Научная статья на тему 'Важность цифровой трансформации бизнеса в условиях интернационализации'

Важность цифровой трансформации бизнеса в условиях интернационализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / интернационализация / бизнес / цифровая трансформация / облачные технологии / виртуальная реальность / трансформация бизнеса / digitalization / internationalization / business / digital transformation / cloud technologies / virtual reality / business transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Н.Н.

Глобализация мировой экономики постоянно требует от компаний серьезных изменений. В результате появляются глобальные транснациональные компании, которые поддерживают свое развитие за счет внедрения новейших технологий и предложения инновационных бизнес-моделей. На этом фоне в бизнесе приобретает особую значимость процесс цифровой трансформации (DT), который затрагивает практически все сегменты бизнеса. Работа посвящена важности использования цифровой трансформации для интеграции технологических инструментов, в том числе, в международную деловую практику и стратегию, а также препятствиям, возникающим при внедрении этих новых технологий. Многочисленные исследования последних лет показывают, что многие менеджеры до сих пор не знакомы в полной мере с концепцией цифровой трансформации и недооценивают значимость использования цифровых технологий, особенно в процессе интернационализации бизнеса, когда руководству компаний особенно важно понимать, каким образом компании могут использовать цифровые инструменты и каких препятствий им следует избегать. В работе рассмотрены ключевые понятия и направления цифровых технологий и их влияние на современный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of digital business transformation in the context of internationalization

The globalization of the world economy constantly requires serious changes from companies. As a result, global multinational companies are emerging that support their development by introducing the latest technologies and offering innovative business models. Against this background, the process of digital transformation (DT) becomes particularly important in business, which affects almost all business segments. The paper is devoted to the importance of using digital transformation to integrate technological tools, including into international business practice and strategy, as well as the obstacles that arise when introducing these new technologies. Numerous studies in recent years show that many managers are still not fully familiar with the concept of digital transformation and underestimate the importance of using digital technologies, especially in the process of business internationalization, when it is especially important for company management to understand how companies can use digital tools and what obstacles they should avoid. The paper considers the key concepts and directions of digital technologies and their impact on modern business.

Текст научной работы на тему «Важность цифровой трансформации бизнеса в условиях интернационализации»

Трофимова Н.Н.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и менеджмента. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Важность цифровой трансформации бизнеса в условиях интернационализации

Вопрос, касающийся цифровизации бизнеса, считается очень актуальным в деловой практике и интернационализации бизнеса.

Процессы глобализации, охватившие в последние десятилетия весь мир, неотрывно связаны с набирающей скорость цифровиза-цией, что создает абсолютно новые экономические модели развития рынка. Глобальный характер цифровизации вынуждает компании всего мира менять стратегию и бизнес-модели поведения в соответствии с изменяющимися бизнес-правилами. И эти изменения, с одной стороны, предоставляют компаниям новые возможности, но с другой - несут ряд серьезных проблем, связанных с процессом внедрения новых технологий и адаптации к ним бизнеса и сотрудников. Таким образом, цифровизация требует от любой компании соответствующей трансформации. Это особенно касается хорошо зарекомендовавших себя компаний, которые изначально не структурированы вокруг цифровой экономики и не работают в ней, и, следовательно, не имеют собственных цифровых структур, но чье будущее будет зависеть от успешной цифровой трансформации. печальный опыт компании Kodak ярко демонстрирует, что игнорирование новых технологий способно пагубно повлиять даже на самый эффективный бизнес. Растущее конкурентное давление возникает, в первую очередь, из-за мощных цифровых компаний, которые постоянно продвигаются вперед в различных традиционных секторах бизнеса. И отдельное значение эти вопросы приобретают для компаний, выходящих или уже работающих на международных рынках.

В настоящее время интернационализация компаний неразрывно связана с уровнем их цифровизации и степенью применения новейших технологий в своей деятельности. В качестве примера можно привести несколько крупнейших компаний разных сфер деятельности, таких как: Airbnb, крупнейший в мире поставщик жилья, не владеющий недвижимостью; Uber, крупнейшую в мире компанию такси, не имеющую собственных автомобилей; Facebook, самый по-

пулярный в мире медиа-владелец, не создающий никакого контента; Alibaba, самый дорогой в мире ритейлер, у которого нет товарных запасов [1]. применение электронной коммерции позволило компаниям сокращать расходы и одновременно потребовало трансформации бизнес-модели. Цифровизации способствуют все современные технологические достижения, такие, как внедрение мобильных технологий, облачных технологий и вычислений, алгоритмов обучения и технологий больших данных. Так, анализ больших данных имеет целью определить новые персонализированные продукты и услуги и получить максимум информации о клиентах, трехмерные принтеры и Интернет вещей (IoT) создают новые возможности в производственных технологиях, а блокчейн обеспечивает компаниям прозрачное хранение и передачу информации, которая является безопасной и работает без третьих лиц на основе кода [2].

С одной стороны, цифровизация способствует эффекту «победитель получает все», а с другой — открывает огромный потенциал для новых нишевых игроков и микробизнеса, которые бросают вызов позициям действующих игроков.

В этом контексте можно определить четыре сферы деятельности, относящиеся к основным критериям интернационализации. Это 1) затраты, доступность, ресурсы и компетенции; 2) знание рынка; 3) расстояние и местоположение; и 4) реляционные компетенции и партнерские сети [3].

Важно отметить, что значимость и актуальность каждой их перечисленных технологий сильно отличается в зависимости от сектора экономики, но все они принципиально важны для повышения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности и интернационализации компании. Так, например, интернет вещей и виртуальная и дополненная реальность с точки зрения первого критерия позволяют снизить производственные затраты и серьезно отражаются на управлении персоналом компании.

Сбор и распространение больших объемов данных может ускорить интернационализацию, что соответствует второму критерию. Обработка этих данных позволяет оценить текущее состояние компании, а также возможную привлекательность новых рынков, на которых она намерена вести свою деятельность [4]. Для принятия решений компания может использовать в зависимости от объема данных различные передовые методы интеллектуального анализа данных, такие, как машинное обучение или искусственный интеллект, которые в комплексе с применением статистических подходов способны помочь разработать максимально эффективные стратегии

интернационализации. Применение ЗБ-принтеров позволяет разработать любой дизайн продукции в соответствии с запросами потребителя и контроль на начальных этапах производства [5].

В контексте третьего критерия применение различных платформ позволяет более эффективно создать большое сообщество пользователей и установить партнерские отношения с местными компаниями, что значительно экономит расходы и время компании на данном этапе.

Что касается четвертого критерия - реляционных компетенций и партнерских сетей, то для достижения целей и устойчивого использования социальных сетей и средств массовой информации можно отдельно выделить обмен данными между партнерами, что позволит получить отзывы о продуктах и качестве местных производителей.

процессы цифровизации затрагивают все сферы деятельности и сегменты рынка, оказывая большое влияние на рост бизнеса и его устойчивое развитие. В большинстве исследований цифровизацию описывают как опыт применения новых технологий, способствующий устойчивости компании на рынке при условии внедрения его результатов в свою стратегическую линию развития, что в свою очередь является условием поддержания конкурентоспособности при выходе на международную арену.

Цифровизация стирает границы между технологиями и управлением (способствуя внедрению новых бизнес-моделей, интегрированных в концепции, методы и инструменты цифровой среды, ведущие к БТ. Цифровая трансформация в бизнес-контексте - это концепция использования более автоматических и цифровых операций на всех уровнях и всех сферах деятельности компании [6]. Это применение технологий для создания новых бизнес-моделей, процессов, программного обеспечения и систем, которые приводят к увеличению прибыли, более значительному конкурентному преимуществу и большей эффективности. В результате такой интеграции данные переносятся в компьютерные системы и становятся более доступными и более удобными для аналитики. Таким образом, развитие автоматизации, обеспечиваемой робототехникой и искусственным интеллектом, обеспечивает более высокий уровень производительности, а также более высокую эффективность, безопасность и удобство, трансформируя условия труда и создавая новые виды цифровой или виртуальной работы [7]. Здесь можно выделить два направления обеспечения такой трансформации - динамичное изменение предпринимательских возможностей в экономике и трансформация самих предпринимательских бизнес-стратегий. применительно к таким

процессам в последние годы часто используют термин «цифровой прорыв» для описания трансформационного воздействия цифровых технологий и инфраструктур на ключевые принципы работы бизнеса и общества в целом. Это является мощным триггером для роста и интернационализации малых и средних предприятий.

В целом цифровую трансформацию можно охарактеризовать как глобальные изменения в результате применения цифровых технологий во всех сферах деятельности компании с учетом использования доступных ресурсов, проводимые в целях достижения большей эффективности деятельности и повышения ее ценности для заинтересованных сторон. Компании достигают этой цели, трансформируя бизнес-процессы и модели, повышая эффективность и инновации рабочей силы и адаптируя опыт клиентов.

Компании, представляющие прорывные цифровые бизнес-модели (как, например, Google, Tesla, Apple, Amazon, Netflix, Uber и Airbnb), используют самые современные технологии (облачные вычисления, Интернет вещей, анализ больших данных и машинное обучение), которые поддерживали и продвигали DT [8]. Их бизнес-модели носят полностью цифровой характер, что позволило им адаптироваться к изменениям в предпочтениях клиентов и динамике рынка, например, в условиях пандемии COVID-19.

Цифровая трансформация приобретает особое значение в условиях интернационализации, когда компания развивает деятельность на международных рынках и обеспечивает тем самым себе условия для роста, повышения эффективности, а также устойчивость и конкурентные преимущества на рынке [9]. Этому в том числе способствует экономика знаний, позволяющая разрабатывать и внедрять стратегии, повышающие интернационализацию компаний, особенно малых и средних, несмотря на их ограничения в ресурсах и возможностях. Например, в прошлом в крупных организациях наблюдалась кластеризация интернационализации, но скорость интернационализации малых и средних предприятий начала усиливаться, когда цифровые технологии позволили им легко получить доступ к другим типам рынков, предоставляя дополнительные конкурентные преимущества и по сути превращая интернационализацию в необходимость. Облачные, мобильные, социальные технологии и технологии больших данных выступают на данном этапе основой цифровой трансформации современных компаний, являясь критически важными частями их инфраструктуры. Их быстрый рост и коммерциализация все больше ускоряют скорость и расширяют влияние цифровизации. Например, сегодня пользователи осваивают новую технологию го-

раздо быстрее, чем когда-либо раньше: радио потребовалось 38 лет, чтобы охватить 50 миллионов человек, достиг этого числа всего за четыре года, а 1ш1а§гаш был принят таким количеством пользователей менее шести месяцев [10]. Продукты и процессы, которые раньше были физическими, теперь стали цифровыми. Раньше газеты печатались ночью в типографии, а затем перевозились грузовым транспортом для продажи в газетных киосках и магазинах. Теперь новости представлены в цифровом формате и разлетаются по миру буквально за секунды. Точно так же внутренние процессы в компаниях когда-то сильно зависели от бумажного документооборота, а теперь цифровые технологии позволяют осуществлять дистанционное взаимодействие и другие социальные процессы, ускоряя принятие решений и экономя время. Практически все сейчас можно оцифровать, получив цифровые данные, например, с помощью датчиков.

Ярким примером активно внедряемых цифровых технологий можно назвать телекоммуникации 5-го поколения (5О). Беспроводная связь 5О отвечает задачам, которые ставят крупномасштабные сложные сетевые соединения, позволяя значительно снизить задержку передачи данных и увеличить скорость загрузки до 20 раз, что существенно улучшает сервис, предоставляемый конечным пользователям [11]. Еще одним технологическим прорывом стал Интернет вещей (1сТ). Количество мобильных устройств превысило численность населения земного шара. Таким образом, увеличивается взаимосвязь между устройствами и машинами, поддерживая соединения без прямого вмешательства человека. В настоящее время сети соединяют людей, но по мере того, как люди начинают использовать устройства мониторинга, такие, как умные часы, умные дома, мобильные платежи и путешествовать по умным городам на беспилотных автомобилях (российский пример - Иннополис в Казани), требуемая пропускная способность сетей растет в геометрической прогрессии. Все эти возможности подключения требуют улучшения коммуникационной инфраструктуры, и 5О будет поддерживать эту повсеместную связь и обеспечивать 1сТ, соединяя практически все аспекты человеческой жизни. К 2030 году, когда ожидается массовый маркетинг бО, предполагается, что количество подключенных устройств достигнет примерно 500 миллиардов, что примерно в 59 раз превышает прогнозируемое население человечества.

Огромное значение при проведении цифровой трансформации имеет внедрение и развитие технологий искусственного интеллекта, позволяющим уделять внимание системам, обучающимся автомати-

чески на основе опыта с использованием нейронных сетей, подобных человеческому мозгу. В настоящее время данные технологии получили широкое распространение во многих областях.

Нельзя недооценивать и возможности, которые предоставляют дополненная и виртуальная реальность. Эта технология уже получила широкое распространение, поскольку она обеспечивает технические условия, а именно коммуникационную инфраструктуру, которые позволят пользователям взаимодействовать с моделируемыми элементами практически в режиме реального времени. Дополненная реальность, в которой компьютерная информация генерируется и графически дополняется для отображения в режиме реального времени, также может иметь огромное значение в любой сфере деятельности.

БТ помогает компаниям поддерживать более тесные отношения, выход на новые рынки с гораздо меньшими инвестициями и создание отличных условий для новых контактов с клиентами и партнерами. Инструменты электронной коммерции, а§11е-инструменты, облачные решения и большие данные имеют такое же значение. Облачные вычисления, например, позволяют повысить мобильность пользователей за счет повсеместного утверждения информации на любом устройстве.

Однако важным моментом является то, что можно эффективно автоматизировать процессы и способствовать интернационализации бизнеса с помощью цифровых технологий, только если они правильно внедрены. Недостаточно иметь цифровые технологии и необходимую сильную стратегическую рыночную ориентацию. Необходимо иметь развитые дистрибьюторские сети и знание рынка, отсутствие которых может стать препятствием для развития компаний и поставить под угрозу процесс интернационализации. При этом для того, что обеспечить себе эффективный процесс интернационализации, руководству компании необходимо быть готовыми к разумному риску и принятию нестандартных решений, иметь новаторский способ мышления.

Кроме того, при внедрении новых технологий нельзя забывать о человеческом факторе, в частности, сопротивлении менеджеров, степень которого может значительно отличаться в зависимости от сферы деятельности и сектора экономики. Так, например, в обрабатывающей промышленности наблюдается более высокая степень частоты сопротивления менеджеров, чем в консультационной или научной деятельности. Менеджеры различных компаний в большинстве своем до сих пор не знакомы в полной мере с понятием

цифровой трансформации; скорее, они знают только об изолированном использовании цифровых технологий в процессе интернационализации бизнеса, что сильно ограничивает возможности компании в цифровом развитии. Значение имеет и размер компании. Средние компании гораздо чаще прибегают к использованию робототехники и автоматизации, чем малые.

при этом независимо от сектора экономической деятельности и размера компании, вопросы цифровой трансформации остаются одинаково актуальными. Если раньше цифровизация в основном касалась управления и обработки данных в ИТ-отделах компаний, то сегодня она затрагивает все отделы и перешла от административных и вспомогательных задач к основным бизнес-процессам. Воздействие варьируется от изменений в процессах маркетинга и продаж, новых моделей сотрудничества и взаимодействия до новых продуктов и услуг. В ходе этого взаимодействие с конечным пользователем, а также его измененное поведение приобретают особое, жизненно важное значение.

Таким образом, распространение цифровых технологий приводит в движение процесс огромных изменений. Большинство компаний опасаются разрушительного характера цифровой трансформации, однако многие осознают новые возможности, которые она открывает. поиск оптимального цифрового решения - это первая задача и отправная точка для разработки цифровой стратегии, которая включает в себя видение, цели, возможности и связанные с ними действия организации, чтобы максимизировать бизнес-преимущества цифровых технологий.

Библиографический список:

1. Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А. Цифровизация национальной экономики // Вестник ГУУ. 2019. № 8.

2. Дмитриев Н.Д. Покомпонентная модель интенсивного роста в инструментарии устойчивого развития промышленного предприятия // В книге: Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности. Санкт-Петербург, 2022. С.534-545.

3. Трофимова Н.Н. Проблемы стратегического управления бизнес-процессами в условиях комплексной цифровизации наукоемких производств // Вестник университета. 2020. № 8. С. 33-40.

4. Петренко В.А. Цифровизация отношений с покупателем // Наука, образование и культура. 2017. № 9 (24).

5. Алексеев А.А. Цифровизация производства // Academy. 2019. № 1 (40).

6. Николайчик Ю. Курс на цифровизацию // Наука и инновации. 2020. № 11 (213).

7. Шахмаметьева А.Р., Торосян Е.К. Цифровизация внутренних и внешних бизнес-процессов организации для повышения клиентского опыта // Colloquium-journal. 2020. № 15 (67).

8. Костин Г.А., Упорова И.В. Трансформация предпринимательской деятельности под

влиянием цифровой экономики // Экономика и управление. 2018. № 12 (158).

9. Иохимович Е.Д., Трофимова Н.Н. Модернизация управления производственными процессами как главный фактор экономической трансформации // Инновационные направления интеграции науки, образования и производства. Сборник тезисов докладов участников I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. 2020. С. 419-421.

10. Земляк С.В., Гусарова О.М., Прохоренков П.А. Исследование влияния цифровых технологий на деятельность бизнес-компаний в условиях трансформации экономики // Фундаментальные исследования. 2021. №7

11. Трофимова Н.Н. Проблемы стратегического управления бизнес-процессами в условиях комплексной цифровизации наукоемких производств // Вестник ГУУ. 2020. № 8.

References

1. Goncharenko L.P., Sybachin S.A. Digitalization of the national economy // Bulletin of the SUM. 2019. № 8.

2. Dmitriev N.D. A component-by-component model of intensive growth in the tools of sustainable development of an industrial enterprise // In the book: Strategic management of sustainable development of the economy in the new reality. St. Petersburg, 2022. P. 534-545.

3. Trofimova N.N. Problems of strategic management of business processes in the context of complex digitalization of high technology industries. Bulletin of the University. 2020. № 8. P. 33-40.

4. Petrenko V.A. Digitalization of relations with the buyer // Science, education and culture. 2017. № 9 (24).

5. Alekseev A.A. Digitalization of production // Academy. 2019. № 1 (40).

6. Nikolaichik Yu. Course towards digitalization // Science and innovations. 2020. № 11 (213).

7. Shakhmamet'eva A.R., Torosyan E.K. Digitization of internal and external business processes of the organization to improve customer experience // Colloquium-journal. 2020. № 15 (67).

8. Kostin G.A., Uporova I.V. Transformation of entrepreneurial activity under the influence of the digital economy // Economics and Management. 2018. № 12 (158).

9. Iokhimovich E.D., Trofimova N.N. Modernization of production process management as the main factor of economic transformation // Innovative directions of integration of science, education and production. Collection of abstracts of reports of the participants of the I International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of E.P. Masyutkin. 2020. P. 419-421.

10. Countryman S.V., Gusarova O.M., Prokhorenkov P.A. Study of the impact of digital technologies on the activities of business companies in the context of economic transformation // Fundamental Research. 2021. №7

11. Trofimova N.N. Problems of strategic management of business processes in the conditions of complex digitalization of high-tech industries // Bulletin of the State University of Management. 2020. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.