Научная статья на тему 'Важность взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах'

Важность взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РОДИТЕЛИ / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефанкова Екатерина Анатольевна

Производится обзор и анализ проблем взаимодействия педагогов в работе с родителями. Предлагаются варианты возможного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важность взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах»

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского музыкального фольклора. // «Наука и образование сегодня» № 5 (6, июль 2016 г.).

2. Жигун О. Ю. Роль электронных средств обучения в формировании культуры восприятия классической музыки у детей 5-6 лет. // «Современные инновации» № 6 (17, июнь 2016 г.).

3. Беларуски дзщяцы фальклор / традыцыйныя затсы, апрацоую [ аутарскя творы / Мшск, 1994. 342 с.

The importance of interaction between teachers and parents in the upbringing

of children in remedial schools Stefankova E.

Важность взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах Стефанкова Е. А.

Стефанкова Екатерина Анатольевна / Stefankova Ekaterina - инструктор по труду, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск

Аннотация: производится обзор и анализ проблем взаимодействия педагогов в работе с родителями. Предлагаются варианты возможного взаимодействия.

Abstract: we performed a review and analysis of the problems of interaction of teachers in working with parents. Variants of possible interactions.

Ключевые слова: взаимодействие, родители. Keywords: interaction, parents.

«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении» - В. А. Сухомлинский [1].

В наше нелёгкое время решение проблем экономического характера стали приоритетом для современной семьи, а порой перед семьёй вообще стоит проблема элементарного физического выживания. Это привело к тому, что сегодня мы наблюдаем то, что родители всё чаще устраняются от решения вопросов воспитания ребёнка и его личностного развития, особенно в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Стало нормой то, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды своего чада.

Семья - это основная среда воспитания ребёнка, но, зачастую, родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми, действуют вслепую, не имея представления о возрастных особенностях детей, не обладая хотя бы базовыми знаниями педагогики, что не приносит ощутимых положительных результатов.

Можно ли пробудить интерес у родителей к совместной работе с педагогами, вовлечь их в процесс воспитания и каким образом сделать это?

У каждой семьи свои взгляды на воспитание детей, свои особенные традиции, свои приоритеты в жизни, но нет, пожалуй, родителей, которые не желали бы для своего ребёнка лучшей доли. Но, к сожалению, часто родители недопонимают, какую важную роль во взаимоотношениях в семье может сыграть контакт с педагогом, школой, другими родителями, которые, в свою очередь, сталкиваются с теми же проблемами, что и они сами. Многие родители хотели бы игнорировать школу, считая, что её роль ограничивается лишь тем, что бы научить ребёнка наукам. Педагоги должны поставить перед собой задачу пропаганды тесного сотрудничества с семьями для того, что бы, в итоге, выиграли все стороны участвующие в воспитательном процессе.

Только единое образовательное пространство, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и родителями на каждом этапе обучения ребёнка в школе, где учитываются и развиваются все самые лучшие семейные особенности каждой семьи, смогут дать позитивный результат. Несомненно, что все взрослые, как родители, так и педагоги ответственны за создание благоприятной атмосферы для развития личности ребёнка. Его интересы пострадают, если отношения между взрослыми не сложатся. Роль педагога не принудительно научить, как нужно воспитывать, делая замечания и поучая (это может оттолкнуть взрослого человека от школы), а пробудить интерес к сотрудничеству тонко, грамотно, что бы в родителях пробудилось желание стать лучше самому, вырасти в интересах своего сына или дочери. Согласно Макаренко, «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего -люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Очень важным направлением сотрудничества семьи и школы является совместная досуговая деятельность. Но весь секрет в том, чтобы избежать парадных мероприятий, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Именно досуговая деятельность позволяет установить тесный и продуктивный контакт между родителями и детьми через процесс живого творческого взаимодействия, когда родители могут заняться тем, что близко, понятно и интересно их детям. В процессе такого сотрудничества устанавливается тесный контакт и взаимопонимание через обмен знаниями и умениями, где родители учатся понимать ребёнка, учатся общению с ним и, как результат, возникает и растёт взаимное уважение в семье.

Лучшим примером такого плодотворного сотрудничества можно назвать мастер-классы. Здесь родители и дети вместе могут сделать настоящие самобытные вещи: расписать доску, сделать для дома куклу-оберег или сувенир, атрибуты для фольклорных праздников. Фольклорные праздники ещё ценны тем, что тут возможно взаимодействие нескольких поколений одной семьи, в чём и проявляется их наивысшая ценность. Это и традиционные «Колядки», «Масленица», «Проводы русской зимы», где всё, начиная со сценария и заканчивая костюмами и оформлением, сделано совместно педагогами, родителями и их детьми. Да мало ли возможностей, способствующих взаимодействию взрослых и детей можно еще перечислить?

Это, к примеру, может быть классный час «Наша дружная семья», где родители и дети вместе дружно рисуют родословное древо или придумывают герб своей семьи, вспоминают её историю, свои семейные традиции. После таких встреч возрождается гордость ребёнка от сопричастности к своей семье и роду, гордость за родителей, их профессию, что и способствует формированию более тёплых отношений друг к другу всех поколений семьи.

Периодичность мероприятий зависит от востребованности: как раз в месяц, так и раз в полугодие, и вот здесь все зависит от активности и заинтересованности классных руководителей. Формат мероприятий также может быть разным: мастер-классы, посиделки, совместные праздники или концерты, организованные и проводимые совместно с родителями. Современная обыденность оставляет нам так мало времени для творчества, а ведь у многих есть огромная потребность в самореализации.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья порой остаются один на один со своей проблемой. И то, что может реально помочь им начать сотрудничать с учителями и родителями таких же особенных детей - это совместная деятельность и непринужденная обстановка, созданная на таких мероприятиях.

Во время такого совместного мероприятия родители могут сравнить своего ребенка с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, лучше понять проблемы своего ребёнка изнутри и научиться приемам и психологии общения с особенным ребёнком у учителей и других родителей.

Родители здесь должны выступать не в роли зрителей, а в роли участников и организаторов. Чтобы жизнь в классе и школе стала ярче, появилось удовлетворение от работы и результат, нужно, чтобы родители детей поняли, сколько сил и времени нужно вложить в подготовку каждого мероприятия. Вот тогда и возникает уважение к работе педагога, что способствует лучшему контакту с учителем в воспитательном процессе.

Что же могут родители?

- Разработать сценарий вместе с музыкальным работником и учителем, воспитателем и другими родителями.

- Изготовить концертные костюмы и оформление к празднику.

- Исполнить роль в спектакле или постановке. Мы знаем, что во многих людях есть скрытые таланты и т.д.

Общеизвестно, что воспитывают детей в семьях, как правило, мамы, а папы неохотно идут в школу и на контакт с педагогом и гораздо меньше общаются с детьми.

Потому и нужен особенный подход к папам. Как важно, чтобы ребенок видел рядом отца, проявляющего силу, ловкость и умение в играх и конкурсах, и ещё важнее, чтобы отец видел, как раскрывается на подобном мероприятии его ребёнок.

Это могут быть совместные экскурсии, посещение музеев, туристические прогулки в лес или на лыжню. Многие из родителей уже забыли, как пользоваться лыжами, ведь после окончания школы прошло столько лет!

И вот здесь очень важна работа родительского комитета, где у родителей есть возможность принимать непосредственное участие в решении и обсуждении проблем воспитания детей, жизни школы, принимать участие в организации досуговой деятельности и воспитательного процесса в классе. Некоторое количество родителей может принять активное участие в ремонте и оформлении кабинетов, а также в проведении кружков, самостоятельно или вместе с учителем.

Совместная работа должна проводиться не от праздника к празднику, а иметь некую системность, когда родители и педагогический коллектив постепенно находятся в готовности к взаимодействию. Сегодня часто встречаются родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они готовы к сотрудничеству, ждут советов и рекомендаций от педагога, готовы активно проявлять себя в досуговой и любой другой общественной работе, лишь бы полнее участвовать в жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

На каких же принципах основывается и выстраивается сотрудничество семьи и школы? Прежде всего - это такт и этика взаимоотношений, умение увидеть наличие сложностей в семье и выбрать нужную тактику для повышения педагогического уровня родителей, тонко подметить в людях и использовать все то - хорошее, что может сделать совместную досуговую деятельность более интересным и познавательным процессом.

Школа станет сильнее во всех отношениях, если сможет сделать из родителей своих союзников. Взаимодействие с родителями нужно выстраивать в форме встречного движения, и векторы стремления, цели, формы работы и методы их осуществления должны тут совпадать. Тогда не будет почвы для непонимания между родителями и школой и все, что происходит в школе, будет восприниматься родителями с пониманием и воодушевлением.

Наша задача раскрыть творческий потенциал родителей наших учеников и научить их не воспринимать школу местом, где воспитывают их детей, а местом где они сами могут развивать и развиваться вместе со своим ребенком, совместно с опытными педагогами в процессе творческой деятельности.

Литература

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, 1973. Издательство «Радянська школа». С. 145.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании, 1982. Издательство «Политическая литература». С. 270.

3. Стефанкова Е. А. Взаимодействие с родителями в условиях коррекционной школы VIII вида. [Электронный ресурс]. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/07/30/vzaimodeystvie-s-roditelyami-v-usloviyah-0 (дата обращения 30.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.