_, МИРОВОЙ ОПЫТ
_
Ю. Соловьева, Л. Куинтанар
Важность развития навыка рисования в дошкольном возрасте
Соловьева Юлия - профессор факультета психологии Автономного университета г. Пуэбла (Пуэбла, Мексика), [email protected]
Куинтанар Луис - директор программы нейропсихологической диагностики и реабилитации Автономного университета г. Пуэбла, президент Латиноамериканского общества нейропсихологии (Пуэбла, Мексика)
Дошкольный возраст является решающим периодом психологического развития ребенка и подготовки к школе. Процесс обучения и достижения в школе зависят от видов деятельности, выбранных в дошкольном возрасте. К сожалению, по всему миру наиболее распространенными видами деятельности являются обучение письму и чтению в дошкольных учреждениях. Вместо этого авторы статьи предлагают рисование в качестве подходящего вида деятельности для развития детей. Представляемая программа применяется в различных дошкольных учреждениях в Мексике и Колумбии. Использование программы приводит к тому, что все дети показывают качественные позитивные достижения в изобразительной деятельности и овладевают навыками представления существенных черт и форм объектов. Рисование является чрезвычайно полезной деятельностью для подготовки к школе, особенно для обучения письму.
Ключевые слова: дошкольный возраст, обучение, рисование, подготовка к школе, программа поэтапного рисования, деятельность, творчество.
Importance of drawing development in preschool age Yulia Solovieva, Ph.D., Professor, Faculty of Psychology of Puebla Autonomous University (Puebla, Mexico), yulia. [email protected] Luis Quintanar, Ph.D., Director of Master Program in Neuropsychological Diagnosis and Rehabilitation of the Faculty of Psychology of Puebla Autonomous University, Mexico, President of Latin American Society of Neuropsychology (Puebla, Mexico) The pre-school age is the period of grate importance for psychological development and for preparation for school. The process of learning and achievements at school depends on the types of activities selected at pre-school level. Unfortunately, it is often to find out that introduction of writing and reading is among the most common activities in pre-school institutions all over the world. Instead of this we propose drawing as suitable activity for children development. The program is applied in different preschool institutions in Mexico and Colombia. After program application all children show qualitative positive achievements in graphic activity and manage to represent essential features and shapes of represented objects. We insist that drawing is extremely useful activity for preparation for school learning, especially for writing process. Keywords: preschool age, education, art, preparation for school, activity, creativity.
МИРОВОМ ОПЫТ
а
Согласно культурно-исторической концепции детства, дошкольный возраст - это период важнейших приобретений для личности ребенка (Выготский, 1996; Обухова, 2006; Эльконин, 1995; Салмина, 2010; Филимонова, 2001). Одновременно это период, когда значительное внимание должно уделяться подготовке к школе. Важно отметить, что в большинстве стран Латинской Америки и в частности в Мексике, дошкольное образование является обязательным. Секретариат Национального образования Мексики провозгласил обязательность трехлетнего дошкольного образования, при этом не были разработаны соответствующие специальные программы и методики обучения.
Специалистам в области возрастной психологии и нейропсихологии известно, что процесс обучения в школе и уровень достижений зависят от видов деятельности, реализуемых детьми на этапе дошкольного образования (Веракса, Варенцова, 2005). Традиционные виды деятельности, используемые в большинстве дошкольных учреждений во многих странах и в Мексике, в частности, не принимают во внимание специфические потребности дошкольного возраста. Письмо и чтение являются наиболее распространенными видами деятельности в дошкольных учреждениях по всему миру. Вместо реальной и углубленной подготовки используется механическое обучение письму в качестве предпочитаемого направления обучения с раннего возраста. Негативным последствием такой тенденции становится большое количество ошибок в письме у детей, когда те начинают посещать школу.
Как показывают статистические данные, часто такие трудности сохраняются и в подростковом возрасте. Другим возможным направлением, помимо обучения письму, является организация неспецифической и ненаправленной «свободной» деятельности, такой как спонтанная игра, спонтанное рисование или различные виды объяснений и формирования представлений о повседневных ролях и нормах. Ни одно из этих мероприятий не гарантирует оптимальный уровень подготовки к обучению в школе, особенно в области чтения и письма. По данным нейропсихологического исследования процесс письма и чтения сильно зависит от консолидации пространственной ориентации. Необходимо обратить внимание на важность пространственной ориентации и на столь замечательную область деятельности как рисование.
Почему рисование? Прежде всего, необходимо упомянуть, в качестве одной из преобладающих задач дошкольного возраста, развитие пространственной ориентации на различных уровнях (материальный уровень - использование конкретных объектов и игрушек; перцептивный уровень - распознавание и воспроизводство образов и картин; символический уровень - постоянное использование и индивидуальное создание различных видов конкретных и воспринимаемых символов и знаков). Включение этой задачи в круг актуальных приводит к необходимости разработки стратегий и методов с включением пространственной ориентации. Обращаясь к рассмотрению перцептивного уровня для ориентации в пространстве, мы должны помнить, что восприятие изображения не может сформироваться только в результате спонтанного созревания нервной системы ребенка. Только включение ребенка в конкретную деятельность, которая функционирует на перцептивном уровне, позволяет достичь положительного развития пространственной ориентации в данной области. Наш двадцатилетний опыт исследований и практики в области психологии и нейропсихологии позволяет также увидеть пользу развития навыков рисования для подготовки детей к школьному обучению.
По нашему мнению, одним из решений может стать внедрение рисования как типичной деятельности в дошкольном возрасте. Но, вместо традиционной интерпретации рисования как «естественного» самовыражения личности ребенка, мы предлагаем метод постепенного внедрения этой деятельности как психологически необходимой в дошкольном возрасте и способствующей обучению письму в школьном возрасте. В наше время часто можно услышать критические мнения о потребности введения направленной ориентации в рамках образовательных программ. Это означает, что сильна еще тенденция, признающая, что ребенок должен быть свободным в индивидуальном развитии своей личности. Опять же, мы приглашаем специалистов приехать в Мексику и пронаблюдать последствия такого «свободного» развития личности детей без какой-либо ориентации. Часто встречаемая позиция заключается также в том, что дети дошкольного возраста способны «выразить себя», рисуя без всякой подготовки или специальных ориентаций. Рисование считается просто лишь способом провести время без каких-либо специальных целей. В итоге, уровень приоб-
МИРОВОЙ ОПЫТ
ретенных графических способностей очень низок при поступлении в школу. Результатом подобной тенденции являются трудности в письме в период начальной школы, связанные с визуальной и пространственной функциями. Необходимость искать эффективные методы подготовки к обучению в школе для детей дошкольного возраста в Латинской Америке и глубокое изучение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности привели нас к созданию программы поэтапного внедрения рисования в дошкольном возрасте.
Созданная программа учитывает культурно-историческую парадигму психологического развития, что означает создание и разработку конкретных видов деятельности в целях обеспечения психологического развития детей. Программа создана на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, что означает необходимость начала деятельности и обучения с внешних ориентиров и постепенный переход к уровню действий. Это означает введение конкретных видов ориентаций для постепенного развития рисования (Талызина, 2009). Такие ориентации включают в себя символические внешние действия, жесты для символизации вертикальных и горизонтальных линий и внешние материализованные формы - все это используется для стабилизации детского восприятия. В этом случае зона ближайшего развития, которая означает возможность постоянного сотрудничества между взрослыми и детьми и между детьми в группах для достижения общей цели, используется постоянно. Вероятно, также необходима переформулировка термина «зона ближайшего развития». Невозможно использовать этот термин как нечто общее и абстрактное, но и затруднительно создавать для каждого конкретного случая специфической деятельности условия, в которых возможна работа в «зоне». На занятиях рисованием мы включаем детей в мероприятия, которые одновременно являются новыми и доступными для них. Все дети, принимающие участие в нашей программе, успешно учатся рисовать и делают это отлично. Когда они приходят к нам, они просто не знают, как рисовать, или имеют весьма низкий уровень развития этого навыка.
Программа включает в себя четыре основных этапа: подготовка к рисованию; нанесение самостоятельных объектов в соответствии с формой и внешними моделями; начертание объектов, обогащенных деталями при помощи
внутренних моделей; рисунок ситуаций («пейзаж» и «натюрморт») в соответствии с внешними, а затем внутренними моделями.
Важность постепенного внедрения рисования в дошкольном возрасте очевидна. Различные психологи, начиная с Л. С. Выготского, говорили о решающем значении рисования и других видов творческой деятельности для детей младшего возраста (Выготский, 2001). В. В. Давыдов подчеркивает важность развития изобразительного восприятия через обогащение всех сфер опыта визуальными образами. По мнению этого автора, воображение является одним из центральных и необходимых образований при подготовке к школе. В детской нейропсихологии метод рисования постоянно используется как одна из самых мощных стратегий для преодоления пространственного и аналитического дефицита (Соловьева, Quintanar, 2008; Ахутина, Пылаева, 2012; Ахутина, Золотарева, 2007; Глозман, 2009).
Наш метод успешно используется в частных учреждениях в Мексике и Колумбии. Мы предлагаем конкретные технологии оценки уровня развития изобразительной деятельности до и после внедрения нашей программы. Надеемся, что специалисты и родители будут понимать важность и значение детской изобразительной деятельности, а также рисования конкретных объектов в дошкольном возрасте.
Рис. 1. Рисунок стола, сделанный ребенком (6 лет) из Боготы (Колумбия) до участия в программе без использования модели.
Рис. 2. Рисунок стола, сделанный ребенком (6 лет) из Боготы (Колумбия) после участия в программе без использования модели.
Рис. 3. Модель дома, представленная до и после включения в программу.
Рис. 4. Копия с модели дома, выполненная ребенком из Мексики (5,8 лет) до участия в программе.
Рис. 5. Копия с модели дома, выполненная ребенком из Мексики (5,8 лет) после участия в программе.
Рис. 6. Рисунок нескольких объектов «Нарисуй то, что захочешь», выполненный до участия в программе ребенком (5 лет) из Мексики.
Рис. 7. Рисунок нескольких объектов «Нарисуй то, что захочешь», выполненный после участия в программе ребенком (5 лет) из Мексики.
Рис. 8. Начальный этап рисунка ребенка из Мексики, участвующего в программе на начальном этапе.
Рис. 9. Второй этап рисунка того же ребенка из Мексики, участвующего в программе на начальном этапе.
МИРОВОИ ОПЫТ
Рис. 10. Пример рисунка ребенка (5 лет) из Мексики, включенного в программу, на начальном этапе (ребенок с диагнозом синдрома дефицита внимания).
Рис. 11. Пример рисунка того же ребенка с синдромом дефицита внимания (6 лет), включенного в программу, на втором этапе. Ребенок рисовал средневековый замок.
Литература
1. Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей. // Психологическая наука и образование. 2005. №2.
2. Akhutina, T. V. (2002). Diagnóstico y corrección de la escritura. Revista Española de neuropsicología. 4, 2—3.
3. Akhutina, T. V. & Zolotariova, E. V. (2007). Acerca de la disgrafia visuo-espacial:
Análisis neuropsicológico y métodos de corrección. En: Quintanar L. y Solovieva Yu. (Eds.) Métodos de intervención en la neuropsicológica infantil. México: Universidad Autónoma de Puebla, 39-46.
4. Akhutina, T.V. & Pilayeva, N.M. (2012). Overcoming learning disabilities. A Vigotskian-Lurian neuropsychological approach. Cambridge.
5. Davidov, V.V. (2008). Lectures of general psychology. Moscow.
6. Elkonin,D.B. (1995). Desarrollo psicológico en las edades infantiles. Moscú: Academia de Ciencias Pedagógicas y Sociales.
7. Galperin, P. (1992). Stage-by-stage formation as a method of psychological investigation. Journal of Russian and East European Psychology, 30, (4), 60-80.
8. Glozman, J.M. (2009). Neuropsicología de la edad infantil. Moscú.
9. Obukhova, L.F. (2006). Psicología del desarrollo. Moscú: Educación superior.
10. Quintanar, L. & Solovieva, Yu. (2007). Neuropsicología y aprendizaje escolar. Ciencia y Desarrollo. 33, 21 2.
11. Salmina, N. G. & Filimonova, O. G. (2001). Diagnostico y corrección de la actividad voluntaria en niños preescolares y escolares. México: Universidad Autónoma de Tlaxcala.
12. Salmina, N.G. (2010). Indicadores de preparación de los niños para la escuela. En: Yu. Solovieva & L. Quintanar (2010). Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar. Trillas: México, 67-74.
13. Solovieva, Yu. y Quintanar, L. (2008). Educación neuropsicológica infantil. México.
14. Talizina,N.F. (2009). Teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México: Universidad Autónoma de Puebla.
15. Vigotsky, L.S. (1996). Obras escogidas. Tomo 4. Madrid: Visor.
16. Vigotsky, L.S. (2001). La imaginación y el arte en la infancia. México: Ediciones Coyoacan. Psicología.
Перевод Екатерины Коконцевой Поступила в редакцию 13.11.2012 г.