Научная статья УДК 330:004
doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_137
ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Максимов Максим Игоревич
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия,
Maksimov. [email protected]
Шамилова Адель Ренатовна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы инновационной компании. Подробно анализируются инструменты цифровой трансформации, которые могут повысить эффективность бизнес-процессов, сократить затраты и улучшить качество инновационной деятельности организации. Описываются такие инструменты, как автоматизация бизнес-процессов, искусственный интеллект, облачные технологии, аналитика данных и многое другое. Рассматриваются наиболее популярные сценарии внедрения цифровых технологий в бизнесе и даются рекомендации по выбору подходящих решений.
Ключевые слова: инновации; цифровая экономика; цифровая трансформация; бизнес-процессы; анализ данных; управленческие решения; устойчивое развитие.
Для цитирования: Максимов М. И., Шамилова А. Р. Инструменты цифровой трансформации в повышении эффективности бизнес-процессов инновационной деятельности компании // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. -С. 137-145. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_137.
Original article
DIGITAL TRANSFORMATION TOOLS IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF BUSINESS PROCESSES OF THE COMPANY'S
INNOVATIVE ACTIVITIES
Maksimov Maksim I.
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, [email protected]
Shamilova Adel R.
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the issues of introducing digital technologies into the business processes of an innovative company. The digital transformation tools that can increase the efficiency of business processes, reduce costs and improve the quality of an organization's innovative activity are analyzed in detail. Tools such as business process
automation, artificial intelligence, cloud technologies, data analytics and much more are described. The most popular scenarios for the introduction of digital technologies in business are considered and recommendations are given for choosing suitable solutions.
Keywords: innovations; digital economy; digital transformation; business processes; data analysis; management decisions; sustainable development.
For citation: Maksimov M. I., Shamilova A. R. Digital transformation tools in improving the efficiency of business processes of the company's innovative activities. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 137-145. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_137.
По мере того как мир становится все более цифровым, предприятия ищут способы использования технологий для улучшения своих бизнес-процессов и поддержания конкурентоспособности. Компании, не уделяющие достаточное количество времени изучению и внедрению цифровой трансформации в свою структуру, начинают стремительно проигрывать на рынке за счет потери производительности и снижения уровня клиентского сервиса. Цифровизация бизнес-процессов развивается очень быстро, опоздав с введением технологий в организацию сейчас, можно навсегда остаться позади компаний, которые раньше начали процесс цифровиза-ции. Это особенно актуально для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, где для успеха крайне важно быть на шаг впереди. Инновационная деятельность предполагает постоянное развитие и улучшение процессов, мониторинг актуальных новостей рынка и потребительского спроса, и основным трендом развития сейчас являются технологии и диджитализация [1; 2]. Инструменты цифровой трансформации стали незаменимыми для достижения этой цели, позволяя предприятиям оптимизировать свои операции, рабочие процессы и повысить их эффективность. В статье будут рассмотрены различные инструменты цифровой трансформации и их влияние на повышение эффективности бизнес-процессов в компании, занимающейся инновационной деятельностью.
Невероятно быстрый темп развития процессов цифровизации - не единственная трудность, которая встает на пути организации, которая хочет оптимизировать и совершенствовать свое производство. Так как внедрение технологии для улучшения бизнес-процессов только начинает набирать обороты и полной мере входить в жизнь
организаций, на рынке нет конкретных инструкций, как проводить цифровизацию своих бизнес-процессов. Компаниям приходится тщательно изучать свою организацию и структуру, искать решение опытным путем, совершая ошибки и пробуя новое. Нет конкретного, всегда верного решения, которое подойдет абсолютно любой компании, решившейся на цифровизацию. Только компетентные руководители или аналитики могут понять, какие именно процессы в компании нуждаются в цифровизации и усовершенствовании, а где внедрение новых технологий может только сильно замедлить процесс и запутать работников и руководство.
Цифровизация бизнес-процессов - это процесс перехода от аналоговых рабочих процессов к электронным эквивалентам. Чаще всего это происходит в ходе оптимизации бизнес-процессов. Четкая стратегия цифровизации является обязательным условием для устойчивого и успешного перехода компании на цифровые технологии. Повторяющиеся процессы или рутинные действия, требующие много времени, могут быть автоматизированы, что в значительной степени сводит к минимуму источники ошибок.
Также это делает операции прозрачными, а интеллектуальные системы делают данные централизованно доступными через хранилище данных в облачном хранилище. Любой уполномоченный сотрудник может получить к нему доступ в любое время и в любом месте. Таким образом, предприятия среднего размера экономят как финансовые, так и временные ресурсы. Цифровизация процессов означает, что работники должны тратить меньше времени и усилий на рутинную работу и могут использовать полученные ресурсы для решения более важных задач. Это напрямую связано с повышением эффективности компании [3].
Бизнес-процесс включает объединение и организацию всех действий компании для преобразования определенных затрат в желаемый результат. Индивидуальная стратегия цифровизации является основным условием успешной автоматизации бизнес-процессов. Цифровизация бизнес-процессов в компаниях, задействованных в инновационной деятельности, всегда должна осуществляться комплексно и регулярно, в рамках взаимосвязанного рабочего процесса [4]. Для этого можно независимо от отрасли отобразить следующие рабочие процессы в управлении бизнес-процессами компании занимающейся инновационной деятельностью:
- Разработка продукта: системы автоматизированного проектирования (САПР) значительно оптимизируют обработку проектов.
- Закупки: при совершении покупок важна скорость. Когда ручная работа устраняется из-за использования инструмента управления проектами, это ускоряет соответствующие бизнес-процессы.
- Маркетинг и продажи: систематическое управление документами объединено с программой электронной почты, а также записанными встречами, контактами и задачами в различных хранилищах данных - например, в облаке. Таким образом, вся соответствующая информация доступна централизованно
и может быть быстро передана клиентам через систему управления взаимоотношениями с клиентами CRM.
- Входная логистика: доверие - это хорошо. Контроль - лучше. Например, с помощью системы управления запасами с инновационным «файловым менеджером». Это позволяет избежать появления белых пятен при получении товаров и дальнейшей обработке проекта.
- Производство: цифровые технологии, такие как ERP-система, объединяют в сеть широкий спектр ИТ-приложений. Полученные данные и показатели хранятся централизованно в хранилище данных. Таким образом, производительность становится прозрачной.
- Начальная логистика: соблюдение сроков и сроков поставки - это главное и конечное условие экономической эффективности. Использование интеллектуальных систем и автоматизация бизнес-процессов обеспечивают своевременную доставку в соответствии с графиком.
- Техническое обслуживание: сенсорная техника и дистанционное техническое обслуживание относятся к числу цифровых технологий, которые особенно способствуют повышению эффективности. Контроль качества осуществляется с его помощью в удаленном режиме.
Рисунок 1 - Перечень наиболее перспективных направлений внедрения цифровизации
- Обслуживание клиентов: в эпоху цифровых технологий клиенты могут получать поддержку независимо от места и времени -например, посредством онлайн-встреч или удаленного обслуживания.
Системная цифровизация бизнес-процессов в компаниях, задействованных в инновационной деятельности, начинается с анализа и оценки всех существующих рабочих процессов (рис. 1). Ключевое слово: моделирование бизнес-процессов. Для этого необходимо заранее ответить на множество вопросов: какие бизнес-процессы существуют в компании? Как можно оценить их потенциал для оцифровки? Какие требования должны предъявляться к цифровым бизнес-процессам для автоматизации? Является ли цифровизация экономически жизнеспособной, или затраты перевешивают возможные выгоды? Индивидуальный опыт сотрудников
является наиболее важным ресурсом для этого.
К цифровизации бизнеса надо подходить вдумчиво, с предварительным анализом. Нельзя без тщательной подготовки начать заменять устоявшиеся годами процессы механического ведения деятельности на цифровые, так как внедрение может иногда глубоко влиять на текущий рабочий процесс. Поэтому особенно важно заблаговременно информировать сотрудников об изменениях - или, что еще лучше, вовлекать их в процессы [5]. Для бесперебойной автоматизации бизнес-процессов необходимо также постоянно повышать цифровую грамотность всей команды [6].
К диджитализации процессов рекомендуется подходить в три этапа. Полную картину построения стратегии цифровизации бизнес-процессов организации можно увидеть на рис. 2.
Рисунок 2 - Полная стратегия цифровой трансформации организации
Этап 1. Анализ организации, разработка стратегии и постановка целей. Для того чтобы оценить эффективность работы подразделений компании, производства, внутренних и внешних коммуникаций, в первую
очередь требуется проанализировать все бизнес-процессы и стратегические активы организации. Необходимо разобраться, как цифровые технологии могли бы помочь улучшить его. На данном этапе решающее значе -
ние имеет постановка конкретной цели, которую организация должна достичь с помощью оцифровки. Для достижения этой цели необходимо разработать приблизительный план действий. Важно подходить к этому чрезвычайно осторожно и должным образом, чтобы уменьшить риски. При разработке плана нужно учитывать, что новые технологии не должны коренным образом изменять природу компании: их основная цель упростить бизнес-процессы.
Этап 2. Внедрение цифровых технологий. Приступать можно, как только выбраны необходимые цифровые инструменты, разработан четкий план действий и все будет готово к работе. Потребуется время на то, чтобы протестировать, внедрить новые технологии, устранить технические неполадки и проинструктировать работников или клиентов о том, как пользоваться услугами. Необходимо подождать, прежде чем начинать оценивать какие-либо результаты.
Этап 3. Анализ полученных результатов. Каждый раз, когда внедряется новое цифровое решение, важно оценивать, насколько хорошо оно работает, и быть уверенным, что оно приносит пользу бизнесу, не расходуя при этом бюджет напрасно.
Для цифровизации бизнес процессов используется множество различных инструментов, в том числе:
1. Облачные вычисления. Это технология, которая позволяет предприятиям хранить данные и приложения и получать к ним доступ через Интернет, а не на локальных серверах или жестких дисках. Эта технология произвела революцию в работе компаний, предоставив гибкое, масштабируемое и экономически эффективное решение для хранения данных и управления ими. Облачные вычисления также позволили компаниям получить доступ к новым технологиям, таким как искусственный интеллект, машинное обучение и аналитика больших данных, которые могут быть использованы для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности.
2. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО). Это технологии, которые позволяют компьютерам обучаться и улучшать свою производительность с течением времени. Эти инструменты можно использовать для автоматизации повторяющихся за-
дач и составления более точных прогнозов, уменьшая необходимость вмешательства человека в процесс принятия решений. ИИ и МО также могут использоваться для анализа больших объемов данных, выявления закономерностей и прогнозирования будущих тенденций, помогая компаниям принимать более обоснованные решения и оставаться впереди конкурентов.
3. Аналитика больших данных. Это процесс анализа больших и сложных наборов данных с целью выявления идей и тенденций, которые могут быть использованы для улучшения бизнес-процессов. В последние годы эта технология становится все более популярной, поскольку компании стремятся извлечь выгоду из огромных объемов данных, которые они собирают. Аналитика больших данных может использоваться для выявления закономерностей, обнаружения аномалий и составления прогнозов, предоставляя компаниям ценную информацию о поведении клиентов, тенденциях рынка и операционной эффективности.
4. Автоматизация роботизированных процессов (АРП). Это технология, которая позволяет предприятиям автоматизировать повторяющиеся и рутинные задачи, такие как ввод данных, обработка счетов-фактур и обслуживание клиентов. АРП может использоваться для уменьшения количества ошибок, повышения точности и ускорения обработки рутинных задач, освобождая сотрудников для сосредоточения на более сложных и стратегических видах деятельности. АРП также может использоваться для интеграции различных систем и приложений, оптимизации рабочих процессов и повышения общей эффективности.
Рассмотрим уровень цифровой трансформации в России. Использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процедур и повышения корпоративной производительности - это процесс глубокой трансформации с пятью уровнями развития. Основываясь на выбранных степенях роста, организация постепенно становится более цифровой (рис. 3).
Согласно результатам опроса KDMA, 83% российских компаний находятся на первом или втором уровне цифровизации, что означает, что эти предприятия имеют несвязанную цифровую инфраструктуру с компонентами,
Рисунок 3 - Уровни цифровой трансформации
которые в некоторой степени интегрированы друг с другом. Только 3 % компаний можно отнести к категории находящихся на пятом уровне развития цифровизации, предполагающем полностью открытый уровень цифровой инфраструктуры. Пандемия COVID-19 и последовавший за ней полный карантин, который побудил людей начать заказывать все товары и услуги онлайн, дали предприятиям мощный толчок к частичному или полному переходу на использование цифровых технологий, ускорив цифровизацию бизнеса в десять раз [7].
Согласно статистике, тенденция к цифро-визации в будущем оставалась стабильной и после окончания эпидемии коронавируса. По данным Росстата, только в 2020 г. доля он-лайн-продаж в России увеличилась в четыре раза и достигла 3,9 %, а 42 % от общего объема экспорта страны было произведено онлайн.
К негативным элементам, снижающим степень цифровизации в некоторых регионах России, относятся:
- недостаточные ресурсы;
- отсутствие подходящих образовательных программ в области 1Т-технологий, что приводит к нехватке квалифицированных работников, обладающих цифровыми навыками;
- оборудование базовых станций сотовой связи недостаточно для поддержки современных стандартов мобильного интернета;
- неэффективные федеральные и местные усилия по обеспечению правовой поддержки и созданию новой цифровой среды.
Особая экономическая зона "Технополис Москва" (до сентября 2017 г. ОЭЗ "Зеленоград") - особая экономическая зона технико-инновационного типа, созданная в 2005 г. первоначально на территории Зеленоградского административного округа Москвы на месте снесенного поселка Алабушево и части территории Национального исследовательского университета "МИЭТ".
Целью ОЭЗ "Технополис Москва" является создание практической инфраструктуры для расширения деятельности инновационных компаний в Москве. Это предполагает интеграцию резидентов ОЭЗ "Технополис Москва" в передовые программы содействия промышленному производству, предоставляемые Правительством Москвы, а также предоставление производственных и административных офисных помещений в долгосрочную аренду.
Миссия компании: "Мы объединяем усилия представителей бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства и международных партнеров в интересах раз-
вития новых высокотехнологичных секторов отечественной экономики"
Решение для ОЭЗ «Технополис Москва» -внедрение инструментов цифровизации инновационных бизнес-процессов. Резиденты ОЭЗ "Технополис Москва" в большинстве сво -ем заняты во высокотехнологических и инно -вационных производствах, что делает циф-ровизацию бизнес-процессов организации крайне необходимой. Компании приходится иметь дело с огромными базами данных компаний, которые арендуют помещениях или производственные площади внутри ОЭЗ, а также с огромным количеством потоковых проектов, мероприятий и событий. Поэтому в первую очередь компании нужно цифрови-зировать процесс рассмотрения и внедрения проектов внутри компании. Автоматизация роботизированных процессов - первый ин-
струмент, который компании надо задействовать в процессе диджитализации инновационной, производственной и управленческой деятельности [8].
Один из резидентов ОЭЗ «Технополис Москва» разработал программное обеспечение Easy Task, которое позволяет управлять проектами и задачами онлайн, автоматизировать бизнес-процессы, а также планировать и проводить совещания. Использование подобного ПО позволит компании цифровизи-ровать бизнес-процессы, при этом не привлекая сторонних поставщиков программного обеспечения и без лишних трат (рис. 4). Кроме того, внедрение ПО, разработанного одним из резидентов ОЭЗ «Технополис Москва», упростит адаптацию нового способа ведения деятельности среди персонала, так как функционал будет им уже знаком.
Рисунок 4 - Потенциал программного обеспечения Easy Task
Помимо автоматизации и цифровизации процесса управления проектами внутри компании, ОЭЗ «Технополис Москва» также необходимо организовать централизованное облачное хранилище для всей информации компании, чтобы у каждого работника были
возможности к единому входу, трансляциям и видеовстречам без ограничений по времени между собой и руководством. На рынке сейчас находится большое количество различных сервисов для облачного хранения информации и ее консолидации. Среди
таких компаний можно назвать Яндекс 360, Google Workspace, VK Workspace, Soho Office Suite и т. д. После анализа всех предложений на рынке можно прийти к выводу, что лучшим вариантом для организации облачного хранения в ОЭЗ «Технополис Москва» является
Яндекс 360. Компания предлагает большой выбор различных услуг, которые могут значительно упростить и цифровизировать работу персонала внутри организации. Приблизительная стоимость инвестиций в Яндекс 360 представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Примерная стоимость инвестиций на годовую подписку для штата сотрудников
ОЭЗ «Технополис Москва»
Один пользователь Весь штат сотрудников
(руб.) (69 чел. по данным годового
отчета за 2021 г.)* (руб.)
Стоимость подписки на Яндекс 360 (на месяц) 459 31671
Стоимость подписки на Яндекс 360 (на год) 167535 11559915
*За исключением сотрудников занятых в производственной деятельности, а также других, не участвующих в процессе постоянного обмена данными и онлайн-встречах
Денежные и временные инвестиции в развитие данных инструментов цифровизации бизнес-процессов должны помочь компании более эффективно распоряжаться своими ресурсами, как денежными, так и временем работающего в организации персонала. В организации подобного масштаба на управления проектами и мероприятиями уходит огромное количество времени, в том числе из-за неразвитой системы диджитализации бизнес-процессов. Предложенные решения, в частности внедрение программного обеспечения Easy Task, упростит процесс принятия решений, мониторинга и отчетности по проектам, а централизованное облачное хранилище позволит сотрудникам компании быстро и безопасно обмениваться данными и хранить информацию в надежном источнике.
Таким образом, инструменты цифровой трансформации стали незаменимыми для по-
вышения эффективности бизнес-процессов в компаниях, занимающихся инновационной деятельностью. Облачные вычисления, искусственный интеллект, аналитика больших данных, роботизированная автоматизация процессов и Интернет вещей произвели революцию в работе компаний, предоставив им инструменты, необходимые для того, чтобы оставаться на шаг впереди. Внедряя эти технологии, предприятия могут оптимизировать свои рабочие процессы, снизить затраты и повысить общую эффективность, обеспечивая свой успех в быстро меняющемся мире инноваций.
Для такой компании как ОЭЗ «Технополис Москва», занятой высокотехнологической и инновационной деятельностью, цифровиза-ция бизнес-процессов особенно важна, так как это позволяет снизить и без того большие траты ресурсов и упростить работу сотрудников.
Список источников
1. Соколов А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.
2. Козлов B.A. Формы устойчивости предпринимательской организации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 956-963.
3. Вайл П., Ворне С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019. 257 с.
4. Официальный сайт ОЭЗ «Технополис Москва». URL: https://technomoscow.ru (дата обращения: 01.02.2023).
5. Родинова Н. П., Остроухов В. М., Березняковский В. С. Формирование среды мотивационного процесса персонала // Журнал прикладных исследований. 2022. № 3-1. С. 19-26.
6. Velikorossov V.V., Genkin E.V., Maksimov M.I., Balakhanova D.K. Management of the future organization (philosophical aspects of development). Seattle, 2022.
7. Максимов М. И., Акулинин Ф. В. Цифровые решения при внедрении системы управления взаимо -отношениями с клиентами // Управленческий учет. 2022. № 12-4. С. 1108-1115.
8. Максимов М. И., Яскевич Д. В. Инноватика бизнес-процессов в управлении решениями современной организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2. № 3 (123). С. 119-128.
References
1. Sokolov A. P. On a new form of development of the organization's management system in the implementation of projects. Economics and management: problems, solutions. 2019. Vol. 10. No. 3. Pp. 60-64.
2. Kozlov B.A. Forms of sustainability of an entrepreneurial organization. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2010. Vol. 137. Pp. 956-963.
3. Vail P., Vorne S. Digital transformation of business: changing the business model for the organization of a new generation. Moscow: Alpina Publisher, 2019. 257 p.
4. The official website of the SEZ "Technopolis Moscow". URL: https://technomoscow.ru (accessed: 01.02.2023).
5. Rodinova N. P., Ostroukhov V. M., Bereznyakovsky V. S. Formation of the environment of the motivational process of personnel. Journal of Applied Research. 2022. No. 3-1. Pp. 19-26.
6. Velikorossov V.V., Genkin E.V., Maksimov M.I., Balakhanova D.K. Management of the future organization (philosophical aspects of development). Seattle, 2022.
7. Maksimov M. I., Akulinin F. V. Digital solutions for the implementation of a customer relationship management system. Managerial accounting. 2022. No. 12-4. Pp. 1108-1115.
8. Maksimov M. I., Yaskevich D. V. Innovation of business processes in the management of solutions of a modern organization. Economics and management: problems, solutions. 2022. Vol. 2. No. 3 (123). Pp. 119-128.
Сведения об авторах
МАКСИМОВ МАКСИМ ИГОРЕВИЧ - Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
ШАМИЛОВА АДЕЛЬ РЕНАТОВНА - Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия
Information about the authors
MAKSIMOV MAKSIM I. - Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, [email protected]
SHAMILOVA ADEL R. - Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia