Научная статья на тему 'Веб-квест как одна из технологий организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе (опыт внедрения на компьютерных направлениях подготовки)'

Веб-квест как одна из технологий организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе (опыт внедрения на компьютерных направлениях подготовки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ВЕБ-КВЕСТ / WEB-QUEST / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / AUTONOMOUS WORK / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / DIDACTIC POTENTIAL / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND GENERAL COMPETENCIES / ФГОС ВПО / FEDERAL STATE ACADEMIC STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Вероника Юрьевна

В свете наметившейся в последние годы тенденции к сокращению количества аудиторных часов, отводимых на обучение иностранному языку в учебных планах неязыковых направлений подготовки в вузах, и, как следствие, сдвигу акцента на самостоятельную работу, возникает необходимость грамотной и эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Применение современных информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий предоставляет возможности проектирования эффективной самостоятельной работы по курсу, а также отвечает требованиям ФГОС ВПО к подготовке современного специалиста. В статье описаны дидактические возможности технологии веб-квест и представлен опыт автора по ее внедрению в преподавание курса английского языка профессиональной направленности для обучающихся компьютерных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-quest as one of the techniques for organizing autonomous students' work in teaching Language for specific purposes to non-linguistic university students (on the example of teaching students majoring in computer sciences)

For the past years educators have seen a considerable reduction in class hours which has brought about the need for redesigning the academic process and make a shift towards autonomous students' work, yet guided by the tutor. Advanced web 2.0 technologies and innovative teaching techniques make it possible both to raise the effectiveness of the educational process and to develop competencies, stipulated by the Federal state academic standards. In the paper the author dwells on didactic potential of web-quests and shares the experience of implementing a web-quest into the practice of teaching English for specific purposes to the students majoring in computer sciences.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как одна из технологий организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе (опыт внедрения на компьютерных направлениях подготовки)»

4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -2001. - Вып. 1. - С. 131-137.

5. Игнатова И.Б. Формирование межкультурной толерантности у студентов-иностранцев // Успехи современного естествознания. 2008. №6

6. Кайль Ю.А. Исторический экскурс подготовки студентов к использованию знаний иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 16- 19

7. Кривцова, Е. В. Толерантность личности в системе структурно-содержательных характеристик ценностного самоопределения: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.01 - Кемерово, 2010. - 201 с.

8. Куликова Л.Г. Формирование культуры обучающихся в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 176- 177

9. Маслова Г. Г. Толерантность как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2007. №1.

10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Мясищев В.Н.: под редакцией А.А. Бодалева. - М: Издательство «Институт практической психологии», 1995. - 356 с.

11. Назарова, Е.В. Исследование видов и компонентов толерантности в педагогической деятельности // Вестник псковского государственного педагогического университета. 2009. - Вып. 9. - С. 147- 150.

12. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя // Вестник ТГПУ. - 2005. - №1. С. 66-70

13. Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Моск. гос. технол. акад. (МГТА). - Москва, 2004. - 24 с.

14. Серова И.Г. Стратегии обучения иностранному языку для совершенствования уровня профессионального владения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 97- 99

15. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности личности / - М.: Смысл, НПЦ «Гратис», 2008. - 172 с.

16. Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза в рамках системно-деятельностных характеристик учебного сотрудничества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 44-48

17. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.

Педагогика

УДК 372.881.111.1+378.147.88+007.2

кандидат педагогических наук Ильина Вероника Юрьевна

Институт иностранной филологии Таврической академии (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (г. Симферополь)

ВЕБ-КВЕСТ КАК ОДНА ИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРНЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ)

Аннотация. В свете наметившейся в последние годы тенденции к сокращению количества аудиторных часов, отводимых на обучение иностранному языку в учебных планах неязыковых направлений подготовки в вузах, и, как следствие, сдвигу акцента на самостоятельную работу, возникает необходимость грамотной и эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Применение современных информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий предоставляет возможности проектирования эффективной самостоятельной работы по курсу, а также отвечает требованиям ФГОС ВПО к подготовке современного специалиста. В статье описаны дидактические возможности технологии веб-квест и представлен опыт автора по ее внедрению в преподавание курса английского языка профессиональной направленности для обучающихся компьютерных специальностей.

Ключевые слова: педагогические технологии, веб-квест, метод проектов, самостоятельная работа, дидактический потенциал, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональные и системные компетенции, ФГОС ВПО.

Annotation. For the past years educators have seen a considerable reduction in class hours which has brought about the need for redesigning the academic process and make a shift towards autonomous students' work, yet guided by the tutor. Advanced web 2.0 technologies and innovative teaching techniques make it possible both to raise the effectiveness of the educational process and to develop competencies, stipulated by the Federal state academic standards. In the paper the author dwells on didactic potential of web-quests and shares the experience of implementing a web-quest into the practice of teaching English for specific purposes to the students majoring in computer sciences.

Keywords: pedagogical technologies, web-quest, project method, autonomous work, didactic potential, foreign language communicative competence, professional and general competencies, Federal state academic standards.

Введение. Согласно требованию ФГОС ВПО к реализации образовательных программ высшего профессионального образования, развитие системных компетенций выпускников, необходимых для самостоятельного обучения и повышения интеллектуального потенциала на протяжении профессиональной жизни, является одним из приоритетов российского высшего образования.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, развитие коммуникативных умений, лежащих в основе различных видов речевой деятельности, должно также осуществляться с учетом требований Федеральных образовательных стандартов к учебно-методическому обеспечению курса, которые предписывают организовывать учебный процесс и самостоятельную работу обучающихся (как его весомую, с точки зрения академических часов, и значимую составляющую), с использованием цифровых, интерактивных технологий и современных образовательных ресурсов.

Современные педагогические технологии на базе ресурсов сети Интернет позволяют, при грамотном подходе, проектировать задания, направленные на интенсификацию процесса обучения, в ходе которого обучающийся является активным участником учебного процесса, осуществляя самостоятельную, но управляемую педагогом исследовательскую деятельность с целью приобретения знаний, выработки определенного ряда умений и развития компетенций.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является обоснование эффективности применения веб-квеста, как одного из видов проектных заданий и прогрессивной технологии обучения, при организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей, а также представление результатов экспериментального внедрения веб-квеста в практику преподавания профессионально-ориентированного курса английского языка обучающимся компьютерных направлений подготовки.

Изложение основного материала статьи. При реализации в учебном процессе конструктивистского подхода к обучению, предполагающего «самостоятельное создание обучающимся структур своего интеллекта» [1], необходим комплексный подход, направленный на формирование у обучающихся лингвистической, профессиональной, информационно-коммуникационной компетенций.

На основании выводов ученых-физиологов, психологов о том, что комбинирование каналов подачи информации дает синергетический эффект педагогического воздействия [2, с. 26], можно утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий и созданных на их базе ресурсов в языковом обучении является необходимым условием повышения эффективности учебного процесса, обеспечивая графические, визуальные, вербальные, звуковые опоры.

Проектная методика обучения, реализованная с использованием цифровых технологий, позволяет интегрировать теоретические знания по предмету и практические навыки в различных видах учебной и исследовательской деятельности для решения поставленных задач и поэтому может эффективно использоваться как технология организации самостоятельной работы обучающихся.

Обоснование эффективности метода проектов в обучении иностранным языкам приводится в работах Титовой С. В. [2, 3], Полат Е. С. [4, 5], Бухаркиной М. Ю. [4, 5], Сысоева П. В., Евстигнеева М. Н. [6], Шульгиной Е. М. [7], Шестаковой Е. С., Черезовой М. В. [8].

Проектный метод целесообразно использовать при обучении студентов, уже обладающих определенным уровнем иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенций [8, с. 81].

Веб-квест - проблемно-поисковое задание разработанного формата, для решения которого используются ресурсы сети Интернет - рассматривается как разновидность проектного задания (с той лишь разницей, что представляет собой относительно краткосрочный проект) и является одной из перспективных педагогических технологий, в особенности эффективной, по нашему мнению, для использования в академических группах, где студенты только начинают знакомиться с иностранным языком профессиональной направленности и проектной методикой.

Студенты неязыковых направлений подготовки нуждаются в стимулировании мотивации к изучению иностранного языка, поскольку, чаще всего, демонстрируют низкий уровень заинтересованности непрофильной дисциплиной. Технология веб-квеста включает элементы геймификации [3, с. 140], что способствует повышению интереса обучающихся к выполнению задания и стимулирует конкурентную борьбу между участниками веб-квеста, повышая эффективность самостоятельной работы.

Использованию веб-квеста как перспективной технологии обучения иностранному языку профессиональной направленности посвящены работы Шульгиной Е. М. [7], Багузиной Е. И. [9], Мельник О. Г. [10], Галустян О. В.[11]., Климовой А. Б. [12]. Авторы приходят к единому мнению, что веб-квест имеет большой дидактический потенциал в развитии как языковых, так и профессиональных, а также информационных компетенций обучающихся.

Разработчиком веб-квеста Доджем Б. определены типология квестов, виды заданий, структура и этапы работы над веб-квестом, формы проведения, а также рекомендации по оцениванию [13, 14, 15], которые подробно изложены Романцовой Ю. Н. в русском переводе [16]. Процесс проектирования веб-квеста предполагает обоснованный выбор типа и структуры проблемно-поискового задания, сообразно дидактическим целям и потребностям целевой аудитории.

В Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского в течение 2016-2018гг. проводится работа по внедрению технологии веб-квеста в учебный процесс языковой подготовки студентов компьютерных направлений подготовки - 09.03.01 «информатика и вычислительная техника» и 09.03.04 «программная инженерия». Будущих специалистов компьютерной сферы отличает готовность и интерес к использованию передовых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, а также наличие навыков, необходимых для реализации проекта, что сняло технические и мотивационные трудности внедрения инновационных форм обучения.

Выбор тематики веб-квеста «Периферийные устройства» был обусловлен объемом академических часов, отведенных на изучение данной темы в рабочей учебной программе (РУП) дисциплины «Иностранный язык» для вышеназванных направлений подготовки: 58 академических часов, из которых 30 - аудиторных и 28 часов самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, периферийные устройства - устройства ввода, вывода и хранения информации, подключаемые к компьютеру и не являющиеся частью его основной архитектуры - изучаются, согласно РУП, в течение одного семестра и созданные по результатам веб-квеста проекты могут служить логическим итогом работы над темой и учитываться при оценивании успеваемости за семестр.

Веб-квест 'Peripheral devices' был создан на платформе Zunal и доступен по адресу http://zunal.com/webquest.php?w=315460. Преподаватель задает следующие параметры веб-проекта:

- тему: http://zunal.com/introduction.php?w=315460;

- количество групп и приблизительное количество участников в группе (исходя из особенностей тематики веб-квеста и численности его участников - обычно 3-5);

- требования к выполнению задания: http://zunal.com/tasks.php?w=315460;

- структуру и этапы работы над веб-квестом, формат представления результатов исследования: http://zunal.com/process.php?w=315460. Каждый этап отслеживается и при необходимости корректируется преподавателем на аудиторных занятиях;

- критерии оценивания проекта: http://zunal.com/ evaluation. php?w=315460.

Результаты выполнения веб-квеста могут быть представлены в виде презентаций, устного доклада, цифрового рассказа, эссе, веб-страницы.

В нашем квесте, студентам предлагается представить в аудитории свои финальные проекты-презентации

- слайд-шоу с закадровым текстом, обсудить результаты совместной работы над проектом и подвести итоги, ответив на ряд вопросов: http://zunal.com/conclusion.php?w=315460. Преподавателя интересует, насколько веб-квест был увлекательным, отвечал интересам обучающихся, был полезен в плане развития профессиональных компетенций, какие системные и инструментальные навыки обучающиеся приобрели и какие из этих навыков могут быть полезны для самостоятельного приобретения знаний на протяжении всей жизни.

Если по завершении выполнения веб-квеста возникают дополнительные дискуссии, необходимость поделиться ссылками на интересные материалы, преподаватель предлагает площадку для дискуссий. Это может быть учебный блог курса http://english4computing.blogspot.com/, как в нашем случае, страница на ресурсе Padlet, группа в социальных сетях, облачный сервис Google-drive, либо же любой другой ресурс, дидактические функции которого удовлетворяют поставленной задаче.

В ходе выполнения заданий обучающиеся испытывали трудности с распределением заданий в группах. В более слабых группах сложности возникали с отбором материала, его анализом и систематизацией, что можно объяснить недостаточным уровнем языковой подготовки и владения навыками оценки и анализа информации. В целом, все участники веб-квеста положительно оценили новую образовательную технологию, отметили повышение интереса к выполнению заданий подобного типа и успешно представили презентации в качестве итоговых проектных работ. Лучшая презентация 'Input devices' опубликована на основном учебном сайте 'English for ICT', где размещена и реализуется поддерживающая динамическая программа курса, в разделе 'Students' works': https://englishforict.weebly.com/students-works.html.

Активность обучающихся в ходе выполнения веб-квеста (что можно заметить по странице Padlet, где осуществлялась работа по подбору материала - https://padlet.com/veronika interpreter/peripherals), свидетельствует о заинтересованности и высокой мотивированности участников проекта.

Несмотря на то, что проведение ретроспективного анализа с целью сравнения результатов освоения темы 'peripheral devices' группами, обучавшимися с использованием традиционных и инновационных методик, не представляется возможным ввиду отсутствия объективных данных для подобного анализа, субъективное мнение преподавателя состоит в том, что внедрение технологии веб-квест значительно улучшило результаты академических групп в целом и отдельных их участников по сравнению с группами предшествующих академических годов обучения, где традиционно применялся только материал основного учебника. Отмечался прогресс в развитии продуктивных речевых умений, профессиональных компетенций (инструментальных), а также системных компетенций: умений участвовать в групповой работе, находить, анализировать, оценивать, обобщать информацию, самостоятельно приобретать новые знания, рефлексировать.

Выводы. Технология веб-квест позволяет дистанционно управлять процессом обучения, индивидуализировать его, обеспечивать обучающихся актуальным аутентичным материалом, имеющим также смысловую, содержательную ценность для будущих профессионалов. Диверсификация каналов подачи контента и интегририрование различных аспектов речевого взаимодействия способствуют более эффективному развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Все это позволяет сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии веб-квест и важности планомерного и систематизированного, методически обоснованного внедрения веб-квестов в проектирование учебного процесса при обучении иностранному языку в профильноориентированном контексте.

Литература:

1. Шаталова Н. П. Конструктивный подход к обучению как фактор эффективности всех уровней образовательной системы [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 апреля 2010. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1271195530&archive=&start_from= &ucat=& (свободный доступ). - Дата доступа: 05.04.2018.

2. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. - М.: Эдитус, 2017. - 248 с.

3. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов / С. В. Титова.

- 2-е изд., - М.:ЗАО «Издательство ИКАР», 2014. - 240 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.

- 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.

5. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. 3-е изд., стер. Минск: Академия, 2010. - 365 с.

6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. - М.: Глосса-Пресс, Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 182 с.

7. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест): автореф. дисс....канд.пед.наук. - Томск: НИТГУ, 2014.

8. Шестакова Е. С. Черезова М. В. Метод проектов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Е. С. Шестакова, М. В. Черезова // Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. - 183 с. - С. 78-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26217169 (дата обращения: 01.04.2018).

9. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового ВУЗа): автореф. дисс..канд.пед.наук.

- Москва: Московский гуманитарный университет, 2012.

10. Мельник О. Г. Веб-квест в обучении студентов / Мельник О.Г. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - Т. 111. - № 10. - С. 86-92.

11. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-veb-kvesta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 01.04.2018).

12. Климова А. Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 85-91.

13. Dodge B. (2016) What is a webquest? [видео] // You Tube. 16 февраля (https://www.youtube.com/watch?v=f9dRIIQDk70) Просмотрено: 01.04.2018.

14. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 01.04.2018).

15. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/webquestrubric.html (дата обращения: 01.04.2018).

16. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513088/ (дата обращения: 01.04.2018).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье выявлены и изучены методы и технологии организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики, такие как: модульное обучение; персонализированное обучение; тьюторская система обучения; бригадно-индивидуальное обучение; анализ конкретных ситуаций; семинар-дискуссия; портфель студента; метод проектов; «Мозговой штурм». Внедрение различных технологий и методов в познавательный процесс способствует развитию у будущих учителей математики креативности, раскрывает их творческий потенциал, тем самым совершенствуя исполнение профессиональных функций.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, творческая деятельность, метод, будущий учитель математики.

Annotation. The paper identified and studied the methods and technologies of organization of research activity of students in learning mathematics, such as modular training; personalized training; tutor training system; Brigadier-individual learning; case studies; seminar discussion; student portfolio; project method; Brainstorming. The introduction of different technologies and methods in educational process promotes the development of future mathematics teachers ' creativity, opens their creative potential, thereby improving the performance of professional functions.

Keywords: research activity, project activity, creative activity, method, the future teacher of mathematics.

Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование

Введение. Студент - будущий учитель математики, у которого не сформированы навыки творческой и исследовательской деятельности не будет в полной мере готов к организации проектно-исследовательской деятельности школьников. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Все эти качества необходимо воспитывать в вузе. И воспитываются они через активное участие студентов в научно- и учебно-исследовательской работе, в научном творчестве.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является выявление методов и форм организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики.

Изложение основного материала статьи. Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: во-первых, обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; во-вторых, собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на учебно-исследовательскую работу (УИР), проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами, и научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время. Но для этого нужна творческая личность руководителя научной работы.

В качестве признаков креативности выделим такие, как оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Студенту должны быть присущи инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении поставленной цели, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Однако творческий характер, например, деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. «Исследовательский характер деятельности является важнейшей ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.