Научная статья на тему 'Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы'

Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАХОВАЯ ФИРМА / СТРАХОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INSURANCE / DIGITALIZATION / INSURANCE COMPANY / INSURANCE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов Александр Андреевич

Изменения страховых отношений определяются развитием общества, экономики и используемой техники и технологий. Современное общество и экономика претерпели колоссальные изменения с XVII и XVIII веков, когда формировались основы современных страховых технологий. Автор предпринимает попытку найти ответы на вопросы о соответствии этих технологий и скорости их изменений запросам современного общества, а также о том, насколько страхование в классических страховых компаниях и обществах взаимного страхования отвечает запросам информационного общества, и в какой степени оправдано существование страховой фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects and Repercussions of Modern Insurance Technologies: Definition of the Problem

Changes in insurance relations determine the development of society, economy, and modern technologies. Society and economy of nowadays have undergone great changes since the XVII and XVIII centuries, when the foundations of insurance technologies were formed. The author attempts to find answers to questions about the accordance of these technologies and their pace of change with the demands of a modern society. In addition, the author tries to explain how classic insurance companies and mutual insurance companies meet the demands of the information society, and to what extent is the existence of an insurance company justified.

Текст научной работы на тему «Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

А. А. Цыганов

УДК: 386.01 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10007

Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы

Изменения страховых отношений определяются развитием общества, экономики и используемой техники и технологий. Современное общество и экономика претерпели колоссальные изменения с XVII и XVIII веков, когда формировались основы современных страховых технологий. Автор предпринимает попытку найти ответы на вопросы о соответствии этих технологий и скорости их изменений запросам современного общества, а также о том, насколько страхование в классических страховых компаниях и обществах взаимного страхования отвечает запросам информационного общества, и в какой степени оправдано существование страховой фирмы.

Ключевые слова: страхование, цифровизация, страховая фирма, страховые технологии

Введение

За время своего существования страхование прошло несколько фундаментальных технологических трансформаций, вызвавших изменение принципов организации данного института, а равно и страховой деятельности. Изначально страхование базировалось на интуиции и взаимном доверии лиц, вступающих в страховые отношения. Это приводило к ставшим впоследствии архаичными отношениям, в которых смешивались принципы коммерческого и взаимного страхования, при отсутствии четкого понимания ролей страховщика и страхователя. Позже неосознанные поиски путей снижения транзакционных издержек договора страхования привели к появлению страховых фирм, деятельность которых способствовала повышению эффективности страхования. В дальнейшем актуарные расчеты заложили основу современного страхового дела, а внедрение агентских договоров вызвало появление массового страхования. Использование компьютеров в конце XX века значительно облегчило реализацию многих бизнес-процессов в страховании и высвободило существенное число офисных работников низшего и среднего звена. Важно отметить, что данные инновации меняли технологии страхования, но не его экономическую сущность.

© А. А. Цыганов, 2020

Методология исследования

Потребность в модификации способов ведения страхового бизнеса на фоне глобальных изменений потребительских запросов и технологий работы с ними определяется собственниками и менеджментом страховых компаний во всем мире как основной вызов. Внедрение цифровых технологий, анализ больших объемов данных о страхователях и их рисках ведут к повышению точности актуарных расчетов и появлению страховых продуктов, все более полно их учитывающих. Также появляется возможность автоматизировать бизнес-процессы, провести их реинжиниринг с целью повышения эффективности и снижения расходов на ведение дела.

Изучение новых технологий [2; 5; 10; 12], тенденций, перспектив и угроз развития страховой индустрии [1; 7; 8], методов организации продаж страховых продуктов [3; 9], управления персоналом страховых компаний в условиях технологических изменений [4], регулируемых страховыми технологиями угроз экономике в целом [11], проводится различными исследователями, в том числе на основе конъюнктурного анкетирования собственников и руководителей бизнеса. Данные опросы показывают уровень деловой активности, позволяют выявить основные факторы роста и торможения, определить риски и угрозы, препятствующие развитию. В их рамках осуществлялся сбор мнений ведущих российских и мировых страховщиков по поводу применения новых технологий и перспектив развития страхового бизнеса.

Основные пр ичины обесп окосим ости перспективами раз вития страхового бизнес а

Результаты еинвюннмырнынх мпросов предетавигелей ведвщих нсрамовьп ком -паний мира [14—18] показывают, что технологические изменения и последствия их внедрения (киберугрозы) находятся в центре внимания и учитываются, насколько эт овозмыршн,при ахзры°нтке стратетий развития страховых фирм (рисунок 1).

зарегулированность кибер-угрозы скорость популизм геополитическая

технологических нестабильность

изменений

Рисунок 1. Основные причины обеспокоенности перспективами развития бизнеса у менеджмента ведущих страховщиков,% от числа ответивших, 2018 год. Источник: PwC's 21st CEO Survey, Insurance

Практически все участники авторитетного опроса, который регулярно проводит компания Рпсе-^егИошеСоореге (Р-С), выражают опасения, связанные с развитием и внедрением 1Т-технологий. Беспокойство связано с большими объемами потенциальных инвестиций, проблемами переобучения персонала, с необходимостью вносить поправки во многие технологии и бизнес-процессы страхования, а также с отношением к страхованию и обслуживанию страховых интересов у потенциальных и реальных страхователей (рисунок 2).

появление новых участников рынка

изменения в потребительском поведении

скорость технологических изменений

Рисунок 2. Наибольшие опасения у менеджмента ведущих страховщиков, % от числа ответивших, 2018 и 2019 годы Источник: PwC's 22st CEO Survey, Insurance, 2019

Как можно заметить, уровень опасений за 2019 год снизился, что говорит о нереализованности многих перспектив смены технологического уклада, но не об их отмене. Тем не менее главные триггеры изменений сосредоточены в трансформации потребительского поведения представителей поколений, по-разному участвующих и воспринимающих социальные сети, технологичоские изменения, перестраивающиеся бизнес-процессы вплоть до их сворачивания, и появление новых участниаов рынка, причем необязательно страховых компаний — практически четверть респондентов видят угрозу в росте числа значимых прымых и косвенных конкурентов (рисунок 3).

Последнее является признанием возмоакности соответствовать запросу на страховую знщиту не телько на основе договора страхования.Отметим, что в России альтернативные формы удовлетворения страховых интересов можно найти в предоставлении медицинских услуо (непример, продажа годовых контрактов по прикреплению к клинике; группы владельцев животных, формирующие при помощи социальных сетей общий страховой фонд для лечения питомцев).

Изменения в регулировании страхования

Изменения в основных технологиях страхования (например, Иск.интеллект, робототехника, блокчейн)

Изменение в поведении страхователей и выгодоприобретателей

Изменения в каналах распространения

Увеличение количества значимых прямых и косвенных конкурентов

Рисунок 3. Оценка изменений как разрушительных для традиционного бизнеса, % от числа ответивших, 2018 год Источник: PwC's 21st CEO Survey, Insurance, 2018

В2019 году более 80% руководителей ведущих мировых страховых компаний были чрезвычайно (36%) или несколько (45%) обеспокоены влиянием дефицита навыков на перспективы роста страхового бизнеса, а 97% респондентов сочли определяющим фактором успеха в страховании достоверные сведения о предпочтениях клиентов [14].

Центральная роль информации в изменениях технологий страхования признается ведущими мировыми страховщиками, видящими в этом тренде угрозу традиционному страховому бизнесу (рисунок 4).

Данные PwC подтверждаются результатами альтернативных исследований [16; 18], которые показывают рост темпа перемен, их принципиальные направления и необратимость, а также изменения требований к квалификации и компетенциям персонала страховых компаний.

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Особенности цифровизации российского стр ахового бизнеса

Российские страховые компании вполне интегрированы в мировое страховое хозяйство, участвуют в перестраховании и внедряют инновации, в том числе технологические. Определенные ограничения на этот процесс накладывает меньшее, чем в рабвитых странах, проникн овение страхования в социально-экономические отношения и, соответственно, ограниченность ресурсов, что проявляется в результатах конъюнктурных опросов представителей российских страховых компаний. Для внедрения инноваций, направленных на более широкое и активное использование цифровых данных, российские страховщики выделяют причины, обозначенные на рисунках 4 и 5.

Похожие результаты показало и исследование, проведенное летом 2018 года силами Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации1. Несмотря на достаточно

1 Исследование проводилось в форме опроса по структурированной анкете страховых компаний, специализирующихся на страховании ином, чем страхование жизни. Были изучены 30 страховых компаний, на которые приходится 73,4% премий по «не жизни» за 2017 год.

высокие показатели использования цифровых технологий на страховом рынке (все респонденты декларировали исполкювание цифровых технологий, 97% страховщиков так или инеое исоользовели их нри органхтапии ародаж страховых продрцктор, вн трхцеогвх урогулхроварю! ттраховолс ссрхаев ^ 8Т%), стековые компонии оехевиел существенаюю фекехты, одсржрхтющпе проникновение цифровизации в бизнес-процессы.

Недостаток квалифицированных кадров

Отсутствие четкого понимания выгоды от внедрения новых технологий

Ограничивающая регуляторная среда Недостаток готовых ИТ-решений Недостаток бюджета Внешнее мошенничество Неготовность потребителя страховых услуг Недостаток необходимых данных Отсутствие широкой практики на рынке

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 4. Препятствия на пути развития новых технологий,%от числа ответивших российскип страхеящикое, ХР18 год Источник:КРМО.Обзор рынкастрахования в России, 2019 [6]

67

50

Высокая стоимость новых цифровых технологий

Отсутствие спроса на оцифрованные страховые программы

Недостаточная адаптация цифровых технологий для страховых услуг

Недостаток квалифицированных кадров в области новых цифровых технологий и страхования

Высокий уровень страхового мошенничества

Низкий уровень развития инфраструктуры и государственной поддержки

Другое (укажите)

50%

47%

47%

43%

37%

17%

10%

Рисунок 5.Ключевые причины недостаточного проникновения цифровых технологий на рынок страхования,% от числа ответивших российских страховщиков (допускаетсявыбор трехответов),2018 год Источник: Департамент страхования и экономики социальной сферы ФинансовогоуниверситетаприПравительствеРоссийскойФедерации

Одно из отличий российского страхового рынка от развитых мировых — в более низком спросе на цифровые технологии со стороны страхователей. На это указывает почти половина страховщиков. Во многом это связано с низкой социализацией страхования и, соответственно, отсутствуем существенно выраженного интереса к поиску предложения услуг по добровольному страхованию в интернете. Также отечественных страховщиков в большей степени, чем их зарубежных коллег, беспокоят проблемы доступности квалифицированных кадров, готовых успешно внедрять инновации.

Кризис страховой фирмы

Понимание угроз и формирование стратегий реагирования на них показывают объективность изменений страховых технологий и, возможно, всего института страховой фирмы, что связано с уберизацией в экономике и социальной сфере, обсуждаемой в настоящее время.

Использование рассредоточенных баз данных и доступность информации о подавляющем большинстве потенциальных страхователей и объектов страхования несут за собой смену технологического уклада в страховой отрасли. Это может привести к архаичным формам страховых отношений, в которых отсутствует или минимизирована роль страховых фирм, переставших снижать транзакционные издержки. При этом использование таких же технологий в иных отраслях экономики и социальной сферы формирует новые страховые интересы и, соответственно, новые страховые услуги.

Определенные опасения собственников и менеджмента страховых компаний вполне оправданны, так как меняется восприятие страховой фирмы, что уже осознается в страховой отрасли. Это показывают результаты конъюнктурных опросов в мире и России.

Развитие экономики, умножение богатства, развитие промышленности, жилья, объектов социальной сферы и инфраструктуры повышают уровень потерь, так как реализация тех или иных рисков затрагивает все больший объем собственности. В то же время технологии оценки и анализа риска позволяют четко его прогнозировать, получая достоверные количественные значения, позволяющие точно просчитывать страховой тариф (рисунок 6).

Последнее, из позитивного фактора повышения эффективности страховой деятельности, может и уже приводит к разочарованию в страховании (тех, кто вынужден платить за страхование много, сопоставимо с величиной потенциального ущерба) и желанию избежать оплаты услуг страховых фирм при заключении договора страхования или вступлении в страховые отношения. В итоге лица с рисками низкой вероятности обращаются либо к взаимному страхованию, либо к получившей вторую жизнь архаичной форме страховых отношений, когда люди объединяются в группы и неформально создают фонд для выплат возмещений при страховых случаях без привлечения страховой фирмы (страховой компании или общества взаимного страхования). Эта форма уже получила определенное распространение и носит название р2р-страхования (англ. реегЧо-реег—от равного

к равному). Основой для этого послужили новые информационные технологии, как в оценке рисков, таки в способах коммуникации и объединено людей на основесориульных сатей, позоотоющро находить луц со каохзтми ссраоывымх интересами, способных договориться и в дальнейшем разработать механизм прозрачного и быстрого принятия решений о включении в страхование новых членов группы и выплате в случае неблагоприятных событий.

Рисунок б.Изменение распределения вероятностей реализации страховых рисков при внедрении технологий точной оценки риска

В определенной степени появление таких вариантов реализации страховой защиты вне использования страховой фирмы, без посредников при передаче риска говорит о признаках кризиса самого института страховой фирмы, которая появилась именнокак способснижения транзакционныхиздержек. Теперьже страховаяфирмарассматривается(как минимум частьюнаиболее активных страхователей) как организация, умножающая издержки, а не снижающая их.

Выводы

Значительныйобъемпостоянносменяющихдругдругаинновацийнастра-ховом рынке внедряется на протяжении последних десятилетий с ускоряющимся темпом,чтонесет своирискии может привестик сменетехнологий страхования, но нек коренному изменениюегоэкономическойсущности.

Основные причины недостаточно активного внедрения новых информационных технологий связаны с человеческим фактором: недостаток квалифицированных кадров и непонимание выгоды от их внедрения в обозримой перспективе. Именно эти обстоятельства делают исследование фундаментальных причин, реальной скорости процесса и последствий смены технологического уклада в страховании своевременной и актуальной задачей, имеющей практическое значение, важное как для игроков страхового рынка, так и для регулятора, который должен пони-

мать перспективы развития страховых технологий.

В контексте нарастающих институциональных изменений, снижения роли института страховой фирмы в условиях изменений организационных структур института страхования и появления альтернативных форм страхования, уже составляющих существенную часть современной страховой защиты, необходимо современное осмысление страхования и решение о включении или разграничении классических форм страховой защиты с новыми, предполагающими удовлетворение страховых интересов без привлечения страховой фирмы.

Государственное регулирование и саморегулирование рынка страховых услуг в России в настоящее время слабо учитывают возможности альтернативных форм страхования, появления интереса населения к страхованию вне использования института страховой фирмы или в условиях значительного изменения роли и содержания деятельности данного института (р2р-страхование).

Литература

1. Адамчук Н. Г. Влияние IV промышленной революции на страховые отношения // Страховое дело. 2016. № 4. С. 40—44.

2. Болдырев Б. М. Телемедицина в страховании // Страховое дело. 2017. № 6. С. 35-45.

3. Брызгалов Д. В. Страхование через Интернет: собственные и партнерские продажи, показатели, перспективы развития // Корпоративная экономика. 2016. № 2 (6). С. 39-46.

4. Грызенкова Ю. В., Журавин С. Г., Соломатина А. С. Стратегическое управление персоналом в страховых компаниях: проблемы, теория и практика. М.: НПО «МАКСС Групп», 2012. 194 с.

5. Небольсина Е. В. Дроны ставят страховщикам новые задачи // Страховое дело. 2015. № 10. С. 37-44.

6. Обзор рынка страхования в России. КРМО, 2019.

7. Цветкова Л. И., Артамонова Е. И. Роль информационных технологий в инновационном развитии страховой отрасли // Страховое дело. 2010. № 9. С. 21-31.

8. Цыганов А. А., Брызгалов Д. В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. Том 11. С. 111-120.

9. Цыганов А. А., Грызенкова Ю. В., Быстров А. В. Организация интернет-страхования: учебное пособие. М.: Изд. центр ГУУ, 2004.

10. Шепелин Г. И. Современные киберриски и страхование: состояние и перспективы // Страховое дело. 2017. № 9. С. 21-29.

11. Юлдашев Р. Т., Воинов А. И. Глобальные риски развития прорывных технологий // Страховое дело. 2015. № 9. С. 11-14.

12. Якушин А. Б. Страховая телематика и ее роль в развитии рынка добровольного страхования Российской Федерации // Страховое дело. 2016. № 5. С. 25-29.

13. 2018 Insurance Outlook. Shifting Strategies to Compete in a Cutting-Edge Future. Deloitte, 2018.

14. Insurance Trends 2019. Part of PwC's 22nd Annual Global CEO Survey trends Series.

15. PwC's 21st CEO Survey. Maintaining Optimism while Grappling with Transformational Changes.

16. Seven Key Trends Shaping the Future of Work in the Insurance Industry By Ben Pring and Michael Clifton.

17. The Future of Talent in Insurance. Deloitte, 2018.

18. The Insurance Workforce of the Auture: Why will so Many Insurers Fail to Achieve their Digital Potential? Accenture, 2015.

References

1. Adamchuk N.G. IV Industrial Revolution Influence on the Insurance Relations. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2016, no. 4, pp. 40—44 (in Russian).

2. Boldyrev B. M. Telemedicine in Insurance. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2017, no. 6, pp. 35-45 (in Russian).

3. Bryzgalov D. V. Insurance through the Internet: Individual and Partnership Sales, Indicators, Development prospects. Korporativnaya Ekonomika [Corporate economy], 2016, no. 2 (6), pp. 39-46 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Grishenkova Yu.V., Zhuravin S. G., Solomatina A. S. Strategicheskoye Uprav-leniye Personalom v Strakhovykh Kompaniyakh: Problemy, Teoriya i Praktika [Strategic Human Resources Management in Insurance Companies: Problems, Theory and Practice], Moscow: NGO "MAKSS Group", 2012, p. 194 (in Russian).

5. Nebolsina E. V. Drones Challenge Insurers. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2015, no. 10, pp. 37-44 (in Russian).

6. Overview of the Insurance Market in Russia. KPMG, 2019 (in Russian).

7. Tsvetkova L.I., Artamonova E. I. The Information Technologies Role in the Innovative Development of the Insurance Industry Strahovoe Delo [Insurance Business], 2010, no. 9, pp. 21-31 (in Russian).

8. Tsyganov A.A., Bryzgalov D. V. The Insurance Market Digitalization: Tasks, Problems and Prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2018, no. 2, vol. 11, p. 111-120 (in Russian).

9. Tsyganov A.A., Grishenkova Y. V., Bystrov A. B. Organizatsiya Internet-Strak-hovaniya: UchebnoyePosobiye [E-Insurance Organization: Manual], Moscow: Ed. center, SUM, 2004 (in Russian).

10. Shepelin G. I. Modern Cyber Risks and Insurance: State and Prospects. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2017, no. 9, pp. 21-29 (in Russian).

11. Yuldashev R.T., Voinov A. I. Global Risks of Breakthrough Technologies Development. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2015, no. 9, pp. 11-14. (in Russian)

12. Yakushin A. B. Insurance Telematics and its Role in the Development of the Russian Voluntary Insurance Market. Strahovoe Delo [Insurance Business], 2016, no. 5, pp. 25-29 (in Russian).

13. 2018 Insurance Outlook. Shifting Strategies to Compete in a Cutting-Edge Future. Deloitte, 2018.

14. Insurance Trends 2019. Part of PwC's 22nd Annual Global CEO Survey trends Series.

15. PwC's 21st CEO Survey. Maintaining Optimism while Grappling with Transformational Changes.

16. Seven Key Trends Shaping the Future of Work in the Insurance Industry By Ben Pring and Michael Clifton.

17. The Future of Talent in Insurance. Deloitte, 2018.

18. The Insurance Workforce of the Auture: Why will so Many Insurers Fail to Achieve their Digital Potential? Accenture, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.