Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
творческие способности / одаренный ученик / проектная работа / портфолио / активизация творческого потенциала / этапы работы / фотопрезентация. / creative abilities / talented pupil / the project work / portfolio / the activation of creative potential / the stages of work / photopresentation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Д.А.

В данной статье рассматривается проектная работа с одаренными детьми. Также данная статья содержит информацию об особых уровнях поисковой деятельности одаренного ученика. А также в статье представлен подробный процесс работы над проектом. Важно упомянуть, что для развития творческих способностей одаренного ученика необходимо качественная педагогическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумакова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is shown the project work with talented children. This article also contains information about the special levels of search activity of a talented pupil. Also it provides a detailed process of working on the project. It is necessary to mention that developing the creative abilities of a talented pupil needs a professional pedagogical preparation.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ»

УДК 37.01

Чумакова Д.А. учитель иностранных языков МБОУ «ЦО-СШ №22» Россия, г. Старый Оскол

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается проектная работа с одаренными детьми. Также данная статья содержит информацию об особых уровнях поисковой деятельности одаренного ученика. А также в статье представлен подробный процесс работы над проектом. Важно упомянуть, что для развития творческих способностей одаренного ученика необходимо качественная педагогическая подготовка.

Ключевые слова: творческие способности, одаренный ученик, проектная работа, портфолио, активизация творческого потенциала, этапы работы, фотопрезентация.

Chumakova D.A. teacher of foreign languages MBEI "EC-Secondary school No. 22"

Russia, Stary Oskol

THE CONDITIONS FOR THE SUCCESSFUL PREPARATION OF PUPILS FOR THE DEFENSE OF INDIVIDUAL SCIENTIFIC WORK

Abstract. This article is shown the project work with talented children. This article also contains information about the special levels of search activity of a talented pupil. Also it provides a detailed process of working on the project. It is necessary to mention that developing the creative abilities of a talented pupil needs a professional pedagogical preparation.

Keywords: creative abilities, talented pupil, the project work, portfolio, the activation of creative potential, the stages of work, photopresentation.

С внедрением ФГОС перед учителями встают новые задачи, которые предполагают и новые результаты школьного образования. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем [6, с.10].

Одаренные дети должны быть вовлечены в разнообразные лабораторные исследования с применением экспериментальных

компонентов, а также это могут быть различные занятия с использованием подготовленных заранее материалов и инструментов для творчества, мероприятия соревновательного характера, в ходе которых одаренные дети научатся создавать собственные поделки, осознавать и осваивать что-нибудь необычное и новое [6, с. 5]. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, становится одной из приоритетных задач системы образования. Развитию творческих способностей, как составляющему компоненту одаренности, посвящены работы Д. Б. Богоявленского, Л. А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности. Однако существующая проблема развития одаренности детей с повышенным креативным и сильно-развитым умственным потенциальным запасом в полной мере и степени пока не находит своего решения. Сложности заключаются в отличительных особенностях работы с одаренными детьми [4, с. 48].

Следует отметить некоторые проблемы, возникающие во время работы с одаренными детьми:

1) психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных

детей;

2) оказание методической и практической помощи родителям способных детей;

3) совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков детей [4, с. 90].

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека. Поэтому раскрытие его творческих способностей можно считать главной и основной целью современного инновационного образования и воспитания в целом [4, с. 38].

В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности может быть представлена проектно-исследовательская деятельность учащихся. [4, с. 56].

Проект для одаренного учащегося - это возможность делать что-то интересное, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат [5, с. 16].

Многочисленные исследования показывают общую схему проекта, которая может быть представлена следующим образом: Поставить цель -запланировать - реализовать. По мнению Сергеева М.С, основные этапы разработки индивидуального проекта включают в себя «пять П» [5, с. 44]:

1) проблема;

2) планирование;

3) поиск необходимой информации;

4) продукт;

5) презентация полученных результатов [5, с. 45].

Однако важно понимать, что портфолио также может быть включено в данный список и быть шестым «П» проекта. Портфолио - это прежде всего папка, в которой собраны все рабочие информативные результативные материалы сделанного проекта. Среди них можно выделить: черновые заготовки или наброски, этапы работы, отчетные материалы, результаты исследований и анализа проделанной научной работы, различные схемы и заготовленные рисунки, возможные фотографии, учебный вариант проекта для дальнейшей презентации на электронном носителе [5, с. 23].

Рассмотрим основные этапы проектной исследовательской работы, применение каждого этапа в практических целях при осуществлении творческой поддержки одаренного ученика [3, с. 60].

Уровни поисковой деятельности одаренного ученика:

1) подготовительный уровень включает в себя создание творческой атмосферы в коллективе, устремление одаренных учеников на поиск необходимой информации, отбор и выявление проблемы, которая отвечает направлению проектного исследования и постановка гипотез, которые помогут одаренному ученику наиболее творчески подойти к работе над проектом;

2) организационный уровень включает в себя планирование конкретной деятельности, выбор верных и направленных на творчество методов работы, поиск и накопление источников, подходящих для исследования, а также организация творческих групп или команд [3, с. 60];

3) промежуточный уровень характеризуется активным процессом работы над творческим научным проектом, промежуточной проверкой произведенной деятельности одаренных участников проекта, консультацией с учителем, подготовка к защите проектной творческой работы;

4) оценочный уровень характеризуется представлением результатов, защитой проекта участниками творческой деятельности, оцениванием результатов и проделанной работы, выявлением позитивных, успешных и неудачных моментов, обсуждением перспектив и вероятных творческих тем и направлений для будущих исследовательских проектов.

Рассмотрим подробнее процесс работы над проектом. Существует несколько этапов:

1. Организационный этап включает в себя начальный этап работы над проектом.

Начальный этап работы над проектом можно охарактеризовать как введение и обсуждение темы, которая предлагается на обычном уроке и параллельно дается базовая лексика, грамматика. Также дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тематика проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для одаренных учащихся. Следует учитывать, что не все одаренные учащиеся легко включаются в творческую работу над проектом.

Важно отметить тот факт, что нельзя предлагать задание, которое одаренный ученик не может выполнить [1, с. 405].

Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый одаренный участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной лингвистической темой и поддержать в выборе данной конкретной темы, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты для защиты. [1, с. 404].

На начальном этапе очень важно не только определить тему и окончательную цель проекта, но и также необходимо подготовить все возможные материалы для успешного проведения проектной деятельности [2, с. 32].

1) правильно определить временные рамки;

2) решить какие материалы и литература, в том числе иностранные издания, могут быть использованы одаренными учениками;

3) обсудить план написания творческой работы и создания наглядных примеров и иллюстрации, схем, рисунков, фотоматериалов;

4) выбрать подходящий способ оформления и защиты презентации полученных результатов;

5) обсудить, а затем и составить поэтапный план работы над творческим проектом [2, с. 33].

Следует подчеркнуть, что в работе над творческим проектом на начальных этапах одаренные дети:

1) осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника или учебно-методического комплекса по иностранному языку;

2) пишут творческие письменные работы, которые надо составить в курсе образовательной программы;

3) выполняют лингвистические, творческие упражнения в рабочей тетради.

4) работают над собственным сочинением [5, с. 47].

Одаренным ученикам можно предложить вопросы, тезисы или план, по которым можно написать небольшую по объему творческую работу на иностранном языке. Следует отметить, что и сами вопросы, их значение и последовательность также обговариваются с одаренными учащимися [1, с. 404].

2. Выполнение проекта

Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Это самый кропотливый и продолжительный по времени этап работы над проектом - сбор информации - обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Одаренный

ученик самостоятельно решает следующие вопросы: ограничиться ли одним учебником по иностранному языку, который уже знаком ученику или познакомиться с другими учебниками и учебно-методическими пособиями.

Ахраменко Е.В. считает, что очень часто талантливые ребята обращаются к дополнительным источникам информации. Например, они могут использовать словари, специализированную литературу, энциклопедические справочники, Интернет-источники, англоязычные справочники и веб-сайты), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное [1, с. 405].

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление творческого результата (фотопрезентация, рисунок, аппликация или сочинение. Одаренным учащимся предоставляется возможность использовать иностранный язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими талантливыми учениками, обсуждаются промежуточные результаты, исправляются ошибки в употреблении лингвистических речевых единиц. Такая деятельность дает возможность применить пройденные грамматические явления и структуры. Таким образом, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса [1, с. 406].

3. Презентация. Использование компьютера и современных технологий придает проекту достаточную наглядность и мобильность. Талантливые ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Некоторые учащиеся создают компьютерные презентации. Но, к сожалению, у нас не всегда есть возможность использовать компьютер на уроках.

4. Подведение итогов проектной работы. Итог проектной работы предусматривает анализ и выбор лучшей работы.

Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке [5, с. 21].

Проектная методика обеспечивает не только крепкое усвоение учебного материала по иностранному языку, но и интеллектуальное и нравственное развитие одаренных обучающихся, их самостоятельность, творческий потенциал, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, общительность, желание помочь окружающим. [5, с. 34].

Таким образом, учителю иностранного языка необходимо создавать условия для проявления у одаренных детей интереса к исследовательской деятельности и всесторонне поддерживать стремление к различным творческим программам, самообразованию и применению полученных поисковых знаний и умений в практическом обучении и исследовании. Именно поэтому учитель-наставник должен осуществлять поддержку талантливых детей, поощрять их желание к проектной и поисковой деятельности и быть готовым помочь в реализации исследовательской работы [5, с. 22].

Использованные источники:

1) Ахраменко, Е.В. Проект на уроке постепенно английского языка// Молодой ученый / Е.В. Ахраменко. - 2013. - № 12. - С. 404-406.

2) Давыдова, Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО /Н.Н. Давыдова. - 2010.- № 8 - С.32-42.

3) Дворжецкая, Л.В. Метод проектов и поликультурное воспитание на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности// Образование личности / Л.В. Дворжецкая. - 2012. - № 4. - С. 60-62.

4) Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2005.- 112с.

5) Сергеев, М.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / М.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2011. - 80 с.

6) Фоменко, С.Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетентностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО / С.Л. Фоменко. - 2010.- № 11-С.3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.