Трансформация современного бизнеса в условиях пандемии
см о см
сч
О!
о ш т
X
<
т О X X
Гужина Галина Николаевна
доктор экономических наук, профессор кафедры математики и экономики Государственного гуманитарно-технологического университета
Ежкова Валентина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и экономики Государственного гуманитарно-технологического университета
В статье рассматриваются тенденции и перспективы применения цифровых технологий в бизнесе. Показано что, основу ускорения и повышения эффективности процедур трансформации бизнес-процессов является осуществление их реинжиниринга. Произведена оценка влияния цифровых технологий на рынок труда. Представлены преимущества и инструменты применения цифровых технологий в бизнесе. Ключевые слова: трансформация бизнеса, цифровые технологии, бизнес, реинжиниринг, рынок труда, кризисные процессы.
Современную форму информационного общества, в котором распределение информационных технологий приняло достаточно массовый характер, а также, где в процессе взаимодействия в абсолютно во всех сферах жизни важную роль играет Интернет, называют электронным обществом.
Важная роль в данном контексте отводится именно социальным сетям и блог-платформам.
При этом электронное общество может возникнут при наличии следующий условий:
1. Если имеет место быть достаточно большой охват информационно-коммуникационных технологий;
2. Достаточно активно использует информационно-коммуникационные технологии в совершенно разных сферах общества;
3. Возможно достигнуть минимальный допустимый уровень доходов, при котором возможно сформировать электронную экономику.
Однако, появление и развитие сети Интернет, а также совершенствование информационных технологий привели к созданию абсолютно инновационного направления бизнеса - электронному бизнесу [1, с. 9].
Так концепция электронной экономики была сформулирована в 1995 году в Америке. Был создан первый интернет-магазин, который открыли всего за год.
Для электронной экономики какие-либо физические характеристики разных объектов отходят на второй план, а во главе стоит виртуальность и возможность мгновенного доступа к товарам и серьезное уменьшение времени на поиск нужного товара.
Так, Д.Бизос в 1994 году первый предложил идею создать интернет-магазин. Он решил, что люди достаточно часто пользуются Интернетом и что за достаточно небольшой промежуток времени он стал максимально свободным. И со временем он решил, что актуально совершать покупки по сети и составил список товаров, за исключением тех, которые сложны в хранении и пересылке. В итоге, в первом интернет-магазине можно было приобрести разнообразные книги, кассеты и диски [4, с. 104].
На сегодняшний день за счет массовости Интернета начали возникать и виртуальные товары, и услуги и появились виртуальные денежные средства.
Существует мнение о том, что имеет место быть виртуальное потребление, например, люди зачастую покупают дополнительные возможности для игры за реальные деньги. Отсюда следует, что электронная экономика оказывает большое влияние на реальную экономику и опередила политику крупных производственных компаний, которые осуществляют свою деятельность на массовом сегменте потребления.
Таким образом, электронный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, в которой используются все возможности информационных технологий и глобальных информационных сетей для того чтобы создать прибыль. Основным продуктом же электронного бизнеса является информация.
В период всеобщей пандемии с объявлением карантина в форме самоизоляции и режима ЧС практически по всему миру, мировая экономика погрузилась в глубокий социально-экономический кризис. Российский бизнес встал перед выбором либо объявлять о своем банкротстве, либо приспосабливается к деятельности в новых реалиях. В связи с режимом самоизоляции многие бизнес-процессы организаций изменяются: штат компании переходит на удаленный формат работы, все возможные бизнес-процессы переносят во всемирную сеть интернет (оффлайн-торговля и онлайн-продажи, моде-рация маркетинга, Digital коммуникации с клиентами, контекстная и контентная реклама, чат-боты в клиринговых операциях, Flash презентации продуктов/услуг, тар-гетированная медицинская диагностика, торговые мар-кетплейсы, цифровой консалтинг (т.е. мультимедийное предпродажное и послепродажное консультирование и т.д.)).
Быстрое формирование и распространение принципиально новых технологий информационного обмена, по средствам функциональной трансформации аналоговых носителей информации и математических моделей ее обработки, является единственно возможным сценарием дальнейшего существования и развития современного бизнеса. Результатом данной трансформации стало создание цифровых технологий (т.е. технологий использующих вычислительную технику и цифровые формы анализа и представления информации) упорядочивающих средства и инструменты достижения цели, закрепляющих новый алгоритм действий всех участников современных бизнес процессов. Новейшие цифровые информационно-коммуникационные технологии используют множество «приемов, способов и методов для применения средств вычислительной техники во время осуществления функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных» [5, с. 1556]. А накопленная информация, позволяет принимать правильные управленческие решения, в конечном счете влияет на рост капитала организации (бизнеса) и ее конкурентоспособность. В месте с этим, как утверждал К. Гилберт «Информационная технология сама по себе не дает конкурентных преимуществ бизнесу. Ее можно и нужно всемерно использовать для поддержки стратегии конкуренции.» [5, с.1557]
На сегодняшний день описанию процессов цифрови-зации экономики, общества и бизнеса посвящено множество научно-исследовательских работ, разработаны многочисленные методические рекомендации по упразднению данного процесса. Учитывающие отраслевые особенности бизнеса, влияние факторов внутренней среды, качество и уровень кадрового потенциала, выбранные методы и стратегии управления бизнесом и т.п.
В настоящее время под цифровой трансформацией бизнеса понимается процесс неизбежной информатизации и автоматизации бизнеса (business process automation), изменяющий модель операционного управления существующими бизнес-процессами, т.е. их цифровой реинжиниринг, который позволяет повысить производственную производительность, сократить временные и материальные (ресурсные) потери, улучшить качественные характеристик товара (услуги), максимально учитывать изменения потребительских предпочтений [6, с. 173].
В свою очередь цифровой реинжиниринг приводит к смене основных принципов организации деятельности
компании, а также к внедрению уникальных моделей и передовых технологий оперативного управления бизнес-процессами и корпоративными связями.
Данный процесс очень сложный и длительный. Он требует больших затрат, как финансовых, так и интеллектуальных. В тоже время при грамотной реализации концепта цифровой трансформации бизнеса, можно получить довольно внушительную прибыль и возможности завоевания новых рынков. Формирование положительных эффектов трансформации бизнеса во многом зависит от используемой технологии конструирования бизнес-процессов, от понимания высшим руководством фирмы важности и неизбежности цифровизации бизнеса, а также от пользовательского опыта сотрудников (участников команды) организации осуществляющих разработку программы цифровой трансформации существующей бизнес модели.
В настоящее время порядка 40% российских компаний осуществило полностью или частично цифровую трансформацию бизнеса, и значительному их числу не удается пройти этот процесс безболезненно. Это связано на наш взгляд с отсутствием понимания у высшего руководства и собственников компании, потенциальной выгоды от внедрения функций !Т- менеджмента, который в быстроменяющемся мире стал важнейшим инструментом успешной цифровизации бизнеса. Позволяющего в максимально короткие сроки с минимальными затратами модифицировать модель ведения бизнеса и внедрить передовые технологии управления ресурсами компании. В качестве другой немаловажной проблемы, можно выделить недостаточность финансовых средств и технологических ресурсов для осуществления подобных изменений. Ну, и конечно же еще одной весьма острой проблемой, имеющей долгосрочные негативные последствия, является дефицит квалифицированных специалистов, владеющих необходимым набором цифровых компетенций [4, с. 105].
Изучение вопросов и причин замедления процессов внедрения цифровых технологий в преобразование операционного управления бизнесом изобличило отсутствие понятийно-категориального аппарата по цифровому менеджменту. В результате значительная часть собственников и руководителей, особенно средних и малых предпринимательских структур России путают суть, значение, возможности и риски цифровой трансформации бизнеса с его реинжинирингом. И это не способствует развитию их бизнеса и достижению намеченных целей.
Согласно обобщенному мнению исследователей занимающихся изучением тенденций цифрового развития российского бизнеса, современная трансформация бизнеса связана с изменением характера труда в результате внедрения !Т-технологий и инновационных подходов к его управлению. Способных изменить ключевые элементы эффективности бизнеса, такие как организационную структуру, корпоративную культуру, развивающую стратегию, технологическую среду, процессную модель и т.п. Другими словами, в процессе трансформации бизнеса эволюции подлежат модели, алгоритмы и
инструменты качественной реализации бизнес процедур.
Реинжиниринг бизнеса (точнее бизнес процессов) представляет собой радикальное изменение концепции и методологии управления производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
CN
0
сч сч
01
о ш m
X
<
m о х
X
компаний. Другими словами, корректирующим изменениям подлежат не организационная структура и корпоративная культура фирмы, а функции и качество выполняемых работ штатными сотрудниками фирмы.
Основу цифровой трансформации бизнеса составляют процедуры перехода на новые IT-технологии такие как телекоммуникационные сети, распределенные базы данных, экспертные системы, квантовое программирование, интерактивные видеодиски, автоматическое индексирование и отслеживание приводит к смене правил работы с информацией и правил работы всей компании, преобразуя до 80% повседневной рутинной работы в цифровой программный код (например, RPA-технология, блокчейн технологии, NLP-технология, технологии имитационного моделирования, технологии семантического анализа-Simulation Modelling) воспринимаемый и обрабатываемый искусственным интеллектом и программными роботами [5, с. 1555].
Процесс цифровой трансформации бизнеса также включает в себя процедуру поэлементной замены традиционной оперативной модели управления через смену жесткой вертикали организационной структуры на более гибкую (например матричную, процессно-матрич-ную и/или проектно-матричную), а также упразднения принципов существующей бизнес- культуры.
Следующим этапом цифровой трансформации бизнеса является цифровизация инфраструктуры с учетом особенностей деятельности, масштабов и финансовых возможностей компании. Основными элементами такой инфраструктуры выступают облачные технологии, программные роботы, мобильный рабочий офис, электронно-информационные системы планирования затрат, ресурсов, качества (MRP, CSRP и ERP), облачные сервисы и программные бизнес-приложения. После этого трансформации подлежат рабочие места, оборудование, штатный состав и численность сотрудников работающих удаленно.
Одним из основных направлений восстановления экономики, на которую негативно воздействовали кризисные процессы, спровоцированные коронавирусом, называют развитие цифровых технологий. Цифровизация и цифровые технологии, позволили снизить негативное влияние самоизоляции на экономические процессы. При этом, необходимость применения цифровых сервисов повлияла на перспективы развития сферы цифровых технологий и изменила рынок труда, сделав более востребованными инновации, связанные с циф-ровизацией и компьютеризацией рабочих мест [6, с. 170].
В пищевой промышленности, как и в любой деятельности электронный бизнес имеет ряд преимуществ (рис.1).
Невозможно не выделить, то, что основной составляющей электронного бизнеса является электронная коммерция, которая является его разновидностью. Здесь происходит процесс взаимодействия субъектов бизнеса купли- продажи товаров и услуг при помощи компьютерных сетей и мобильных гаджетов. То есть это не только операции купли-продажи, но и полное сопровождение процессов формирования спроса на продукцию и услуги, а также обработка заказов онлайн и обмен информацией между партнёрами [3, с. 82].
На основе этого отметим, что объем рынка электронной коммерции России составил в 2019 году 30,6 млрд. долл.
Снижение издержекна оплату тр\да
Отсутствие рисков;связанных с человеческим фактором
Ув еличение скорости выполнения операцийд как следствиег-скорости самого бизнеса
Сокращение^ в ряде моделей бизнеса и полное отсутствие материальных активов организации
Высокая скорость масштабирования бизнеса. Информация в электронном виде может копироваться ^ по заданным алгоритмам со скоростью света
Исчезновение расстояний между продавцом и
покупателем-
Возможность даже небольшим организациям конкурировать с гигантами в своей отрасли
Рисунок 1 - Преимущества электронного бизнеса в пищевой промышленности
В Китае данная деятельность наиболее развита, что и является достаточно объективным процессом. Все основные товары привозят из Китая, а для удобства заказывают через интернет-магазины, что в конечном счете делает Китай - лидером продаж на любом рынке. Так, российский рынок электронной торговли имеет общие черты с мировым и в его структуре присутствуют как многоотраслевые, так и специализированные площадки [7, с. 102].
Однако, на региональном уровне добиться больших показателей достаточно сложно. Так, например, в Орловской области функционирование электронного бизнеса в целом и на уровне функционирования отрасли пищевой промышленности следует определять для того, чтобы построить более эффективную систему развития региона, которые используют новейшие технологии для взаимодействия. Рассматривая более подробно данный вопрос, выделим, что в регионе акцент сделан больше на сферу онлайн-услуг и развиваются достаточно быстро. Людям удобно заказывать продукты на дом и совершать оплату «Онлайн», что на сегодняшний день является актуальным.
Если оценивать перспективу развития электронного бизнеса для пищевой промышленности на региональном уровне, то отметим, что потребуются достаточно более вложения. Электронный бизнес способен раскрыть изобилие новых способностей в целях компании.
Таким образом, рассматривая динамику функционирования электронного бизнеса в мире ключевые моменты его специфики, выделим, что данная сфера заслуживает большого и особого внимания, так как является уникальным явлением в экономике. Очевидно, что данный вид бизнеса, как и сам Интернет уже стал частью современного мире как на мировом, так и на региональном уровне.
Пандемия коронавируса привела к введению противоэпидемических мер в значительной части стран мира, что в большинстве случаев включало в себя приостановку или ограничение работы ряда предприятий. В
краткосрочной перспективе это вызвало всплеск безработицы, сопоставимой по масштабу с ее приростом после мирового финансового кризиса в 2008 году. Так, к 2010 году безработица достигла пика в 8,5%, после чего начала снижаться и к концу 2019 года сократилась до 5% в среднем по странам ОЭСР. Но уже в первой половине 2020 года показатель безработицы в мире, по данным Международной организации труда, подскочил в среднем до 6,6%. Согласно прогнозу ОЭСР, эта цифра может продолжить расти, достигнет пика на уровне 12,6% к концу 2020 года и к концу 2021 года снизится только до 8,9%.
В то же время пандемия привела не только к сокращению числа рабочих мест, но и ускорила их трансформацию.
Итак, как уже было отмечено ранее, осуществляемая большинством российских компаний частичная цифровая трансформация бизнеса, ввиду сложности, затратности и долговременности данной процедуры, «вероятнее всего, принесет владельцам бизнеса краткосрочный эффект, так как в данном случае будет нарушен принцип системности и комплексности, характерный для функционирования любой социально-экономической системы» [4, с.103]. При этом для оценки эффективности данной трансформации необходимо проанализировать качество экспериментального применения инновационной модели ведения бизнеса при использовании прорывных цифровых технологий. В то же время качество и успешность внедрения цифровых технологий зависит от готовности руководство компании разложить ее деятельность на отдельные, но взаимосвязанные бизнес-процессы, и от умения устанавливать и четко прописывать цель, задачи, критерии желаемого результата.
Между тем, все больше представителей консервативного высшего руководства и владельцев российских компаний рассматривают цифровую бизнес трансформацию, как единственную возможность «для своевременного и грамотного реагирования» [2, с.7] на быстро-изменяющиеся условия окружающей бизнес среды. Так как данные преобразования бизнеса способны решить три главные проблемы современной экономики - это снизить транзакционные издержки, оптимизировать конкурентные преимущества и компенсировать нехватку квалифицированных кадров.
Итак, подробный анализ развития современного этапа трансформации бизнеса в условиях всеобщей технологической модернизации и перехода к модели цифровой экономики показал, что выстраивание эффективной системы управления результатами бизнеса требует создания адекватной информационно-коммуникационной базы процессного управления. Сегодняшняя экономическая глобализация, технологическая гонка и ужесточающаяся конкуренция заставляют современные компании акцентировать свое внимание на возможностях цифрового реинжиниринга бизнес-процессов и трансформации модели управления бизнесом, т.е. подчеркивают «необходимость перехода к цифровому управлению (менеджменту)» [1, с.10].
Сейчас можно сколь угодно рассуждать о достоинствах будущего развития бизнеса, общества и системы государственного управления, но следует напомнить, что за все улучшения, упразднения и удешевления труда приходиться платить ростом безработицы, увеличением объемов социальной несправедливости, нарастанием межклассового неравенства и формированием
социальной трагедии разрушения духовно-этической общности человечества.
В конце 2020 г. был опубликован доклад Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2020», который прогнозирует развитие рынка труда до 2025 года. Доклад основан на результатах опроса бизнес-лидеров: генеральных директоров, главных стратегов и руководителей кадровых служб из крупных и средних компаний.
Среди опрошенных в ходе исследования респондентов свыше 80% сообщили, что их компании ускоряют автоматизацию своих рабочих процессов и будут расширять использование удаленной работы. Около 40% заявили о цифровизации процессов, связанных с обучением сотрудников.
В результате этих процессов, по оценке работодателей, к 2025 году число рабочих мест для выполнения рутинных обязанностей сократится с 15,4% до 9%, а доля рабочих мест, требующих инновационных навыков, увеличится с 7,8% до 13,5% от общей численности сотрудников.
Основываясь на этих цифрах, аналитики ВЭФ прогнозируют, что к 2025 году часть рабочих мест может быть вытеснена, но в то же время появятся новые роли, которые будут более приспособлены к новым реалиям.
Люди будут востребованы на постах, где необходимы навыки управления, консультирования, принятия решений, общения и взаимодействия. К основным навыкам, востребованность которых, по мнению работодателей, будет расти к 2025 году, относятся критическое мышление и анализ, а также решение проблем — из года в год они остаются на первом месте в повестке дня. В то же время в текущем году впервые респонденты заговорили о важности навыков самоуправления, таких как активное обучение, устойчивость, стрессоустойчи-вость и гибкость. Среди специализированных навыков наиболее востребованными окажутся навыки в области продуктового маркетинга, цифрового маркетинга и взаимодействия человека с компьютером.
Потенциал компаний в части трансформации производства с использованием новых технологий ограничен нехваткой навыков среди работников. Отсутствие готовых кадров вынудит работодателей расширять свои программы по переподготовке и повышению квалификации. Учебные программы организаций будут сочетать различные подходы: с привлечением внутренней и внешней экспертизы, новых образовательных технологий и инструментов в рамках как формальных, так и неформальных путей приобретения новых навыков. В то же время расширение доступности корпоративного образования может быть нивелировано ограниченным спросом на него со стороны самих работников.
Согласно данным исследования, работодатели рассчитывают в первую очередь на внутренний потенциал для проведения обучения: они надеются предоставить до 39% учебных курсов своими отделениями. Однако это обучение будет дополняться платформами онлайн-обучения (16% объема обучения) и внешними консультантами (11% объема обучения). Тенденция к использованию цифровой онлайн-переподготовки усилилась из-за ограничений на личное обучение с начала пандемии COVID-19. Число людей, ищущих возможности обучения в интернете по собственной инициативе, возросло в несколько раз.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
CS
01
о
Ш
m
X
<
m О X X
В среднем, по оценкам респондентов исследования, около 40% работников потребуют переподготовки в течение шести месяцев или меньше.
В среднем большинство (66%) опрошенных работодателей ожидают окупаемости инвестиций в повышение квалификации и переподготовку сотрудников в течение одного года. Тем не менее почти 17% остаются неуверенными в получении какой-либо прибыли на свои инвестиции в принципе.
Осуществляя цифровое управление бизнесом, компании получают следующие преимущества:
- автоматизация;
- режим удаленной работы;
- управление бизнесом.
Стандартизированные операции в производственном процессе, либо работы с клиентами могут реализо-вываться с помощью автоматизированных процессов. За счет этого высвобождается время сотрудников для решения других задач.
Хранение и обращение документов и рабочих материалов осуществляется в электронном виде, сотрудники имеют доступ к ним и могут выполнять работу удаленно. За счет этого организация может экономить на содержании офиса, оргтехники, оплате интернета и телефонной связи, а также находить лучших специалистов в своей сфере и взаимодействовать с ними.
Управленцы, использующие цифровые технологии в бизнесе, получают статистические данные о своем бизнесе из различных источников и за счет этого могут принимать оптимальные управленческие решения. Инструментами цифровых технологий являются директ-марке-тинг, служба поддержки, продающие сайты, автоматическое оповещение клиентов, облачные технологии, системы автоматизации документооборота, Яндекс метрика, Google Analytics, Alytics, SimilarWeb и др.
Цифровые технологии в бизнесе являются необходимым элементом, без которой бизнес в современных условиях не может быть эффективным.
Литература
1. Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика - новые возможности для бизнеса // Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям: сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. Орехово-Зуево, 2019. С. 6-11.
2. Бадалова М.В. Некоторые аспекты психологической безопасности личности в информационной среде // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1. С. 5-12.
3. Брок Е.С., Гужин А.А. Проблемы становления инновационной экономики в современной России. В сборнике: Студенческая наука Подмосковью Материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2018. - С. 81-83.
4. Дунаевский А.С. Цифровизация как новый метод формирования информационных технологий, влияющих на экономику// В сборнике: World science: Problems and innovations сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 103-105.
5. Комарова О.М. К вопросу об установках и концепции понимания процессов воспроизводства и развития
цифрового общества // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 1555-1558.
6. Назаров А.Н., Гужина Г.Н. Развитие бизнеса в цифровом пространстве // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей. / Под ред. Г.Н. Гужиной. М., 2020. С. 170-176.
7. Шаповалова Г.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: цифровая культура как новый культурный феномен в предотвращении информационных вызовов и угроз // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток, 2017. Т. 9. № 1 (36). С. 101-107.
Transforming modern business in pandemic conditions
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11,
O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Guzhina G.N., Yezhkova V.G. State University of Humanities and Technology The article discusses trends and prospects for the use of digital technologies in business. It is shown that the basis for accelerating and increasing the efficiency of business process transformation procedures is the implementation of their reengineering. The impact of digital technologies on the labor market was assessed. The advantages and tools of using digital technologies in business are presented. Keywords: business transformation, digital technologies, business,
reengineering, labor market, crisis processes. References
1. Anoshina Yu.F., Guzhina G.N. Digital Economy - New Business
Opportunities//Russian Entrepreneurship: from Manufacturing to Digital Economy and Cluster Designs: a collection of materials from the II All-Russian Morozov Readings. Orekhovo-Zuevo, 2019. Page 6-11.
2. Badalova M.V. Some aspects of psychological security of the per-
son in the information environment//Humanitarian and pedagogical education. 2018. T. 4. № 1. Page 5-12.
3. Brock E.S., Guzhin A.A. Problems of the formation of an innova-
tive economy in modern Russia. In the collection: Student Science Near Moscow Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists. 2018. - S. 81-83.
4. Danaevsky A.S. Digitalization as a new method of forming infor-
mation technologies that affect the economy//In the collection: World science: Problems and innovations, a collection of articles of the XXXI International Scientific and Practical Conference: at 2 o'clock.. Penza, 2019. Page 103-105.
5. Komarova O.M. On the question of attitudes and concepts of un-
derstanding the processes of reproduction and development of digital society//Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. № 11 (58). Page 1555-1558.
6. Nazarov A.N., Guzhina G.N. Development of business in the dig-
ital space//Topical issues of modern science: a collection of articles ./Ed. G.N. Guzhina. M, 2020. Page 170-176.
7. Shapovalova G.M. National Security Strategy of the Russian Fed-
eration: digital culture as a new cultural phenomenon in preventing information challenges and threats//Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. Vladivostok, 2017. T. 9. № 1 (36). Page 101-107.