- КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -
Методическое сопровождение олимпиадного движения, развития этого направления: выпущен сборник олимпиадных заданий по общеобразовательным предметам для подготовки учащихся к олимпиаде; разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации для педагогов, занимающихся подготовкой учащихся к олимпиадам различного уровня. Педагоги, подготовившие победителей областной
олимпиады, награждаются путевками в санаторий-курорт «Белокуриха» и их целенаправленная работа учитывается при прохождении аттестации. Такая оценка очень значима, ведь поддерживая сегодняшних победителей олимпиад, мы создаем импульс для развития и популяризации технического и гуманитарного образования.
ВАЖНЫ И УЧАСТИЕ, И ПОБЕДА
Н. А. Фомина, заведующая отделом теоретического обучения, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1 г. Кемерово»
В настоящее время поставлена задача воспитания молодых россиян, обладающих компетентност-ным, профессиональным и личностным потенциалом, соответствующим условиям нового века. Подготовке и воспитанию таких кадров содействуют нестандартные формы работы, способствующие мобилизации возможностей обучающихся и развитию их творческих способностей. Одной из таких форм работы являются интеллектуальные олимпиады.
В последнее десятилетие предлагается достаточно большое количество интеллектуальных конкурсов для учащейся молодежи. В качестве примера можно назвать конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, организуемые в рамках проекта «Эрудиты планеты».
В октябре - декабре 2010 года обучающиеся ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1» г. Кемерово приняли участие в IX Международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты-2010». Особенности организации и проведения олимпиады позволяют говорить о воспитывающей и развивающей направленно-
сти этого мероприятия. К таким особенностям относятся:
1. Работа в команде. Для участия в олимпиаде были сформированы команды из шести человек, работавшие на протяжении всей олимпиады. Работая в команде, обучающиеся учились ответственности перед другими членами команды, взаимопомощи, в случае необходимости - взаимозаменяемости. Совместная работа играла большую роль в развитии коммуникативных качеств участников олимпиады.
2. Многоэтапность олимпиады. Олимпиада проводилась на протяжении трех месяцев и состояла из трех этапов, каждый из которых включал по шесть туров. То есть в целом каждая команда за время олимпиады прошла по восемнадцать туров. Своевременность прохождения всех туров стала возможной только благодаря дисциплине участников.
3. Он-лайн режим проведения олимпиады и временное ограничение каждого тура требовали от участников команд оперативности работы: поиска, обсуждения и формирования ответов на задания олимпиады, а также рациональной организации работы по
представлению информации.
4. Разнообразие тем, уровней, характера олимпиадных заданий способствовали расширению общего кругозора, углублению знаний, развитию логического мышления, памяти участников.
Итогом успешного участия лицеистов в олимпиаде стало награждение оргкомитетом олимпиады сертификатами за достижение высоких результатов команд «Парни из Кузбасса» и «Перспектива», а также каждого из участников.
- Надежда Андреевна, две команды лицея стали участниками Международной олимпиады и показали высокие результаты. По чьей инициативе было принято решение об участии и насколько сложно было реализовать эту идею?
- Интернет открывает сегодня перед молодыми людьми множество возможностей, которых не было раньше. Участие в интернет-олимпиаде, как никакая другая идея, позволило ребятам раскрыть свои способности и поверить в свои силы.
Сложности в реализации, конечно, были. Нужно было организовать ребят, найти лидеров и время, которого и так не хватает. Каждый вторник и четверг с октября по декабрь мы с командами по шесть человек собирались и выполняли олимпиадные задания.
- Как формировались команды, и кто мог принять участие в этом мероприятии?
- Команды и юношей, и девушек формировались на добровольной основе, но внутри групп сами ребята предложили провести отборочный тур, по результатам которого и определились участники.
Участие в первых трех турах из восемнадцати выявило наших лидеров, которых смело можно назвать костяком команды: у юношей это Джурабоев Рустам и Малюшкин Сергей, а у девушек - Галаганова Аня и Воробьева Ирина. Именно они и стали лидерами, которые смогли объединить команду в единое целое. Во многом им помогли и задания олимпиады, которые, особенно в первых турах, были направлены на умение организовать свою команду, заявить о себе и показать ее сильные стороны. Нашим ребятам это удалось.
Заинтересованность к олимпиаде и желание поучаствовать проявили и другие учащиеся лицея, не вошедшие в состав команд. Каждый желал помочь выиграть.
- Какой характер носили предложенные на олимпиаде задания? Что показалось ребятам наиболее сложным, легким, интересным?
- Вопросы были из самых разных областей. Они включали вопросы и школьного курса, и вопросы на широту кругозора учащихся. Пробный отборочный тур состоял из тридцати вопросов, определивших уровень знаний ребят и соответственно участников олимпиады.
Интересных вопросов, вызвавших живое обсуждение, было много. Например: «Назовите самый старый
- КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -
китайский фильм». В Интернете ребята нашли несколько вариантов названий этого фильма, но нужно было дать только один. Члены команды пытались даже найти в Кемерово человека, владеющего китайским языком, чтобы наиболее точно перевести название. Задания школьной программы особых затруднений не вызвали. Сложность представляли, - как я уже говорила, - задания, ответы на которые ребята не знали. Для ребят трудность вызвали даже не сами задания, а умение точно и коротко сформулировать вопрос для поиска в сети Интернет. Только общими усилиями, работой в команде ребята смогли получить высокие результаты.
Многие учащиеся никогда прежде не участвовали в конкурсах и олимпиадах, не было опыта командных игр интеллектуального уровня. Многих страшила неизвестность: что нужно делать, как себя вести, - ребята проявляли чувство неуверенности в своих силах. На протяжении олимпиады я видела, как изменяются сами ребята, их отношение к такого рода участию. Прагматичный подход ребят в начале олимпиады менялся на сплоченность команды и азарт, стремление к победе.
Я надеюсь, что участие в такого рода мероприятиях станет доброй традицией лицея, и в следующем году нас ждут лучшие результаты. Хороший старт -это огромный стимул достижения победы и развития личности.
- Ваши пожелания читателям журнала «Образование. Карьера. Общество».
- Участвуйте! Сейчас предлагается много конкурсов, олимпиад и других мероприятий, которые можно выбрать по своим силам и способностям. Только увлеченность педагога работой с обучающимися может привить интерес к творческо-исследовательской деятельности у самих ребят. Это большая и сложная работа, результаты которой могут удивить и педагога, и участников, позволить взглянуть на себя по-новому, добавить уверенности, стимулировать их активность и интерес к общественной деятельности.
Интервью с Н. А. Фоминой, заведующей отделом теоретического обучения, подготовила О. В. Баталова,
методист лаборатории информации ГОУ «КРИРПО»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
^_!_^