Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / одаренный ученик / проектная работа / портфолио / активизация творческого потенциала / этапы работы / фотопрезентация. / creative abilities / talented pupil / the project work / portfolio / the activation of creative potential / the stages of work / photopresentation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Дарья Алексеевна

в данной статье рассматривается проектная работа с одаренными детьми. Также данная статья содержит информацию об особых уровнях поисковой деятельности одаренного ученика и представлен подробный процесс работы над проектом и развития творческих способностей одаренного ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MENTORING WORKING WITH TALENTED CHILDREN

this article is shown the project work with talented children. This article also contains information about the special levels of search activity of a talented pupil and provides a detailed process of working on the project and developing the creative abilities of a talented pupil.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

ВАЖНОСТЬ ОКАЗАНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ

ДЕТЬМИ Чумакова Д.А.

Чумакова Дарья Алексеевна - учитель иностранных языков, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ЦО-СШ№22»,

г. Старый Оскол

Аннотация: в данной статье рассматривается проектная работа с одаренными детьми. Также данная статья содержит информацию об особых уровнях поисковой деятельности одаренного ученика и представлен подробный процесс работы над проектом и развития творческих способностей одаренного ученика.

Ключевые слова: творческие способности, одаренный ученик, проектная работа, портфолио, активизация творческого потенциала, этапы работы, фотопрезентация.

THE IMPORTANCE OF MENTORING WORKING WITH TALENTED CHILDREN

Chumakova D.A.

Chumakova Daria Alekseevna - teacher of foreign languages, Municipal budgetary educational institution "EC-Secondary school No. 22",

Stary Oskol

Abstract: this article is shown the project work with talented children. This article also contains information about the special levels of search activity of a talented pupil and provides a detailed process of working on the project and developing the creative abilities of a talented pupil.

Keywords: creative abilities, talented pupil, the project work, portfolio, the activation of creative potential, the stages of work, photopresentation.

УДК 37.01

С внедрением ФГОС перед учителями встают новые задачи, которые предполагают и новые результаты школьного образования. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем [6, с. 10].

Одаренные дети должны быть вовлечены в разнообразные лабораторные исследования с применением экспериментальных компонентов, а также это могут быть различные занятия с использованием подготовленных заранее материалов и инструментов для творчества, мероприятия соревновательного характера, в ходе которых одаренные дети научатся создавать собственные поделки, осознавать и осваивать что-нибудь необычное и новое [6, с. 5].

Проект для одаренного учащегося - это возможность делать что-то интересное, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат [5, с. 16].

Многочисленные исследования показывают общую схему проекта, которая может быть представлена следующим образом: Поставить цель - запланировать - реализовать. По мнению Сергеева М.С, основные этапы разработки индивидуального проекта включают в себя «пять П» [5, с. 44]:

1) проблема;

2) планирование;

3) поиск необходимой информации;

4) продукт;

5) презентация полученных результатов [5, с. 45].

Однако важно понимать, что портфолио также может быть включено в данный список и быть шестым «П» проекта. Портфолио - это прежде всего папка, в которой собраны все рабочие информативные результативные материалы сделанного проекта. Среди них можно выделить: черновые заготовки или наброски, этапы работы, отчетные материалы, результаты исследований и анализа проделанной научной работы, различные схемы и заготовленные рисунки, возможные фотографии, учебный вариант проекта для дальнейшей презентации на электронном носителе [5, с. 23].

Рассмотрим основные этапы проектной исследовательской работы, применение каждого этапа в практических целях при осуществлении творческой поддержки одаренного ученика [3, с. 60].

Уровни поисковой деятельности одаренного ученика:

1) подготовительный уровень включает в себя создание творческой атмосферы в коллективе, устремление одаренных учеников на поиск необходимой информации, отбор и выявление проблемы, которая отвечает направлению проектного исследования и постановка гипотез, которые помогут одаренному ученику наиболее творчески подойти к работе над проектом;

2) организационный уровень включает в себя планирование конкретной деятельности, выбор верных и направленных на творчество методов работы, поиск и накопление источников, подходящих для исследования, а также организация творческих групп или команд [3, с. 60];

3) промежуточный уровень характеризуется активным процессом работы над творческим научным проектом, промежуточной проверкой произведенной деятельности одаренных участников проекта, консультацией с учителем, подготовка к защите проектной творческой работы;

4) оценочный уровень характеризуется представлением результатов, защитой проекта участниками творческой деятельности, оцениванием результатов и проделанной работы, выявлением позитивных, успешных и неудачных моментов, обсуждением перспектив и вероятных творческих тем и направлений для будущих исследовательских проектов.

Рассмотрим подробнее процесс работы над проектом. Существует несколько этапов:

1. Организационный этап включает в себя начальный этап работы над проектом.

Начальный этап работы над проектом можно охарактеризовать как введение и обсуждение темы, которая предлагается на обычном уроке и параллельно дается базовая лексика, грамматика. Также дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тематика проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для одаренных учащихся. Следует учитывать, что не все одаренные учащиеся легко включаются в творческую работу над проектом. Важно отметить тот факт, что нельзя предлагать задание, которое одаренный ученик не может выполнить [1, с. 405].

Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый одаренный участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной лингвистической темой и поддержать в выборе данной конкретной темы, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты для защиты. [1, с. 404].

На начальном этапе очень важно не только определить тему и окончательную цель проекта, но и также необходимо подготовить все возможные материалы для успешного проведения проектной деятельности [2, с. 32].

1) правильно определить временные рамки;

2) решить какие материалы и литература, в том числе иностранные издания, могут быть использованы одаренными учениками;

3) обсудить план написания творческой работы и создания наглядных примеров и иллюстрации, схем, рисунков, фотоматериалов;

4) выбрать подходящий способ оформления и защиты презентации полученных результатов;

5) обсудить, а затем и составить поэтапный план работы над творческим проектом [2, с. 33].

Следует подчеркнуть, что в работе над творческим проектом на начальных этапах одаренные дети:

1) осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника или учебно-методического комплекса по иностранному языку;

2) пишут творческие письменные работы, которые надо составить в курсе образовательной программы;

3) выполняют лингвистические, творческие упражнения в рабочей тетради.

4) работают над собственным сочинением [5, с. 47].

Одаренным ученикам можно предложить вопросы, тезисы или план, по которым можно написать небольшую по объему творческую работу на иностранном языке. Следует отметить, что и сами вопросы, их значение и последовательность также обговариваются с одаренными учащимися [1, с. 404].

2. Выполнение проекта

Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Такая деятельность дает возможность применить пройденные грамматические явления и структуры. Таким образом, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса [4, с. 406].

3. Презентация. Использование компьютера и современных технологий придает проекту достаточную наглядность и мобильность.

4. Подведение итогов проектной работы. Итог проектной работы предусматривает анализ и выбор лучшей работы.

Таким образом, учителю иностранного языка необходимо создавать условия для проявления у одаренных детей интереса к исследовательской деятельности и всесторонне поддерживать стремление к различным творческим программам, самообразованию и применению полученных поисковых знаний и умений в практическом обучении и исследовании. Именно поэтому учитель-наставник должен осуществлять поддержку талантливых детей, поощрять их желание к проектной и поисковой деятельности и быть готовым помочь в реализации исследовательской работы [5, с. 22].

Список литературы /References

1. Ахраменко Е.В. Проект на уроке постепенно английского языка // Молодой ученый / Е.В. Ахраменко. -2013. - № 12. - С. 404-406.

2. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО / Н.Н. Давыдова.- 2010.- № 8 - С.32-42.

3. Дворжецкая Л.В. Метод проектов и поликультурное воспитание на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности// Образование личности / Л.В. Дворжецкая. - 2012. - № 4. - С. 60-62.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2005.- 112с.

5. Сергеев М.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / М.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2011. - 80 с.

6. Фоменко С.Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетентностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО / С.Л. Фоменко. -2010.- № 11- С.3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.