интереса к процессу обучения и самообучения. В качестве условий, обеспечивающих активность студентов, можно назвать тесную связь учебного процесса с производственной практикой, вплоть до изучения ряда тем в производственных условиях. Такая связь учебного процесса с производством способствует развитию интереса обучающихся к жизни производства; дает возможность продемонстрировать значимость
тех или иных теоретических знаний, проанализировать особенности технологии, оборудования и соотнести это с теоретическим материалом; создает реальные условия для обучения студентов навыкам научно-теоретических обобщений; максимально воздействует на личность обучающихся и оказывает положительное влияние на закрепление профессионального интереса будущих специалистов.
РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. А. Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, декан ФПКиПРПО ГОУ «КРИРПО»
В статье представлен материал по организации олимпиадного движения обучающихся начального профессионального образования Кемеровской области.
Ключевые слова: нравственное воспитание, внеучебная деятельность, олимпиада, общеобразовательные предметы, системы поощрения.
The material on the organisation of olimpic games movements trained initial vocational training of the Kemerovo region is presented in the article.
Keywords: moral education, nonlearning activity, the Olympic Games, general educational subjects, encouragement systems.
Во всем мире законодательство в разных формулировках ставит одну существенную цель - воспитание гражданина высокой нравственной культуры, ориентированного на свое непрерывное самообразование и саморазвитие.
Нравственное воспитание - важнейшая составляющая формирования личности. Мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм. В этих условиях нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором обучающийся адекватно осознает свои обязанности перед обществом.
Учреждения профессионального образования призваны организовать в учебных заведениях демократический уклад жизнедеятельности, содействовать процессу формирования гуманных, социально
одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения, создать ту среду, в которой развивается личность каждого обучающегося.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих общеобразовательными и профессиональными знаниями. Во-вторых, в современном мире подросток окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно влияют на интеллект и чувства, на еще не устоявшуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование, в том числе профессиональное, не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности - качества личности, определяющего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют молодого человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях их нарушений.
Система нравственного воспитания включает:
- понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная); отношения в коллективе, с педагогами и родителями; эстетика быта, мир природы, искусства;
- правильное соотношение форм деятельности и просвещения;
- включение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности обучающихся.
Одной из эффективных и оправдавших себя форм внеучебной деятельности обучающихся учреждений НПО Кемеровской области стала организация и проведение по инициативе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» ежегодных предметных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с принятыми стандартами.
Общеобразовательные дисциплины зачастую являются «слабым звеном» в подготовке будущих рабочих, поэтому проведение областных олимпиад призвано изменить ситуацию, позволяет повысить роль этих предметов в воспитательно-образовательном процессе, а также способствовать повышению качества знаний обучающихся.
сок, и у них выработалась стойкая отрицательная реакция на те предметы, по которым они не были успешными в школе. Сразу было ясно, что одной составляющей - интеллектуальной (знаниевой) - будет недостаточно. Опора только на нее сделает олимпиаду не массовой, а нам необходимо было дать возможность продемонстрировать свои успехи большому количеству учащихся.
Возникла идея организации интеллектуального праздника, на котором главным будет не столько объем конкретных знаний, а предоставление учащимся возможности развивать способности ориентироваться в незнакомой обстановке, оценивать новую информацию, концентрироваться на выполнении поставленной задачи, быть готовым принимать решение в ситуации неопределенности, расширить круг познания самого себя и других, но через призму общеобразовательных предметов.
Проведение олимпиад в нашей стране имеет более чем семидесятилетнюю историю. Сегодня олим-пиадное движение - одно из самых ярких событий в образовательном пространстве страны и региона.
Идею проведения олимпиады по общеобразовательным предметам для учащихся начального профессионального образования Кемеровской области, предложенную институтом в 2003 году, поддержал департамент науки и профессионального образования Кемеровской области (в настоящее время - департамент образования и науки Кемеровской области). Полномочия на ее проведение были делегированы ГОУ «КРИРПО». Организация такой олимпиады вызвала много вопросов: «Как провести олимпиаду?», «Как ее организовать именно по общеобразовательным предметам?», «Чем олимпиада среди учащихся начального профессионального образования должна отличаться от олимпиады среди учащихся общеобразовательных школ?».
Эти вопросы были вызваны, прежде всего, тем, что уровень подготовки учащихся учреждений НПО по общеобразовательным предметам недостаточно вы-
При подведении итогов нашей первой олимпиады было решено, что предметы русский язык и математика будут в дальнейшем инвариантны, а третий предмет вариативен. Так, за семь лет проведения олимпиады, третьим предметом становились: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, история, физика, химия, биология, география. В последующие годы вариативными предметами намечены: иностранный язык, литература.
При разработке олимпиадных заданий организаторы олимпиады придерживались принципа минимального включения конкретных вопросов по пройденному материалу. Значительная часть заданий ориентирована на выявление способа действия, умение запрашивать информацию и т. д. Таким образом сложились определенные виды олимпиадных заданий: на выявление знаний, умений, навыков, задания-ловушки, задания творческого характера, задания-алгоритмы, задания-вопросы и др. Эти задания, как правило, не требуют знаний сверх программы. Они направлены на выявление умения анализировать, обобщать, плани-
ровать, контролировать свои действия. В индивидуальном туре учащиеся выполняют задания трёх уровней.
1-й уровень включает задания, требующие от участника практического применения предметных знаний (в рамках предметных программ).
2-й уровень - задания, требующие от участников определённого уровня сформированности учебных действий:
- задания, для выполнения которых необходимо построить модель какого-либо объекта;
- задания, для решения которых участник должен составить план собственных действий и совершить их согласно составленному плану;
- задания, для решения которых нужно проанализировать способ действия;
- задания, для решения которых необходимо уста-
новить отношения между предметными понятиями.
3-й уровень - задания творческого характера.
Одной из составляющих любых соревнований является наличие стресса у его участников. Малознакомая обстановка, чувство ответственности не только за себя, но и за образовательное учреждение, которое представляет участник, вызывают переживания. Поэтому в дни олимпиады с учащимися работают психологи. Разработана и апробирована программа по психологическому сопровождению олимпиадного движения «Как избежать стресса и одновременно наилучшим образом показать себя на олимпиаде» - этому учащиеся обучаются на тренинговых занятиях. Во время выполнения олимпиадных заданий учащимся, не сумевшим справиться с волнением, помогают индивидуальные консультации психолога. Как результат такой работы при подведении итогов олимпиады ни один участник не отметил проблему, связанную с недостаточной психологической готовностью.
Участие в областной олимпиаде предоставляет учащимся массу возможностей для личностного роста и развития. Организаторы олимпиады тщательно продумывают досуговую деятельность. Это и экскурсии по областному центру, на Томскую писаницу, в на-
учные лаборатории ведущих вузов Кузбасса и др. Учащиеся с удовольствием работают в группах по разработке проектов на тему «Представление предмета», организованных по типу агитбригады. Группа под руководством режиссера готовит проект-рассказ о предмете. Цель данной работы - выявить умения учащихся работать в группе: распределять обязанности внутри группы, слушать и слышать друг друга, представлять результаты своей работы. Участники группы имеют возможность пользоваться справочной литературой, видео- и аудиоматериалами и др. Конечный продукт совместной работы представляется всем участникам олимпиады. На сцене разыгрываются яркие представления с использованием речевок, плакатов, коллажей, пантомим, инсценировок и т. д.
Как показывает опрос участников олимпиады, такая работа помогает обрести новых друзей, безболезненно влиться в незнакомую группу, продемонстрировать свои способности, не связанные с выполнением олимпиадных заданий, но отражающие дух олимпиады, состояние праздника, дает им возможность проявить самостоятельность, творчество, фантазию, учит видеть необычное в обычном, а педагогам позволяет увидеть в учащихся нераскрытые возможности и таланты.
В Кузбасском регионе создана уникальная системы поддержки студентов, обучающихся, в том числе и участников олимпиадного движения. Каждый участник награждается дипломом, получает памятную фотографию. Победители областной олимпиады награждаются путевками на Черноморское побережье и в течение года им выплачивается повышенная стипендия. Получая денежную премию, учащиеся чувствуют себя не только победителями интеллектуальных соревнований, но и понимают, что их труд, знания оценили по достоинству.
Любое мероприятие, которое проводится систематически, целенаправленно, приносит положительные результаты и ведет к определенным изменениям в системе начального профессионального образования:
а) увеличивается количество участников областной олимпиады, олимпиада становится массовой, ежегодно все больше образовательных учреждений принимают в ней участие;
б) повышается качество работ, что свидетельствует о растущем уровне подготовки к олимпиаде:
- организуются дополнительные занятия по предмету, факультативы, предметные недели;
- проводятся психологические тренинги «Как быть успешным?»;
- проводятся внутриучилищные олимпиады (ежегодно среди победителей 63 % учащихся образовательных учреждений, в которых проводится эта работа);
в) удовлетворенность обучающихся участием в олимпиаде.
Методическое сопровождение олимпиадного движения, развития этого направления: выпущен сборник олимпиадных заданий по общеобразовательным предметам для подготовки учащихся к олимпиаде; разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации для педагогов, занимающихся подготовкой учащихся к олимпиадам различного уровня. Педагоги, подготовившие победителей областной
олимпиады, награждаются путевками в санаторий-курорт «Белокуриха» и их целенаправленная работа учитывается при прохождении аттестации. Такая оценка очень значима, ведь поддерживая сегодняшних победителей олимпиад, мы создаем импульс для развития и популяризации технического и гуманитарного образования.
ВАЖНЫ И УЧАСТИЕ, И ПОБЕДА
Н. А. Фомина, заведующая отделом теоретического обучения, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1 г. Кемерово»
В настоящее время поставлена задача воспитания молодых россиян, обладающих компетентност-ным, профессиональным и личностным потенциалом, соответствующим условиям нового века. Подготовке и воспитанию таких кадров содействуют нестандартные формы работы, способствующие мобилизации возможностей обучающихся и развитию их творческих способностей. Одной из таких форм работы являются интеллектуальные олимпиады.
В последнее десятилетие предлагается достаточно большое количество интеллектуальных конкурсов для учащейся молодежи. В качестве примера можно назвать конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, организуемые в рамках проекта «Эрудиты планеты».
В октябре - декабре 2010 года обучающиеся ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1» г. Кемерово приняли участие в IX Международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты-2010». Особенности организации и проведения олимпиады позволяют говорить о воспитывающей и развивающей направленно-
сти этого мероприятия. К таким особенностям относятся:
1. Работа в команде. Для участия в олимпиаде были сформированы команды из шести человек, работавшие на протяжении всей олимпиады. Работая в команде, обучающиеся учились ответственности перед другими членами команды, взаимопомощи, в случае необходимости - взаимозаменяемости. Совместная работа играла большую роль в развитии коммуникативных качеств участников олимпиады.
2. Многоэтапность олимпиады. Олимпиада проводилась на протяжении трех месяцев и состояла из трех этапов, каждый из которых включал по шесть туров. То есть в целом каждая команда за время олимпиады прошла по восемнадцать туров. Своевременность прохождения всех туров стала возможной только благодаря дисциплине участников.
3. Он-лайн режим проведения олимпиады и временное ограничение каждого тура требовали от участников команд оперативности работы: поиска, обсуждения и формирования ответов на задания олимпиады, а также рациональной организации работы по
представлению информации.
4. Разнообразие тем, уровней, характера олимпиадных заданий способствовали расширению общего кругозора, углублению знаний, развитию логического мышления, памяти участников.
Итогом успешного участия лицеистов в олимпиаде стало награждение оргкомитетом олимпиады сертификатами за достижение высоких результатов команд «Парни из Кузбасса» и «Перспектива», а также каждого из участников.