МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
КГ, что образует общекультурное значение курса «основы компьютерной грамотности» в ДОУ и НШ. В обобщенном виде термин «информационная культура» является определяющим в требованиях к общему школьному образованию в области информатики и ИКТ. А именно данный курс должен соответствовать современному развитию науки и практики, так как с развитием каналов связи и компьютерных коммуникаций возникает потребность включения в содержание понятия «информационная культура» представлений о коммуникационных технологиях, что в современном информационном мире становится обязательным элементом общей культуры каждого. Список использованной литературы:
1. Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информа-тики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы [Текст] / Л. Л. Босова. - М.: Просвещение, 2013.
2. Булгакова, Н. Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н. Булгакова // Информатика. -2001. - № 18. - С. 16.
3. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 624 с.
4. Никитина, Н. Б. Новый взгляд на обучение информатике младших школьников [Электронный ресурс] / Н. Б. Никитина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2009. - 14 января. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ ^1^/2009/0114-7^.
5. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
6. Первин, Ю. А. Методика раннего обучения информатике [Текст]: методическое пособие / Ю. А. Первин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 228 с. 31
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 - 2016 года. 50
© Абрамова И. В., 2018
УДК 373.291
Акимова Евгения Павловна
воспитатель, ДОУ № 91 г. Липецк, РФ [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, соответственно, профилактики их неуспеваемости. По мнению специалистов, у многих детей, обучающихся с первого по четвертый класс, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма. При нем наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, часть из которых имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.
Ключевые слова
Дошкольный возраст. Готовность к школе. Крупная и мелкая моторика.
Графические навыки. Навыки письма.
Практика показывает, что ребенок, испытывающий трудности овладения графическими навыками, не
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х исчезают на следующем возрастном этапе, а даже, наоборот, создают ряд других проблем. В дальнейшем, могут появиться трудности в овладения письмом, в неуспеваемость и дезадаптацию ребенка в школе. Необходимо вовремя замечать проблемы в развитии графических навыков, выявлять его причины, сообщать о наличии трудностей родителям ребенка и помогать ему решать данную проблему своевременным проведением специальных занятий. Рекомендуется, чтобы педагог внимательно следил за успехами ребенка. Если дошкольник сравнительно хуже справляется с графическими заданиями, чем его сверстники, важно задуматься о его причинах отставания, необходимо проинформировать родителей и начать коррекционную работу. Недостаточная концентрация внимания, особенности волевой сферы, проблемы в двигательном развитии - все это может являться причинами, затрудняющими обучение письму. Одна из распространенных в дошкольном возрасте проблем является недостаточное развитие крупной и мелкой моторики. Данная проблема может выявиться в любом возрасте и определяется она путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Так, недостаточное развитие моторики у ребенка трех лет - неумение самостоятельно ходить по лестнице, а у шести лет -невозможность научиться кататься на двухколесном велосипеде [1, с. 94]. Воспитатель в состоянии заметить таких детей в группе детского сада, если будет внимательно наблюдать за их поведением в ходе НОД, самостоятельной деятельности и на прогулке. Основными критериями наблюдения являются следующие:
- достаточно ли легко дошкольник повторяет за педагогом движения ("Зеркало");
- трудно ли ребенку выполнять манипуляции, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами (мелкая моторика);
- теряет ли равновесие ребенок (падает, задевает углы) и насколько часто;
- может ли ребенок поймать мяч руками или попасть по нему ногой;
- уровень развития у дошкольника чувства ритма;
- насколько правильно ребенок держит карандаш после показа воспитателем правильной постановки
руки.
Недоразвитие моторики в большинстве случаев порождает возникновение трудностей в овладении графическими навыками. Пронаблюдать такое явление можно у ребенка, действующего преимущественно левой рукой, или двумя руками одинаково успешно, либо у дошкольника, который не "определился" с ведущей рукой. Исследование О.Б. Иншаковой показало, что до 30% детей первоклассников "не выбрали" ведущую руку. Что касается овладения графическими навыками, то во всех перечисленных случаях дошкольник попадает в "зону риска". Следует заметить, что в дошкольном возрасте выбор ребенком ведущей руки очень индивидуален. На основе исследований в области детской нейропсихологии выявлено, что колебания в выборе руки у ребенка до пяти лет - это нормальное развитие. Однако, родителям и педагогу необходимо уделить особое внимание, если выбор руки происходит на шестом году жизни ребенка - это тревожный сигнал. Также при выполнении упражнений на формирование графических навыков можно выявить слабость развития крупной и мелкой моторики [3, с. 426].
Следующие признаки укажут на проблему:
- неровные, дрожащие линии;
- слишком слабый или слишком сильный нажим;
- неравномерность при закрашивании;
- изображение не умещается на листе или в определенном контуре;
- возникают трудности с рисованием плавных линий (не волнистая, а зубчатая);
- ребенок сильно преуменьшает или, наоборот, преувеличивает изображение.
Важно знать, что такие виды деятельности как музыкальная, физическая, самостоятельная игровая, ручная (изготовление поделок) благотворно влияют на подготовку руки к письму, и более того, необходимы. Формирование общей координации движений, чувства ритма, развитие мелкой моторики руки - без этого невозможно обучение рисованию и письму. При формировании графических навыков у детей с моторной неловкостью желательно придерживаться следующих правил:
- уделять внимание правильной позе ребенка за столом и правильным захватом карандаша;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
- работать над формированием графических навыков с крупных форматов, постепенно переходя к более мелким;
- отрабатывать с детьми контуры изображений;
- готовить к работе в строке (рисовать линии по заданной "дорожке");
- учить детей рисовать плавные линии ("волны", "лианы", "гоночные трассы для автомобилей")
- рисовать линии или фигуры то с открытыми, то с закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
- использовать нетрадиционные способы рисования, активизирующие тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).
Другая, не менее важная проблема при овладении графическими навыками - недостаточная концентрация внимания у дошкольника, а так же ребенок не в состоянии планировать собственную деятельность. Такие проявления можно заметить у ребенка, уделяя наибольшее внимание его деятельности в свободной ситуации. Дошкольник может часто менять занятия или заниматься чем-то однообразным продолжительное время, в играх не разворачивать сюжет, вместо сюжетных игр со сверстниками предпочитать догонялки. [4, с. 87]. Дети с нарушениями конценрации внимания, в большинстве, нетерпеливы и неусидчивы. В процессе непосредственно образовательной деятельности они с трудом удерживаются на своем месте, быстро теряют интерес. Чаще всего их ответы на задания импульсивны, действия хаотичны. Конечно, такое поведение можно встретить у 70% детей дошкольного возраста, не имеющих трудности с концентрацией внимания. Ведь по теории возрастного развития (Д. Б. Эльконин), произвольный контроль деятельности постепенно формируется лишь к семи годам, когда от ребенка ожидаемо более осознанное и произвольное поведение.
Несомненно, ребенок, имеющий трудности с концентрацией внимания и планированием собственной деятельности нуждается в помощи. Педагогу необходимо составить расширенную программу специальных занятий, включающих в себя различные специальные игры и задания, которые учат концентрировать внимание, составлять в голове цепочку из нескольких действий. К примеру:
- подвижные игры с правилами;
- настольные игры;
- игры-конструирование по образцу.
В процессе обучения графическим навыкам следует уделить внимание:
- рисованию по схемам (как правильно изобразить человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
- работе с лабиринтами;
- графических диктантах;
- раскрашиванию, рисованию по образцу [2, с. 87]
Итак, можно сказать, что подготовка детей к школе невозможна при недостаточной сформированности графических навыков. Дошкольники на разных возрастных этапах могут столкнуться с трудностями в их овладении. Основные причины, вызывающие эти трудности - моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.
Список использованной литературы:
1. Аркин Е. А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. - М.: Учдетгиз, 1957. - 347 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 574 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
© Акимова Е. П., 2018