ширилась. Сейчас конкурсы направлены на повышение качества профессионального образования, его адаптацию к требованиям регионального рынка труда, на пропаганду прогрессивных технологий, передового педагогического и производственного опыта и привлечение возможных социальных партнеров.
В этом учебном году планируется провести конкурсы профмастерства: «Оператор ЭВМ», «Электрослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Парикмахер», «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров», «Контролер-кассир», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Одно из самых ярких мероприятий, которое проводится среди учреждений НПО и СПО, - областной фестиваль «Арт-Профи-Форум». Он позволяет раскрыть настоящие таланты среди обучающихся. Каждый год в фестивале принимают участие более двух тысяч человек, каждый из которых удивляет стихами, песнями, творческими работами.
Значимыми событиями и настоящими праздниками становятся конкурсы «Юные звезды Кузбасса» и «Профессиональный потенциал Кузбасса», фестиваль «Профи-ресурс».
- В областных конкурсах участие принимают те учреждения профессионального образования, которые не только стабильно функционируют, но и активно развиваются, отвечая на вызовы времени, - отмечает Елена Алексеевна Пахомова. - За три года в областных конкурсах приняло участие более 9 тысяч обучающихся и профессионально-педагогических работников учреждений НПО и СПО Кемеровской области.
Механизмы общественной экспертизы делают конкурсное движение максимально прозрачным, объективным и непредвзятым, позволяют выявлять настоящих лидеров, готовых к дальнейшему инновационному развитию. Уникальный опыт инновационной образовательной деятельности пропагандируется и используется на всех уровнях профессионального образования. Ведь благодаря конкурсам и фестивалям ежегодно открываются новые таланты, идеи, проекты.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Т. Н. Селезнева, преподаватель горных дисциплин, председатель цикловой комиссии ФГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»
Перед педагогическим коллективом техникума в целом и цикловой комиссией в частности стоит задача не только дать будущему специалисту набор профессиональных знаний и умений, но и сформировать отношение выпускника к своему будущему делу. Сформированность профессиональной компетентности способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную трудовую деятельность. Заинтересованность в своем труде - важное условие для развития профессиональных способностей. Профессиональное развитие дает личности способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и творческой самореализации.
Преподаватели цикловой комиссии техникума разработали систему преподавания и управления, направленную на формирование и развитие профессионального интереса и мастерства у студентов. Можно выделить цели этой системы:
• теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе по выбранной специальности;
• развитие мотивационной сферы как условие повышения профессионального интереса;
• формирование профессионального интереса студентов, развитие потребностей в приобретении знаний, развитие умений и навыков путем максимального приближения учебного процесса к практике.
Весь этот комплекс вопросов находит свое решение в сфере профессиональной ориентации студентов всех курсов, осуществляемой с обязательным участием преподавателей и под их непосредственным руководством.
Психологическим критерием мотивации к профессии является профессиональное самоопределение. Преподаватели в своей работе, направленной на формирование профессионального интереса студентов, ставят перед собой задачи, решение которых реализуют в различных формах обучения. Среди задач можно назвать: раскрытие социальной значимости выбранной профессии; определение цели деятельности по выбранной специальности; включение в производственную деятельность; создание ситуаций, требующих поиска дополнительной информации.
Поэтому на первом курсе мы не только выявляем, поддерживаем имеющийся интерес студентов к выбранной профессии, но и развиваем его различными способами. Это и урок-игра по введению в специаль-
ность, экскурсии на горные предприятия, различные выставки горного оборудования.
Для обучающихся второго курса специальности 130407 Шахтное строительство мы проводим конкурс по дисциплине «Горное дело», где студенты через игру демонстрируют свои первичные знания. В жюри приглашаются студенты старших курсов, призеры конкурсов по профессии.
Включение в начале обучения студентов в конкурсную деятельность активно стимулирует потребность в собственном самосовершенствовании, способствует развитию личности. При этом создаются условия для более успешной и быстрой адаптации к выбранной профессии, развития коммуникабельности. Так, например, второй год к нам приезжают учиться студенты из Республики Тыва. В неформальной игровой обстановке на подобных мероприятиях они показывают высокие результаты, несмотря на языковой барьер.
На последующих курсах, где студенты горных специальностей изучают специальные дисциплины, стали традиционными конкурсы по профессии, которые проводятся после теоретического изучения тем на уроках.
Эти мероприятия проводятся в соответствии с планом работы цикловой комиссии на основе «Положения о конкурсе». На заседаниях цикловой комиссии мы обсуждаем цели и задачи, организацию конкурса, дату проведения, место проведения, этапы, задания конкурсантам, средства, оборудование, на котором проводится практическая часть, назначаем ответственных за проведение. Продумываются формы оценивания, порядок подведения итогов и награждения. В состав жюри вводим обязательно представителей горных предприятий - социальных партнеров. Надо отметить, что они дают всегда высокую оценку проводимым конкурсам. Победители награждаются грамотами и медалями, выполненными по специальному заказу. Все участники приглашаются за «сладкий стол».
Повышение качества подготовки специалистов осуществляется не только через конкурсы профессионального мастерства, но и благодаря другим мероприятиям, проводимым преподавателями цикловой комиссии.
Студенты горных специальностей участвуют в олимпиадах различного уровня. Например, в областной олимпиаде по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электро-
механического оборудования» заняли 2-е командное место, а в личном зачете - 1-е и 3-е. На областной выставке «Техническое творчество работ студентов СПО» в номинации «Макеты, стенды, работы, улучшающие качество учебного процесса» работа студентов заняла 1-е место.
Повышению профессионального мастерства студентов способствует реализация инновационных программ по созданию модели подготовки и переподготовки специалистов горного профиля, которые вошли в число победителей конкурсов национального проекта «Образование».
Благодаря государственной поддержке в техникуме модернизируются кабинеты и лаборатории горных дисциплин с учетом современных требований производства. Студенты получили возможность приобретать знания и навыки на современном оборудовании. Примером может служить практическое решение задач с более углубленным изучением дисциплин «Горная механика» и «Термодинамика» на факультативе «Техническое творчество».
Студенты имеют возможность формулировать проблемы и решать их. Работа по программе факультатива строится с учетом индивидуальных способностей студентов, их желаний, интересов, интеллектуального уровня и специфики получаемых специальностей. Разрабатывая конкретную тему, одни занимаются расчетом параметров, другие - выбором оптимальной схемы механизма, третьи - анализом работы, наладкой и монтажом оборудования. Студенты в процессе работы применяют знания, полученные на других специальных дисциплинах. Например, чтобы запустить оборудование, необходимо составить схему и собрать привод, рассчитав параметры, выполнить необходимые чертежи для деталей, и только после этого выполнить наладку и монтаж. Таким образом применяются знания дисциплин: горная механика, электрооборудование, горные машины, привод, инженерная графика и др. Студенты не на словах, а на деле видят результаты своей работы, что повышает уровень знаний, учебную мотивацию и имидж горных профессий.
Формированию профессионального интереса способствуют высококвалифицированные преподаватели цикловой комиссии, имеющие большой производственный стаж на горных предприятиях. Их методы обучения направлены на развитие учебно-познавательной активности обучающихся и поддержание их
интереса к процессу обучения и самообучения. В качестве условий, обеспечивающих активность студентов, можно назвать тесную связь учебного процесса с производственной практикой, вплоть до изучения ряда тем в производственных условиях. Такая связь учебного процесса с производством способствует развитию интереса обучающихся к жизни производства; дает возможность продемонстрировать значимость
тех или иных теоретических знаний, проанализировать особенности технологии, оборудования и соотнести это с теоретическим материалом; создает реальные условия для обучения студентов навыкам научно-теоретических обобщений; максимально воздействует на личность обучающихся и оказывает положительное влияние на закрепление профессионального интереса будущих специалистов.
РАЗВИТИЕ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. А. Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, декан ФПКиПРПО ГОУ «КРИРПО»
В статье представлен материал по организации олимпиадного движения обучающихся начального профессионального образования Кемеровской области.
Ключевые слова: нравственное воспитание, внеучебная деятельность, олимпиада, общеобразовательные предметы, системы поощрения.
The material on the organisation of olimpic games movements trained initial vocational training of the Kemerovo region is presented in the article.
Keywords: moral education, nonlearning activity, the Olympic Games, general educational subjects, encouragement systems.
Во всем мире законодательство в разных формулировках ставит одну существенную цель - воспитание гражданина высокой нравственной культуры, ориентированного на свое непрерывное самообразование и саморазвитие.
Нравственное воспитание - важнейшая составляющая формирования личности. Мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм. В этих условиях нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором обучающийся адекватно осознает свои обязанности перед обществом.
Учреждения профессионального образования призваны организовать в учебных заведениях демократический уклад жизнедеятельности, содействовать процессу формирования гуманных, социально
одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения, создать ту среду, в которой развивается личность каждого обучающегося.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих общеобразовательными и профессиональными знаниями. Во-вторых, в современном мире подросток окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно влияют на интеллект и чувства, на еще не устоявшуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование, в том числе профессиональное, не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности - качества личности, определяющего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют молодого человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях их нарушений.
Система нравственного воспитания включает:
- понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная); отношения в коллективе, с педагогами и родителями; эстетика быта, мир природы, искусства;
- правильное соотношение форм деятельности и просвещения;