.
Образовательный процесс в современной школе нельзя представить без использования ресурсов Интернета. Учителя обращаются к Интернету не только при подготовке к урокам, но и при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Для реализации этой цели незаменимую помощь учителю может оказать веб-квест.
В переводе с английского языка веб-квест — это целенаправленный продолжительный поиск. Он представляет собой мини-проект, основанный на
поиске информации в Интернете, ее обработке и анализе, представлении результатов исследования. Разработчик этого метода — американец Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Существует несколько классификаций веб-квестов. По длительности выполнения они могут быть долгосрочными или краткосрочными, по предметному содержанию — монопроектные и межпредметные веб-квесты. По типу заданий выделяют множество видов веб-квестов: пересказ, компеляция, загадка, самопознание, решение спорных проблем, убеждающий, аналитический, журналистский, творческий, аналитический, конструкторский, научный веб-квест. Остановлюсь на нескольких типах.
Пересказ является одним из самых простых веб-квестов. Но информация, найденная учащимися в Интернете, должна быть ими значительно переработана. Это не может быть простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор.
Компиляционный веб-квест — это информация, представленная в совершенно новом формате в виде туристической брошюры с описанием достопримечательностей, виртуальной экскурсии по странам изучаемого языка, карты мира с описанием символов стран и т. д.
Журналистский веб-квест — объективное представление информации в виде статьи в газете, рубрики в журнале, интервью и т. д.
Творческий веб-квест — выполнение творческой работы в виде создания пьесы, песни, видеоролика, сочинения стихотворения. При оценивании такого квеста учителю следует больше внимания уделять именно творческому подходу и самовыражению учащихся.
Убеждающий веб-квест имеет целью склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Учащимся нужно выработать аргументы в пользу какого-то мнения или точки зрения. Конечным продуктом веб-квеста является статья, выступление в суде, веб-страница, видеоролик и т. д.
При создании аналитического веб-квеста учащиеся изучают сходства и различия каких-то вещей, явлений, процессов. Например, изучить общие и отличительные черты празднования Нового года и Рождества в России и в странах изучаемого языка.
Веб-квест включает четыре элемента: введение, задание, процесс и оценивание. Составляющих может быть и больше (например, можно добавить такие части как «Страница для учителя», «Заключение» и др.), но четыре вышеперечисленные являются обязательными.
В «Введении» учащиеся знакомятся с темой веб-квеста, им предлагаются определенные роли: стать журналистом, детективом, туристическим агентом и т. д. Цель этого этапа — заинтересовать учащихся.
В «Задании» формулируется проблемная задача и описывается форма конечного продукта.
«Процесс» — это поэтапное описание шагов для достижения поставленной задачи. Здесь учителю необходимо обозначить, как учащиеся должны работать: индивидуально, в паре, в группе, срок выполнения работы, ее оформление, распределение ролей. Приводятся ссылки к Интернет-ресурсам, которые необходимо использовать в работе над веб-квестом.
В «Оценивании» указываются критерии и параметры оценки выполнения веб-квеста. Критерии оценки зависят от поставленных учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Поделюсь со своим опытом создания веб-квеста по страноведению в классе углубленного изучения английского языка. Возрастная категория, для которой создавался веб-квест — 6 класс. Выбор темы веб-квеста «Шотландия. Глазго» не случаен. В УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой при изучении темы «Шотландия» не содержится информации об одном из крупнейших городов этой страны — Глазго.
Итак, веб-квест начался с введения. На этой стадии учащиеся познакомились с темой веб-квеста.
В «Задании» учащимся было предложено выполнить работу индивидуально или в группе: подготовить виртуальную экскурсию по Глазго, озвучив видео-открытку.
Следующая часть веб-квеста — «Процесс». Учащимся необходимо было посмотреть видео-открытку о Глазго и выписать названия достопримечательностей. Используя предложенные ссылки, найти информацию в Интернете и составить текст виртуальной экскурсии. В веб-квесте ученикам предлагались адреса необходимых сайтов. Таким образом, они не тратили свое время, выискивая информацию в сети.
На уроке-защите веб-квестов учащиеся выступали в роли туристических гидов по Глазго. Оценивание происходило в соответствии со следующими критериями: знание языка, грамотность и темп речи, культура выступления, логика изложения материала.
Нужно отметить несколько положительных моментов использования веб-квестов на уроках иностранного языка. При выполнении группового веб-квеста достигается главная цель обучения языку — коммуникативная. Веб-квесты способствуют развитию критического мышления, учат сравнивать, обобщать, делать выводы. Ученики учатся самостоятельно добывать информацию в Интернете, развивают компьютерные навыки, обогащают словарный запас. Веб-квесты позволяют повысить заинтересованность и мотивацию учащихся к изучению предмета. При использовании веб-квеста реализуется принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Список литературы:
1. Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучени//Школьные технологии. — 2013. — № 2. — С. 59—66.
2. Горшкова О. А. Дидактические особенности образовательных веб-квестов//Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 11. — С. 56—65.
3. Горшкова О. А. Создание образовательного веб-квеста//Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 12. — С. 72—82.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/04/image/04-096.pdf (дата обращения 15.05.2014).