Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ОТБОРА И ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ'

ВАЖНОСТЬ ОТБОРА И ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / ОТБОР / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ / THE FOREIGN LANGUAGE / EDUCATION CONTENT / ORAL SPEECH / PREPARATORY COURSE / INITIAL STAGE / SELECTION / ORGANIZATION / UNIVERSITY / ЗАБОНИ ХОРИҷӣ / МУНДАРИҷАИ ТАЪЛИМ / НУТЦИ ШИФОҳӣ / КУРСИ ОМОДАГӣ / МАРҳИЛАИ ИБТИДОӣ / ИНТИХОБ / ТАШКИЛ / ДОНИШГОҳ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна, Абдулхонов Умед Шафиулаевич

В статье речь идет о важности организации при обучении студентов иностранному языку на начальной стадии устного подготовительного курса, готовящего к дальнейшему, еще более важному этапу овладения изучаемым языком. Авторы утверждают, что для устного курса необходимо провести отбор тематики, речевых образцов, лексики, поскольку отбор языкового материала помогает рационально организовать практику речи на уроках иностранного языка. По их мнению, для овладения устной речью нужна рационально организованная практика, и, исходя из собственного опыта преподавания в вузе, авторы делятся мнением по отбору содержания обучения, установке определенных этапов в овладении речью и выработке системы упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна, Абдулхонов Умед Шафиулаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SELECTING AND ORGANIZING LANGUAGE MATERIAL FOR IMPROVING SPEAKING

When teaching FL to the students at the initial stage, it is important to organize an oral preparatory course for prepare them to the following more difficult stages. The authors of the article underscore that for an oral course it is necessary to select topics, speech patterns, vocabulary, because the selection of the language material renders help to rationalize the speech practice at the lessons. In conformity with the authors' opinion, in order to master oral speech a rationally organized practice is needed, therefore proceeding from their own experience they share an opinion on the selection of the education content, the setting of certain stages in the mastery of speech and the development of an exercise system as well.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ОТБОРА И ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ»

УДК 811.11.22 ББК 81.2

ВАЖНОСТЬ ОТБОРА И Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна, д.п.н., ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО профессор кафедры МП иностранных языков;

МАТЕРИАЛА ДЛЯ Абдулхонов Умед Шафиулаевич, преподаватель СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ кафедры теории и практики английского языка ГОУ УСТНОЙ РЕЧИ «ХГУ имени акад. Б. Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

АХАМИЯТИИНТИХОБВА Абдуллоева Мехриниссо Абдугаффоровна, д.и.п., СОЗМОНДИХИИ МАВОДИ профессори кафедраи МТ забонуои хорици; ЗАБОНЙ БАРОИ БЕХБУДИ Абдулхонов Умед Шафиулоевич, муаллими кафедраи НУТЦИ ШИФОХЙ назария ва амалияи забони англисии МДТ "ДДХ ба

номи акад.БТафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

THE IMPORTANCE OF SELECTING Abdullaeva Mehriniso Abdugaffarovna, Dr. of AND ORGANIZING LANGUAGE Pedagogy, Professor of the department of foreign MATERIAL FOR languages methods of teaching;Abdulkhonov Umed IMPROVING SPEAKING Shafiulaevig, lecturer of the department of theory and

practice of the English Language under the SEI "KhSU named after acad.B. Gafurov"umedab30@inbox.ru

Ключевые слова: иностранный язык, содержание обучения, устная речь, подготовительный курс, начальный этап, отбор, организация, вуз

В статье речь идет о важности организации при обучении студентов иностранному языку на начальной стадии устного подготовительного курса, готовящего к дальнейшему, еще более важному этапу овладения изучаемым языком. Авторы утверждают, что для устного курса необходимо провести отбор тематики, речевых образцов, лексики, поскольку отбор языкового материала помогает рационально организовать практику речи на уроках иностранного языка. По их мнению, для овладения устной речью нужна рационально организованная практика, и, исходя из собственного опыта преподавания в вузе, авторы делятся мнением по отбору содержания обучения, установке определенных этапов в овладении речью и выработке системы упражнений.

Вожа^ои калиди: забони хорици, мундарицаи таълим, нутци шифона, курси омодага, маруилаи ибтидоа, интихоб, ташкил, донишгоу

Дар мацола оид ба ауамияти ташкил намудани курси омодагии шифоуа дар маруилаи ибтидоии омузиши забони хорица сухан меравад, ки он донишцуро боз ба як зинаи мууими омузиши забони хорица омода менамояд Муаллифон бар онанд, ки барои курси шифоуа мавзуъуо, намунауои гуфтор, вожагонро интихоб кардан лозим аст, зеро интихоби дурусти маводи забона барои оцилона ба роу мондани амалияи нутц дар дарсуои забони хорица кумак мекунад. Ба ацидаи онуо, азхудкунии нутци шифоуа тацрибаи оцилонаи муташаккилро талаб мекунад ва дар асоси тацрибаи омузгории худ дар донишгоу муаллифон дар бораи интихоби мундарицаи таълим, гузоштани маруилауои муайяни азхудкунии нутц ва тауияи системаи машцуо мубодилаи афкор мекунанд.

Key-words: the foreign language, education content, oral speech, preparatory course, initial stage, selection, organization, university

When teaching FL to the students at the initial stage, it is important to organize an oral preparatory course for prepare them to the following more difficult stages. The authors of the article underscore that for an oral course it is necessary to select topics, speech patterns, vocabulary, because the selection of the language material renders help to rationalize the speech practice at the lessons. In conformity with the authorsл opinion, in order to master oral speech a rationally organized practice is needed, therefore proceeding from their own experience they share an opinion on the selection of the education content, the setting of certain stages in the mastery of speech and the development of an exercise system as well.

Как правило, при изучении иностранного языка на начальном этапе языкового вуза к требованиям по владению устной речью относятся следующие умения обучаемых:

1) строить логически верное связное высказывание;

2) устно конструировать краткую, но содержательную информацию;

3) вести вопросно-ответную форму беседы;

4) понимать иноязычную речь.

Данные умения способствуют правильной организации коммуникации на иностранном языке, на что и направлена основная цель обучения устной иноязычной речи, ведь, как известно, практическая цель заключается в обучении студентов ведению общения на иностранном языке (формирование их речевых умений в речи), а фундамент практического овладения языком, на основе которого они смогут дальше осваивать изучаемый язык, закладывается именно на начальном этапе языкового вуза.

Ведущим методическим принципом, способствующим овладению устной речью на иностранном языке, является принцип функциональности, который заключается в том, что при обучении аудированию, говорению и чтению учитывается специфика функционирования каждого вида речевой деятельности и каждого языкового явления в процессе общения.

Другим методическим принципом является устная основа обучения, определяющая последовательность внедрения языкового материала в процесс обучения. Это значит, что языковой материал, предназначенный для употребления в устной речи, вначале усваивается устно, а затем уже включается в тексты для чтения. Опираясь на данный принцип, обучение чтению необходимо строить на базе устной речи и на языковом материале, усвоенном в устной форме. В начале обучения студенты еще не могут вести разговор на любую тему, и, учитывая данное обстоятельство, преподаватель должен разработать определенную тематику для беседы на иностранном языке в соответствии с языковым опытом обучаемых.

В целях достижения практической цели обучения, т.е. научить обучаемых, важно отобрать материал, подлежащий овладению устной речью, необходимый для совершенствования правильными нормами изучаемого языка, которые употребительны в беседе на обсуждаемую тематику с помощью необходимой лексики. Отсюда следует, что здесь нужен серьезный и обдуманный подход к отбору соответствующих речевых образцов.

Но следует отметить, что при отборе языкового материала синонимические средства следует исключать. Поэтому в процессе нашей работы по возможности исключаются те слова и фразеологические сочетания, которые имеют схожесть в детерминации значения. Например, при отборе грамматического материала не все видовременные формы глагола включаются в минимум для устной речи, а только часто употребляемые, т.к. их можно использовать в любой речевой ситуации.

Отбирая минимум языкового материала для устной речи и определяя соответствующую тематику, необходимо ограничивать и определенный речевой материал. Здесь важно иметь в виду, что, определяя темы устной речи, нужно решать следующие вопросы:

1) место темы учебного процесса;

2) одноразовость обучения темы (напр.: распределение по годам обучения);

3) структура темы;

4) выход темы в коммуникацию.

Из всех критериев наиболее важным является специфика цели темы, выхода темы в коммуникацию, место и структура, а остальные являются произвольными (свободными).

Есть основание различать три типа тем устной речи, которые радикально отличаются друг от друга по всем основным критериям:

1 тип: направленная преимущественно на реальную речевую коммуникацию (культурно-бытовые темы);

2 тип: направленная преимущественно на овладение лексикой (условно-речевая коммуникация на бытовые темы);

3 тип: направленная преимущественно на овладение лексикой и чтением.

Естественно, при такой постановке вопроса можно только представить себе то, что примерно сможет сказать студент в данной ситуации, какие фразы он будет использовать. Например, предложения наподобие My brother goes to school. I go to the University. My father goes to my grandparents' и т.д., составляются по одному и тому же образцу, но поскольку их варианты могут варьироваться, студенты могут взять любое подлежащее; а вместо глагола to go они могут использовать другие слова (например, to walk); также можно употребить разные варианты обстоятельства места (т.е. направление - в школу, в университет, к дедушке, в Душанбе, на Республиканскую олимпиаду); можно также по-разному озвучивать такие фразы, фокусировать интонацию на определенные их части. Последнее также имеет важное значение, т.к. устная речь

богата особыми выразительными средствами, свойственными только ей, такими как: ударение, интонация, паузы, мимика, жесты, ускорение, замедление темпа речи, понижение или повышение голоса.

Нужно отметить, что некоторые российские педагогические коллективы уже разработали собственные разновидные методы и технологии по обучению устной речи иностранного языка в вузе. Для примера можно назвать Российский госпедуниверситет им. А.И.Герцена (7,24), Карельский госпедуниверситет (8,24), Томский госпедуниверситет (9,20) и др.

В настоящее время на факультете иностранных языков ГОУ «ХГУ имени академика Б.Гафурова» работа по отбору и установлению последовательности овладения речевыми образцами также ведется по различным направлениям (4,596),(5,455), где отбираются образцы (1,96), (2,96) для использования в речи.На практических занятиях обучаемые знакомятся и практикуют в устной речи определенные фразы и слова в процессе коммуникативно-направленных дидактических заданий, в ходе систематического общения с преподавателем, с другими студентами, а также во время проведения внеаудиторной самостоятельной работы, на вечерах, инсценировках, декламациях.Этот опыт работы освещен в книге «Подготовка учителей иностранных языков в Северном Таджикистане: история, развитие и перспективы» (3,600).

На сегодняшнем этапе преподавания английского языка в вузах Таджикистана обучению студентов устной речи придаётся приоритетное значение, т.к. согласно принятой Правительством Государственной программе совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года (6), именно такой вид речевой деятельности, как говорение, должен соответствовать уровню владения устной речью носителем изучаемого языка.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что при обучении иностранному языку на начальной стадии важно организовать устный вводно-коррективный курс, предшествующий основному этапу обучения, но данный этап должен проводиться в рамках определенной темы, отобранных речевых образцов, словарного минимума.

Основное значение для развития устной речи имеет овладение необходимыми речевыми образцами на начальном этапе (1-11 курс). Однако, помимо упражнений в использовании отдельных речевых образцов, нужно также учить студентов пользоваться речевыми образцами в сочетании друг с другом.

Далее (Ш-1У курс) оперированию различными образцами речи учат тексты, но такие, конечно, которые построены на необходимых моделях и соответствуют установленной тематике (4,596), (5,455). Специально для этой цели составленные тексты выступают в качестве материала для наиболее сложных, творческих упражнений.

«Еще одно противопоставление, важное в системе упражнений для развития устной речи, -это противопоставление подготовительных к речи и собственно речевых упражнений» (10,74). Здесь вслед за Е.И. Пассовым речевые упражнения мы называем коммуникативными.

При выполнении подготовительных упражнений осваиваются нужные для беседы по той или иной теме речевые образцы, отрабатывается языковой материал. Они способствуют накоплению и подготовке материала к использованию в речи.

Примером таких упражнений могут служить следующие:

• построить вопросительное предложение с помощью разрозненных слов;

• перестроить повествовательное предложение в вопросительное;

• перевести вопросительное предложение с таджикского языка на английский и др.

Преподаватели специальных кафедр факультета (кафедра фонетики и лексикологии

английского языка, кафедра перевода и грамматики английского языка, кафедра теории и практики английского языка) используют следующие виды работы на данном этапе: рассказать что-либо по картинке, слайду, просмотренному видеоролику, используя фразы из текстов; упорядочить данные фразы в той последовательности, в которой дана наглядность; поставить вопросы и дать на них ответы по увиденному; составить рассказ по увиденному (или используя прочитанный текст); составить рассказ по увиденному вне связи с прочитанным текстом.

Составляя такой рассказ, студенты начального этапа могут конструировать новое по содержанию высказывание на изучаемом языке на основе подготовленного материала. Но нужно отметить, что видеоматериалы (учебные видеоролики, видеофайлы из Интернета, видеоновости и др.) обладают еще одним преимуществом над другими видами наглядности (картинками, графическими изображениями, таблицами и др.) - они стимулируют интерес, возбуждают эмоциональность к выполнению заданий, возможность сочетать действия и события с увиденным и текстом об этих событиях. Поэтому на занятиях по специальным

дисциплинам в языковом вузе (практический курс языка, фонетика, грамматика) все чаще и больше используются видеоматериалы для обучения устной речи. По просмотренному материалу опытный педагог может вызвать интерес студентов на проведение бесед по интересным темам. Для обучаемых такие разговоры могут быть вполне внезапными, а речь -неподготовленной. Но, несмотря на это, студенты уже могут в определенной степени высказать свою точку зрения по увиденному, т.к. на этапе использования подготовительных к речи упражнений они уже научились вести такой разговор, использовать нужные образцы речи.

В качестве наглядного примера работы с отобранным языковым материалом, способствующим развитию устной речи, приведем примеры заданий и упражнений по теме «Painting» (Изобразительное искусство), используемых при самостоятельной работе со студентами III курса языкового факультета с таджикским языком обучения (здесь имеется в виду самостоятельная работа студентов, проводимая под руководством преподавателя в аудитории в рамках кредитной системы обучения, внедряемой в вузы республики). Необходимо отметить, что проведению описанной ниже работы предшествовал устный подготовительный курс, внедренный в процесс обучения на I и II курсе. На занятии используется видеофильм, а также текст рассказа «The last leaf».

1. Watch the film "The Last Leaf' by O. Henry [https://www.youtube.com/watch?v=4X7IjNyDETE].

2. Give a brief summary of the movie in oral form.

3. Find the Tajik equivalents to the following words and phrases.

4. Answer the following questions.

5. Learn the new vocabulary and use it in your speech.

6. Paraphrase the italicized parts of the following sentences and make some sentences with them.

7. Find in column В the opposite for column A.

8. Make up a plan of the story so that the words below come under the definite items of the plan. Retell the story according to your plan.

9. Tell the story as if you were: a) the doctor; b) Johnsy; c) Sue.

10.Quote some sentences from the story to prove that: a) Sue is worried about her sick friend; b) Johnsy's fancy has gone

11. Make up a dialogue between: a) Sue and the doctor; b) Sue and the painter.

12.Find the words and expressions pertaining to old Behrman. Make his character sketch.

13.Tell the verbs indicating how the speaker feels...

14.Choose one of the topics for discussion and essays.

Практика работы c данным текстом и видеофильмом показывает, что устную речь следует понимать не только как повод вести коммуникацию, но и как специфическое средство выражения мыслей. Особенности устной разговорной речи объясняются тем, что она по своей природе диалогична, а взаимный характер общения обеспечивает ситуативность, лаконизм (краткость) и особый отбор лексики. Устная речь-отражение в речевой практике видения студента определенной области окружающей человека действительности. Любой речевой акт имеет тематическую индикацию (направление), и беседа людей может быть однотемной и многотемной.Исходя из этого, мастерство преподавателей вуза заключается в том, что они должны ставить студентов в связанные с жизнью разнообразные по содержанию, задачам и тематике речевые ситуации, чтобы отобранные темы были интересными, спонтанными, неподготовленными и вызывали у студентов интерес к разговору.При выражении устного высказывания студенты в конкретной степени должны выражать собственную точку зрения, т.к. на рубеже выполнения подготовительных упражнений они уже научились проводить подобные беседы, применять нужные речевые образцы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллаева,М.А.Лексический минимум по английскому языку для студентов I курса. Уч. пособие для студентов языковых вузов/М.А.Абдуллаева.-Худжанд,«Меъроч»,2020. - 96 с.

2. Абдуллаева, М.А. Лексический минимум по английскому языку для студентов II курса. Уч. пособие для студентов языковых вузов/М.А.Абдуллаева.-Худжанд, «Меъроч», 2020. - 96 с.

3. Абдуллаева, М.А. Подготовка учителей иностранных языков в Северном Таджикистане: история, развитие и перспективы/М.А.Абдуллаева.- Худжанд, «Меъроч», 2016. - 600 с.

4. Абдуллаева, М.А., Бойматов А. English I. Учебник для студентов языковых вузов/ М.А.Абдуллаева, А.Бойматов.- Худжанд, «Меъроч», 2018. - 596 с.

5. Абдуллаева, М.А., Бойматов А. English II. Учебник для студентов языковых вузов/М.А. Абдуллаева, А.Бойматов.-Худжанд, «Меъроч», 2019. - 455 с.

6. Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на период до 2030 года от 30 августа 2019 года, №438. http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=134849

7. Ерёмина, Л.Я. Оптимизация обучения иноязычной устной речи на начальном этапе языкового вуза на основе компетентностного подхода: Немецкий язык как второй иностранный при первом английском. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 -/Л.Я. Ерёмина.- Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.

8. Землянская, Н.В. Обучение устной речи студентов с низким уровнем подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08-/Н.В. Землянская, Петрозаводск, 2009. - 24 с.

9. Куимова, М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: Английский язык, неязыковой вуз. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /М.В.Куимова-Ярославль, 2005. - 20 с.

10.Цетлин, В.С. Об обучении устной речи на иностранном языке /В.С. Цетлин//Иностранные языки в школе. 1962,№1-С.74-75

REFERENCES:

1. Abdullaeva, M.A. Lexical Minimum in English for first-Year Students. Manual for students of language universities. - Khujand: Meroj, 2020. - 96 p.

2. Abdullaeva, M.A. Lexical Minimum in English for second-Year Students. Manual for students of language universities. - Khujand: Meroj, 2020. - 96 p.

3. Abdullaeva, M.A. Foreign Language Teachers Training in Northern Tajikistan: History, Development and Prospective. - Khujand: Meroj, 2016. - 600 p.

4. Abdullaeva M.A., Boymatov A. English I. Manual for students of language universities. - Khujand, 2018. - 596 p.

5. Abdullaeva, M.A., Boymatov A. English II. Manual for students of language universities. -Khujand, 2019. - 455 p.

6. The State Program for Improving Teaching and Learning Russian-English Languages in Tajikistan Republic for the Period until 2030. August 2019, No. 438. http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=134849

7. Yeryomina, L.Y. Optimization of Teaching Foreign Language Oral Speech at the Initial Stage of a Language University Based on a Competent Approach: German as the second foreign language in the first English: synopsis of candidate dissertation in pedagogy:13.00.02-St.Petersburg,2005.- 24 p.

8. Zemlyanskaya, N.V. Teaching Oral Speech of Students with a Low Level of Training in a Foreign Language in Non-Language Universities: ynopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.08 -Petrozavodsk, 2009. - 24 p.

9. Kuimova, M.B. Teaching Oral Monological Speech Based on Authentic Written Text: English, Non-Linguistic University: synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02 - Yaroslavl, 2005. - 20 p.

10. Tsetlin, V.S. On Teaching Oral Speech in a Foreign Language // Journal: Foreign Languages at School. 1962, No.1 - P. 74 - 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.