2005 г.), ГОУ НПО ПУ № 14 (2006 г.), ГПУНП (2010 г.), ГОУ НПО ПЛ № 70 (2011 г.) - по двум предметам.
Это некоторые факты из жизни олимпиадно-го движения обучающихся учреждений профессионального образования. И этот праздник нужен обучающимся, по их мнению, олимпиада - это «активность! готовность творить! дружба! полет! сотрудничество! успех! хорошо! целеустремленность! честность! широта познаний! юность!».
А это, друзья, дорогого стоит!
Поддержка творческой инициативы преподавателей и обучающихся начального профессио-
нального образования, развитие системы мотивации и повышения уровня педагогического мастерства - приоритетное направление образовательной политики администрации Кемеровской области. Олимпиадное движение открывает новые возможности для обучающихся, позволяет выявить и утвердить творческий потенциал кузбасских педагогов. Благодаря областным олимпиадам сообщество талантливых преподавателей и обучающихся открывает новые имена в профессиональном образовании области и по-зволяетт позиционировать Кузбасс как крупнейший центр профессионального образования, науки и инновационной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЛАСТНЫХ ОЛИМПИАД
Команда психологов, обеспечивающая психологическое сопровождение областных олимпиад начального профессионального образования, -Калиничева С. И., Куторкина А. А., Щербаков А. А., ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»
На фото: Калиничева С. И., Щербаков А. А., Куторкина А. А.
Ежегодная областная олимпиада начального профессионального образования по общеобразовательным предметам - событие значимое. Как любое событие такого масштаба, объединяя множество участников, олимпиада наполняет их самыми разными эмоциями и настроениями. А это значит - в течение многих лет дружная команда психологов работает в русле психологического сопровождения олимпиады.
Каждый год в ходе подготовки к олимпиаде отбирается достаточно большое количество упражнений - основных и резервных, но в са-
мом процессе работы мы, конечно же, ориентируемся на группу участников, их интересы и настроения, цели и задачи олимпиады. С уверенностью можно сказать, что группа математиков точно будет отличаться от группы биологов, а потому и упражнения могут иметь свои нюансы. Но профессиональный опыт и «закалка», полученные нами, в том числе и на олимпиадах, позволяют импровизировать, творить, включать инициативу участников и чувство юмора.
Из года в год уровень знаний, демонстрируемый участниками олимпиады, становится все выше, а желающих победить становится все больше. Это значит, что образовательные учреждения серьезно подходят к отбору участников. Как правило, каждый из приехавших - лучший в своем образовательном учреждении. Особенно радует, что, по словам самих участников, олимпиада предоставляет каждому еще и массу возможностей: впервые увидеть столицу Кемеровской области, побывать на интересных экскурсиях, встретиться с интересными людьми и отличными специалистами, пообщаться со сверстниками из других городов и поселков. А еще это - проба собственных сил.
Все всегда начинается со знакомства, знакомства с новым местом и новыми людьми, с
новыми условиями, в которых юношам и девушкам предстоит прожить некий отрезок своей жизни. Атмосферу трех дней олимпиады определяет первое впечатление, которое задается тщательно организованным торжественным открытием. Линейка открытия
демонстрирует значимость события, дает участникам ощущение, что отныне они вписаны в историю олимпиадного движения.
Одна из задач команды психологов - сохранение этой атмосферы соревнования и, одновременно, праздника. Наша работа начинается тренингом знакомства. Для создания атмосферы, в которой легко и просто общаться, существует масса приемов. Чтобы группа «состоялась» за столь короткий период, необходимо обеспечить условия для взаимодействия внутри группы (по предмету).
Начинаем с общения в подгруппах, в ходе которого участники получают возможность рассказать о себе, своем образовательном учреждении и выбранной профессии, поделиться с окружающими творческими планами и мечтами. Далее знакомство предполагает включение фантазии, находчивости, творчества... Ну, вот представьте себе восточный базар: шум, гам, все чего-то друг другу предлагают, друг у друга выменивают, договариваются или уговаривают. Это упражнение так и называется - «Восточный базар». Только вместо товара - шесть карточек с твоим именем, которые тебе непременно надо собрать. Кому они достались? Что он запросит в обмен? Или вот еще: легко ли выстроиться в букву «Ю» или равнобедренный треугольник, если первая часть упражнения выполняется в режиме молчания, а вторая - с закрытыми глазами?! Не
будем раскрывать всех своих секретов, но в любом случае - групповой поиск решения той или иной задачи объединяет и сближает.
В данном тренинге обязательно присутствует информационный блок, в котором участники учатся правильно формировать цели и стратегию их достижения, что важно не только в олимпиаде, но и в дальнейшей жизни. Ведь умение правильно сформировать цель - залог успешности в любом выбранном направлении. Кроме того, задача этого блока - преодолеть возможные опасения, тревогу, страх (зачастую вызванные ответственностью, возложенной на участника) - они плохие соратники при выполнении олимпиадных заданий. Важно, чтобы каждый осознал свой собственный «ресурс» и понял, что спокойствие дает силу, сила дает уверенность. И, конечно же, закрепляем умение использовать способы снятия психоэмоционального напряжения, подходящие к этой ситуации.
Тренинг продолжается интенсивно и динамично, легко и весело. Создается атмосфера творчества, формирования и раскрытия внутренних ресурсов. Новая, непривычная и вместе с тем доброжелательная обстановка позволяет участникам чувствовать себя свободно и комфортно, быть открытым и откровенным.
Тренинг знакомств завершается объединением подгрупп (по предмету), выбором названия команды и «рождением» девиза, которыми группа будет представлять себя на всех мероприятиях олимпиады и которые, как правило, отражают настроение и индивидуальность сложившегося коллектива.
Затем группа приступает к созданию группового коллажа. Все коллажи затем будут объединены в один общий, который и будет по сути визитной карточкой участников олимпиады. Каких только мыслей при этом не высказывается! В этом процессе участники получают опыт взаимодействия, продвижения своих идей и их согласования. Как правило, задача психологов на этом этапе - так настроить группу, чтобы она самостоятельно справилась с заданием. И это удается.
.Доклеиваются фигурки на коллаж. Участниками дописываются пожелания самому себе и самые заветные желания, которые торжественно устремятся ввысь вслед за надуваемыми тут же яркими воздушными шарами. Эти шары будут запущены вечером, в конце первого дня олимпиады на большом олимпийском круге. Завершается тренинг знакомства.
...И снова - утро. Если вчера вечером была своего рода разрядка, вызванная эмоционально насыщенными событиями - знакомством с новыми людьми, общением, выполнением творческих заданий на психологическом тренинге, просмотром Летописи областного олимпиадного движения, то состояние участников на момент «здесь и сейчас» совершенно иное. Напряжение, волнение, сосредоточенность, ответственность. Поэтому традиционно перед тем, как разойтись по аудиториям и приступить к выполнению олимпиадных заданий, - олимпийская перекличка. Каждая группа громко хором представляет свой девиз (который по сути является своего рода позволяющим «собраться» аудиальным якорем, связанным с позитивным эмоциональным состоянием, вызванным атмосферой внутригруппового взаимодействия). Кроме того - это голос группы, которым она со вчерашнего дня заявила о себе. А еще это возможность «сбросить» психоэмоциональное напряжение.
Затем следует этап, который можно обозначить как «формирование состояния спокойствия, силы, уверенности». При этом мы обращаемся к формуле, которую выводят накануне сами участники олимпиады: «. спокойствие дает силу, сила дает уверенность!». Завершается настрой на выполнение заданий олимпиады «Ресурсным кругом»: взявшись за руки, все мысленно желают друг другу и, конечно же, себе удачи, силы, уверенности и победы.
Напряженная атмосфера соревнования, ответственность, возложенная на плечи обучающихся, иногда приводит к слезам, ступору и даже отказу от выполнения заданий. И в этот момент любой из психологов готов помочь участникам вновь обрести спокойствие и уверенность.
И вот задания выполнены. Теперь важно снять накопившееся напряжение, усталость и возможные негативные эмоции. Организаторы олимпиады тщательно продумывают культурную программу. И она всегда захватывает и увлекает. Чего только не было за эти девять лет! И прогулка по Томи на теплоходе, и поездка по Детской (единственной в своем роде) железной дороге, и увлекательнейшие экскурсии в музей-заповедник «Томская Писаница» и Ботанический сад. И песни под гитары пели, и совершали «восхождения» на скалодроме, и тайком вытирали слезы, захваченные происходящими на сцене событиями, рассказывающи-
ми об одном всего лишь дне из жизни их сверстников, ушедших на войну. Всего и не перечислить! Ну, а работа психологов во время экскурсий и творческих мероприятий многогранна и определяется конкретными условиями конкретных мероприятий, каждый год
тщательно продуманных организаторами, обусловленных погодой и настроением участников. В общем - покой нам только снится! И это - здорово! У нас замечательная команда, а время олимпиады - это для нас в том числе и время обмена опытом, время совместных творческих находок. Да и бытовые условия, которые создают для нас организаторы олимпиады (за что им огромное отдельное спасибо!) комфортны. В такой обстановке наши личностные ресурсы полностью направлены на выполнение поставленных перед нами задач.
Вечером второго дня продолжается сплочение и сближение еще вчера совершенно незнакомых друг другу людей. Здесь снова в ход идут девизы, которые можно кричать, отпуская накопившееся напряжение.
Это тот момент, когда все участники олимпиады могут ощутить себя единым целым, частью олимпиадного движения. Наполняют эту часть и искрометные командные конкурсы, и упражнения, позволяющие прикоснуться к внутреннему миру других людей, и конечно наполненный теплом, благодарностью и радостью «Ресурсный круг». Общими силами организаторов и психологов соревнование превращается в праздник, где каждый - уникальная неповторимая личность, победитель, гордость и надежда своего учебного заведения, а теперь и областной олимпиады.
И снова - утро. День завершения работы областной олимпиады. Чувствуется атмосфера праздника, предвкушения результатов. «Загадочные» лица жюри, улыбающиеся и задумчивые лица участников олимпиады. Смех и оживленные разговоры. Сегодня - самое сложное уже позади, впереди - объявление результатов олимпиады и награждение. А еще - расставание с теми, кто всего несколько дней назад был тебе незнаком и с кем сегодня так жаль расставаться и хочется обменяться адресами.
В который раз все начинается олимпийской перекличкой. И девизы сегодня звучат по-другому. И сегодня все уже просто одна команда.
Снова «Ресурсный круг». Он тоже сегодня другой: «.Запомните тех, кто сегодня стоит в этом кругу, и то, что всех вас объединяло в эти, такие насыщенные событиями, дни. Мысленно поблагодарите всех, кто был в эти дни с вами, независимо от того, где эти люди сейчас. Наполните пространство этого круга радостью, уверенностью и силой. Запомните эти ощущения. И если когда-нибудь вам потребуется поддержка, вспомните этот ресурсный круг - он у вас всегда есть!.. »
Три группы участников олимпиады расходятся по кабинетам. Наступает время получения обратной связи и психологической подготовки к оглашению результатов олимпиады.
- Как настроение? - Отличное!
- Волнуетесь?
Ответы на этот вопрос совершенно разные. Кто-то волнуется, кто-то нет. Кто-то уже хочет домой, а кому-то так жаль уезжать. Многие говорят о том, что оснований для волнения нет, «потому что мы и так победители»! Это и понятно - ведь приехали сюда те, кто являются победителями олимпиад, проведенных в образовательных учреждениях НПО! Осознание этого действительно важно, именно оно дает возможность радоваться не только победе, но и участию в областной олимпиаде! А это значит, что и нам - психологам и сотрудникам КРИРПО - как организаторам удалось, несмотря на серьезность мероприятия, создать комфортный для участников микроклимат олимпиады. Конечно, всем понятно, что дипломы победителей получат только девять человек! Тем не менее, судя по полученным отзывам, олимпиада - это не только состязание, но и обретение новых друзей, получение нового опыта, знакомство с новым го-
родом, открытие собственных возможностей и себя в общении и т. д.
.Продолжаем традиционным упражнением «Собираем чемодан». Только чемодан этот не простой. В него группа «укладывает» то, что каждому так хочется в жизни.
- Уверенность - она обязательно нужна!...
- А давайте ещё Коммуникабельность возьмем!
- Целеустремленность и Успешность.
- И Любовь - ведь она всего важнее в жизни!
- Дружбу, конечно же!
- Силу и Находчивость!.
Реплики летят со всех сторон. Наш чемодан постепенно наполняется. Затем наступает время для обратной связи, в ходе которой мы предлагаем участникам озвучить и написать о том, что понравилось или не понравилось в ходе проведения олимпиады, слова благодарности и пожелания её организаторам.
.открывается дверь кабинета и. сюрпризы для участников олимпиады! Об этих сюрпризах позаботились её организаторы, но, конечно же, все это держалось в секрете! Каждый получает диплом участника олимпиады, памятные фотографии своей группы, значки. Начинается обмен адресами, рукопожатиями и объятьями, номерами телефонов, пожеланиями.
После небольшого перерыва все собираются в актовом зале. Его праздничное убранство добавляет торжественности. Гул голосов, оживление. Звучат фанфары и зал замирает - на экране «Дневник Олимпиады». Есть возможность еще раз вернуться в события этих трех дней.
Это, конечно же, профессионализм - поймать эмоции, сделать снимки, которые так точно передают настроение и насыщенность этих дней, смонтировать фильм, который захватывает с первых же кадров!..
Кульминация всего - награждение победителей олимпиады, аплодисменты участников и радость на их лицах.
А во дворе - уже ждут автобусы, осталось совсем чуть-чуть.До свидания! Счастливого пути!
Завершающий этап и такой же традиционный для нас - психологов - «разбор полетов». Как всегда - с Людмилой Александровной Богдановой. Подводим итоги. Обсуждаем нашу работу.