отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.
Целенаправленная организация работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе дошкольного образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.
Литература
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. и доп. С. Пб., 2000. 220 с.
2. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: Линка-пресс, 2006. 272 с.
3. Учебная программа дошкольного образования. Минск. НИО, 2013. 327 с.
The importance and ways of interaction of teachers and parents in the education of their children in special schools Stefankova E. (Russian Federation) Важность и способы взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах Стефанкова Е. А. (Российская Федерация)
Стефанкова Екатерина Анатольевна /Stefankova Ekaterina - инструктор по труду, государственное бюджетное учреждение Архангельской области, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск
Аннотация: производится обзор и анализ проблем взаимодействия педагогов в работе с родителями. Предлагаются варианты возможного взаимодействия.
Abstract: we performed a review and analysis of the problems of interaction of teachers in working with parents. Variants of possible interactions.
Ключевые слова: взаимодействие, родители. Keywords: interaction, parents.
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей... Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении» [1] (В. А. Сухомлинский).
В наше нелёгкое время решение проблем экономического характера стало приоритетом для современной семьи, а порой перед семьёй вообще стоит проблема элементарного физического выживания. Это привело к тому, что сегодня мы наблюдаем то, что родители всё чаще устраняются от решения вопросов воспитания ребёнка и его личностного развития, особенно в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Стало нормой то, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды своего чада.
Семья - это основная среда воспитания ребёнка, но, зачастую, родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми, действуют вслепую, не имея представления о возрастных особенностях детей, не обладая хотя бы базовыми знаниями педагогики, что не приносит ощутимых положительных результатов.
Можно ли пробудить интерес у родителей к совместной работе с педагогами, вовлечь их в процесс воспитания, и каким образом сделать это?
У каждой семьи свои взгляды на воспитание детей, свои особенные традиции, свои приоритеты в жизни, но нет, пожалуй, родителей, которые не желали бы для своего ребёнка лучшей доли. Но, к сожалению, часто родители недопонимают, какую важную роль во взаимоотношениях в семье может сыграть контакт с педагогом, школой, другими родителями, которые, в свою очередь, сталкиваются с теми же проблемами, что и они сами. Многие родители хотели бы игнорировать школу, считая, что её роль ограничивается лишь тем, чтобы научить ребёнка наукам. Педагоги должны поставить перед собой задачу пропаганды тесного сотрудничества с семьями для того, чтобы в итоге выиграли все стороны, участвующие в воспитательном процессе.
Только единое образовательное пространство, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и родителями на каждом этапе обучения ребёнка в школе, где учитываются и развиваются все самые лучшие семейные особенности каждой семьи, смогут дать позитивный результат. Несомненно, что все взрослые, как родители, так и педагоги ответственны за создание благоприятной атмосферы для развития личности ребёнка. Его интересы пострадают, если отношения между взрослыми не сложатся. Роль педагога не принудительно научить, как нужно воспитывать, делая замечания и поучая (это может оттолкнуть взрослого человека от школы), а пробудить интерес к сотрудничеству тонко, грамотно, чтобы в родителях пробудилось желание стать лучше самому, вырасти в интересах своего сына или дочери. Согласно Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Очень важным направлением сотрудничества семьи и школы является совместная досуговая деятельность. Но весь секрет в том, чтобы избежать парадных мероприятий, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Именно досуговая деятельность позволяет установить тесный и продуктивный контакт между родителями и детьми через процесс живого творческого взаимодействия, когда родители могут заняться тем, что близко, понятно и интересно их детям. В процессе такого сотрудничества устанавливается тесный контакт и взаимопонимание через обмен знаниями и умениями, где родители учатся понимать ребёнка, учатся общению с ним и, как результат, возникает и растёт взаимное уважение в семье.
Лучшим примером такого плодотворного сотрудничества можно назвать мастер-классы. Здесь родители и дети вместе могут сделать настоящие самобытные вещи: расписать доску, сделать для дома куклу-оберег или сувенир, атрибуты для фольклорных праздников. Фольклорные праздники ещё ценны тем, что тут возможно взаимодействие нескольких поколений одной семьи, в чём и проявляется их наивысшая ценность. Это и традиционные «Калядки», «Масленница», «Проводы русской зимы», где всё, начиная сценарием и заканчивая костюмами и оформлением, сделано совместно педагогами, родителями и их детьми. Да мало ли возможностей, способствующих взаимодействию взрослых и детей, можно еще перечислить?
Это, к примеру, может быть классный час «Наша дружная семья», где родители и дети вместе дружно рисуют родословное древо или придумывают герб своей семьи, вспоминают её историю, свои семейные традиции. После таких встреч возрождается гордость ребёнка от сопричастности к своей семье и роду, гордость за родителей, их профессию, что и способствует формированию более тёплых отношений друг к другу всех поколений семьи.
Периодичность мероприятий зависит от востребованности: как раз в месяц, так и раз в полугодие, и вот здесь все зависит от активности и заинтересованности классных руководителей. Формат мероприятий также может быть разным: мастер-классы, посиделки, совместные праздники или концерты, организованные и проводимые совместно с родителями. Современная обыденность оставляет нам так мало времени для творчества, а ведь у многих есть огромная потребность в самореализации.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья порой остаются один на один со своей проблемой. И то, что может реально помочь им начать сотрудничать с учителями и родителями таких же особенных детей - это совместная деятельность и непринужденная обстановка, созданная на таких мероприятиях.
Во время такого совместного мероприятия родители могут сравнить своего ребенка с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, лучше понять проблемы своего ребёнка изнутри и научиться приемам и психологии общения с особенным ребёнком у учителей и других родителей.
Родители здесь должны выступать не в роли зрителей, а в роли участников и организаторов. Чтобы жизнь в классе и школе стала ярче, появилось удовлетворение от работы и результат, нужно, чтобы родители детей поняли, сколько сил и времени нужно вложить в подготовку каждого мероприятия. Вот тогда и возникает уважение к работе педагога, что способствует лучшему контакту с учителем в воспитательном процессе.
Что же могут родители?
- Разработать сценарий вместе с музыкальным работником и учителем, воспитателем и другими родителями.
- Изготовить концертные костюмы и оформление к празднику.
- Исполнить роль в спектакле или постановке. Мы знаем, что во многих людях есть скрытые таланты и т. д.
Общеизвестно, что воспитывают детей в семьях, как правило, мамы, а папы неохотно идут в школу и на контакт с педагогом и гораздо меньше общаются с детьми.
Потому и нужен особенный подход к папам. Как важно, чтобы ребенок видел рядом отца, проявляющего силу, ловкость и умение в играх и конкурсах, и ещё важнее, чтобы отец видел, как раскрывается на подобном мероприятии его ребёнок.
Это могут быть совместные экскурсии, посещение музеев, туристические прогулки в лес или на лыжню. Многие из родителей уже забыли, как пользоваться лыжами, ведь после окончания школы прошло столько лет!
И вот здесь очень важна работа родительского комитета, где у родителей есть возможность принимать непосредственное участие в решении и обсуждении проблем воспитания детей, жизни школы, принимать участие в организации досуговой деятельности и воспитательного процесса в классе. Некоторое количество родителей могут принять активное участие в ремонте и оформлении кабинетов, а также в проведении кружков, самостоятельно или вместе с учителем.
Совместная работа должна проводиться не от праздника к празднику, а иметь некую системность, когда родители и педагогический коллектив постепенно находятся в готовности к взаимодействию. Сегодня часто встречаются родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они готовы к сотрудничеству, ждут советов и рекомендаций от педагога, готовы активно проявлять себя в досуговой и любой другой общественной работе, лишь бы полнее участвовать в жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
На каких же принципах основывается и выстраивается сотрудничество семьи и школы?
Прежде всего - это такт и этика взаимоотношений, умение увидеть наличие сложностей в семье и выбрать нужную тактику для повышения педагогического уровня родителей, тонко подметить в людях и использовать все то хорошее, что может сделать совместную досуговую деятельность более интересным и познавательным процессом.
Школа станет сильнее во всех отношениях, если сможет сделать из родителей своих союзников. Взаимодействие с родителями нужно выстраивать в форме встречного движения, и векторы стремления, цели, формы работы и методы их осуществления должны тут совпадать. Тогда не будет почвы для непонимания между родителями и школой, и все, что происходит в школе, будет восприниматься родителями с пониманием и воодушевлением.
Наша задача раскрыть творческий потенциал родителей наших учеников и научить их не воспринимать школу местом, где воспитывают их детей, а местом, где они сами могут
развивать и развиваться вместе со своим ребенком совместно с опытными педагогами в процессе творческой деятельности.
Литература
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 1973. Издательство «Радянська школа». С. 145.
2. Сухомлинский В. А. О воспитании, 1982. Издательство: «Издательство политической литературы». С. 270.
3. Стефанкова Е. А. Взаимодействие с родителями в условиях коррекционной школы VIII вида: Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]: nsportal.ru. URL: http ://nsportal. ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/07/30/vzaimodeystvie -s-roditelyami-v-usloviyah-0 (дата обращения 30.07.2016).
Justification and a choice of pedagogical technologies of industrial training
Otabayev I. (Republic of Uzbekistan) Обоснование и выбор педагогических технологий производственного
обучения
Отабаев И. А. (Республика Узбекистан)
Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev Iskandar - самостоятельный соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, Система среднего специального профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье проведено теоретическое обоснование выбора педагогических технологий профессионального обучения и доказана эффективность их использования в учебном процессе.
Abstract: in this article a theoretical rationale for the choice of pedagogical training technologies and proven effectiveness of their use in the educational process.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, образовательные технологии, содержание обучения, современная педагогическая технология, модульная технология, модульная рабочая программа.
Keywords: pedagogical technology, education technology, educational technology, learning content, modern educational technology, modular technology, modular working program.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (например, промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами. Качественные изменения, возникающие при этом, свидетельствуют о том, что привычные процессы «научения» уже не укладываются в рамки традиционных методик и средств обучения, а также индивидуальных способностей преподавателя. Появляются новые методики, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него определенную специфику. Такой подход позволяет говорить о своеобразии педагогической технологии. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности [6].
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации: «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса [8].