Научная статья на тему 'Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности'

Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2475
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности»

конкурсная деятельность

ний: сквозь поиски к истине», организованном Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель», студенты должны были найти как можно больше английских слов, что способствовало расширению их лексического запаса.

Обучающимся, хорошо владеющим иностранным языком, я предлагаю участие в олимпиадах разного уровня, при подготовке к которым они узнают более сложные аспекты языка, более углубленную и труднодоступную страноведческую информацию. За последние два года студенты приняли участие в городской олимпиаде для обучающихся учреждений СПО гг. Прокопьевска и Киселевска, Всероссийской олимпиаде для студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, Международной олимпиаде «Экскурсия по Британии».

Для приобщения обучающихся к иностранному языку во внеучебной деятельности я предложила помощь отделу по воспитательной работе в проведении творческих мероприятий. В текущем году на городском конкурсе «Студенческая весна», а потом на областном конкурсе «Юные звезды Кузбасса» студенты техникума исполняли песни на английском языке. При подготовке ребята интересовались правильным произношением, мы разбирали с ними транскрипцию, символику звуков, неоднократно отчитывали тексты, сначала вместе, потом каждый из них самостоятельно. Также они пытались сами понять содержание песни без готового перевода.

Личное участие преподавателей в различных конкурсах, особенно если это участие результативное, оказывает большое влияние на определение места организации в рейтинге ПОО. Участвуя в конкурсах, педагогические работники повышают уровень своих знаний, приобретают опыт и делятся им, способствуя тем самым повышению статуса своего техникума. Мне нравится самой выполнять различные конкурсные задания, узнавать интересные факты, события, имена. За последние два года приняла участие в нескольких интересных конкурсах. Один из них — это Всероссийский методический конкурс презентаций к уроку (учебному занятию) «Интерактивный Учитель — 2014. Весенняя капель». В номинации «Педагог-предметник» я была награждена дипломом 1-й степени за работу по теме «The present simple. Настоящее простое время». Также хочется отметить еще один очень интересный и необычный конкурс — это «Предметные олимпиадные анаграммы». Задания представляли собой анаграммы по направлениям «Педагогика» и «Великие педагоги». В этом конкурсе я получила дипломы 2-й и 3-й степени соответственно.

Таким образом, конкурсное движение способствует обновлению содержания образования и повышению его качества, а участие в конкурсах позволяет проявить себя как преподавателю, так и обучающемуся. Это способствует развитию талантов, получению опыта в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И. О. Малыгина, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум»

Качество профессиональной подготовки выпускников определяется степенью их конкурентоспособности на рынке труда. Готовность будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности — ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации к рабочему месту, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.

Для достижения этих результатов нашей цикловой методической комиссией ежегодно

проводятся конкурсы по профессии с участием в жюри представителей от работодателей.

Создаваемая рабочая группа из преподавателей и социальных партнеров определяет цели и задачи, составляет положения и программу проведе-

- конкурсная деятельность -

ния конкурса, создает условия для его проведения, разрабатывает критерии оценки, процедуру подведения итогов и награждения победителей.

Цели конкурса:

- повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов по специальности 15.02.08 Технология машиностроения;

- выявление наиболее талантливых обучающихся;

- формирование профессиональной мобильности;

- закрепление и развитие компетенций;

- стимулирование творческого роста обучающихся.

Задачи конкурса:

- анализ способностей обучающихся к решению профессионально значимых задач;

- мотивация обучающихся к повышению уровня профессиональной компетентности;

- формирование профессионального самосознания, ответственности, самостоятельности;

- проверка способностей обучающихся к самостоятельной деятельности, ее проектированию, реализации, анализу;

- углубление теоретических знаний, развитие профессиональных компетенций обучающихся;

- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности.

Задания для участников конкурса готовят преподаватели цикловой методической комиссии общетехнических и машиностроительных дисциплин. При подготовке вопросов обращается внимание на их правильность и корректность. Соревнования или конкурсы профессионального мастерства проводятся в основном в три этапа.

Первый этап — это домашние задания в виде презентации-эссе «Я и моя специальность». Каждая команда готовит презентацию, в которой, помимо представления команды, есть ответ на вопрос: почему вы выбрали именно специальность «технология машиностроения»?

При оценке домашнего задания учитываются творческий подход к самореализации в избранной специальности, стремление к познанию всех ее тонкостей.

Второй этап:

- выполнение теста, в котором теоретические вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью;

- блиц-турнир, в котором вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью техника-технолога, токаря.

Теоретические знания проверяются с помощью теста и индивидуальных заданий в виде вопросов с использованием видеопроектора. Оценивается точность и быстрота ответа на вопрос.

Третий этап:

- выполнение практического задания: разработка технологического процесса на заданную деталь;

- выполнение практического задания на токарных станках.

Практическое задание — чертеж — разрабатывается преподавателем, ведущим конкурс, согласовывается с нормоконтролером и утверждается на заседании цикловой комиссии. В чертеже указываются технические условия и нормативное время на изготовление детали.

При оценке результатов практического задания «Разработка технологического процесса» учитывается:

- качество разработанной операционной карты наладки (эскиза);

- правильность выбора режущего и измерительного инструмента, технологической оснастки;

- точность базирования детали;

- правильность заполнения операционной карты.

При выполнении практического задания на токарном станке учитывается:

- точность выполнения всех размеров детали;

- качество изготовления детали;

- соблюдение требований техники безопасности;

- организация рабочего места.

Подготовка к конкурсу и участие в нем весьма полезны для студента. И не только для углубления знаний по той или иной дисциплине или междисциплинарному курсу, но это еще и возможность:

- убедиться в правильном выборе специальности;

- успешно подготовиться к итоговой государственной аттестации;

- определить и развить свои способности и интересы;

- проверить профессиональную подготовку к самостоятельной трудовой деятельности.

Конкурсы профессионального мастерства — это одна из наших возможностей показать работодателям подготовку квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, сво-

конкурсная деятельность

бодно владеющего навыками специальности, обладающего профессиональной мобильностью и готовностью к профессиональному росту.

Я сформулировала значение конкурсов профессионального мастерства с позиции развития компетенций (табл.).

Таблица

Этапы конкурса Компетенции

Подготовка к конкурсу ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Первый этап конкурса -презентация ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Второй этап конкурса -тест и блиц-турнир ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Третий этап конкурса 1. Разработка технологического процесса на заданную деталь ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции

2. Выполнение практического задания на токарном станке ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

Можно сделать вывод, что подобные конкурсы способствуют повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования, развивают общие

и профессиональные компетенции у обучающихся и привлекают абитуриентов в наше образовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.