Научная статья на тему 'Цифровые инновации как драйвер развития страхового рынка России'

Цифровые инновации как драйвер развития страхового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Страхование / цифровая трансформация бизнеса / цифровизация / блокчейн / искусственный интеллект / большие данные. / Insurance / digital business transformation / digitalization / blockchain / artificial intelligence / big data

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Арсен Арменович

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения цифровых инноваций в деятельности российских страховых компаний. Представлен анализ результата опроса менеджеров российских страховых компаний касательно использования различных цифровых инструментов для улучшения качества работы бизнеса. Проанализированы наиболее востребованные инновационные решения, которые способствуют цифровой трансформации бизнес-процессов. Выявлены основные сдерживающие факторы, замедляющие внедрение цифровых инструментов на российском рынке страхования. По итогу проведенного автором исследования были разработаны рекомендации по внедрению такого рода цифровых решений в компании. Автор приходит к выводу, что для того, чтобы удерживать свои позиции на высококонкурентом рынке, страховым компаниям необходимо регулярно улучшать свои бизнес-процессы за счет цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital innovations as a driver of development of the Russian insurance market

The Article is devoted to the actual problem of introducing digital innovations in the activities of Russian insurance companies. The analysis of the results of a survey of managers of Russian insurance companies regarding the use of various digital tools to improve the quality of business is presented. The most popular innovative solutions that contribute to the digital transformation of business processes are analyzed. The main constraining factors that slow down the introduction of digital tools in the Russian insurance market have been identified. As a result of the research conducted by the author, recommendations were developed for the implementation of such digital solutions in the company. The author concludes that in order to maintain their positions in a highly competitive market, insurance companies need to regularly improve their business processes through digital technologies.

Текст научной работы на тему «Цифровые инновации как драйвер развития страхового рынка России»

Цифровые инновации как драйвер развития страхового рынка России

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Григорян Арсен Арменович

магистрант программы "Менеджмент предпринимательской деятельности" ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения цифровых инноваций в деятельности российских страховых компаний. Представлен анализ результата опроса менеджеров российских страховых компаний касательно использования различных цифровых инструментов для улучшения качества работы бизнеса. Проанализированы наиболее востребованные инновационные решения, которые способствуют цифровой трансформации бизнес-процессов. Выявлены основные сдерживающие факторы, замедляющие внедрение цифровых инструментов на российском рынке страхования. По итогу проведенного автором исследования были разработаны рекомендации по внедрению такого рода цифровых решений в компании. Автор приходит к выводу, что для того, чтобы удерживать свои позиции на высококонкурентом рынке, страховым компаниям необходимо регулярно улучшать свои бизнес-процессы за счет цифровых технологий.

Ключевые слова: Страхование, цифровая трансформация бизнеса, цифровизация, блокчейн, искусственный интеллект, большие данные.

Цифровые технологии на протяжении последних лет приобретают все большее значение для страхового сектора. Ведущие российские страховые компании уже апробировали ряд инновационных технологий для предоставления своих услуг онлайн, часть из них перевели в онлайн-формат продажи страховых продуктов, другие проводят процесс урегулирования убытков онлайн. Данная тема особенно актуальна в связи с тенденцией оказания всех видов услуг в дистанционном формате. Тем не менее потенциал для развития цифровых услуг в российских компаниях остается огромным. Существует целый ряд прорывных технологий, которые могли бы быть использованы в деятельности страховых компании.

Обострение конкурентной борьбы на отечественном страховом рынке объективно выдвигает задачу совершенствования организации и эффективности работы страховой компании. Нежелание признать этот факт практически не оставляет страховой компании шансов на успех. Страховой менеджмент должен оптимальным образом объединить разные аспекты деятельности страховой компании в единое целое и направить ее на достижение успеха [2].

В страховой компании необходимо создание специального подразделения для сбора информации о новых идеях как вне, так и внутри компании, анализирующего необходимость внедрения инновации и осуществляющего контроль за реализацией инновационных проектов в различных подразделениях компании. Это обусловлено тем, что именно интеллектуальный потенциал организации играет решающую роль в создании новых идей и осуществлении эффективных инновационных процессов [4].

Для того, чтобы проанализировать уровень цифровой трансформации российских страховых компании, ознакомимся с результатами опроса руководителей российских страховых компаний относительно перспектив развития сектора. Данный опрос был проведен консалтинговой компанией в рамках подготовки ежегодного обзора страхового рынка России (Обзор рынка страхования России, 2019 год) [6].

В качестве анализа были выделены следующие цифровые технологии в страховом секторе:

• модели машинного обучения в продажах и маркетинге;

• модели машинного обучения в расчете страховых резервов;

• модели машинного обучения в урегулировании убытков;

• модели машинного обучения в тарификации;

• перевод полного цикла взаимодействия с клиентом в онлайн;

• роботизация (RPA);

• оптическое распознавание в урегулировании (OCR);

• оптическое распознавание в финансах и бухгалтерии (OCR);

• чат-боты;

• сбор и обработка данных с телематических устройств (Интернет вещей);

• облачные технологии;

• блокчейн.

В рамках опроса был проанализирован статус внедрениях данных технологий (Рисунок 1).

Как мы можем видеть из опроса, наиболее полноценно используемыми технологиями являются роботизация и облачные технологии. 17% респондентов отметили, что данные технологии у них уже используются в повседневной работе.

Рисунок 1 - Статус внедрения новых технологий в страховых компаниях, 2019 г.

Это связано во многом с тем, что страховые компании аккумулируют огромный объем информации, которым нужно управлять. Информацию в таком количестве не способен оперативно анализировать типовой сотрудник или даже целый отдел. Именно поэтому важно внедрять технологии, способные в кратчайшие сроки обработать большой массив информации, который зачастую хранится на «облаке». Robotic process automation (или RPA) помогает на основе этой информация автоматизировать бизнес-процессы, что способствует принятию эффективных управленческих решений менеджменту компании. Тем не менее внедрение роботизации является очень дорогим процессом, который могут позволить себе далеко не все российские страховые компании. Поэтому процент компаний, которые не планируют использовать эту технологию вообще, достаточно велик - 66%.

Также работа с большим массивом информации способствует тому, что компании активно реализуют пилотные проекты в части модели машинного обучения в тарификации (50% респондентов) и модели машинного обучения в продажах и маркетинге (34% респондентов). Только четверть респондентов не планируют использовать данные технологии вообще. Вполне вероятно, что это не самые крупные страховые компании, которые справляются пока с анализом поступающее информации вручную.

Касательно технологий, которые на перспективу рассматривают большинство компаний, стоит отметить чат-ботов и перевод полного цикла взаимодействия клиента в онлайн. Эти инновации, действительно особенно вос-требованны на данный момент практически во всех финансовых сферах. Данный технологии помогают автоматизировать большую часть бизнес-процессов. Они удобны как для клиентов, так и для сотрудников страховых компаний. Чат-боты помогают ответить на самые часто задаваемые вопросы практически моментально. Клиент может оперативно получить необходимую информацию, не связываясь с сотрудником компании, что экономит время для обоих участников процесса.

Перевод полного цикла взаимодействия клиента в онлайн - это тот процесс, к которому должны стремиться абсолютно все страховые компании. Вполне вероятно, что через пару лет взаимодействие с клиентом онлайн будет считаться нормой на страховом рынке, а не конкурентным преимуществом. Данное нововведение способно увеличить число продаж онлайн, которое в настоящее время является достаточно низким на рынке страхования.

Наименее востребованной технологией является блокчейн, 67% процентов респондентов вообще не планируют её использовать, а остальные (33% респондентов) только анализируют целесообразность внедрения данной инновации. Это вполне объяснимо, так как технология распределенного реестра является достаточно дорогой, а оценить окупаемость инвестиции на её реализацию крайне сложно. Во многом это обусловлено тем, что в России на данный момент наблюдается очень малое количество реализуемых практик внедрения технологии блокчейн. Несмотря на то, что технология распределенного реестра может быть реализована практически в любой финансовой сфере экономики, на рынке не так много успешных проектов использования данной системы в Российских компаниях. Также данная технология предполагает полную транспарентность всех данных, которые занесены в распределенный реестр. Такая структура не всегда является применимой для страховых компаний, где часть данных является конфиденциальной [1].

В целом же мы видим открытость руководителей страховых компаний к внедрению цифровых технологий в свои бизнес-процессы. Более половины технологий уже внедрены в разных компаниях на рынке страхования в России, также на этапе пилотных проектов реализуются практически все технологии. Кроме технологии блокчейн все остальные цифровые инновации внедрены на этапе полноценного использования или пилотных проектов в российских страховых компаниях.

Говоря о препятствиях, с которыми сталкиваются руководители при решении внедрять цифровые технологии в компании, следуют выделить ряд основных трудностей (Рисунок 2).

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Преобладающей преградой является недостаток квалифицированных кадров, 75% респондентов отметили данное препятствие. Так как большинство цифровых технологий в России используются всего несколько лет, то отсутствие опытных и квалицированных кадров - это естественный процесс. Проблема возникает зачастую в оценке их компетенции, потому что персонал, занимающийся наймом в компании, не до конца осведомлен, как именно проверить навыки кандидата с уникальными для российского рынка знамениями и дать ему объективную оценку. Это приводит к тому, что компании с особой осторожностью нанимают специалистов по цифровой трансформации бизнеса, учитывая их высокие зарплатные ожидания.

большинства компаний, это в целом не несет проблем, так как эти сдерживающие факторы могут быть связанны с размером ряда компании и особенностью их функционирования.

Тем не менее каждая компания сталкивается с каким-либо препятствием в процессе цифровой трансформации своего бизнеса. Никто из респондентов не ответил, что у его компании не было препятствий на пути развития новых технологий.

Говоря о ожидаемых сроках окупаемости инвестиций в цифровые технологии, можно отметить, что большинство респондентов ожидают, что инвестиции окупят себя в период от 3 до 5 лет (Рисунок 3).

Только 8% респондентов готовы ждать окупаемости инвестиций в период от 5 до 10 лет. Это свидетельствует о том, что в большей степени руководители организации на текущем этапе развития рынка не готовы к долгосрочным инвестициям в цифровую трансформацию бизнеса.

Рисунок 2 - Препятствия на пути развития новых технологий

Следующим сдерживающим фактором выступает отсутствие четкого понимания выгоды от внедрения новых технологий. Этот аспект является в целом проблемным для российского предпринимательства. Цифровые технологии зачастую не демонстрируют выдающийся результат на первых этапах их внедрения, однако по мере масштабирования бизнеса эффект от цифровой трансформации становится очевидным. К сожалению, не все менеджеры готовы вкладывать в проекты с поздней отдачей. Зачастую ставится цель получить моментальный результат в самое ближайшее время, что приводит к тому, что менеджеры не спешат реализовывать проекты по трансформации бизнеса, а продолжают использовать традиционные подходы к построению бизнес-процессов [5].

Половина респондентов в качестве препятствия выделила ограничивающую регуляторную среду. Данный фактор во многом связан с тем, что цифровые технологии вносят новые понятия в экономические отношения во всем мире, которые до сих пор не зафиксированы в законодательстве Российской Федерации. Это зачастую тормозит внедрение цифровых инноваций, так как у бизнеса нет точного представления, как те или иные процессы, связанные с цифровыми технологиями, будут регулироваться правовыми органами власти Российской Федерации [3].

Около трети респондентов отметили недостаток бюджета, внешнее мошенничество и неготовность потребителя страховых услуг в качестве сдерживающих факторов. Данный факт свидетельствует о том, что для

Рисунок 3 - Ожидаемые сроки окупаемости инвестиций в новые технологии

Еще один важнейших фактор, который необходимо проанализировать, чтобы оценить уровень цифровой трансформации российских страховых компаний, это доля компаний, которые уже приступили к внедрению новых технологий по сферам (Рисунок 3).

Рисунок 3. Доля респондентов, приступивших к внедрению новых технологий по сферам

Данный по внедрению новых технологий важно анализировать в совокупности с результатами от их внедрения. Это важно, так как показатель «количество компаний, начавших работать над внедрением новой технологии», зачастую не имеет прямой корреляции с эффективностью внедрения данной технологии. Имеет поэтому важно проанализировать результаты внедрения новых технологий в разрезе сфер деятельности страховой компании в совокупности с долей респондентов, приступивших к реализации цифровой трансформации при помощи той или иной технологии (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Результаты внедрения новых технологий в разрезе сфер деятельности страховой компании

Лидирующими сферами по внедрению новых технология являются урегулирования убытков, прочие бэк-офисные функции (бухгалтерия, финансы и HR), а также андеррайтинг и тарификация.

В бизнес-процесс по урегулированию убытков 91% респондентов внедрили цифровые технологии. Это выглядит закономерным учитывая тот факт, что в сфере урегулирования убытков сотрудникам приходится часто сталкиваться с однотипными операциями, а риск ошибки в результате «человеческого фактора» имеет очень высокую цену. Именно поэтому в данном сфере внедрение инновационных технологий, которые смогли бы заменить рутинную работу для рядовых сотрудников крайне важно. Тем не менее мы наблюдаем, что только 40% опрошенных руководителей страховых компаний отмечают, что внедрение цифровых технологий в это направление принесло положительный эффект.

Цифровые инновационные решение в прочие бэк-офисные функции внедрили 82% опрошенных респондентов. Более того, 89% из них отметили, что данные решения принесли положительный эффект. Это может быть связано с тем, что данные инновации уже не являются новыми для финансового рынка, а также не считаются специфичными для страховых компаний. Учитывая опыт внедрения цифровых инноваций в других финансовых компаниях в сферах бухгалтерии, финансов и HR, менеджерам удается качественно проанализировать опыт на рынке и адаптировать цифровые решения для своей компании.

На третьем месте по внедрению цифровых инноваций являются процессы андеррайтинга и тарификации, 75% респондентов приступили к цифровой трансформации в этих сферах. Большинство из этих респондентов отметили, что трансформация проходит успешно, и только 22% из них выразили мнение, что пока нет возможности судить об эффекте от внедрения инноваций. Как уже было отмечено ранее, андеррайтинг является одним из ключевых бизнес-процессов страховой компании. Именно поэтому не все компании рискуют внедрять прорывные технологии в эту сферу, однако те, кто все-таки решаются это сделать, получают положительный результат. Во многом это связано с тем, что менеджерам очень тщательно приходится анализировать риски при принятии решения о цифровизации данного бизнес-процесса, в связи с чем, компания минимизирует риски не получить должного эффекта от такой цифровой трансформации.

Наименее востребованной сферой для внедрения инноваций стал маркетинг. Менее половины респондентов реализуют какие-либо новшества в этом направлении. Тем не менее из тех, кто решается внедрять инновации в маркетинговую работу компании, большинство (60% респондентов) отмечают положительный эффект. Это сфера может быть не так востребована по причине отсутствия крупных бюджетов на маркетинг у большинства российских страховых компаний. Многие из них до сих пор используют традиционные методы рекламы, а часть компаний пытается выстроить свой бренд за счет привлечения известных личностей в качестве официального представителя - лица компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение данные цифровых решений - это неминуемый процесс. Важно внедрять данные инновации в различных бизнес-процессах одновременно, ибо в случае, если будет оцифрован только один элемент страховой деятельности, эффект от трансформации может нивелироваться устаревшим подходом к организации остальных процессов в компании. Все процессы в страховом бизнесе очень зависят друг от друга. В связи с этим только комплексное внедрение цифровых инноваций может привести к положительному результату.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно отметить, что, анализируя мнение руководителей страховых российских компаний, в целом эффект от всех реализованных инициатив по трансформации бизнеса оценивается положительно. Это в очередной раз подтверждает необходимость для страховщиков следовать тренду цифровизации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Можно предположить, что в связи с стремлением страховых компании увеличения доли онлайн-продаж, этот тренд будет продолжаться, а количество компаний, активно реализующих проекты с внедрением цифровых технологий, будет расти.

Литература

1. Акунжанов Э.А. Инновации в страховании: проблемы и перспективы развития // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2018. - №4 (24). - С. 42-51.

2. Березина А.А., Булахов В.А. Страхование в России: тенденции, проблемы и перспективы развития // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - 2019. - С. 128-133.

3. Кочкарова Э. В. Страхование в России: тенденции, перспективы и проблемы // Отечественная юриспруденция. - 2018. - № 2 (70). - С. 115-126.

4. Саввина Н.Е. Инновации в российском страховании: мода или необходимость? // Вестник Финансового университета. - 2014. - №6 (84). - С. 74-83.

5. Цыганов А. А., Брызгалов Д.В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. - 2018 - №22. - С. 111-120.

6. Обзор российского рынка страхования за 2019 г. // KPMG в России и СНГ URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/07/ru-ru-insurance-survey-2019.pdf (дата обращения: (25.04.2020)).

7. Ляндау Ю.В., Масленников В.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 116-123.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о es о es

in

О Ш

m

X

8. Ляндау Ю.В., Масленников В.В., Калинина И.А. Организация цифрового управления персоналом Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. № 1 (109).

9. Ляндау Ю.В., Мрочковский Н.С., Пушкин И.С., Фе-досимова М.А. Цифровая трансформация бизнес-моделей Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 69-72.

10. Ляндау Ю.В., Мрочковский Н.С., Пушкин И.С., Кривоногов Е.А. Основные тенденции цифровой трансформации бизнеса Экономика и предпринимательство. 2019. № 4 (105). С. 89-91.

11. Иванов М.А., Гужина Г.Н. Особенности управления рисками в рыночных условиях // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7 (12). С. 198.

12. Александров Д.Г. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы в переходной экономике : дисс. ... д-ра экон. наук. Москва, 2000

13. Yankovskaya V., Kemkhashvili T. Appraisal of the state of the insurance market in the Russian Federation // Prospects for the Development of Modern Science Materials of the international scientific-practical conference. Editorial Board: Chairman of the Board S. Midelski. 2016. С. 28-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сысоева Е.В. Прибыль и убыток как финансовые результаты и важнейшие категории деятельности организации в рыночных отношениях // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 24-27.

15. Урванцева Н.А., Сысоева Е.В. Развитие синдицированного кредитования на современном этапе // Транспортное дело России. 2009. № 7. С. 143-147.

16. Прокошин В.А., Косаренко Н.Н. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в современной России : учеб. пособие / В. А. Прокошин, Н. Н. Косаренко. Москва, 2004.

17. Косаренко Н.Н. Государство и страхование: научная монография / Н.Н. Косаренко ; Нац. ин-т бизнеса. Москва, 2007.

Digital innovations as a driver of development of the Russian

insurance market Grigoryan Arsen Armenovich

REU named after G.V. Plekhanov

The Article is devoted to the actual problem of introducing digital innovations in the activities of Russian insurance companies. The analysis of the results of a survey of managers of Russian insurance companies regarding the use of various digital tools to improve the quality of business is presented. The most popular innovative solutions that contribute to the digital transformation of business processes are analyzed. The main constraining factors that slow down the introduction of digital tools in the Russian insurance market have been identified. As a result of the research conducted by the author, recommendations were developed for the implementation of such digital solutions in the company. The author concludes that in order to maintain their positions in a highly competitive market, insurance companies need to regularly improve their business processes through digital technologies. Keyword: Insurance, digital business transformation, digitalization, blockchain, artificial intelligence, big data.

References

1. Akunzhanov E.A. Innovations in insurance: problems and devel-

opment prospects // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. Introduction. The path to science. - 2018.

- No. 4 (24). - S. 42-51.

2. Berezina A.A., Bulakhov V.A. Insurance in Russia: trends, prob-

lems and development prospects // Study of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development. - 2019 .-- S. 128-133.

3. Kochkarova E. V. Insurance in Russia: trends, prospects and

problems // Domestic jurisprudence. - 2018. - No. 2 (70). - S. 115-126.

4. Savvina N.E. Innovations in Russian insurance: fashion or neces-

sity? // Bulletin of the Financial University. - 2014. - No. 6 (84).

- S. 74-83.

5. Tsyganov A. A., Bryzgalov D.V. Digitalization of the insurance

market: tasks, problems and prospects // Economics. Taxes. Right. - 2018 - No. 22. - S. 111-120.

6. Overview of the Russian insurance market for 2019 // KPMG in

Russia and the CIS URL: https://assets.kpmg/con-tent/dam/kpmg/en/pdf/2019/07/en-ru-insurance-survey-2019 .pdf (accessed date: (04.25.2020)).

7. Landau Yu.V., Maslennikov VV, Kalinina I.A. Formation of an or-

ganization's digital management system Bulletin of the G.V. Russian University of Economics Plekhanov. 2019.No 6 (108). S. 116-123.

8. Landau Yu.V., Maslennikov VV, Kalinina I.A. Organization of dig-

ital personnel management Vestnik of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov. 2020. No. 1 (109).

9. Landau Yu.V., Mrochkovsky N.S., Pushkin I.S., Fedosimova M.A.

Digital Transformation of Business Models Innovation and Investment. 2019.No 5.P. 69-72.

10. Landau Yu.V., Mrochkovsky N.S., Pushkin I.S., Krivonogov E.A. Key Trends in Digital Business Transformation Economics and Entrepreneurship. 2019.No 4 (105). S. 89-91.

11. Ivanov M.A., Guzhina G.N. Features of risk management in market conditions // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2009. No. 7 (12). S. 198.

12. Alexandrov D.G. Long-term development strategy of the pension system in a transition economy: Diss. ... Dr. Econ. sciences. Moscow, 2000

13. Yankovskaya V., Kemkhashvili T. Appraisal of the state of the insurance market in the Russian Federation // Prospects for the Development of Modern Science Materials of the international scientific-practical conference. Editorial Board: Chairman of the Board S. Midelski. 2016.S. 28-35.

14. Sysoeva E.V. Profit and loss as financial results and the most important categories of organization activity in market relations // Transport business of Russia. 2015. No. 3. P. 24-27.

15. Urvantseva N.A., Sysoeva E.V. The development of syndicated lending at the present stage // Transport business of Russia. 2009. No. 7. P. 143-147.

16. Prokoshin V.A., Kosarenko N.N. Financial and legal regulation of insurance activity in modern Russia: textbook. manual / V. A. Prokoshin, N. N. Kosarenko. Moscow, 2004.

17. Kosarenko N.N. State and insurance: scientific monograph / N.N. Kosarenko; Nat institute of business. Moscow, 2007.

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.